Виллем Кальф:
голландский художник натюрмортов, амстердамская школа читать ~5 мин.
Голландский художник натюрмортов Виллем Кальф был одним из старых мастеров амстердамской школы голландского реализма, который специализировался на роскошных банкетных сервизах, известных как Pronkstilleven – вид натюрморта, в котором были золотые, серебряные и стеклянные сосуды.
Яркость его красок свидетельствует о влиянии Яна Вермеера (1632-1675). Как и многие натюрморты этой эпохи, включая работы его современника Яна Давидса де Хема (1606-1683), картины Кальфа принадлежат к жанру, известному как живопись ванитас, но в целом можно сказать, что Кальф предпочитал писать искусство ради искусства, хотя и в соответствии с новой эстетикой искусства протестантской Реформации. Он всю жизнь совершенствовал своё ремесло, стремясь представить на холсте красоту. К концу своей карьеры он также стал дилером и оценщиком произведений изобразительного искусства. Среди его наиболее известных работ – Натюрморт с чашей наутилуса (1662). Он остаётся одним из великих голландских художников-реалистов XVII века.
Краткое описание искусства голландского Золотого века см: Голландская живопись XVII века (1600-1680).
Ранняя карьера
Кальф родился в Роттердаме в 1619 году, его отец был богатым торговцем тканями. О его ранней жизни известно немного, но есть предположение, что на Кальфа повлиял Франс Рейкхальс (1600-1647), местный художник, известный своими небольшими крестьянскими сценами, включавшими натюрморты с фруктами и овощами.
После смерти матери Кальф в 1641 году переехал в Париж, важный центр искусства барокко, где собирались многие фламандские художники того времени. О его раннем художественном образовании сохранилось мало сведений, но, возможно, в Париже он получал какие-то уроки. Ранние картины Кальфа – это в основном небольшие деревенские сцены интерьеров и несколько натюрмортов (например, Кухонный натюрморт, Галерея Старых мастеров, Дрезден). Даже в интерьерах заметна страсть Кальфа к натюрморту: обычно он располагал натюрморт на переднем плане на столах или на полу, а фигуры размывал на заднем плане. Хотя многие из его картин не датированы, или дата уже стёрлась, считается, что свою самую большую картину «Натюрморт с доспехами» (высотой около 2 метров) он написал, находясь в Париже.
Картины Vanitas
В 1651 году Кальф вернулся в Голландию и в 1653 году поселился в Амстердаме. Живопись натюрморта как самостоятельный жанр впервые расцвела в Нидерландах в начале 1600-х годов, хотя французские и немецкие художники, такие как Себастьен Стоскопф (1597-1657) и Джордж Флегаль (1566-1638), внесли свой вклад в это движение ещё раньше.
Хотя технически мотивы натюрмортов встречались в религиозном искусстве и иллюминированных манускриптах, только в XVII веке они были оценены как самостоятельный вид искусства. Натюрморты стали наделяться моральными посланиями благодаря работам «Ванитас» Жака де Гейна (1565-1629), Хармена ван Стенвика (1612-1656) и Абрахама ван Бейерена (1620-1690).
В картинах Vanitas использовались такие реквизиты, как черепа, кожура лимонов и гниющие фрукты, чтобы изобразить быстротечность жизни. Натюрморт с чашей наутилуса (1662, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид) – пример работы Кальфа, в котором в центре композиции натюрморта находится очищенный от кожуры лимон.
Натюрморт
Расцвет натюрморта в Северной Европе (в основном в Антверпене, Лейдене, Мидделбурге, Харлеме и Лейдене) был вызван формированием растущего среднего класса, у которого все больше денег появлялось на такие предметы, как масляная живопись.
В то время как цветочная живопись стала ассоциироваться с Антверпеном и Гаагой (Ян Брейгель Старший, 1568-1625), монохромные банкетные натюрморты стали специализацией лейденских художников, таких как Давид Бейли (1576-1624) и Ян Давидс де Хем. Амстердам тем временем становился городом, наполненным богатыми купцами, и эти купцы хотели показной демонстрации своего богатства. Кальф и ван Бейерен стали самыми важными практиками на рынке роскошной живописи, создавая высокореалистичные Pronkstilleven (демонстрационные) натюрморты. Они писали натюрморты с импортными экзотическими фруктами, дорогими турецкими коврами, китайским фарфором и серебряными и золотыми сосудами, изображёнными в сверкающей, бархатистой атмосфере.
Два примера работы Кальфа включают: «Натюрморт» (1653, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Натюрморт с акваманилом, фруктами и кубком наутилуса» (1660, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид). Его использование цвета перекликается с техникой кьяроскуро Рембрандта и цветовыми шкалами и техникой пуантилизма Яна Вермеера.
Пуантилизм – это декоративная техника, при которой на поверхности краски образуются узоры с помощью пробитых точек. Она похожа на гравировку или тиснение, но выполняется вручную и не врезается в поверхность, а лишь делает на ней вмятины. Первоначально пуантили использовались для украшения оружия, затем художники стали применять их для более реалистичного изображения металлических и фруктовых поверхностей.
Дилер изобразительного искусства
Кальф добился финансового успеха ещё при жизни, став одним из самых востребованных выразителей натюрморта и голландской реалистической жанровой живописи. Он создал большую студию, и когда та или иная живописная композиция становилась популярной, она копировалась и воспроизводилась множество раз его учениками. После 1680-х годов он, по-видимому, отложил кисть в сторону, чтобы сосредоточиться на покупке и продаже произведений искусства. Он умер в Амстердаме в 1693 году.
О ведущих представителях жанра «ванитас», известного как «куски завтрака» (ontbijt или ontbijtjes), критиковавшего человеческое обжорство и чувственное потакание, см: Виллем Клас Хеда (1594-1680) и Питер Клас (1597-1660).
Наследие
К XVIII веку золотой век голландской живописи закончился, и голландские натюрморты было трудно отличить от аналогичных работ фламандских, немецких и французских художников. Действительно, именно французские художники Жан-Батист Удри и Жан Шарден считаются наследниками голландской натюрмортной традиции XVIII века.
К XIX веку картины Кальфа были практически забыты, но когда в XX веке многие из них были восстановлены, его мастерство стали сравнивать с Вермеером и Рембрандтом, и он стал признан одним из лучших художников-натюрмортистов своей эпохи. Стоит вспомнить, что натюрморт традиционно считался бедным родственником таких жанров, как портрет или историческая живопись, потому что – якобы – натюрморт не мог быть проникнут глубоким моральным или этическим посланием. Однако Кальф (и другие) не только сумел наделить свои натюрморты значительной моралью, но и своей преданностью жанру показал, что одной красоты может быть достаточно – урок, ставший одной из основ современного искусства.
Натюрморты Виллема Кальфа можно увидеть во многих лучших художественных музеях Европы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?