Россия заблокировала вывоз экспонатов на выставки в США из-за дела Хабад читать ~5 мин.
Ответные действия России на решение суда по возврату предметов иудейской группе Хабад – запрет на передачу экспонатов во временное пользование американским музеям. Россия озвучила запрет на передачу предметов искусства музеям США в качестве ответной меры на решение американского суда, предписывающего вернуть религиозные артефакты иудейскому движению Хабад.
Музей искусства округа Лос-Анджелес (LACMA, Los Angeles County Museum of Art) оказался в центре юридических и дипломатических споров, вызванных решением российских властей запретить предоставление произведений искусства в музеи США, как следствие решения американского суда, вынесенного в пользу религиозной группы Хабад.
Культурное вето, наложенное Россией, уже привело к отмене одной музейной выставки в США, а, в ближайшем будущем, оно же станет причиной отсрочки другой большой экспозиции. LACMA не сможет продемонстрировать все 38 работ на крупной выставке мусульманского искусства, которая должна была открыться 5 июня.
Действия России стали результатом вердикта окружного суда США, который прошлым летом постановил, что коллекция религиозных книг и манускриптов должна вернуться в Хабад, точнее, в его международное отделение, расположенное в Нью-Йорке. Теперь представители власти утверждают, что они опасаются, что предметы искусства будут захвачены в качестве залога, невзирая на дипломатические и юридические гарантии обратного.
Пресс-секретарь LACMA, Барбара Фломер (Barbara Pflaumer), сообщила, что она не может прокомментировать попытки LACMA смягчить русских в надежде заполучить шедевры. По ее словам ситуация «чрезвычайно непростая, и мы делаем все, что можем, чтобы не усложнять ее». Она также добавила, что выставка «Дары султана: Искусство подарка при мусульманском дворе» будет проведена и без участия России.
Запрет повлиял также и на другие известные учреждения. Так, музей «Метрополитен» в Нью-Йорке ожидал четыре полотна для грядущей выставки Сезанна и еще одно – для выставки искусства XIX века, но они остались в России – утверждает пресс-секретарь музея Харольд Хольцер (Harold Holzer). Музеи, в ответ, предупредили российские учреждения, что не отправят костюмы на запланированную передвижную выставку французского дизайнера Поля Пуре, если запрет не будет снят.
Осенью прошлого года четырех культурных займов от России лишился музей Поля Гетти (J. Paul Getty Museum), однако на период выставки «Изображение прошлого во Франции в 1250-1500 годах» ему удалось заменить неполученные произведения искусства шедеврами из собственной коллекции.
В марте российские власти настаивали на том, чтобы Музей русских икон в Клинтоне, штат Массачусетс, свернул свою выставку «Сокровища из Москвы», которые выставлялись с октября, и отправил экспонаты домой на четыре месяца ранее планируемого закрытия.
Хьюстонский музей природоведения планировал в конце позапрошлой недели открыть выставку «Сокровища из Эрмитажа: жемчужины российской короны», но она была отложена на неопределенный срок. При этом попытки связаться с пресс-секретарем российского посольства на прошлой неделе не увенчались успехом.
В то же время официальные представители американской стороны сообщили, что дипломатические переговоры между Вашингтоном и Москвой последние несколько месяцев проводятся на очень высоком уровне: «мы предложили все гарантии, которые только могли, о том, что с произведениями искусства ничего не случится». Напомним, что правительство США действует в рамках федерального закона 1960-х годов, который запрещает предъявлять законные требования на предметы искусства, которые были предоставлены во временное пользование некоммерческим культурным центрам в Соединенных Штатах. Официальное лицо, анонимно прокомментировавшее ситуацию, утверждает, что Национальная художественная галерея в Вашингтоне и Menil Collection в Хьюстоне также пострадали от этого шага. Тем не менее, власти всячески стараются урегулировать дело Хабад.
В 2004 году в Лос-Анджелесе был открыт Бейт Хабад – центр ортодоксального хасидского движения, зародившегося в России в 1700 годы. В июле прошлого года судья окружного суда Ройс С. Ламберт положил конец процессу, который тянулся почти шесть лет, предписав России вернуть 12 тысяч книг и манускриптов и 25 тысяч страниц сочинений раввинов, которые известны, как коллекция Шнеерсона. Священные тексты были изъяты во время революции и Второй мировой войны.
Впервые Хабад потребовала их возврата в 1990 году. Россия сочла претензию не имеющей под собой основания, так как юрисдикция американских судов не распространяется на российскую собственность. Но в 2008 году федеральный аппеляционный суд пришел к обратному заключению, что не помешало россиянам заявить протест.
Сет Гербер (Seth Gerber), представитель Хабад в Лос-Анджелесе, сообщил, что LACMA недавно просила его организацию объяснить русским, что у представителей музея нет намерения отнимать и держать в качестве залога произведения искусства до тех пор, пока не будут возвращены священные тексты. Гербер сообщил, что Хабад рада пойти навстречу и не требует ничего, кроме своих книг и писаний.
Официальный договор, подписанный представителями Хабад и LACMA и утвержденный окружным судом США в Вашингтоне, гласит: «Хабад гарантирует отсутствие нарушений процедуры некоммерческого обмена произведениями искусства и культурными ценностями между гражданами России и Америки, защищенной законом Соединенных Штатов».
Также утвержден список, включающий 38 произведений искусства, предоставляемых для выставки тремя российскими музеями. Большинство из работ родом из Турции и Ирана. Они датируются периодом от одиннадцатого века до начала 1800-х годов. В список предметов входит церемониальное оружие, обмундирование, вещи, сделанные из золота и драгоценных камней.
«Основная идея выставки – показать дипломатические подарки, так что наша ситуация особенно комична», - утверждает пресс-секретарь LACMA.
По материалам газеты «Los Angeles Times».
Комментирование недоступно Почему?