Под картиной Рембрандта обнаружен незаконченный автопортрет читать ~7 мин.
Об исследованиях полотна и тех факторах, которые позволили отнести его к наследию Рембрандта, сообщается в докладах Эрнста ван де Ветеринга (Ernstvande Wetering), почетного профессора истории искусств в Амстердамском университете и главы исследовательского проекта по Рембрандту, Мартина Бийля (Martin Bijl), реставратора, Йориса Дика (Joris Dik), профессора Делфтского технологического университета) и Коэна Янссенса (Koen Janssens), профессора Антверпенского университета.
Рембрандт ван Рейн - «Старик с бородой». Ок. 1630. 18 x 17.5 см
Эрнст ванн де Ветеринг убежден в аутентичности этой работы на основании технического сходства со стилем письма картин Рембрандта, выполненных в 1630 году.
Существует также копия полотна, которая, по всей видимости, была сделана в студии Рембрандта одним из его подмастерьев. То же изображение обнаружилось на репродукции 1633 года с надписью, говорящей о том, что она была сделана Рембрандтом.
Кроме того, научные исследования показали, что под поверхностью краски существует еще и незаконченный автопортрет Рембрандта.
Во вторник, 2 декабря 2011 года, неизвестное полотно кисти Рембрандта было представлено в музее «Дом Рембрандта». Маленькая панель «Старик с бородой» была написана художником около 1630 года, в конце его лейденского периода. Картину Дом Рембрандта арендовал из частной коллекции.
Автопортрет этот был обнаружен во время сканирования полотна Европейским центром синхротронного излучения (ESRF) в Гренобле с использованием двухэнергетического рентгеновского снимка и Брукхевенской Национальной библиотекой (BNL) в Нью-Йорке с использованием спектрометрической технологии МA-XRF, впервые примененной к картине профессорами Коэном Янссенсом (из Антверпенского университета) и Йорисом Диком (Делфтский технологический университет). Во время исследований в BNL использовалась недавно разработанная технология флюоресцентной микропробы, которая позволяет сканировать крупные объекты на высоком разрешении.
Технология XRF определяет пигменты на скрытых слоях картины, давая возможность фиксировать фотографически те творения, которые потом были закрашены. Эта новая технология уже проявила себя во время зрелищных открытий, связанных с работами Франциско Гойи и Винсента ван Гога.
С 1 мая по 1 июля 2012 года музей Дом Рембрандта будет проводить специализированную выставку исследовательских работ по десяти полотнам Рембрандта и его современников с использованием технологии XRF.
В 2009 году Эрнст ван де Ветеринг впервые обратил внимание Йориса Дика и Коэна Янссенса на это полотно. Главной задачей Ван де Ветеринга было определить, чьей же кисти принадлежала работа. Одним из вопросов, занимавших его ум, было потенциальное наличие второй фигуры, нарисованной под бородатым стариком.
Рентгенография и ИК-рефлексография показали различные изменения в композиции картины, в особенности, в области воротника и прически. Однако было неясно, была ли переработана сама поверхность, или существует еще одна фигура под видимым рисунком. Для историка искусств Эрнста ван де Ветеринга и консерватора Мартина Бийля эти два вопроса были важными, так как касались принадлежности картины и условий ее содержания.
Заинтригованные этими вопросами, Йорис Дик и Коэн Янссенс начали сложную научную кампанию, целью которой было пролить свет на таинственную «подноготную» картины.
В ходе исследования использовались такие технологии, как рентгенография (XRR), двухэнергетическая съемка с поглощением рентгеновских лучей и рентгеновский флюресцентный анализ (XRF). Дополнительно имели место оптическая и электронная микроскопия в сочетании со спектрометрией с рентгеновским спектром рассеивания энергии (SEM/EDX) для изучения микроскопического экземпляра краски. Так анализируют послойные составляющие краски и ее химический состав.
Исследования проводились в университетах Дельфта и Антверпена и подразумевали взаимное сотрудничество Европейского центра синхротронного излучения (ESRF) в Гренобле, Франция, и Национального источника синхротронного света (NSLS) в Брукхевенской Национальной лаборатории, Аптон, штат Нью-Йорк, США.
Первый шаг заключался в изучении полотна при помощи К-полосы поглощения на линии ID17 ESRF. Этот метод позволяет быстро визуализировать расположение тяжелых элементов на картине, в частности, в пигментах, которые встречаются в телесных цветах, например, в свинцовых белилах (свинец) и киновари (ртуть). Однако, основываясь на результатах, о наличии полноценной второй картины говорить не приходилось.
Дальнейшие исследования с помощью портативного XRF-спектрографа указали на необычную точечную концентрацию меди, которую нельзя было объяснить внешними признаками на картине. Основываясь на результатах этого исследования, проведенного Антверпенским университетом, Дик и Янссенс решили провести элементарное сканирование по методике macro-XRF с целью разметить распространение меди по всей картине. В дальнейшем, практичность этой техники в определении скрытых картин была доказана на примере полотен Винсента ван Гога и Франциско Гойи.
В настоящем случае исследования проводились на NSLS под руководством доктора Питера Сиддонса (Peter Siddons), составлявшего высококачественные карты распространения меди. Использование MAIA – нового быстродействующего детектора рентгеновских лучей – исследователями в BNL и CSIRO было решающим для визуализации, так как позволило ученым получить элементарные карты всего полотна в высоком качестве.
Расположение меди указало на контуры безбородой, более молодой мужской фигуры, одетой в берет. Эта схема распространения соотносится с первоначальным эскизом картины, также известным, как подмалевок. Позднее кросс-секционный анализ подтвердил наличие ртути в нижнем слое краски. В частности, эта первая версия картины не была закончена: от нее отказались в пользу более позднего изображения.
Контуры этой незаконченной фигуры Эрнст ван Ветеринг опознал в типичной позе, прическе, белом воротнике и черном берете, как в признаках, характеризующих многие ранние авторпортреты Рембрандта. Основываясь на этой аналогии, он сделал вывод, что полотно задумывалось, как автопортрет, потом было оставлено незаконченным, а потом было превращено в того «Старика с бородой», которого мы знаем.
В сочетании с другими аргументами из мира истории искусств, открытие при помощи синхротронных лучей внесло последние и решающие аргументы в пользу определения авторства картины.
Изображения процесса рентгенографического исследования с сайта Антверпенского Университета:
Рентгенография картины показывает, что под «Стариком с бородой» может находиться еще одно изображение. (Амстердам, Нидерланды)
Усовершенствованная двухэнергетическая рентгенография в Европейском центре синхротронного излучения (Гренобль, Франция).
Полотно на линии ID17 Европейского центра синхротронного излучения. Съемка с помощью К-полосы поглощения на линии ID17 ESRF (Гренобль, Франция).
Двухэнергетическая рентгенография, полученная на ESRF ID17, отражает наличие свинца на картине. В отличие от результатов обычной рентгенографии, на структуре деревянной панели это изображение больше не доминирует. Таким образом, воротник и общее положение человека на нижнем портрете становится более ясным. Однако общая форма головы модели и детали лица остаются неочевидными.
PXRF-исследования (Антверпен, Бельгия). Точки на картине, где локальную композицию определили при помощи PXRF (анализ флюоресцентных частиц при помощи портативного рентгенографа). В точках 8-12 и 17 наблюдается увеличенное содержание меди.
MAXRF-сканирование, Национальный источник синхротронного излучения, Брукхевенская Национальная лаборатория (Аптон, штат Нью-Йорк, США). Картина расположена на моторизированном сканере, который позволяет воссоздать элементарную карту полотна. Остронаправленный луч синхротронного излучения (SR) направлен на полотно. Рентгеновские флюоресцентные сигналы, производимые атомами краски, фиксируются детектором MAIA.
Получившаяся в результате элементарная карта распространения железа (Fe), меди (Cu), свинца (Pb) и ртути (Hg).
Медь (Cu) и карта ее распространения с усиленными контурами нижнего портрета (реконструкция – Е. ван де Ветеринг); «зеленый» вариант карты меди.
Сравнение линий «спрятанного» портрета с другими автопортретами Рембрандта ван Рейна: (слева) молодой Рембрандт, (© Музей Метрополитэн, Нью-Йорк, США, инвентарный номер 53.18), 21,9 x 16,5 см; (справа) автопортрет Рембрандта, датированный около 1630 г., (© Национальный музей, Стокгольм, Швеция) 15 x 12.2 см.
Исследование образца краски, собранной с фона (обогащенной медью) при помощи оптической и электронной микроскопии дает плотные голубоватые частички пигмента (отмечены стрелкой), богатые медью, которые отпечатываются на более темном нижнем слое.
Ссылки:
Комментирование недоступно Почему?