«Ода учителям» Пэт Моры читать ~4 мин.
Стихотворение Пэт Моры «Ода учителям», включённое в её сборник любовных стихов, написанных для подростков, «Головокружение в твоих глазах: стихи о любви» (2010), представляет собой энкомий, или хвалебную поэму, посвящённую анонимному учителю из детства автора.
Автор стихотворения прославляет своего учителя детства – из начальной или средней школы – неясно, перечисляя конкретные воспоминания о взаимодействии, которое, по его мнению, способствовало его росту и развитию как ученика и как человека. Стихотворение использует репетицию детских воспоминаний для изучения того, как формируется наша личность благодаря взаимодействию с другими людьми, которые оставляют неизгладимое впечатление на нашу чувствительность.
И настроение, и стиль «Оды учителям» отражают опыт Мора как администратора университета, директора музея, популярного оратора, консультанта и преподавателя, стремящегося продвигать ценности инклюзивности. Чёткое и недвусмысленное послание стихотворения также ориентировано на целевую аудиторию тома – старшеклассников и подростков из разных слоёв общества. Акцент на обучении, ориентированном на ученика, согласует «Оду учителям» с учебными целями, продвигаемыми в самых разных административных контекстах.
Хотя ода является поэтическим поджанром с долгой историей, восходящей к древним поэтам, таким как Пиндар и Гораций, и позже возрождённой романтиками, Мора свободно играет с формальными условностями оды – «строфа», «антистрофа» и «эпос», предпочитая вместо этого более общий смысл термина – формальное обращение к кому-то или чему-то, в данном случае к учителю. В этом отношении «Ода учителям» может быть определена как неправильная ода.
Биография поэта
Пэт Мора родилась в 1942 году в Эль-Пасо, штат Техас. Будучи одним из главных пропагандистов детской грамотности и испаноязычной литературы, Мора утверждает, что пограничный опыт её детства (бабушка и дедушка Моры переехали из северной Мексики в пограничный город Эль-Пасо) во многом определил её подход к писательству, например, использование двуязычного «переключения кодов» в стихах, написанных попеременно на английском и испанском языках.
Мора окончила Техасский университет в Эль-Пасо и получила почётную докторскую степень в Университете штата Нью-Йорк, Буффало, и Университете штата Северная Каролина. Мора начал профессионально писать в 1980-х годах, в то время, когда ценность мультикультурализма набирала значительные обороты в американской культуре.
Важной особенностью литературной карьеры Моры стал её вклад в детскую литературу и окружающую её культуру. В 1996 году Мора основала День детей, День книги, или, по-испански, «El dia de los ninos, El dia de los libros». Вдохновением для этой инициативы Мора послужила мексиканская традиция празднования 30 апреля как «El dia de ninos». Инициатива по распространению грамотности «День книги» способствует сотрудничеству между национальными и государственными библиотечными организациями и организациями по распространению грамотности, педагогами и прессой.
В 2004 году «День книги», как его сокращённо называют, получил поддержку Ассоциации библиотечных источников для детей. Авторские работы Моры для детей и молодых взрослых включают книги «Дерево Пабло»; «Любовь к маме: дань уважения матерям»; «Библиотека для Хуаны»: «Мир Сор Хуаны Инес»; «Прекрасная Дама: Богоматерь Гваделупская», за которую она получила Международную латиноамериканскую книжную премию; «Bookjoy, Wordjoy» и многие другие.
Мора получила множество наград и похвал за свою работу. Помимо стипендии Чивителлы Раньери и награды «Выдающийся выпускник» Техасского университета в Эль-Пасо, она стала почётным членом Американской библиотечной ассоциации. Мора неустанно отстаивает концепцию, которую она называет «книжная радость» – термин, который она придумала сама. Bookjoy означает чувство радости, которое человек испытывает при чтении или написании книги.
В своих публичных выступлениях и консультациях, направленных на пропаганду «книжной радости» среди молодых учеников и учителей, она исследует темы, затронутые в её недавней книге «ZING! Семь практик творчества для педагогов и учащихся», Мора вводит такие практические стратегии, как «цените своё творческое «я"» и «начните свой проект». Мора утверждает, что для того, чтобы заинтересовать молодых людей в чтении и письме, особенно в то время, когда существует множество отвлекающих факторов и других технологических приманок, педагоги должны быть креативными.
Пять строф, составляющих «Оду учителям», Мора написал нерифмованным свободным стихом. В первых четырёх строфах представлены воспоминания оратора о детском общении с учителем, а в последней строфе даётся резюме того, какое влияние оказали эти встречи. Первая строфа противопоставляет воспоминания говорящей о её застенчивости, проявляющейся в том, что они избегали зрительного контакта, и теплоте и доброте учителя, которые представлены в стихотворении через образ «улыбки» последнего, сравниваемой с «мягким светом».
Строфика – использование разрывов строк – привлекает внимание читателя к тому, что автор избегает быть замеченной, придавая весомость конечному моменту взаимной встречи, центром которой является улыбка учителя.
Комментирование недоступно Почему?