«Кислород» Мэри Оливер читать ~4 мин.
Написанное во второй половине своей карьеры произведение американской поэтессы Мэри Оливер «Кислород» демонстрирует её переход к написанию более непосредственных произведений о мире людей, нежели её ранние, более ориентированные на экологию работы. Оливер, получившая Пулитцеровскую премию в 1983 году, жила с 1935 по 2019 год. В своих произведениях Оливер опирается на романтическое движение XIX века, а также на зарождающееся в конце XX века понимание экологии.
Журнал «The New Yorker» впервые опубликовал стихотворение «Кислород» в номере от 10 октября 2005 года. Стихотворение в свободной форме было опубликовано через два месяца после того, как спутница жизни Оливера Молли Мэлоун Кук скончалась от рака лёгких. В «Кислороде» отражён опыт ухода за умирающим близким человеком. Запечатлев один момент из жизни пары, стихотворение не является повествовательным и не имеет формального заключения.
В «Кислороде» используется лирический стиль, подчёркивающий уникальное мировоззрение и эмоции говорящего. Как и во многих других стихотворениях Оливера, в «Кислороде» восхваляется взаимозависимость, внимание к моменту и понимание человечества как части природы. В стихотворении также даётся определение любви как единства опыта и обыденности.
Биография поэта
Американская поэтесса Мэри Джейн Оливер родилась в Мейпл-Хайтс, штат Огайо, 10 сентября 1935 года. С раннего возраста она писала о лесе и в лесу. Выросшая в жестокой семье, Оливер увидела мир природы и поэзию как спасение. Она находила очарование в словах ранних американских поэтов, особенно Уолта Уитмена и Эдны Сент-Винсент Миллей. Будучи ученицей средней школы, Оливер написала письмо и спросила сестру Миллэй Норму, может ли Оливер посетить дом Миллэй в штате Нью-Йорк. Дом Милле стал маяком и базой для Оливер на протяжении многих лет, где она часто помогала Норме в организации бумаг её сестры. Оливер посещала колледж Вассар и Университет штата Огайо, но ни в одном из них не получила диплома.
Дом Миллэй также открыл перед Оливером двери для романтических отношений. Оливер вспоминала, что впервые увидела своего партнёра на всю жизнь, фотографа Молли Мэлоун Кук, на кухне. «Я бросила один взгляд и упала, зацепилась и упала», – позже писала Оливер о том дне в 1953 года. Вскоре обе женщины узнали, что живут через дорогу друг от друга в нью-йоркском районе Ист-Виллидж. Женщины оставались вместе до самой смерти Кук от рака лёгких в 2005 году.
Фотография Кук оказала большое влияние на поэзию Оливер. Оливер часто наблюдала, как Кук делает фотографии и проявляет их в фотолаборатории. Она видела, с какой добротой и интересом Кук относилась к друзьям и незнакомым людям. «Открытость – сочувствие – были необходимы, чтобы внимание имело значение. Такой открытостью и сопереживанием М. обладала в избытке и свободно отдавала их», – пишет Оливер. «М. привил мне этот более глубокий уровень внимания и работы». Для Оливера внимание стало формой выражения любви и любопытства.
Намеренное внимание и сосредоточенность стали отличительными чертами работ Оливер, предлагая людям способ получить доступ к окружающему миру и понять его. Она хотела, чтобы любой человек мог прочитать и понять её работы. Оливер часто черпала образы и сюжеты для своих стихов из реальных повседневных событий, которые происходили с ней. После того как они с Куком переехали в массачусетский город Провинстаун, Оливер находила вдохновение во время охоты на рыбу и моллюсков. Соответственно, произведения Оливер просили читателей пересмотреть обыденность и найти в ней красоту. Критики высоко оценили способность Оливера подчёркивать важность физического и откровенно изображать чудеса и ужасы мира природы.
Оливер получила премию памяти Шелли от Поэтического общества Америки в 1970 году через семь лет после публикации своего первого сборника «No Voyage and Other Poems» (1963). Позже она была удостоена Пулитцеровской премии в области поэзии за сборник «Американский примитив» (1983). К тому времени, когда в 1986 году появился её другой самый известный поэтический сборник «Работа мечты», критики называли её одним из величайших современных американских поэтов.
За свою карьеру она была удостоена кафедры выдающегося преподавания в Беннингтонском колледже имени Кэтрин Осгуд Фостер, Национальной книжной премии, стипендии фонда Гуггенхайма и премии Американской академии искусств и литературы. За свою жизнь она опубликовала более 30 поэтических сборников, а также книги эссе и руководства по написанию стихов.
В конце жизни Оливер переехала во Флориду, где скончалась от лимфомы 17 января 2019 года в возрасте 83 лет.
Автор начинает «Кислород» с заявления о важности кислорода для жизни. Воздух позволяет органам человеческого тела функционировать. Автор отмечает, что даже душа нуждается в кислороде, пока она находится в человеческом теле. Из-за этой потребности в доме находится «милосердная, шумная машина», которая имитирует человеческое дыхание «голосом, похожим на голос лёгких».
Комментирование недоступно Почему?