Музей Гетти сомневается в подлинности своей коллекции древнего янтаря читать ~3 мин.
На волне скандала вокруг приобретения похищенных древностей, Музей Пола Гетти (J. Paul Getty Museum) пытается проверить происхождение 45 000 предметов древности и опубликовать результаты в онлайновой базе данных музея.
Photo © 2012 J. Paul Getty Trust
Исследования, призванные сделать более прозрачным происхождение экспонатов коллекции древнего искусства, начались летом прошлого года, сказал представитель музея Рон Хартвиг (Ron Hartwig).
“В этой работе, как и во всей нашей работе, когда мы должны идентифицировать объекты, которые требуют дальнейшего обсуждения и исследования, мы проводим необходимые исследования, чтобы определить, является ли деталь подлинной”, - сказал Хартвиг в заявлении для The Times.
По словам издания, проблемы с коллекцией древностей Музея Гетти гораздо глубже, чем это было принято думать. Сотни объектов, находящихся в коллекции, были приобретены по фальшивым документам о собственности, что ставит под сомнение их происхождение, а также и законность самой сделки.
Глубина проблемы выяснилась в ноябре 2012 года, когда музей опубликован каталог «Ancient Carved Ambers in the J. Paul Getty Museum» из 56 образцов поделок из янтаря, принадлежащих, якобы, древним грекам и этрускам, которые наделяли этот камень магическими свойствами и использовали в своих амулетах. Данное открытие представлялось редким по своёй ценности с точки зрения изучения артефактов древнего мира.
Но, опубликованные позже данные, в том числе внутренние файлы музея, показывают, что образцы янтаря были сняты с гробниц в северной Италии. Данные предметы были приобретены через крупную контрабандную сеть Джакомо Медичи (Giacomo Medici), который был осужден в Италии за проведение незаконных раскопок и торговлю артефактами. После того, как янтарь попал в Соединенные Штаты, он был передан в дар Музею Гетти как часть схемы налогового мошенничества.
Photo © 2012 J. Paul Getty Trust
Каталог «Ancient Carved Ambers in the J. Paul Getty Museum», естественно, умалчивает об этой истории, а представитель музея заявил, что на момент публикации им не было известно подробностей происхождения янтарных поделок.
“Были ли эти вещи частью приданого, реликвиями или подарками?” - пишет Фая Кози (Faya Causey), автор каталога. “К сожалению, мы можем только догадываться, был ли янтарь на самом деле во владении тех людей, с которыми он был похоронен, как именно были приобретены эти объекты и какова их роль в культовой или другой деятельности”.
Ситуация вокруг коллекции янтаря хорошо характеризует то положение, в котором оказался Музей Гетти сегодня. Будучи вынужденным в значительной степени отказаться от покупки предметов древнего искусства, он использует свои беспрецедентные ресурсы для восстановления «прошлого» уже выкупленных вещей.
Основная часть коллекции древнего янтаря была подарена музею между 1976 и 1983 годами неким Гордоном МакЛендоном (Gordon McLendon), который не был известен как коллекционер произведений искусства. Каким образом он стал обладателем коллекции древнего янтаря мирового класса? И почему он подарил её музею, был ли он таким богатым, что не нуждался в вознаграждении?
Photo © 2012 J. Paul Getty Trust
Ответы находятся в документах музея, собранных Артуром Хоутоном (Arthur Houghton), бывшим помощником куратора по древностям. Именно Хоутон инициировал внутреннее расследование в отношении коллекции янтаря, вскоре после её приобретения в 1983 году. Сначала расследование Хоутона, а затем и юристов музея, подтвердило, что МакЛендон был частью мошеннической схемы.
Она была организована куратором отдела древнего искусства Музея Гетти, Иржи Фрелом (Jiri Frel) и его соучастниками. Схема включала в себя поставки тысячи артефактов, украденных в Италии, Турции и Греции. При этом, стоимость их грубо завышалась, а сами экземпляры преподносились музею в дар в обмен на мошенническое списание налогов.
За прошедшие годы Музей Гетти получили около 6000 таких пожертвований от более чем 100 дарителей на общую сумму около 15 миллионов долларов. Только МакЛендон преподнес в дар более 900 объектов.
Анна Сидорова
- У Музея Гетти пытаются отобрать картину стоимостью 2 млн. евро
- «Тайная Вечеря» Джорджо Вазари будет восстановлена, спустя 47 лет после наводнения во Флоренции
- «Геттосайд» Джилл Леови, краткое содержание
- Геттисбергская речь Авраама Линкольна
- Опера «Брундибар» — легенда Терезинского гетто
- Google и центр Гетти сделали путеводитель по произведениям искусства
- Гетти сохранит «Фреску» Джексона Поллака
- Институт Getty открыл уникальную электронную библиотеку
Комментирование недоступно Почему?