Берлинская галерея Sturm (1912-25) читать ~6 мин.
Важнейший центр авангардного искусства начала XX века в Германии, берлинская галерея Sturm (1912-32) продвигала и выставляла работы широкого круга художников-экспрессионистов, в частности, участников таких групп, как Die Brucke (1905-13) и Der Blaue Reiter (1911-14). Галерея Sturm была основана и управлялась левым немецким художественным критиком и экспертом Гервартом Вальденом, который также основал журнал Sturm (1910-32), быстро ставший рупором современного искусства в Берлине.
И галерея, и журнал сыграли особую роль в продвижении немецкого экспрессионизма. Центр «Штурм» также основал собственную художественную школу, которая просуществовала с 1916 по 1932 год. Вся деятельность прекратилась в 1932 году, когда Герварт Вальден эмигрировал в СССР, из-за подъёма нацизма и угрозы запрета Дегенеративного искусства, который был должным образом осуществлён Министерством культуры (Reichskulturkammer) в 1933 году. (См. также Нацистское искусство.)
Галерея Штурм привлекала современных художников со всей Европы. Она также привлекала таких дилеров, как Амбруаз Воллар (1866-1939), Даниэль-Анри Канвейлер (1884-1979) и Поль Гийом (1891-1934), а также такие крупные коллекционеры, как Соломон Гуггенхайм (1861-1949), баронесса Хилла Ребай фон Эренвайзен (1890-1967) и Альберт Барнс (1872-1951). Галерея «Штурм» стимулировала и сама была отражением настроения интенсивного творчества, охватившего Европу в первые три десятилетия XX века. См. также: Берлинский Гуггенхайм.
История журнала Sturm Art Magazine
Герварт Вальден (1878-1941), урождённый Георг Левин в Берлине, учился музыке, основал как минимум одно культурное общество, писал литературные и театральные рецензии для ряда немецких периодических изданий, а также был автором нескольких романов и пьес. Однако самым влиятельным его вкладом в мир искусства стала галерея и журнал Sturm.
В журнале «Штурм», основанном в 1910 году, он пропагандировал эстетику экспрессионизма, а также предпочитаемую им теорию абстрактного искусства, и оказывал помощь тем представителям постимпрессионизма, экспрессионизма, кубизма и другим абстрактным художникам, которых отвергли официальные органы искусства. Уолден был особым сторонником современных немецких групп, таких как дрезденская Die Brucke (1905-13) и мюнхенская Der Blaue Reiter (1911-14). Кроме того, он воспроизводил портфолио художников, включая графику и ксилографии членов Die Brucke, таких как австрийский художник Оскар Кокошка (1886-1980). Он также публиковал эссе художников, например, «Альбом Кандинского». Первоначально еженедельный, журнал стал ежемесячным в 1914 году, ежеквартальным в 1924 году и окончательно закрылся в 1932 году – пережив своего главного конкурента Die Aktion («Действие»), литературный журнал экспрессионистов, редактируемый Францем Пфемфертом в Берлине-Вильмерсдорфе.
История художественной галереи Штурм
В 1912 году в честь 100-го выпуска журнала «Штурм» Вальден открыл галерею «Штурм» с целью сделать её центром нового, авангардного искусства от Москвы до Мадрида. Первой художественной выставкой, состоявшейся в марте 1912 года, стала выставка Blaue Reiter, переехавшая из мюнхенской Moderne Galerie Thannhauser. Она также включала ряд полотен художников-фовистов. За ней последовала выставка итальянского футуризма, первая в своём роде в Германии. Но самой значительной выставкой Штурма стала Первая немецкая выставка Salon d’Automne, прошедшая в галерее в 1913 году.
Охватывая весь спектр авангардной живописи и скульптуры, он включал в себя более 350 работ восьмидесяти художников XX века из 12 стран, и в творческом отношении его принято ставить в один ряд с эпохальными выставками постимпрессионистов, организованными Роджером Фраем в 1910 и 1912 годах.
Галерея «Штурм» провела более ста выставок: среди художников, спонсируемых галереей в течение 13 лет её существования, можно назвать: норвежский невротик Эдвард Мунк (1863-1944), русский новатор Василий Кандинский (1866-1944), американский модернист Марсден Хартли (1877-1943), «нежный» немецкий экспрессионист Август Макке (1887-1914), швейцарский мастер Пауль Клее (1879-1940), кубисты Жорж Брак (1882-1963) и Пабло Пикассо (1881-1973), американский живописец Альберт Блох (1881-1961), футурист Джино Северини (1883-1966), немецкий график Людвиг Мейднер (1884-1966), основатель орфизма, Робер Делоне (1885-1941), русский мастер Марк Шагал (1887-1985), специалист по коллажу и дадаист Курт Швиттерс (1887-1948), дада-фотомонтажник Джон Хартфилд (Хельмут Херцфельд) (1891-1968), художник-сюрреалист и абстрактный скульптор Жан Арп (1888-1966) и венгерский преподаватель Баухауза Ласло Мохоли-Надь (1895-1946). О связях Штурма с ранним экспрессионизмом в Германии см. также: История экспрессионистской живописи (ок. 1880-1930).
Sturmabende, Sturmbuhne, Sturmbucher
После Первой мировой войны Вальден расширился до «Штурмабенде» – образовательных лекций и мастер-классов по современному искусству – и «Штурмбухне» – экспрессионистского театра. Другими побочными продуктами стали художественные книги Sturmbucher, а также открытки с изображением работ таких художников Штурма, как Франц Марк, Август Макке, Георг Шримпф, Габриэле Мюнтер, Рудольф Бауэр, Кандинский, Кокошка и другие. Однако, несмотря на эти нововведения, галерея Штурм пришла в упадок в результате нарастающих социальных конфликтов и экономической депрессии и была закрыта в 1925 году.
Основатель Штурма: Герварт Вальден
В личной жизни Вальден был чем-то вроде экспрессиониста. С 1901 по 1911 год он был женат на поэтессе Эльзе Ласкер-Шулер. Именно она дала ему псевдоним «Герварт Уолден», в честь романа Генри Торо «Жизнь в лесу» (1854). В 1912 году он развёлся с Ласкер-Шюлер и женился на шведской художнице Нелл Рослунд. В 1924 году этот второй брак также закончился разводом, как и третий брак в 1932 году.
На протяжении всего этого периода, помимо управления галереей и журналом, Уолден написал три романа, восемь пьес и сотни эссе, рецензий и других статей. Интеллектуал с сильными левыми симпатиями, он вступил в коммунистическую партию в 1919 году. В 1932 году, в ответ на экономическую депрессию и подъем гитлеровского национал-социализма, Уолден эмигрировал в Советский Союз, где работал учителем немецкого языка в Москве, а затем исчез в ГУЛАГе в 1938 году. По некоторым данным, он умер в 1941 году.
Немецкий авангард
В период существования галереи и журнала Der Sturm в современном искусстве Германии доминировали экспрессионистские группы Die Brucke и Der Blaue Reiter. В Die Brucke входили такие художники, как Карл Шмидт-Роттлуфф (1884-1976), Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938), Эрих Хеккель (1883-1970), Эмиль Нольде (1867-1956), Макс Пехштейн (1881-1955), Аксели Галлен-Каллела (1865-1931), Кес ван Донген (1877-1968) и Отто Мюллер (1874-1930). В состав «Блау Рейтер» входили Василий Кандинский (1866-1944), Франц Марк (1880-1916), Пауль Клее (1879-1940), Август Макке (1887-1914) и «русский Матисс» – Алексей фон Явленский (1864-1941). Кроме живописи и скульптуры, немецкие экспрессионисты были известны своими гравюрами на дереве, рисунками на ткани и плакатами.
На экспрессионизм также повлияло творчество Поля Гогена (1848-1903), а также примитивное искусство – искусство Африки и Океании – и фовистский колоризм. Другие влияния на немецкий авангард оказали такие направления абстрактного искусства, как кубизм и футуризм, и такие стили, как дада и сюрреализм, а также экспрессионистское направление 1920-х годов Die Neue Sachlichkeit.
Конечно, наибольшее влияние на экспрессионистское движение начала XX века в Германии оказало общее нервное напряжение, вызванное войной, социальными конфликтами и экономической депрессией, которые стимулировали появление мощных картин, скульптур и гравюр, так хорошо запечатлённых на стенах галереи Штурм и на страницах журнала Штурм.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?