«Гул за гулом. Вал за валом. В нас вошла слепая радость …» Выставка-спектакль «Я — Айвазовский» в ARTPLAY читать ~4 мин.
МОСКВА. В Центре дизайна ARTPLAY открылась мультимедийная выставка «Я — Айвазовский».
Подробная информация — на официальном сайте выставки:
http://i-aivazovsky.com/
Выставка-спектакль «Я — Айвазовский», посвящённая 200-летию великого мариниста, — очередной проект Центра дизайна ARTPLAY. Она открылась 8 сентября и завершит работу 8 декабря. Получасовая программа демонстрируется в рамках безостановочного цикла. Мультимедийный «Айвазовский» — триумвират прекрасной живописи, шедевров классической музыки и слова. О магической природе синтеза искусств немало могли бы рассказать Микалоюс Чюрлёнис, работы которого художник Остроумова-Лебедева называла музыкой, прикреплённой красками к холсту, Вагнер, проповедовавший концепцию всеобщего произведения (Gesamtkunstwerk), да и сам Иван Константинович — художник и скрипач-самоучка. В треклисте выставки — Una Furtiva Lagrima Доницетти, Oboe Concerto in D Minor, S. Z799, Морриконе, Уильямс (основная музыкальная тема оскароносного «Списка Шиндлера») — произведения, создающие в зале уникальную, пронзительную атмосферу. В «Айвазовском» впервые и очень успешно прошёл «тестирование» театральный компонент. Выбор Гармаша на роль Айвазовского, — большая удача проекта. Возникает иллюзия, что в диалоге с Лянкой Грыу, его визави на экране, участвует не импровизирующий на заданную сценаристами тему известный актёр, а сам великий художник, неспешно «разматывающий» клубок своей жизни. В окружении огромных экранов посетитель выставки неожиданно ощущает себя в центре морской стихии, вспоминая мандельштамовские строки о влажном ветре, бьющем в лицо солёным покрывалом. Солёный вкус моря ощущал когда-то на выставке Айвазовского и Карл Брюллов.
Для тех, кто ассоциирует фамилию Айвазовский лишь с хрестоматийным «Девятым валом», откровением станет не только огромное количество написанных им картин (более шести тысяч), но и его биография. Исключительный талант Ованесса Айвазяна, выходца из армянской семьи, которого все знают как Ивана Константиновича Айвазовского, был очевиден с самого начала. Академию художеств он окончил не по стандартному графику, а раньше на два года. Свои «марины», в том числе и батальные, создавал большей частью по памяти. Иной способ сравнивал с копированием или фотографированием живой природы, не считая это признаком настоящего искусства.
Исключительную одарённость Айвазовского в плане зрительной памяти отмечал Брюллов. Успешный художник, обласканный почестями, наградами и высокими гонорарами, всю жизнь оставался патриотом и ангелом-хранителем любимой Феодосии. Благодаря усилиям и средствам Ивана Константиновича в городе, испытывающем огромный дефицит пресной воды, появился водопровод. Его заслуга — строительство в родном городе железной дороги и крупного морского порта, открытие музея, библиотеки, школы искусств, картинной галереи, завещанной Феодосии. На могиле художника — слова о бессмертной памяти, которую заслужил своими бескорыстными делами смертный человек. На выставке представлены и собратья по жанру великого мариниста — Уинслоу Хомер (Winslow Homer), Теодор Гюден (Théodore de Gudin), Уильям Тёрнер (William Turner). Последний называл Айвазовского гением и посвятил ему поэтический панегирик.
История мультимедийных выставок в России, начавшаяся с оживления полотен Ван Гога, насчитывает всего три года. Интерес публики к подобному формату очевиден — сотни тысяч посетителей, восторженные отклики. Использование новых технологий, без которых не мыслит себя подрастающее поколение, — отличный способ познакомить его с серьёзной живописью. Те, у кого от одного только слова «музей» начинало сводить скулы, а само здание обходилось за километр, узнают о существовании великих художников и задумываются о посещении настоящей картинной галереи. Успех вопреки: отсутствию подлинных артефактов и скепсису профессионалов.
Мультимедийная выставка, по мнению главного куратора центра Яши Яворской, позволяет в подробностях рассмотреть любые фрагменты картин, что в реальности порой не представляется возможным из-за небольшого размера оригинала. Убедительная иллюстрация — предыдущая выставка Artplay Media «БОСХ. Ожившие видения». На полотнах одного из гениев Северного Возрождения — обилие персонажей и религиозных символов, требующих пристального и вдумчивого изучения. Гости творческого центра такую возможность получили. Реализация сложных проектов ARTPLAY MEDIA, посвящённых Микеланджело, обнажённой натуре великим модернистам, Босху, оказалась возможной благодаря внедрению новых технологий, оснащению демонстрационного зала проекторами последнего поколения и качественной аудиоаппаратурой, позволяющими достичь идеального изображения на огромных экранах и объёмности звука. ARTPLAY MEDIA предложил уникальный формат пространственного мультимедиа и спектакля.
Artplay — один из тех творческих кластеров, коих немало за рубежом и в крупных российских городах. Достаточно вспомнить Centquotre в Париже, Kunst-Werke в Берлине, лондонский Old Truman Brewery в Лондоне, The Mushroom work в Ньюкасле, «Артмуза» в Петербурге, столичный «Винзавод». Корпуса закрывшихся промышленных предприятий и заброшенные строения трансформируются в креативные пространства. Они становятся местом притяжения и материализованной мечтой о яркой, позитивной, вдохновляющей на творчество городской среде, привлекают множество туристов. Бывший «Манометр» превратился в радующий яркими красками арт-квартал с десятками дизайнерских и архитектурных мастерских, концертными площадками, кинотеатром, книжной лавкой, уютными кафе, галереями, десятками магазинов, детским развлекательно-образовательным центром. Место проведения биеннале современного и уличного искусства.
Елена Танакова © Gallerix.ru
- Выставка Айвазовского в Киевской картинной галерее
- В Краснодаре открылась выставка картин Айвазовского, посвященная юбилею живописца
- В Вологду привезли полотна Айвазовского и других художников-маринистов
- В галерее Айвазовского открыли выставку морских пейзажей Льва Богомольца
- Просвещение, исследование, духовные поиски на фестивале PERFORM
- Пейзажи Нэн Хувер из знаменитой коллекции Монтевидео
Комментирование недоступно Почему?