Натюрморт читать ~13 мин.
Слово «натюрморт» имеет французское происхождение и означает буквально «мёртвая природа». В живописи этим словом обозначают изображение различных неодушевлённых предметов.
Ссылки
В пятнадцатых-шестнадцатых веках натюрморт был всего лишь частью композиции на холсте. Например, гирлянды из цветов вокруг фигур Христа и Богоматери, росписи оборотных сторон алтарных образов или просто черепа в руках людей, изображённых на портретах.
В семнадцатом веке натюрморт становится самостоятельным жанром живописи, чему немало способствовали работы мастеров фламандской и голландской школ. Предметы, изображённые на картинах того времени часто скрывают в себе некую философскую аллегорию – неизбежность смерти и быстротечность всего земного, или же более широкие смыслы религиозных сюжетов. Но большую популярность приобретает и цветочный натюрморт – это напрямую связано с традициями Голландии: собственные сады, загородные виллы, просто комнатные растения, любовь к цветоводству вообще присуща этой стране. Пример голландского цветочного натюрморта – это роскошные композиции, автором которых был живописец Ян Давидс де Хем.
При написании натюрморта необходимо выбрать достойный объект для изображения. Свежие овощи подойдут как нельзя кстати. Их яркие цвета поднимут вам настроение, когда вы будете любоваться на картину.
Натюрморт – это почти всегда группа вещей, связанная общим смыслом. В эту группу могут входить и объекты из живой природы, но изолированные от своей естественной среды, превращённые в вещь: рыба на столе, ваза с цветами или фруктами, и так далее. Иногда в композицию натюрморта входит изображение и живых элементов: птиц, животных, насекомых, людей, но они лишь дополняют основную мысль картины. Натюрморт выделяет предметы из общего контекста быта, привлекает повышенное внимание к мельчайшим деталям и структуре поверхностей, заставляет удивиться красоте обычных вещей и природных форм, которые чаще всего человек не даёт себе труда рассмотреть, скользя по ним поверхностным взглядом.
Декоративный натюрморт — основные закономерности графического решения
Под декоративным натюрмортом часто понимают весьма произвольное обращение с натурой, приводящее к ничем не оправданному её искажению, поскольку незнание закономерностей работы над этим жанром влечет за собой массу ошибок. Декоративная живопись, так же как и академическая, основана на строгих законах и принципах. А умение перевести изображаемую натуру из видимого трехмерного в двухмерное пространство и при этом успешно решать творческие, композиционные и живописные задачи необходимо всем художникам высокого уровня, т. к. их работы призваны украшать множество интерьеров.
Все мы знаем, что «декоративный» от слова «декор» — украшать, украшение. Слово имеет два значения:
- метод, направленный на создание выразительного силуэта, имеющего повышенную художественность по сравнению с объектами окружающего мира;
- специфика плоскостных произведений искусства.
Если мы посмотрим на историю изобразительного искусства, то заметим, что все виды изобразительной деятельности, которые можно отнести к живописи, с древнейших времен до эпохи Возрождения, носят декоративный характер. От пещерных наскальных росписей, древнеегипетского, древнегреческого, всего искусства народов Востока и Азии до фресок Джотто — художник не «разрушал» изобразительную поверхность, создавая иллюзию пространства, а органично соединял поверхность изображения, независимо от того, была ли она плоской или объёмной, с самим изображением.
В прошлом веке знаменитый исследователь народного и декоративно-прикладного искусства, одно время живший и работавший в Гжели, А. Б. Салтыков говорил о том, что плоская, поверхностная и силуэтная роспись, конечно же, максимально способна подчеркнуть и выразить форму.
Начиная с эпохи Возрождения, живописцы стали ставить перед собой несколько иные задачи, касающиеся передачи глубины, пространства и воздуха в создаваемых ими произведениях.
Возврат к декоративности в живописи произошел в эпоху модерна, незадолго до окончательного формирования стиля в XIX в. В большой степени это было связано с открытием японского искусства, сохранившего, ввиду обособленности своего развития, декоративную основу. Чуткое и внимательное наблюдение натуры, точное и достоверное видение, легкость и недосказанность, в то же время выразительность и продуманность силуэтного решения в гравюрах японских художников рождали неповторимые и незабываемые образы. Широкую известность получили ксилографы Кутагава Утамаро и Кацусико Хокусай. На безукоризненной пластике и соразмерной композиции японской гравюры воспитывалось не одно поколение художников.
Конец XIX — начало XX вв. — время интереснейших творческих поисков и находок. При работе над натюрмортом следует ориентироваться именно на этот период в истории живописи. Искусство лучших мастеров того времени сочетает удивительную силуэтную выразительность, отточенность, композиционный лаконизм и завершенность в соединении с богатейшим опытом художников последних столетий в отношении создания созвучных, многообразных и сложных колористических построений. Поэтому при работе над декоративным натюрмортом рекомендуется обратить внимание на творчество известных русских художников того времени – Александра Головина, Валентина Серова, Александра Бенуа, Льва Бакста, Михаила Врубеля, Александра Лансере, Константина Сомова, Александра Куприна, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Юона, Игоря Грабаря, а также европейских живописцев — Анри Тулуз-Лотрека, Поля Сезанна, Камиля Писсаро, Густава Климта и др.
Процесс работы над натюрмортом начинается с выбора точки зрения на натуру. И если в реалистическом изображении сложные ракурсы и боковой свет явятся самым удачным выбором, как наиболее передающие глубину пространства и объёмность формы, то в декоративном, напротив, прямой свет и точка зрения «в фас» будут лучшими вариантами, позволяющими легче решить поставленную задачу.
Существуют несколько известных приемов, позволяющих усилить впечатление декоративности:
- введение цветного или ахроматического контура, объединяющего разно удалённые предметы на одной плоскости;
- насыщение орнаментом;
- перекрывание одного предмета другим оверлеппинг;
- задний вид просвечивается сквозь передний.
Линии могут быть как прямыми, таки кривыми, они могут создавать свой несложный рисунок либо усиливать диагональ или же привносить ритмические горизонтальные или вертикальные повторы, возможно, это будет нечто совершенно необычное и новое, но главное, что любое введение в работу сетки, модуля, дробление изображения усиливает декоративный эффект, т. к. объединяет планы и превращает всю работу в ритмически организованный узор, а ритмические повторения, в свою очередь, усиливают декоративность живописи.
Качество, которое является главным условием живописного изображения — выразительность композиции, которая напрямую зависит от грамотно найденного контраста, придающего ей декоративную мощь. Но бывают структурные контрасты, которые лежат глубже и определяют характер художественного образа. В связи с этим надо постараться нивелировать возникающие ненужные ассоциации, мешающие цельному восприятию плоскости.
Рассмотрим основные закономерности, по которым выстраивается работа над декоративным натюрмортом. Существует мнение, что декоративная живопись резко отличается от академической живописи, что это две вещи разного порядка. Внимательно посмотрим, в чем же различие и что общего у академической и декоративной живописи. В основе того и другого лежат одни и те же законы — цветовой гармонии, созвучного колорита, композиционной выразительности, ритмической организации элементов произведения, образного решения. Необходимо отметить и различие — в декоративной живописи двухмерное пространство, в отличие от трёхмерного академической, следовательно, надо максимально исключить линейную и воздушную перспективу, также здесь отсутствует иллюзорная передача объемной формы, но важнейшую роль играет ритмическая организация, т. к. ритм помогает усилить декоративную основу живописного произведения. Здесь имеет место более произвольное отношение к натурному материалу и его большая творческая интерпретация с целью усиления выразительности композиции и подачи образа.
Графическая сторона работы очень важна, без отточенной, выверенной, выразительной знаковой композиции с простой и ясной основой и сложным и многообразным развитием не может быть достойного произведения.
Но важнейшая характеристика живописи — цвет. Именно поэтому создание восхитительной цветовой мозаики с её контрастами и нюансами цвета и тона, с громкими цветовыми аккордами и тончайшими оттенками — первейшая задача студента. Без этого живописная работа суха и скучна. Передать настроение, состояние, создать запоминающийся образ всеми средствами живописи – цветом, композицией, рисунком — вот главная задача, стоящая перед студентами. Натура представляет богатейший и разнообразнейший материал для творчества, необходимо лишь умение увидеть художественно и переложить на подходящий к каждому отдельному случаю изобразительный язык. Воспитание неравнодушного, не поверхностного, а внимательного, чуткого и тонкого взгляда на натуру, развитие навыков переложения натурного изображения на язык декора — есть цель данного задания.
Много можно говорить об эмоциональном воздействии цвета, об усилении его декоративности, о различной степени условности декоративного натюрморта — от наиболее приближенных к натуре в плане разработки колорита и с допущением небольшого объёма, подобно низкому рельефу в скульптурном изображении — до плаката и знака как крайней степени декоративности. Но надо подвести итог и сказать, что в целом работа над декоративным натюрмортом не является изменением натуры по произвольному принципу, она основана, так же, как и работа над академическим произведением живописи, на определённых законах, знание которых, конечно же, необходимо при его выполнении.
Создание натюрморта
Выполнение натюрмортов с изображением букетов цветов и трав, применение при их выполнении современных художественных технологий и методик и включение их в интерьер в качестве цветового акцента и доминанты, гармонично сочетающегося с образным решением и имиджем художественного решения интерьера является важной задачей в работе над поиском новых творческих решений в дизайне интерьера современных художников.
История появления и распространения изображения букетов цветов и трав в искусстве живописи и художественном решении интерьера интересна и многогранна. Живописный букет всегда служил активным цветовым пятном в интерьере. При включении его в интерьер очень важно выдержать стилистическое единство всего интерьера, выдержать его характерные особенности, не нарушить при этом образный строй и художественное решение всего интерьера. Поэтому неслучайно многие художники разных времен постоянно возвращались к изображению цветов в своих работах.
Букеты цветов, в различном исполнении, в различных видах искусства, наряду с другими распространенными мотивами, являются одним из основных мотивов в оформлении интерьера. Символическое значение цветов в искусстве имеет богатые традиции. Полевые травы символизируют безнадежность, цветочная гирлянда напоминает символ вечности. Многие цветы и растения являются символами времен года: лимоны — это зима, цветы — весна, фрукты — лето, виноград — осень.
Главную роль в выполнении натюрмортов играет изучение последовательности и технологии выполнения натюрмортов в цветах, изучение шедевров мирового художественного искусства в этой области, знакомство с новыми художественными технологиями и материалами, которые возможно применить в работе над выполнением натюрморта с букетом.
Выполнение натюрмортов с букетами цветов и трав обычно вызывает большие сложности, т. к. работа над изображением формы отдельного цветка и букета в целом, а также выявления связи букета и натюрморта является сложной задачей и требует особенного подхода к методике и технологии выполнения натюрморта.
При создании натюрморта важно соблюдение методической последовательности. На первом этапе необходимо определиться с общим цветовым и тоновым содержание постановки, основными цветовыми отношениями, необходимо правильно найти композицию работы, правильное пропорциональное соотношение предметов, определить место для всех предметов и определить размер букета. Центр композиции можно выделить с помощью контрастного решения цветы и формы.
Почти во всех натюрмортах с цветами букет является центром композиции, служит цветовым и композиционным акцентом, и выполнение его в цвете является наиболее сложной задачей в работе над таким натюрмортом. После выполнения эскиза необходимо правильно и наиболее точно перенести его на большой формат и как можно точно определить место букета в композиции натюрморта. Затем можно переходить ко второму этапу работы — выполнению натюрморта с букетом в цвете. Нельзя начинать работу с детальной проработки букета, не нужно выписывать каждый цветок и листик отдельно, необходимо понять, какое место занимает букет в натюрморте, как он сочетается с фоном и окружающими его предметами, необходимо выявить характер букета и основные особенности составляющих его цветов и листьев.
При выполнении натюрморта с букетами цветов и трав можно обогащать и усложнять изображение, добиваясь дополнительных эффектов за счет применения новых красок (объемных, флоурисцентных, фактурных), различных эффектов из других видов искусства, (например, из ручной росписи по ткани — соль), возможно, использование некоторых профессиональных приемов художника-дизайнера в изображении и передаче различных фактур, применение приемов и возможностей коллажа и др.
Создание натюрморта с гипсовой головой
Большое значение в развитии навыков владения академической живописью имеет постоянная работа над постановками с гипсовыми слепками, начиная от простых, состоящих всего лишь из небольшого количества предметов натюрмортов, и заканчивая сложными тематическими постановками, включающими в себя фигуру и интерьер, а также многоуровневые сложнокомпозиционные натюрморты. Важность выполнения постановок с гипсовой головой обусловлена тем, что рисование и изображение в цвете гипсовых слепков облегчает в дальнейшем изучение законов натюрморта. Гипсовая форма лишена окраски, в отличие от живой модели, поэтому даёт возможность яснее понять форму и передать цвет белого через влияние на него окружающей среды и характера освещения. Работа над натюрмортом с гипсовой головой способствует сосредоточению внимания на форме, даёт возможность более полно изучить эту форму, характер и пропорции гипсовой модели, так как в ней отсутствует движение и выявлены только самые характерные детали.
В разные исторические эпохи и во всех национальных школах живописи существовал интерес к изображению гипсовых античных слепков и фрагментов скульптуры Древней Греции и Древнего Рима. Главным предметом изображения в таких натюрмортах была именно гипсовая голова, гипсовый слепок, которые подчиняли себе все окружавшие его предметы и драпировки.
Натюрморты с гипсом — это совершенно особая тема искусства натюрморта, в которых зашифрованы естественнонаучные, религиозно-нравственные воззрения человека. В истории изобразительного искусства существует немало примеров натюрмортов с гипсовой головой, которые являются образцом высокого мастерства. Большое внимание уделяли работе над натюрмортом с гипсом выдающиеся русские художники Левицкий, К. Брюллов, А. Иванов, которые не уступали по технике рисунка и живописи величайшим мастерам Запада. Наиболее известная работа западных мастеров — это «Натюрморт с атрибутами искусства» Ж.-Б. Шардена, написанный в 1760-х гг.
Главное условие успешного выполнения натюрморта с гипсовой головой — последовательный и планомерный ход работы. При постановке натюрморта необходимо определить колористическое и тематическое содержание работы. Выполнение натюрморта с гипсовой головой в различных цветовых гаммах помогает решить задачу формирования навыков наиболее точного воспроизведения цветовых отношений.
Существенную роль при выполнении натюрморта будет играть композиционный замысел. Необходимо продумать компоновку всех предметов, составляющих натюрморт, найти их силуэт, определить количество светлого и темного, цветовые акценты, особенности передачи цвета белого гипса.
Перед выполнением работы необходимо сделать несколько цветовых эскизов или этюдов. Цель такой работы — изучение законов живописи, поиск цветового и композиционного решения работы. Этюд выполняется учащимися для того, чтобы определить и передать наиболее характерные линейно-пластические черты натуры, основные цветовые и тоновые отношения натюрморта.
Художникам при работе над гипсом в цвете следует обратить большое внимание на тонкие тональные переходы. Значение тона в живописи имеет большое значение. Неправильно взятый тон какого-либо цвета в работе над живописной работой отрицательно сказывается на качестве работы. При работе над натюрмортом с гипсовой головой, а также при работе над любым живописным произведением необходимо помнить, что рядом находящиеся предметы имеют разный тон, и правильно определять эту тоновую разницу.
Текст: Смирнов Вячеслав Фёдорович