Религия в Литве читать ~10 мин.
Литва – страна Северо-Восточной Европы, самая большая из трёх балтийских государств со столицей в Вильнюсе и населением более 3 млн. человек. Преобладающим языком является литовский.
Этнически Литва состоит из литовцев (84,3%), русских (5%), поляков (6,2%) и белорусов (1,1%). До Второй мировой войны существовала большая община евреев, которая сильно пострадала от Холокоста, и сегодня в ней проживает менее 5 000 человек.
Основной религией является римский католицизм. По данным переписи 2001 года 79% населения заявили о своей принадлежности к Римско-католической церкви, 4% – к Русской православной церкви. Принадлежность к другим религиозным общинам не превышает 1% населения: Старообрядцы (0,78%), Лютеранская церковь (0,56%) и Реформатская церковь (0,2%).
Новоапостольская церковь, татарские мусульмане, церкви Полного Евангелия харизматов, Свидетели Иеговы, пятидесятники, баптисты и адвентисты седьмого дня насчитывают от 1 000 до 3 000 членов, в то время как существуют небольшие общины Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, Международного общества сознания Кришны, Объединённой методистской церкви и буддистов. Есть также небольшая группа караимов, которые, наряду с мусульманской общиной суннитов, присутствуют в Литве с 15 века, когда их привёз в Литву великий князь Витаутас, а в 20 веке в Литву мигрировали различные мусульмане татарского, узбекского и азербайджанского происхождения. В настоящее время татарская община насчитывает около 5 000 человек. Из-за увеличения миграции в последние годы, эта картина может сейчас может быть другой.
Литва была частью Речи Посполитой с 1569 года, а в 1795 году вошла в состав Российской империи. Литва была официально восстановлена как независимое государство в 1918 году. Новообразованное литовское государство закрепило свободу религии в своей новой Конституции, однако строгого разделения церкви и государства не было, и католическая церковь сохраняла привилегированное положение, укреплённое Конкордатом 1927 года со Святым Престолом. После короткого периода независимости Литва стала частью Советского Союза в 1940 году, затем была захвачена наступающей нацистской Германией в 1941 году и была освобождена Советским Союзом в 1944 году.
После Второй мировой войны Литва осталась в составе Советского Союза в качестве одной из 15 республик. После распада Советского Союза, инициированного Россией, Украиной и Белоруссией, Литва обрела независимость, а позже вступила в Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский Союз в 2004 году. После восстановления независимости Литва пережила активный экономический рост, хотя в 2008 году ВВП на душу населения все ещё составлял лишь около 60% от среднего показателя в Европейском Союзе.
Современные литовцы являются потомками нескольких балтийских племён, а досовременная религия коренного населения Литвы была многогранным явлением, принадлежащим к более общей балтийской семье религий. Истоки древней балтийской культуры восходят примерно к 2500 году до н.э., когда автохтонные местные культуры сливались с культурами пришлых индоевропейцев. Дохристианская религия на нынешней территории Литвы с тех времён претерпела довольно много изменений, но сохранила основную структуру индоевропейских дохристианских религий.
Космология и антропология досовременной языческой религии Литвы описывает начало мира, в котором два бога, Диевас и Велняс, создают мир вместе. В процессе создания мира они соревнуются друг с другом и в этом постоянном соперничестве возникает мир.
Согласно литовским этиологическим сказаниям, первый человек был создан случайно, частицей слюны изо рта Диеваса, который лишь позже увидел результат своего плевка и изумился случившемуся. Эта пессимистическая антропология пронизывает мировоззрение древней литовской религии, где человек не рассматривается как результат целенаправленной божественной деятельности.
Представления о загробной жизни более оптимистичны, хотя записи о ней очень разнообразны. Умерших людей встречали боги и они получали то обращение, которое заслужили в этой жизни, попадая либо в даусос, место вечного блаженства, либо в место тьмы, управляемое Велнясом.
У божеств древнего литовского (и балтийского) пантеона были аналоги в пантеонах других регионов. Высшим богом балтийского пантеона был Диевас, который в поздний период литовской религии стал далёким, неактивным божеством, изображаемым в сказках как активное только при сотворении мира и вскоре после этого. Самым важным членом пантеона был Перкунас, бог бури и грома, возможно, сын Диеваса.
У балтов также был хтонический бог, противоположный по природе небесным богам, по имени Велниас, бог подземелий, магии и богатства. Народ также почитал женское божество по имени Зворуна или Медеина. Помимо божеств, общих для всех балтов, существовали различные духи или боги, присущие только различным племенам.
Волшебники или ведьмы, колдуны и знахарки оказывали значительное влияние на общую религиозную жизнь народа. Древние святилища в Литве, называемые алкосами, были построены из камней на холмах или у рек. Рощи также считались священными местами, их использовали для жертвоприношений богам и предсказаний будущего. Остатки нескольких святилищ, известных с исторических времён, в настоящее время открыты археологами. Нельзя с уверенностью сказать, что дохристианская литовская религия была централизованной, но в Вильнюсе существовало важное святилище Пер-кунаса.
До XIII века распространению христианства в Литве препятствовали слабые связи с христианскими странами, отсутствие сильного национального государства и противостояние крестоносцам. Около 1240 года правителем Литвы стал Миндаугас, объединивший непокорные княжества, а в 1251 году он принял крещение по политическим причинам (получив таким образом титул короля от папы), хотя народ и большинство князей сохранили старую веру.
Литва, начиная с 14 века, привлекла большую диаспору евреев, спасавшихся от преследований в Испании и других странах Западной Европы, в то время как в Литве они были защищены законом, чтобы жить и свободно исповедовать свою веру.
Со временем католические миссионеры, в основном доминиканцы и францисканцы, посетили Литву, где некоторые из них обосновались. За исключением нескольких инцидентов с применением насилия, христиане и язычники жили вместе довольно мирно.
Официальная христианизация Литвы началась при великом князе литовском Иогайле в 1387 году, который правил как король польский Веадисав II. Это движение продолжалось около столетия. В это время началось уничтожение официального культа языческой религии, хотя проявления дохристианской религии сохранились и в XVI веке, когда началась миссионерская деятельность иезуитов. Большая часть литовской знати была крещена в 1387 году, за этим последовало крещение народа, в то время как более независимая часть Литвы, Самогития, была официально христианизирована только около 60 лет спустя.
Протестантская Реформация была принесена в Литву в 1520-х годах литовскими дворянами, которые учились в университетах Виттенберга и Лейпцига, сильных протестантских центрах обучения. Реформация быстро распространилась во всех слоях общества, встретив сильное сопротивление лишь небольшого числа священнослужителей, сохранивших верность Римско-католической церкви. Ослабленное состояние католической церкви в Литве способствовало быстрому распространению Реформации, так что к середине XVI века Литва была преимущественно протестантской, в ней присутствовали лютеране и реформаты. Приверженность влиятельной семьи Радвилы к протестантизму также внесла значительный вклад в распространение Реформации в целом.
Однако в 1564 году правитель Литвы и Польши Сигизмунд II Август начал выполнять решения Тридентского собора, созванного Римско-католической церковью в 1545 году с целью реформировать церковь и остановить дальнейшее распространение протестантизма. Академическая и миссионерская деятельность иезуитов сыграла значительную роль в Контрреформации, последовавшей за Собором.
В 1570 году иезуиты основали в Вильнюсе коллегию, которая впоследствии стала университетом. С восстановлением католицизма влияние протестантов постепенно ослабевало, оставаясь сильным только в западной и северной частях Литвы.
Отдельным вопросом было присутствие восточного православия в Литве и славянских землях Великого княжества Литовского с XIII по XVI век. Чтобы сохранить политический и социальный мир после христианизации Литвы, великий князь литовский Витаутас безуспешно пытался создать отдельную административную единицу православной церкви в Литве.
Позже были предприняты попытки объединить католическую и православную церкви в рамках Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Эти усилия были частично успешными и увенчались в 1596 году созданием унии, к которой, однако, присоединились не все православные.
Католическо-православная проблема так и не была решена, и она вновь возникла в другой форме в XVIII веке. После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году, в результате которого Российская империя распространила своё влияние на большую часть Литвы и начала политику культурной ассимиляции, что также означало превращение её в православную. В результате пострадали как католическая, так и протестантская церкви, но в итоге усилия оказались безуспешными. Литва сохранила чувство принадлежности к своей нации, и как католическая, так и протестантская церкви сыграли значительную роль в сохранении национального характера Литвы.
Когда в 1918 году вновь возникла независимая Литва, страна признала равные права всех конфессий, хотя Конкордат с католической церковью 1926 года закрепил привилегированное положение католицизма, который оставался верой большинства. Около 5% населения были реформатами или лютеранами, но они не имели большого влияния на политику Литвы в целом.
В 20 веке в Литве распространились другие протестантские и свободные церковные традиции. Баптисты были в Литве с середины 19 века, а методисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники и Новоапостольская церковь создали свои общины в начале 20 века. Американское движение студентов-библеистов (позднее известное как Свидетели Иеговы) появилось в 1930-х годах. Западная эзотерика пустила глубокие корни в стране после того, как один из известных литовских писателей, Выдумнас (Вилюс Стороста), стал адептом теософии.
Советская власть привела к репрессиям против всех религий, но наиболее жестоким было преследование религиозных меньшинств. Некоторые общины были постепенно ликвидированы, включая общины адвентистов седьмого дня, методистов и свидетелей Иеговы, а баптисты были объединены с пятидесятниками, отчасти в попытке устранить их уникальность и тем самым подорвать их существование. Независимые, незарегистрированные религиозные группы находились под строгим полицейским контролем, к ним стали более терпимо относиться только к концу 1970-х годов.
Традиционные религиозные общины столкнулись как с преследованиями, так и с серьёзными ограничениями их ранее цветущей общественной деятельности. Католическая и реформатская церкви установили связи с национальным движением сопротивления. Многие общественные и религиозные лидеры были сосланы и вынуждены исповедовать атеизм. Для тех, кто занимал высокие посты в обществе, требовалось членство в коммунистической партии. Атеистическая пропаганда была широко распространена.
Провозглашение независимости Литвы в 1990 году привело к возрождению традиционных религий, а также к притоку различных религиозных движений из-за пределов страны. Пик возрождения религии пришёлся на 1992-1993 годы, а стабилизация или даже спад для большинства религиозных общин последовали в начале 21 века.
В Литве нет государственной религии, свобода вероисповедания закреплена в правовой системе страны. Существует три уровня правового статуса религиозных общин. Любая религиозная община может быть зарегистрирована, чтобы стать легальной и свободно исповедовать свою веру, если она выполняет определённые минимальные юридические требования.
Однако существует девять традиционных религий, которые «признаны государством» как часть культурного, социального, духовного наследия Литвы: Римско-католическая, Греко-католическая, Евангелическо-лютеранская, Евангелическо-реформатская, Русская православная, Старообрядческая, Иудейская, Суннитский ислам и Караимская. Этот список привилегированных религий является окончательным. Однако все религиозные общины имеют право на государственное признание – промежуточный статус – после того, как они просуществуют в Литве несколько десятилетий. До сих пор такого статуса добились только Ассоциация баптистских церквей Литвы и Церковь адвентистов седьмого дня.
Государственное признание даёт религиозным общинам некоторые налоговые привилегии, разрешение преподавать религию в государственных школах и время на национальном телевидении. Они также пользуются большим общественным признанием, поскольку нетрадиционные религии часто клеймят как секты. Наиболее влиятельной религиозной организацией в литовском обществе является Римско-католическая церковь, в то время как другие более крупные общины основаны либо на определённой группе этнических меньшинств (например, русское православие сосредоточено среди этнических русских), либо на определённом регионе (например, лютеранство сосредоточено в юго-западной части страны).
Комментирование недоступно Почему?