«Радость в лесу» Клода Маккея читать ~4 мин.
Воспитание на родной Ямайке, а также принятие иммигрантом в Нью-Йорке пьянящей, идеалистической риторики коммунизма с его героическим прославлением угнетённых рабочих всего мира – в произведении Клода Маккея «Радость в лесу» (1920) выражена дилемма современного рабочего, разрывающегося между любовью к свободе и красоте природы и обременительными, утомляющими душу обязанностями работы.
Хотя сейчас Маккей считается одним из ведущих представителей Гарлемского ренессанса – продолжавшегося почти десятилетие расцвета искусства среди чернокожих писателей, художников, скульпторов и музыкантов, сосредоточенных в шумных кварталах Гарлема, – здесь он показывает, почему причисление его к Гарлемскому ренессансу может быть проблематичным. Если эти художники прославляли яркий гул и грохот городской жизни, то здесь Маккей показывает, что он не уверен в том, что городской пейзаж является терапевтическим или бодрящим.
В этой дилемме стихотворение Маккея становится плачем, тоскливым признанием того, что у современного рабочего, попавшего в ловушку бессмысленной, бесконечной монотонности рутины как единственного способа выполнять обязательства и оплачивать счета, остаётся только память, а на самом деле тяга, к потрясающим чудесам природы, от которых рабочий класс теперь отчужден.
Биография поэта
Фестус Клаудиус Маккей родился 15 сентября 1890 года в малонаселённой деревне Санни-Вилль на залитом солнцем побережье южной части центральной Ямайки. Хотя его семья была многодетной (11 детей), детство Маккея было сравнительно привилегированным. Его отец предполагал, что Маккей научится работать на прибыльной семейной ферме, где выращивали кофе, бананы и сахар, но юный
Маккей с ранних лет был очарован книгами, которыми делился с ним его старший брат, учитель английского языка. Маккей с увлечением читал Шекспира, Донна, великих романтиков – ирония судьбы, учитывая, что это были знаковые литературные фигуры той самой нации, которая долгое время оккупировала и эксплуатировала Ямайку. При поддержке своей матери Маккей мечтал стать поэтом, но он понимал, что такая работа не оплачивает счета.
Чтобы прокормить себя, Маккей сначала работал чернорабочим на спичечной фабрике, а затем поступил на службу в местное полицейское управление. Биографы сейчас считают, что тайный роман с коллегой по службе раскрыл Маккею природу его сексуальной ориентации.
Маккей опубликовал свой первый сборник стихов в 1912 году. «Песни Ямайки» представляли собой взаимосвязанный цикл стихотворений, в основном баллад, в которых передавались ритмы и богатые диалекты острова. Из-за своего стремления писать Маккей уехал с Ямайки в Соединённые Штаты – он считал, что острову, хотя и идиллическому, не хватает культурной сложности, по которой он тосковал. Он так и не вернулся на свой родной остров.
Прибыв сначала в Южную Каролину, Маккей быстро столкнулся с реальностью сегрегации и расизма. Начав, но не закончив обучение в сельскохозяйственном колледже сначала в Алабаме, а затем в Канзасе, Маккей в 1914 году отправился в Нью-Йорк. Он женился и недолго работал ресторатором в Бруклине – его сердце не лежало ни к одному из этих начинаний, и оба быстро потерпели крах. Когда бизнес потерпел крах, Маккей, обеспечивая себя работой железнодорожного носильщика, но твёрдо решив стать писателем, посвятил себя поэзии.
Его произведения стали появляться во влиятельных негритянских журналах и газетах. Многие его стихи отражали как его недовольство расизмом (в частности, его многократно антологизированное стихотворение «Если мы должны умереть»), так и его растущие симпатии к тяжёлому положению рабочего класса и его принятие надежды и оптимизма коммунизма, который обещал смелое новое завтра, как только рабочий класс сбросит оковы экономического угнетения. Эти левые стихи привлекли внимание и вызвали одобрение Макса Истмена (1883-1969), одной из ведущих фигур в зарождающемся американском коммунистическом движении.
Под наставничеством Истмена Маккей отправился в Европу, сначала в Голландию, затем в Бельгию и, наконец, в Лондон. Именно в это время Маккей опубликовал «Радость в лесу» в журнале Истмена «The Workers Dreadnought» под псевдонимом Хью Хоуп (You Hope). Через год Маккей вернулся в Нью-Йорк.
В течение следующего десятилетия Маккей, уверенный в том, что коммунизм является решением проблемы расизма в Америке, возглавлял многочисленные общественные и политические организации, призванные содействовать не только расширению прав чернокожих против аморальности расизма Джима Кроу, но и защите прав рабочих. В это время Маккей опубликовал несколько хорошо принятых романов, в первую очередь «Домой в Гарлем» (1928), историю чернокожего ветерана, вернувшегося в Гарлем после Первой мировой войны, и свою ставшую знаменитой автобиографию «Долгий путь от дома» (1937).
В разгар Второй мировой войны Маккей, хотя и был давним атеистом, перешёл в католицизм как из-за его поддержки экономических реформ для угнетённых, так и из-за неприятия насилия и войны. В 1946 году Маккей переехал в чикагский район Саут-Сайд, привлечённый зарождающимся в этом городе движением «Чёрный ренессанс». Там он и умер всего два года спустя. Ему было всего 58 лет. По его просьбе Маккей был похоронен на просторном кладбище Голгофа в Квинсе под белой мраморной плитой с надписью «Мир, о моё мятежное сердце», взятой из его собственного сочинения
Комментирование недоступно Почему?