Натюрморт читать ~9 мин.
В изобразительном искусстве термин «натюрморт» обозначает определённый жанр живописи, обычно состоящий из расположения предметов (традиционно цветов или кухонной утвари, но может быть включён почти любой предмет домашнего обихода), разложенных на столе.
Что такое натюрморт?
Этот термин является прямым переводом голландского слова «Stilleven», которое использовалось с 1656 г. для описания картин, ранее называвшихся просто «Фрукты» или «Цветы» или «Ontbijt» (кусок завтрака), «Bancket» (банкет) или «Pronkstilleven» (от голландского «пронк», означающего показуха), или, если с религиозным подтекстом, в соответствии с новой эстетикой протестантского искусства Реформации – живописью Ванитас.
Живопись натюрморта широко практиковалась в древнем мире, но впоследствии пришла в упадок и не возродилась в истории искусства как самостоятельный жанр до 16 века. Как следует из происхождения названия, натюрморт был особенно популярен на севере Европы, особенно в Голландии и Фландрии, среди художников позднего Северного Возрождения. Частично это было связано с последствиями Реформации в Северной Европе, которая привела к упадку религиозной живописи среди протестантских народов. Несмотря на это, в Италии (особенно в Неаполе) и Испании существовали влиятельные школы натюрморта, и, в меньшей степени, во Франции, хотя Шарден, возможно, был величайшим художником натюрмортов 18-го века, а Поль Сезанн 19-го века. Современные натюрморты могут содержать безграничный спектр современных предметов, от писсуаров до пивных банок.
Натюрморт как вид искусства
Новичкам натюрморты могут показаться довольно скучными по сравнению с насыщенными событиями историческими картинами, вызывающими воспоминания пейзажами или эмоциональными портретами. Однако, некоторые из величайших натюрмортов содержат сложные сообщения (повествования), заключённые в типе отображаемых объектов и их расположении. Таким образом, изучая натюрмортную композицию, имейте в виду, что отображаемые предметы могут быть символами, придавая изображению символическое значение. Хотя, как и пейзаж, натюрморт обычно не содержит человеческих форм, он так же способен передать политическое, моральное или духовное послание, как и наиболее сложные примеры исторической живописи. Это противоречило «официальной линии», которой придерживались сторонники академического искусства, которое поставило натюрморт на нижний уровень из пяти жанров, после истории, портретной живописи, жанровой живописи и пейзажа.
Виды натюрморта
Проще говоря, натюрморты можно разделить на четыре основные группы, включая:
❶ части цветов;
❷ завтрак или банкет;
❸ кусочки животных. Многие из этих работ выполнены исключительно для демонстрации технической виртуозности и рисовальных способностей художника. Или они могут быть написаны, чтобы передать особый взгляд на искусство (как в случае с докубистскими натюрмортами Поля Сезанна) или для демонстрации художественных эмоций (как в «жёлтых» этюдах Ван Гога).
Однако иногда художник может иметь в виду более сложное послание. Отсюда и последняя группа
❹ Символические натюрморты. Это более широкая категория, которая обозначает любой тип натюрморта с явным символическим повествованием, обычно религиозным или квазирелигиозным по своей природе. Конкретным примером такой символики является тип, известный как Ванитас (так называемые из Экклезиаста 12:8 «Суета сует, говорит проповедник, все суета»), которые содержат символические изображения (например, черепа, задутые свечи, песочные часы с текущим песком, часы, бабочки), чтобы напомнить зрителю быстротечность и банальность земной жизни. Однако символические образы могут быть более откровенно религиозными, включая хлеб в той или иной форме, вино, воду и другие неясные ссылки на Евхаристию, Страсти, Святую Троицу или Святых. Одним из величайших представителей этого жанра, процветавшего между 1620 и 1650 годами, был Хармен ван Стенвик (1612-1656) из школ Делфта и Лейдена.
История натюрморта
Искусство натюрморта не было редкостью в древнем мире. Фрески с натюрмортами были обнаружены в многочисленных египетских гробницах (предположительно, представленные продукты предназначались для употребления умершими в загробной жизни) и в римских домах, раскопанных в Геркулануме и Помпеях. См., например, «Прозрачную вазу с фруктами и вазы» (около 70 г. н.э.) неизвестного художника, найденную в Помпеях). Кроме того, искусство натюрморта действительно упоминается в древнегреческой легенде о Зевксисе и Парразиусе. Однако в средневековье после падения Рима (около 350 г.) натюрморты полностью исчезли, а появились снова уже только в эпоху раннего Возрождения, но просто как фон для религиозных картин или как предметы в интерьерах Яна Ван Эйка, а не как отдельный жанр.
Натюрморт после 1517 года: Северное Возрождение и голландский реализм
Самыми ранними записанными натюрмортами были «Заяц» (1502 г.) немецкого художника Альбрехта Дюрера и «Мёртвая птица» (1504 г.) художника-венецианца Якопо де Барбари, работавшего при дворах Германии и Голландии.
В 1520–1530 годах немецкий художник Ганс Гольбейн Младший (1497–1543) написал серию портретов, которые также включали натюрморты, дополненные моральными посланиями и символами в стиле Ванитас. См., например: Эразм Роттердамский (1523 г.), Дама с белкой и скворцом (1527–28 гг.); Купец Георг Гизе (1532 г.) и Послы (1533 г.).
Бесспорным мастером натюрморта в стиле барокко был антверпенский художник Франс Снайдерс, создавший такие шедевры, как «Сцена в кладовой со страницей» (около 1617 г.), «Кладовая» (около 1620 г.) и «Игровой киоск» (около 1625 г.). Работы Снайдерса были разработаны несколькими голландскими художниками-реалистами из школ Утрехта и Делфта, которые ещё больше отшлифовали жанр. Самое раннее датированное чисто флористическое произведение было выполнено в 1562 году немцем Людгером Томом Рингом.
То, что все эти события происходили во Фландрии, Голландии и Германии, не случайно. В результате Реформации – протестантского восстания против Римской церкви (около 1517 г.) – религиозная живопись в Северной Европе претерпела серьёзный упадок, что способствовало возрождению жанра натюрморта. Популярность масляной живописи на холсте в этих странах, которая позволила лучше проработать картину и, таким образом, улучшить детализацию, также помогла развитию жанра. Апогей натюрморта был достигнут в голландской живописи 17 века в стиле, известном как «голландский реализм», который считается наиболее реалистичным проявлением жанра. Он также предоставил средства для религиозного выражения, поскольку были введены символические моральные послания, которые ещё больше расширили его привлекательность. Одна особая форма символического натюрморта (Vanitas) состояла из расположения символических объектов, призванных напомнить зрителю о жалкой быстротечности жизни на земле. Натюрморты в целом и произведения Ванитас в частности сильно понравились пуританскому голландскому среднему классу, и их растущее покровительство привело к подъёму в жанра, который затем распространился на Испанию и Францию.
Другие примеры натюрмортов голландских художников: «Суета человеческой жизни» (1645) Хармена Стенвика; «Ванитас» (1645) Питера Класа; «Завтрак краба» (1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург) Виллема Класа Хеда; «Натюрморт с лобстером, рогом для питья и стаканами» (около 1653) Виллема Кальфа; «Тапочки» (1654) Самуэля Хогстратена ; «Натюрморт с фруктами» (ок. 1670) Яна Давидса де Хема; «Цветы и насекомые» (1711) Рэйчел Рюйш.
Натюрморт после 1600 года в Италии, Испании, Франции
Натюрморт оставался непопулярным у большинства итальянских художников и редко появлялся в итальянском изобразительном искусстве, независимо от предмета, за исключением, например, небольшой корзины с фруктами Караваджо. К другим примерам относятся произведения из фруктов, цветов и рыбок Неаполитанской школы живописи и Неаполитанского барокко семнадцатого и восемнадцатого веков (например, Рекко и Руопполо), а также Музыкальные инструменты, написанные Бащенисом.
В Испании этот жанр был более популярен и такие художники, как Франсиско де Сурбаран и Хуан Санчес Котан вложили в самый простой натюрморт драму. Примеры испанских работ: «Натюрморт с лимонами, апельсином и розой» (1633 г.) Сурбарана и «Натюрморт с дичью» (около 1602 г.) Хуана Санчеса Котана. Среди других художников Стиллевена (голландское название жанра) были Санчес и Мелендес. Спустя столетие испанский драматический элемент получил кульминацию в натюрмортах Франсиско Гойя «Голова телёнка» и «Сорванная индейка».
Во Франции, возможно, из-за консервативного влияния Парижской Академии изящных искусств, натюрморт развивался дольше, чем у её северных соседей. Лишь в XVII и XVIII веках, когда французские аристократы начали заказывать роскошные картины-обманки, виртуозные образцы этого жанра появились в картинах Муайона, Стоскопфа, Удри и особенно Жана-Симеона Шардена, хотя он отказался от «предметов роскоши» в пользу кухонной утвари и простых приготовлений еды и напитков. Изысканные мелкомасштабные картины Шардена – «Натюрморт с бутылкой оливок» (1760 г.) и «Кролик, дрозд, солома» (1755 г.) – настолько «настоящие», что хочется их потрогать. Богатый французский реалист-романтик Теодор Жерико также выпустил несколько необычных произведений этого жанра, например «Анатомические детали» (1818).
Натюрморты девятнадцатого века
В течение 19 века академическая живопись пришла в упадок вместе с влиянием самих академий и их иерархии жанров. В результате процветали пейзаж и натюрморт. Анри Фантен-Латур прославился своими цветочными натюрмортами, такими как «Белые и розовые розы» (1890 г.), а также другими композициями, такими как «Натюрморт с вазой с боярышником», «Чаша с вишнями», «Японская чаша» и «Чашка с блюдцем» (ок. 1880 г.). У импрессионистов исследовались колористические эффекты цветочных композиций в то время как Поль Сезанн дал своим натюрмортам и пейзажам небывалую монументальность, что, возможно, повлияло на появление Кубизма. Среди шедевров Сезанна: «Груши на стуле» (1882 г.), «Натюрморт с корзиной» (1890 г.) и «Натюрморт с гипсовым купидоном» (1895 г.). Голландский художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог взволновал всех использованием насыщенных жёлтых тонов в своих знаменитых картинах серии «Подсолнухи». В Соединённых Штатах, далеко за пределами ограничивающего влияния европейских академий, американские художники писали натюрморты на протяжении всего девятнадцатого века. Одним из лидеров в жанре был филадельфиец Рафаэль Пил (1774-1825).
Натюрморты ХХ века
Фовисты развили колористический подход к жанру, как в «Натюрморте с геранью» Анри Матисса (1910), в то время как такие художники, как Эмиль Нольде, член ведущей немецкой экспрессионистской группы Die Brucke, создали индивидуальные произведения, такие как «Натюрморт с танцорами» (1914) и Красные маки (1920). Тем временем, кубизм был занят расширением геометрических изысканий Сезанна в серии многогранных кубистских картин, таких как: «Скрипка и подсвечник» (1910) Жоржа Брака, «Натюрморт с плетением стула» (1912) Пикассо и «Натюрморт с блюдом из фруктов и мандолиной» (1919) Хуана Гриса. Жорж Брак продолжал свои усилия на протяжении десятилетий, создавая такие работы, как «Studio V» (1949). Позже этот жанр был развит итальянским художником-затворником Джорджо Моранди, прославившимся натюрмортами с простыми предметами (например, бутылками) и почти поэтической изысканностью.
В Соединённых Штатах в начале 20-го века художники натюрморта, такие как Уильям Харнетт и Джон Пето, стали известны своими композициями trompe l’oeil (обманка) с объектами и коллажами из газетных вырезок. Затем этот жанр исследовали самые разные художники, такие как вдохновлённый Кандинским и Явленским экспрессионист Марсден Хартли (1877-1943), кубист Стюарт Дэвис (1894-1964) и создательница экзотических изображений Джорджия О’Киф (1887-1986). В новейшем искусстве натюрморт фигурировал в сюрреализме и поп-арте – например, картина Роя Лихтенштейна 1972 года «Натюрморт с чашей и золотой рыбкой» (масло и магна на холсте).
• Подробнее о различных типах живописи (портреты, пейзажи, натюрморты и т.д.) см.: Жанры живописи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?