Большое сердце самой лучшей женщины Фриды Вигдоровой
МОСКВА. Издательство «АСТ» выпустило книгу «Право записывать» с публицистикой Фриды Вигдоровой, записями, сделанными ею во время суда над Иосифом Бродским, заметками из её журналистских блокнотов.
В журналистику приводят разные дороги. Кто-то движим тщеславием, руководствуясь при выборе тем лозунгом «деньги не пахнут». Кто-то конвертирует литературные способности и склонность к конформизму в политические дивиденды. Дар Фриды Вигдоровой максимально обострил в ней способность к эмпатии, чувство справедливости, неравнодушие к чужой беде, нетерпимость к унижению и травле. Она не избегала опальных, боролась за доброе имя оклеветанных. Для затюканного жизнью «маленького человека», нужды которого никогда не являлись приоритетными для сильных мира сего, Вигдорова становилась порой единственной надеждой. На решение наболевших вопросов, на защиту от беззакония, на спасение.
Старания Фриды Абрамовны помогли пробиться к читателю роману Дудинцева «Не хлебом единым», повести Анатолия Рыбакова «Кортик», «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери, состояться писательскому таланту Елены Вентцель (И. Грековой). Её настойчивость позволила опубликовать 8 марта 1942 года «Мужество» Ахматовой в «Правде». Событие, имевшее огромное значение для поэтессы. Вдова Осипа Мандельштама, Надежда Яковлевна, вопреки запрету, смогла получить прописку в столице. Вигдорова отказалась принимать участие в травле Бориса Пастернака и вызволила из тюрьмы его последнюю любовь — Ольгу Ивинскую. Билась за пересмотр дел и освобождение других несправедливо осуждённых.
Записи, сделанные Фридой Абрамовной в ходе суда над Иосифом Бродским и переданные впоследствии на Запад, помогли привлечь к процессу внимание мировой общественности и способствовали освобождению будущего лауреата Нобелевской премии. Беспрецедентный для того времени поступок. Подобно Данко, доставшему из груди сердце, чтобы осветить путь к спасению другим людям, она, не колеблясь, бросилась на помощь молодому поэту. Стресс, пережитый в тот момент, приблизил скоропостижный уход «самой лучшей женщины», как называл Вигдорову Корней Иванович Чуковский.
Елена Танакова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?