Берлинская галерея Sturm (1912-25) читать ~5 мин.
Берлинская галерея «Штурм» (Der Sturm), существовавшая с 1912 по 1932 год, была важнейшим центром авангардного искусства в Германии начала XX века. Она продвигала и выставляла работы широкого круга художников-экспрессионистов, в частности участников групп «Мост» (Die Brücke) и «Синий всадник» (Der Blaue Reiter). Галерею основал и возглавлял немецкий художественный критик левых взглядов Герварт Вальден, который также издавал журнал «Штурм» (1910–1932). Это издание быстро стало главным рупором современного искусства в Берлине.
И галерея, и журнал сыграли ключевую роль в продвижении немецкого экспрессионизма. При «Штурме» также работала собственная художественная школа (1916–1932). Вся деятельность прекратилась в 1932 году, когда Герварт Вальден эмигрировал в СССР из-за усиления нацизма и угрозы запрета «дегенеративного искусства». Этот запрет был официально введён Имперской палатой культуры (Reichskulturkammer) в 1933 году. (См. также: искусство Третьего рейха).
Галерея «Штурм» привлекала современных художников со всей Европы. Её посещали такие дилеры, как Амбруаз Воллар (1866–1939), Даниэль-Анри Канвейлер (1884–1979) и Поль Гийом (1891–1934), а также крупные коллекционеры — Соломон Гуггенхайм (1861–1949) и Альберт Барнс (1872–1951). «Штурм» был отражением и стимулом интенсивного творческого подъёма, охватившего Европу в первые три десятилетия XX века. См. также: Берлинский Гуггенхайм.
История журнала «Штурм»
Герварт Вальден (1878–1941), урождённый Георг Левин, изучал в Берлине музыку, писал литературные и театральные рецензии, а также был автором нескольких романов и пьес. Однако самым влиятельным его вкладом в искусство стали галерея и журнал «Штурм».
В журнале, основанном в 1910 году, Вальден пропагандировал эстетику экспрессионизма и теорию абстрактного искусства. Он оказывал поддержку представителям постимпрессионизма, кубизма и других авангардных течений, отвергнутых официальными институциями. Вальден особенно ценил немецкие группы, такие как дрезденская «Мост» и мюнхенская «Синий всадник». Журнал публиковал портфолио художников, включая графику и ксилографии Оскара Кокошки (1886–1980), а также эссе, например, «Альбом Кандинского». Изначально еженедельный, журнал с 1914 года стал ежемесячным, а с 1924 — ежеквартальным. Он закрылся в 1932 году, пережив своего главного конкурента — экспрессионистский журнал «Die Aktion» («Действие»).
История художественной галереи «Штурм»
В 1912 году в честь сотого выпуска журнала Вальден открыл галерею «Штурм», задумав её как центр нового искусства от Москвы до Мадрида. Первым вернисажем в марте 1912 года стала выставка группы «Синий всадник», переехавшая из мюнхенской галереи Таннхаузер. На ней также были представлены работы фовистов. За ней последовала первая в Германии выставка итальянского футуризма. Но самым значительным событием стал «Первый немецкий осенний салон» 1913 года.
Эта выставка охватила весь спектр авангардной живописи и скульптуры. Она включала более 350 работ восьмидесяти художников XX века из 12 стран. По своему значению её ставят в один ряд с выставками постимпрессионистов, организованными Роджером Фраем в 1910 и 1912 годах.
За годы своего существования галерея «Штурм» провела более ста выставок. Среди художников, которых она поддерживала, были Эдвард Мунк, Василий Кандинский, Марсден Хартли, Август Макке, Пауль Клее, кубисты Жорж Брак и Пабло Пикассо, футурист Джино Северини, основатель орфизма Робер Делоне, Марк Шагал, дадаист Курт Швиттерс, мастер фотомонтажа Джон Хартфилд, скульптор Жан Арп и преподаватель Баухауса Ласло Мохоли-Надь. О связях «Штурма» с ранним экспрессионизмом см. также: История экспрессионистской живописи (ок. 1880–1930).
Проекты «Штурма»: Sturmabende, Sturmbühne, Sturmbücher
После Первой мировой войны Вальден расширил свою деятельность. Он организовал «Штурмабенде» — вечера лекций и дискуссий о современном искусстве, и «Штурмбюне» — экспрессионистский театр. Также выпускались художественные книги «Штурмбюхер» и открытки с работами художников «Штурма»: Франца Марка, Августа Макке, Василия Кандинского, Оскара Кокошки и других. Несмотря на эти нововведения, к середине 1920-х годов влияние «Штурма» пошло на спад из-за социальных конфликтов и экономического кризиса.
Основатель «Штурма»: Герварт Вальден
С 1901 по 1911 год Вальден был женат на поэтессе Эльзе Ласкер-Шюлер. Именно она придумала ему псевдоним «Герварт Вальден» в честь романа Генри Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854). В 1912 году он женился на шведской художнице Нелл Рослунд, но этот брак, как и третий, закончился разводом. На протяжении всего этого времени Вальден управлял галереей и журналом, а также написал три романа, восемь пьес и сотни статей.
Будучи интеллектуалом с сильными левыми симпатиями, он вступил в Коммунистическую партию в 1919 году. В 1932 году, спасаясь от нарастающего влияния нацизма, Вальден эмигрировал в Советский Союз. В Москве он работал учителем, но в 1938 году был арестован по обвинению в «формализме» и шпионаже, после чего исчез в ГУЛАГе. По некоторым данным, он умер в 1941 году.
«Штурм» и немецкий авангард
В период существования «Штурма» в искусстве Германии доминировали экспрессионистские группы «Мост» и «Синий всадник». В «Мост» входили Карл Шмидт-Роттлуфф, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Эмиль Нольде и Отто Мюллер. В «Синем всаднике» состояли Василий Кандинский, Франц Марк, Пауль Клее и Алексей фон Явленский. Немецкие экспрессионисты известны не только живописью и скульптурой, но и гравюрами на дереве.
На экспрессионизм повлияло творчество Поля Гогена, примитивное искусство Африки и Океании, а также колоризм фовистов. Другими источниками вдохновения для немецкого авангарда были направления абстрактного искусства, такие как кубизм и футуризм, а также стили дадаизм и сюрреализм и движение «Новая вещественность».
Конечно, сильнейшим импульсом для экспрессионизма стала общая атмосфера нервного напряжения в Германии, вызванная войной, социальными конфликтами и экономической депрессией. Эта эпоха породила мощные картины, скульптуры и гравюры, которые нашли своё место на стенах галереи «Штурм» и на страницах одноимённого журнала.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?