Корону императрицы Евгении нашли разбитой после ограбления Лувра читать ~12 мин.
Ограбление Лувра в Париже произошло утром 19 октября 2025 года, когда преступники похитили девять ювелирных изделий из коллекции Наполеона и императрицы. Дерзкая кража была совершена в галерее Аполлона менее чем за семь минут, после чего музей закрылся на весь день. Одна из украденных вещей — корона императрицы Евгении — была позже обнаружена повреждённой рядом со зданием.
Детали ограбления
Около 9:30 утра несколько преступников проникли в Лувр через фасад со стороны Сены, где велись строительные работы. Грабители использовали подъёмную платформу на грузовом автомобиле, чтобы добраться до окна первого этажа. Дисковым резаком они разрезали оконные стёкла и проникли внутри здания.

Целью налёта стала галерея Аполлона — помещение в крыле Денон, где хранятся остатки королевских драгоценностей Франции. Преступники разбили витрины и похитили девять предметов из коллекции императорских украшений. Один из грабителей стоял на страже, двое других применяли бензопилы и цепные пилы для вскрытия защитных футляров.
По завершении кражи злоумышленники скрылись на мотороллерах, направившись на юг Парижа. Вся операция длилась примерно четыре-семь минут. В музее уже находились первые посетители, но никто не пострадал.
Украденные сокровища
Похищенные драгоценности происходят из коллекции Наполеона III и его супруги императрицы Евгении. Среди украденного — броши, колье и диадемы неоценимой исторической значимости. Один из предметов был найден за пределами музея в повреждённом состоянии.
Найденная корона императрицы Евгении создавалась специально к Всемирной выставке 1855 года в Париже. Это изделие высотой 13 см и диаметром 15 см изготовлено из золота и украшено 2480 бриллиантами и 56 изумрудами. Восемь золотых орлов формируют арки, чередующиеся с лавровыми листьями, исходящими из пальметт. Венчает композицию шар из бриллиантов с кругом изумрудов и крест из шести бриллиантов.
Корона была разработана ювелиром Александром-Габриэлем Лемонье по образцу императорского герба Первой империи. После свержения Наполеона III в 1870 году вещь вернулась экс-императрице, завещавшей её принцессе Марии-Клотильде Бонапарт. В 1988 году корону продали на аукционе, затем Роберто Поло передал её в дар Лувру.
Галерея Аполлона и королевские драгоценности
Галерея Аполлона была построена по приказу Людовика XIV — короля, отождествлявшего себя с богом солнца Аполлоном. Это один из первых архитектурных проектов монарха, призванный подчеркнуть его величие. Для создания этого шедевра королевской власти были привлечены выдающиеся живописцы, позолотчики и скульпторы своего времени. Позже те же мастера трудились над Зеркальной галереей в Версале.

В галерее с 1887 года экспонируются оставшиеся королевские драгоценности Франции. Третья республика продала большую часть коронных драгоценностей, опасаясь монархического переворота. От распродажи освободили только 23 предмета, имеющие историческое значение. Эти сокровища разместили в витринах, спроектированных архитектором Лувра Эдмоном Гийомом.
Среди экспонатов галереи — короны Людовика XV и Наполеона, бриллиант Хортензия весом 20 каратов оранжево-розового цвета, приобретённый Людовиком XIV, бриллиант Регент весом 140 каратов, считающийся одним из чистейших алмазов в мире, и алмаз Санси весом 55 каратов бледно-жёлтого цвета, ранее входивший в состав королевских драгоценностей Великобритании.
Реакция властей
Министр культуры Франции Рашида Дати прибыла на место происшествия вместе с сотрудниками музея и полицией. Она подтвердила, что ограбление произошло утром в момент открытия Лувра, но никто не пострадал. Дати отметила профессионализм преступников и стремительность их действий.
Министр внутренних дел Лоран Нюнез охарактеризовал кражу как «крупное ограбление». Он пояснил, что злоумышленники явно проводили разведку местности. Нюнез подчеркнул, что украденные предметы имеют неисчислимую ценность из-за их культурного и исторического значения.
Музей объявил о закрытии на весь день по «исключительным причинам». Территория была оцеплена, посетителей эвакуировали из знаменитой стеклянной пирамиды и прилегающих дворов. Железные ворота закрыли, доступ к близлежащим улицам вдоль Сены ограничили.
Расследование
Следственные действия начались немедленно после обнаружения кражи. Власти составляют полную опись похищенных предметов, что требует тщательной инвентаризации коллекции. Криминалистические эксперты работают на месте происшествия, собирая улики и следы.
Открыто расследование по факту организованной кражи. Полиция изучает записи камер наблюдения и опрашивает свидетелей. Поиск преступников продолжается, но их местонахождение пока неизвестно.
Мэр центрального района Парижа Ариэль Вейль отметил, что грабители явно тщательно спланировали операцию. Он заявил, что не помнит ограбления Лувра за последние сто с лишним лет и сравнил событие с кражей «Моны Лизы» в 1911 году.
История краж в Лувре
Самое известное преступление в истории музея произошло 21 августа 1911 года, когда итальянец Винченцо Перуджа похитил «Мону Лизу» Леонардо да Винчи. Перуджа, работавший в Лувре, снял картину со стены в понедельник, когда музей был закрыт для посетителей. Он спрятался в здании и вынес шедевр под рабочим халатом.
Полиция допросила всех постоянных сотрудников Лувра, затем начала опрашивать временных рабочих. Перуджу дважды посещали следователи, но его не сочли подозреваемым. Отпечаток пальца преступника остался на стекле витрины, но полиция забыла сверить его с картотекой. Картину обнаружили только через два года, когда Перуджа попытался продать её во Флоренции в декабре 1913 года.
В 1983 году из Лувра украли два предмета эпохи Ренессанса — части рыцарских доспехов. Их вернули только спустя почти четыре десятилетия. В 1971 году была похищена картина Гюстава Курбе «Волна», её судьба остаётся неизвестной.
Во время нацистской оккупации Франции музей пострадал от разграбления. Многие произведения искусства были вывезены, часть из них так и не вернулась в коллекцию.
Проблемы безопасности
Кража произошла на фоне давних споров о безопасности Лувра. Персонал музея неоднократно выступал с критикой условий работы и нехватки сотрудников охраны. В июне 2024 года Лувр не открылся из-за забастовки персонала, который выразил обеспокоенность переполненностью залов и хронической недостаточностью штата.
Профсоюзы предупреждали, что массовый туризм создаёт избыточное давление на систему безопасности и управление потоками посетителей. В 1911 году в Лувре было более 400 залов, но всего 200 охранников, причём ночью их количество сокращалось ещё больше. Современная ситуация, судя по заявлениям персонала, мало изменилась.
Защита знаменитых произведений искусства остаётся приоритетом музея. «Мона Лиза» находится за пуленепробиваемым стеклом и современной системой демонстрации, которая является частью масштабных противокражных мер. Однако события 19 октября показали уязвимость других коллекций.
Значение Лувра
Лувр — самый посещаемый музей в мире. В 2024 году его посетили 8,7 миллиона человек. Американские туристы составили 13% от общего числа посетителей, уступая только французам. Музей размещается в бывшем королевском дворце и служил резиденцией французских монархов с XIV по XVIII век.
Коллекция Лувра охватывает тысячелетия цивилизации и включает выдающиеся произведения искусства. Кроме «Моны Лизы» — портрета итальянской дворянки XVI века с загадочной улыбкой — здесь хранятся египетские древности, греческая скульптура, произведения мастеров Ренессанса и барокко.
Закрытие музея случается редко. Такие меры принимались во время войн, пандемии COVID-19 и нескольких забастовок. Последний раз Лувр закрывался в июне из-за протеста персонала против переполненности и нехватки сотрудников.
Императрица Евгения
Евгения де Монтихо, супруга Наполеона III, была императрицей Франции с 1853 по 1870 год. Хотя ни она, ни её муж не проходили церемонию коронации, корону специально создали к Всемирной выставке 1855 года, чтобы продемонстрировать величие Второй империи.
Корона воплощает стиль Второй империи, в частности искусство создания витиеватых украшений и окантовок. В 1855 году ювелир императрицы изготовил для неё пояс, усыпанный 4485 бриллиантами. К 1864 году пояс демонтировали и переделали — его центральная часть превратилась в великолепную брошь-бант с пятью подвесками и парой бриллиантовых кисточек.
После поражения во Франко-прусской войне 11 января 1871 года была провозглашена Третья республика. Императорская чета отправилась в изгнание в Великобританию. Бывший император умер в 1873 году и был похоронен в аббатстве Святого Михаила в Фарнборо. Рядом с ним покоится его сын, принц императорский, погибший в 1879 году, сражаясь за Британскую империю против зулусов.
Евгения прожила в Фарнборо-Хилл долгие годы. Часть её дома использовалась как госпиталь для раненых офицеров во время Первой мировой войны. Хотя она умерла в Мадриде 11 июля 1920 года, её тело также было погребено в Фарнборо.
Диадема герцогини Ангулемской
Среди экспонатов галереи Аполлона находится диадема герцогини Ангулемской. Как следует из названия, она была создана для герцогини Ангулемской Марии-Терезы, единственного ребёнка Людовика XVI и Марии-Антуанетты, пережившего Французскую революцию. Диадему подарил ей муж Луи Антуан, на котором она вышла замуж в 1799 году.
Изделие изготовили в 1819-1820 годах. Оно содержит несколько камней, уже находившихся в собственности французской короны, а также новые приобретения. В диадему входят 40 изумрудов общим весом 77 каратов, оправленных в жёлтое золото, и 1031 бриллиант общим весом 176 каратов, оправленных в серебро.
После отречения тестя и мужа диадема осталась во владении французского государства как часть королевских драгоценностей. Её новой обладательницей стала императрица Евгения, супруга Наполеона III. В конце XIX века вещь продали на аукционе, но в начале 2000-х годов она вернулась во Францию и в Лувр.
Последствия для музея
Ограбление 19 октября поставило под сомнение эффективность системы безопасности одного из важнейших культурных учреждений мира. Факт использования строительных лесов и подъёмной платформы указывает на возможные бреши в охране периметра здания во время ремонтных работ.
Стремительность операции — от четырёх до семи минут — свидетельствует о высоком профессионализме преступников. Они точно знали, где находятся нужные витрины, как преодолеть защиту и каким маршрутом покинуть здание. Такой уровень подготовки требует тщательной разведки и планирования.
Повреждённая корона императрицы Евгении, обнаруженная рядом с музеем, может указывать на то, что грабители бросили её в спешке или из-за её размера. Остальные восемь предметов остаются в розыске. Их местонахождение неизвестно.
Международный резонанс
Новость об ограблении Лувра мгновенно распространилась по всему миру. Музей находится под охраной ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия. Любое преступление против его коллекции воспринимается как удар по мировой культуре.
Туристы, прибывшие в Париж специально для посещения Лувра, оказались в замешательстве. Видеозаписи с места происшествия показывают толпы недоумевающих людей за оцеплением, наблюдающих за действиями полиции. Многие планировали провести в музее весь день и были разочарованы внезапным закрытием.
Власти Франции заверили, что сделают всё возможное для возвращения похищенных сокровищ. Расследование ведётся по всем направлениям, задействованы международные базы данных украденных произведений искусства. Интерпол уведомлён о краже.
Будущее коллекции
Галерея Аполлона подверглась масштабной реконструкции в 2001-2004 годах, затем её вновь очистили в 2019 году. Витрины, спроектированные в 1887 году Эдмоном Гийомом, дополнили новыми футлярами, разработанными Даниэлем Пасгримо в 1985 году и Хуаном Фелипе Аларконом в 2020 году.
Кража девяти предметов из коллекции наносит серьёзный урон культурному наследию Франции. Эти вещи представляют историю французской монархии и империи, связывают современность с эпохой Наполеона III и Второй империи. Их утрата ощутима не только с материальной, но и с символической точки зрения.
Руководство Лувра столкнулось с необходимостью пересмотра мер безопасности. Вероятно, потребуется усиление охраны витрин, установка дополнительных датчиков движения и модернизация систем видеонаблюдения. Особое внимание нужно уделить периодам строительных работ, когда обычные защитные барьеры могут быть ослаблены.
Сравнение с другими кражами
История искусства знает немало громких преступлений против музейных коллекций. Кража из Лувра напоминает ограбление Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне в 1990 году, когда преступники, выдавшие себя за полицейских, похитили 13 произведений искусства общей стоимостью около 500 миллионов долларов. Эти картины до сих пор не найдены.
В 2003 году из Художественно-исторического музея в Вене украли золотую солонку работы Бенвенуто Челлини стоимостью 50 миллионов евро. Вещь была обнаружена закопанной в лесу спустя три года. В 2019 году из Дрезденской сокровищницы «Зелёные своды» похитили драгоценности XVIII века на сумму более миллиарда евро.
Ограбление Лувра выделяется дерзостью исполнения — кража произошла днём, когда музей открылся для публики. Преступники рискнули проникнуть в одно из самых известных зданий мира, где постоянно присутствуют сотрудники и посетители. Такая смелость говорит либо об отчаянии, либо об уверенности в успехе операции.
Культурная утрата
Украденные драгоценности — не просто дорогие вещи. Они свидетельствуют о вкусах и амбициях французских правителей, об искусстве ювелиров XIX века, о политических событиях, приведших к падению монархии и империи. Каждый предмет рассказывает историю своего времени.
Корона императрицы Евгении воплощает надежды Наполеона III на возрождение величия Франции после революционных потрясений. Её создание к Всемирной выставке было актом политической пропаганды, демонстрацией могущества Второй империи. Повреждение этого символа воспринимается как оскорбление исторической памяти.
Бриллианты и изумруды, украшающие корону, прошли через руки королей и императоров. Некоторые камни пережили революцию 1789 года, когда большую часть королевских драгоценностей уничтожили или продали. Сохранившиеся вещи стали ещё более ценными именно благодаря своей редкости.
Возвращение похищенных предметов станет приоритетом для французских властей и международного сообщества любителей искусства. Опыт показывает, что такие преступления часто раскрываются спустя годы, когда преступники пытаются продать награбленное. Рынок исторических драгоценностей тщательно контролируется, что затрудняет легализацию краденого.
- Оформление K-ETA для поездки в Южную Корею: ключевые нюансы и советы
- «Бабушка велела кланяться и передать что просит прощения» Фредрика Бакмана, краткое содержание
- Как пригласить в новый канал Телеграм подписчиков
- «Обыкновенная благодать» Уильяма Кента Крюгера, краткое содержание
- Самоподготовка к ОГЭ по русскому языку - без затрат и с высоким результатом
Комментирование недоступно Почему?