В России впервые переведен и издан труд Б.Ф. Скиннера «По ту сторону свободы и достоинства» читать ~3 мин.
В начале 2016 года на книжном рынке России произошло знаменательное событие: московское Издательство «Оперант» выпустило в свет книгу Б. Ф. Скиннера «По ту сторону свободы и достоинства». Впервые русскоязычные читатели получили возможность познакомиться с идеями одного из самых интересных, неоднозначных и, пожалуй, наиболее влиятельных психологов прошедшего столетия.
Свобода лучше, чем несвобода. Многим эта фраза кажется совершенно очевидной, но что, если это привычное заблуждение, а отнюдь не истина? Что, если все наше мировоззрение, построенное на идеях свободы и ответственности, – лишь многовековое заблуждение? Что, если современная демократия, точно также, как и тоталитарные общества прошлого, зиждется на концепции человека, вовсе не соответствующей научному подходу? – говорит Маргарита Оларь, ответственный секретарь редакционного совета Издательства Оперант. – В этом и состоит основная идея книги «По ту сторону свободы и достоинства», написанная в 1971 году Берресом Фредериком Скиннером.
Книга вызвала большой общественный резонанс и на протяжении 18 недель входила в список бестселлеров New York Times, что весьма необычно для книг такого жанра. Реакция на книгу была противоречива. С одной стороны, признавали её безоговорочную важность. Вот что о книге написали в Science News:
Беррес Фредерик Скиннер – самый влиятельный из ныне живущих психологов, и второй, сразу после Фрейда, выдающийся психолог всех времен… И уже одно это должно быть достаточной причиной, чтобы сделать «По ту сторону свободы и достоинства», новую книгу д-ра Скиннера, одним из важнейших событий в психологии XX века.
А в одной из рецензий, опубликованных в New York Times, писали следующее:
Никто не будет спорить с тем, что новая книга Б. Ф. Скиннера «По ту сторону свободы и достоинства» имеет огромную важность. Если вы планируете читать только одну книгу в год, то, пожалуй, вам стоит выбрать именно её.
С другой стороны, книгу нещадно критиковали. На одной из конференций, посвященных идеям Скиннера, небезызвестный в нашей стране Збигнев Бжезинский, выступая против технологии поведения Скиннера, в качестве отрицательного примера политического применения теории о человеческой природе привел Советский Союз. Неудивительно, что после подобного сравнения политики тоже ополчились на эту книгу, а представители клана Кеннеди, которые прежде поддерживали отношения со Скиннером, поспешили прекратить с ним контакты, словно обжегшись.
Скиннер создал то, что в последствии получило имя «радикального бихевиоризма». Бихевиоризм – а слово это происходит от английского “behavior” (поведение) – должен был стать психологией, построенной по образцу физики и биологии. Вместо души бихевиорист, вооружившись точными методами естественных наук, изучал поведение. Практически сразу на бихевиористов обрушился шквал критики со стороны коллег. Старая классическая психология имела множество союзников: религия, государственная машина и привычные представления людей о себе самих шли вразрез c картиной мироустройства, которую предложил бихевиоризм.
Комментирование недоступно Почему?