Титан Возрождения, выдающийся учёный и человек читать ~2 мин.
ЛОС-АНДЖЕЛЕС. Скончался литературовед, антрополог, лингвист Вячеслав Всеволодович Иванов.
Иванова нередко сравнивали с титанами эпохи Возрождения. Выдающийся лингвист, сооснователь московско-тартуской школы семиотики, антрополог, автор сотен статей, монографий, очерков, стихов, мемуаров, учебных пособий, трудов по асимметрии двуполушарной работы мозга, фундаментального исследования «Индоевропейский язык и индоевропейцы», многих глав знаменитой энциклопедии «Мифы народов мира». Член многих обществ и академий. Полиглот, в багаже которого было около двухсот языков, активно используемых, редких и известных лишь по письменным памятникам.
Поражал масштаб его познаний в разных областях, равно как и безграничная смелость. В числе тех, кто, помимо близких людей, оказал наибольшее влияние на формирование его личности, Вячеслав Всеволодович неизменно называл Пастернака. Творчество Бориса Леонидовича, с которым ему посчастливилось познакомиться достаточно рано, он считал настоящим гимном жизни. Альтернативы — быть рядом с поэтом в период развязанной против него травли или пополнить ряды гонителей — для Иванова не существовало. Позже он поставит безошибочный диагноз недуга, эпидемия которого коснулась очень многих — смесь страха с привычкой приспосабливаться. «Больные» сбивались в стаю, с остервенением терзая поэта, вынуждая отказаться от премии, лишая возможности нормально работать.
Иванов не боялся говорить правду в любые времена. «Вы смотрите на жизнь этически», — сказал тогда Борис Слуцкий, призывая относиться к ней политически. Иванов предпочёл не менять убеждений, несмотря на серьёзные угрозы и остракизм со стороны многих коллег. Расплата не заставила себя ждать. В 1958 он был изгнан из МГУ и стал невыездным. Отказ кричать вместе со всеми в адрес великого поэта «паршивая овца», «литературный сорняк», «наживка на ржавом крючке антисоветской пропаганды», «предатель», «не читал, но осуждаю» был не единственным прегрешением.
Молодой учёный не желал предавать анафеме труды Романа Якобсона, литературоведа, лингвиста, исследователя русского авангарда. Якобсон — создатель фонологии, позволившей определить универсалии, составляющие основу любого языка. Его исследования афазии внесли огромный вклад в изучение речевых патологий, изобретение новых способов их лечения, привели к созданию нейролингвистики. Его работы о метафорах и метонимии нашли широкое применение в современном литературоведении.
В своих работах, посвящённых основополагающим аспектам научной концепции Якобсона, Иванов отстаивал принципы свободного творчества и деидеологизации языкознания. В книге «Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем» он исследует параллели между литературоведением и лингвистикой, позволяющие восстанавливать утраченные речевые функции и обретать новые. Пример тому — использование тактильного шрифта Брайля при обучении слепоглухих детей.
В список книг, которые стоило бы прочесть каждому, Иванов включал «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль» Чарльза Дарвина, произведения Рабле, Эйнштейна, Стерна, Сервантеса, Блока, Рильке, Пушкина, Мандельштама. Высоко отзывался Вячеслав Всеволодович и о книгах нового Нобелевского лауреата Кадзуо Исигуро.
Елена Танакова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?