«Любовь с первого взгляда» Виславы Шимборской читать ~4 мин.
Вислава Шимборская – польский поэт, редактор и колумнист. Она получила международное признание, став лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1996 году. Шимборская не принадлежала ни к одному поэтическому течению, и иногда ей приписывают зарождение собственного литературного жанра, который связывал политический климат мира с повседневной жизнью. За свою долгую и плодотворную карьеру Шимборская опубликовала более 16 сборников произведений. Она была всемирно известна своей ясностью, остроумием и точностью в написании произведений на повседневные темы.
Стихотворение «Любовь с первого взгляда» было впервые опубликовано в сборнике Шимборской «Конец и начало» (1993). Поэма посвящена роли судьбы и случайности в романтических отношениях и, в более широком смысле, в жизни в целом. Хотя влюблённые в поэме верят в броское понятие «любовь с первого взгляда», они, кажется, не знают о множестве обычных ситуаций, в которых они могли встретиться ранее.
Стихотворение исследует, как их убеждённость в единственном, волшебном моменте затмевает многие обстоятельства, приведшие к их любви. На поверхностном уровне Шимборска просит своих читателей пересмотреть такие понятия, как «любовь с первого взгляда»; на более глубоком уровне она вдыхает новый смысл в повседневные привычки и рутину людей.
Биография поэта
Вислава Шимборская родилась 2 июля 1923 года в городе Бнин (ныне Корник), Польша. После смерти отца в 1924 году её семья переехала сначала в Торунь, а затем в Краков, где Шимборская провела большую часть своей жизни.
Начало Второй мировой войны в 1939 году и угроза депортации в Германию ограничили доступ Шимборской к образованию и возможностям трудоустройства. В 1945-1948 годах она изучала польскую литературу и социологию в Ягеллонском университете, но из-за финансовых трудностей закончила обучение до окончания университета. В 1953 году она стала редактором и обозревателем литературного журнала «Życie Literackie» («Литературная жизнь»), где проработала почти 30 лет. В 1948 году она вышла замуж за поэта Адама Влодека; после развода в 1954 году они остались друзьями на всю жизнь.
Шимборска была политически активна на протяжении всей своей жизни. Она была ранним сторонником коммунизма в Польше и гордым членом Польской объединённой рабочей партии, но переход партии к более национальной форме социализма заставил её разорвать связи с движением в 1950-60-х годах.
Как писательница, Шимборская была известна своим остроумием, доступностью и вниманием к внутренним аспектам повседневной жизни. Она опубликовала более 16 томов поэзии, а её произведения были переведены на двенадцать языков. Шимборская получила всемирное признание, став лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1996 году, а Нобелевский комитет назвал её «Моцартом поэзии» (Flood, Alison. «Вислава ШИМБОРСКА, «Моцарт поэзии», умерла в возрасте 88 лет». «The Guardian», Guardian News and Media, 2 февраля 2012 года, www.theguardian.com/books/2012/feb/02/wislawa-szymborska-dies-88). Она также получила премию Гете (1991), премию Гердера (1995), премию Польского ПЕН-клуба (1996) и звание почётного доктора Познаньского университета (1995).
Шимборска скончалась в своём доме в Кракове в возрасте 88 лет 1 февраля 2012 года.
Стихотворение «Любовь с первого взгляда» открывается размышлениями двух влюблённых об истоках их отношений. Они считают, что «внезапная страсть соединила их» в одно мгновение. Хотя автор считает это убеждение «прекрасным», «неопределённость ещё прекраснее».
Вторая строфа проясняет ситуацию: Влюблённые уверены, что они «никогда не встречались прежде», и также уверены, что в прошлом у них не было никаких чувств друг к другу. Автор предполагает обратное. Влюблённые могли встретить друг друга в бесчисленных обычных местах в прошлом, таких как «улицы, лестницы, коридоры». Они могли проходить мимо друг друга «миллион раз».
В строфе 3 автор жаждет открыть влюблённым глаза на возможности. Они хотят конкретики: Вспоминают ли влюблённые какие-нибудь мимолётные моменты, в которые они могли бы встретиться, возможно, «в какой-нибудь вращающейся двери» или с пробормотанным «простите» в людном месте? Возможно, они разговаривали, когда один из них набрал неправильный номер. В конце строфы автор знает ответ: «Нет, они не помнят».
В строфе 4 автор заявляет, что влюблённые будут «поражены», узнав, что «Шанс» «играл с ними» в течение многих лет. Поскольку Шанс не был готов эволюционировать в «Судьбу», он со смехом раз за разом разлучал их, прежде чем «прыгнуть в сторону».
Несмотря на вмешательство Шанса, автор описывает «знаки и сигналы», которые раньше могли бы насторожить влюблённых, хотя они «ещё не умели их читать». Давным-давно – или даже в течение последней недели – лист мог коснуться плеча одного из влюблённых, прежде чем перейти к другому. Один мог поднять предмет, который обронил другой.
Они даже могли встретиться в детстве, когда мяч потерялся в «детской чащобе».
Руки влюблённых могли касаться одних и тех же «дверных ручек и звонков»; их чемоданы могли стоять «бок о бок» в аэропорту. Возможно, влюблённые даже видели «один и тот же сон», хотя утром оба мало что о нём помнили.
В последней строфе автор расширяет рамки стихотворения. Каждое начало последовательно связано с прошлым, утверждают они, а жизнь – это «книга событий». Стихотворение завершается на ноте осторожного оптимизма. Книга жизни каждого человека «всегда открыта на полпути».
- С 4 по 7 октября в Арт-Центре «Ветошный» пройдёт Второй Московский открытый фестиваль йоги Yogafest
- В Театре музыкальной комедии «Бал вампиров» сменится «Голливудской дивой»
- Пейзажи Великого Новгорода на персональной выставке Дарины Сидоровой
- Петербургский театр «Суббота» представил своё творчество во Владимире
- В Пензенской области появилось два библиомобиля
- «Метафизика пространств. Метафизика в искусстве»
- К победам со «Звездой». Названы лучшие авторы старейшего литературного журнала
- Концерты-портреты новых звезд российской исполнительской школы
Комментирование недоступно Почему?