«Экзистенциализм - это гуманизм» Жан-Поля Сартра
В книге «Экзистенциализм – это гуманизм» (1945) французский философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр пытается убедить аудиторию как философов, так и обывателей в том, что его философия не является ни пессимистической, ни релятивистской, ни квиетистской, ни субъективистской в смысле представления человека как изолированной личности.
В начале он подробно описывает критику своих идей христианами и марксистами, а затем пытается ответить на каждую из них. При этом он фокусируется на ключевой формулировке экзистенциализма – «существование предшествует сущности». Затем он приводит определения ключевых экзистенциалистских терминов, включая «субъективность», «отчаяние», «покинутость» и «страдание», в надежде, что понимание этих терминов поможет его аудитории убедиться в неприменимости их возражений.
После самой лекции Сартр предлагает аудитории задать вопросы. Он обращается к двум людям: неизвестному собеседнику и художнику и леваку Пьеру Навилю. Критика Навиля является более подробной и сосредоточена в основном на обвинении Сартра в том, что его концепция человеческого состояния является просто замаскированной версией дискредитированной концепции Просвещения об универсальной человеческой природе. Сартр отвечает, и дискуссия переходит в краткий обмен мнениями о марксизме, который состоит в основном из того, что оба собеседника говорят мимо друг друга.
В «Комментарии к ″Постороннему″» (1943) Сартр представляет интерпретацию романа Альбера Камю «Посторонний». Чтобы понять смысл этого текста, который он называет не совсем романом и, в любом случае, непрозрачным, двусмысленным и тревожным, Сартр опирается на философский текст Камю «Миф о Сизифе». Концептуализируя главного героя «Незнакомца», Мерсо, как «абсурдного человека», то есть того, кто признает полную абсурдность человеческой жизни и рассматривает любое действие как допустимое и одинаково желательное, Сартр находит путь в текст, предлагая как интерпретацию его основных тем и сюжета, так и анализ его стиля, в частности, коротких, отрывистых предложений, характерных для «Незнакомца», но чуждых другим произведениям Камю.
Комментирование недоступно Почему?