«Блаженная дева» Данте Габриэля Россетти, краткое содержание читать ~14 мин.
Данте Габриэль Россетти написал сонет «Блаженная дева», или «Благословенная Дамозель», когда ему было 19 лет. Это было одно из самых первых стихотворений в его карьере, и впоследствии оно стало одним из самых влиятельных стихотворений движения прерафаэлитов. Первая версия сонета впервые появилась в печати в 1850 году в журнале «The Germ», который освещал творчество тех, кто принадлежал к движению прерафаэлитов.
Россетти продолжал редактировать поэму и несколько раз публиковал новые версии. После того стихотворения, он также создал одноимённую картину, на которой изобразил девушку из поэмы. Несмотря на то, что Россетти обычно писал стихи и создавал картины на одну и ту же тему, «Блаженная Дева» является единственным случаем, когда Россетти завершил черновой вариант поэмы, прежде чем приступить к работе над картиной. Тот факт, что существует как визуальная, так и поэтическая версия, подчёркивает цель прерафаэлитов связать поэзию и искусство, объединив эти два средства.
В поэме «Блаженная дева» рассказывается о молодой женщине на небесах и её разбитом сердцем возлюбленном на земле, который хочет быть с ней. К концу поэмы пара остаётся разделённой – влюблённый застрял на земле, а Дамозель – за «золотыми слитками» Небес. На протяжении многих лет учёные и поклонники Россетти предполагали, является ли это стихотворение, особенно в его поздних версиях, автобиографическим. Россетти потерял свою жену и музу, Лиззи, в молодом возрасте и похоронил её вместе с рукописью своих стихов. Некоторые считают, что это стихотворение отчасти говорит о его тоске по ней и неуверенности в том, увидит ли он её снова на небесах.
На протяжении многих лет учёные прослеживали литературные влияния, которые Россетти использовал для написания своего произведения. Д. Бентли пишет в книге «Блаженная Дамозель: A Young Man’s Fantasy», что “критики «с удовольствием считают», что «Блаженная Дамозель» обязана не только Данте и другим поэтам его круга, но и небольшой плеяде романтических и викторианских писателей, включая Кольриджа, Китса, Гете, Мюссе, Блейка, Шелли, Теннисона и Бейли из Фестуса”. Аналогичным образом, Жанна Книттел отмечает в книге «Стучаться в рай», что при работе над этой поэмой Россетти опирался на «итальянскую традицию»: “Данте Россетти основывает своё стихотворение на условности, широко используемой во многих стихотворениях, которые он перевёл для «Ранней итальянской поэзии» (1861). В итальянской традиции женщина, которая отсутствует в обществе говорящего мужчины, либо из-за расстояния, либо из-за смерти, восхваляется с той же интенсивностью и тем же языком, который используется для описания божеств и святых”.
В «Блаженной Деве» содержится мотив, к которому Россетти будет часто возвращаться на протяжении всей своей карьеры: стирание грани между жизнью и смертью, прошлым и настоящим. В поэме также содержатся ключевые элементы, которые помогли сформировать тематическую основу поэзии прерафаэлитов, включая символы, напоминающие о средневековых ритуальных таинствах, предпочтение писать о платонической любви, а не о романтике, и пристальное внимание к мельчайшим деталям как средству проникновения в суть персонажа или события.
Россетти играет со стилями и формами, которые он заимствовал из прошлого. В письме к Шарлотте Полидори, своей близкой подруге, Россетти описывает «Блаженную Дамозель» как “поэму, написанную в готической манере». Д. Бентли описывает готические элементы поэмы: 1) антикварное название, 2) строгая форма строфы и 3) архаичная дикция, драматические персонажи и сценическая мебель поэмы. Бентли подчёркивает важность этих элементов: «готическая» манера поэмы, её стилистическая идиома и вокальная окраска, является указателем, который указывает на одну из основных причин её существования: образное воссоздание концепции средневекового «сознания» и осознания молодого Россетти”.
Поскольку форма сонета по своей сути музыкальна, поэма Россетти вдохновила многих музыкантов, которые адаптировали её для композиции. В 1888 году Клод Дебюсси исполнил «La Damoiselle élue», вдохновлённую этим стихотворением. Несколько различных адаптаций поэмы появились в течение первого десятилетия 20-го века, причём премьера новых версий происходила в течение двух лет друг за другом.
Сюжет
В стихотворении «Блаженная Дева» рассказывается о женщине, которая умерла и жаждет воссоединиться со своим возлюбленным, который все ещё находится на земле, на небесах. В первой строфе автор описывает положение тела Дамозель, когда она склоняется над краем рая. Она очень красива, её глаза глубоки, как тихие воды, в руках она держит три лилии, а в волосах у неё семь звёзд. Во второй строфе рассказчик описывает, как она одета: её одеяние не застёгнуто и свободно облегает тело, и оно ничем не украшено, кроме одного белого цветка, подаренного Девой Марией. Рассказчик также описывает волосы Дамозель, которые «жёлты, как спелая кукуруза». В строфе III он отмечает, что для Дамозель кажется, что она провела на небесах всего один день. Однако для её близких на земле прошло десять лет.
В строфе IV возлюбленный Дамозель тоскует по ней и представляет, как она склоняется над ним, чтобы он мог почувствовать её волосы на своём лице. Оказывается, что вместо волос возлюбленной он почувствовал падающий лист, что также свидетельствует об уходе времени. В строфе V автор описывает Дамозель как стоящую на «валу» Небес, который находится так высоко над Вселенной, что она едва может видеть Солнце. Далее он описывает Небеса ещё подробнее, утверждая, что вал служит мостом между космосом и Небесами. Дамозель может видеть «приливы и отливы дня и ночи» под собой, когда проходит время, и она видит Землю, которая похожа на потревоженное насекомое. В строфе VII Дамозель окружена вновь воссоединившимися влюблёнными, души которых возносятся на небеса. Она также видит, как на небо возносятся новые души, похожие на «тонкое пламя». В строфе VIII, несмотря на окружающую её суету, Дамозель смотрит вниз, на землю, и тоскует по своему возлюбленному. Рассказчик отмечает, что тепло её тела, должно быть, согрело «золотой слиток» небес.
В строфе IX Дамозель наблюдает за тем, как Время движется вперёд и «сотрясает» мир. Дева остаётся неподвижной, устремив взгляд на Землю, в ожидании своего возлюбленного. Наступает ночь, солнце село; на небе взошёл полумесяц. Дамозель начинает говорить, и её голос звучит так, словно все звёзды на небе поют вместе. Возлюбленный Дамозель думает, что слышит голос своей возлюбленной в пении птиц и слышит её шаги в звоне колоколов. Девушка желает, чтобы её возлюбленный пришёл к ней. Она спрашивает, не молилась ли она недостаточно усердно, или не молился ли он. Она задаётся вопросом, достаточно ли силы их совместных молитв, чтобы свести их вместе, и должна ли она испытывать страх.
В строфе XIII Дамозель размышляет о том, что как только её возлюбленный вознесётся на небо, одетый во все белое и с нимбом, она возьмёт его за руку и пойдёт с ним греться в лучах славы Божьей. Она также размышляет о том, что она и её возлюбленный будут лежать в священном храме на небесах, который собирает молитвы с Земли. Поскольку молитвы её и её возлюбленного будут услышаны, они увидят, как их старые молитвы растают, словно облака. Дамозель говорит, что они будут лежать в тени Древа жизни, где Святой Дух обитает в виде голубя, и каждый лист дерева поёт его имя. Дамозель планирует научить его песням, которые поёт, и предполагает, что он будет учить песни медленно, делая много перерывов, чтобы впитать как можно больше знаний.
В строфе XVII влюблённый задаётся вопросом, будут ли его молитвы достаточно сильными, чтобы убедить Бога соединить его с возлюбленной навсегда. В строфах XVIII-XX Дамозель планирует пойти в рощу, где Мария плетёт, вместе со своим любовником и рассказать Марии об их любви. В строфе XXI Дамозель надеется, что Мария приведёт её и её возлюбленного рука об руку, чтобы преклонить колени перед Богом и послушать музыку ангелов. В строфе XXII Дамозель планирует спросить Христа, смогут ли она и её любовник остаться вместе на веки вечные на небесах. Однако в строфе XXIII, прекратив размышлять, Дамозель понимает, что её возлюбленный все ещё не вознёсся. Она улыбается. В строфе XXIV, последней строфе поэмы, влюблённый наблюдает за тем, как Дамозель улыбается, а затем понимает, что её возлюбленный ещё не прибыл на небеса. Дамозель начинает плакать, а её возлюбленный наблюдает за этим: “Я слышал её слёзы”.
Список персонажей
Блаженная Дамозель
Титульный персонаж «Блаженной девы» – женщина, которая умерла 10 лет назад на Земле и вознеслась на Небеса. На небесах она вечно ждёт своего земного возлюбленного, чтобы соединиться с ним. То, что Россетти назвал эту молодую женщину «Дамозель», говорит о том, что она была молодой женщиной, когда умерла, и что они (с рассказчиком), хотя и были любовниками, не состояли в браке. Мы получаем описание Дамозель в первых двух строфах поэмы: “Глаза её были глубже, чем глубина вод, затихших в ровный час. В руке у неё было три лилии, а звёзд в её волосах было семь”. Рассказчик описывает Дамозель как очень красивую, с длинными светлыми волосами, глубокими глазами и ангельским голосом: “Её голос был похож на голос звёзд, когда они пели вместе”.
На небесах Дамозель благословлена не только Богом, который доставил её на небеса после смерти, но и Девой Марией. Рассказчик отмечает, что Дамозель носит «белую розу», подаренную ей Марией “за службу, которую она несла”. В последующей части поэмы, когда говорит сама Дамозель, она проявляет большое доверие и уважение к Марии.
Во второй части поэмы девушка показывает свой решительный и упрямый характер. Она напрямую обращается к Богу, спрашивая, почему её возлюбленный до сих пор не присоединился к ней, а затем начинает долгий и страстный диалог о том, что она будет делать со своим возлюбленным после того, как он попадёт на небеса. Однако в конце стихотворения становится ясно, что она опередила сама себя, и что ей придётся продолжать ждать своего возлюбленного. Она снова занимает позицию пассивного ожидания, которую занимала в начале стихотворения, и плачет.
Любовник
Любовник от лица которого написана большапя часть поэмы, всё ещё жив на Земле, появляется пять раз на протяжении стихотворения. Каждый раз, когда он появляется, его слова отделены от остальной части стихотворения скобками. Несмотря на то, что со дня смерти Дамозель прошло 10 лет, её возлюбленный все ещё скорбит по ней. Он скучает по ней так сильно, что воображает, будто чувствует её присутствие рядом с собой на Земле. Например, он путает пение птиц с голосом возлюбленной.
Хотя мы не знаем многих конкретных деталей о любовнике Дамозель, мы знаем, что она отчаянно хочет, чтобы он присоединился к ней на небесах. Поскольку она всё дольше ждёт, что её любовник присоединится к ней и вознесётся на небеса в виде «тонкого пламени», читатель начинает беспокоиться, что любовник, возможно, никогда не присоединится к ней. Тот факт, что Дамозель обещает позаботиться о своём возлюбленном на небесах и показать ему все вокруг, подразумевает, что он не будет чувствовать себя на небесах так же спокойно, как она. Нам остаётся только гадать, может ли любовник не разделять её веру или быть не настолько верным, чтобы быть принятым на Небеса. Эта тревога передаётся Дамозель в последней строфе, которая начинает плакать, потому что ей так отчаянно его не хватает.
Мэри
Мы впервые видим Марию во второй строфе через описание Дамозель: на ней белая роза, подаренная ей Марией за то, что она была верной служанкой. Это упоминание о Марии делает её уважаемым персонажем в воображаемом Россетти раю и намекает на её щедрость и поддержку. Позже Дамозель называет Марию «дорогой матерью». Вероятно, речь идёт о библейской Марии, матери Иисуса.
В строфе XVIII Мария упоминается снова, на этот раз более подробно. Дамозель описывает, как Мария живёт в «рощах» на небесах в окружении 5 прекрасных служанок, которых зовут «Сесилия, Гертруда, Магдалина, Маргарита и Розалис». Мария и её когорта шьют платья для детей, умерших при рождении, что подчёркивает материнскую роль Марии на небесах. Дамозель уверена, что Мария выступит в её пользу, одобрит её упрямую решимость и даже лично будет сопровождать её к Христу, чтобы выступить в защиту своего возлюбленного.
Рассказчик
Рассказчик в «Блаженной деве» – отдельная личность, он может видеть Дамозель, а также её любовника на Земле. В первых нескольких строфах он подробно описывает Дамозель, обращая внимание на её украшения и убранство, а не на её чувственную красоту. В отличие от рассказчиков в других стихах, здесь он не имеет развёрнутого характера с определёнными чертами личности. Однако мы можем сделать определённые выводы о нём по тому, как он описывает некоторые вещи. Например, рассказчик способен видеть огромное количество вещей, включая всю Вселенную. Тот факт, что он называет Землю «этой землёй», означает, что он хорошо знает Землю, но при этом может видеть достаточно далеко от Земли, чтобы она казалась ему «беспокойным насекомым».
Темы
Любовь
Любовь – важная тема многих стихотворений Россетти и это главная тема «Блаженной девы». Любовь, о которой говорится в строках этого стихотворения, – это любовь тоски и душевной боли. И Дамозель, и её возлюбленный находятся в невозможной ситуации: они влюблены в человека, который существует в совершенно иной сфере, чем их собственная. Кроме того, неуверенность девушки в том, присоединится ли её возлюбленный к ней на небесах, усложняет любовь, которую она и её возлюбленный разделяют друг к другу, поскольку её желание, чтобы он присоединился к ней, может никогда не осуществиться. Таким образом, Дамозель может никогда не достичь романтической любви на небесах и обречена вечно ждать своего возлюбленного.
В «Блаженной деве» любовь позволяет Дамозель и её возлюбленному соединиться друг с другом таким образом, что это противоречит законам физики, пространства и времени. Любовник не только преследует её – он слышит её голос в пении птиц и её шаги в звоне колоколов, – но и видит её, хотя бы на мгновение, в конце поэмы.
Надежда
Как и любовь, надежда – ещё одна тема счастья и печали в поэме. Именно надежда Дамозель держит её на краю рая, ожидая, что её возлюбленный присоединится к ней в небесах. Большую часть поэмы она полна надежд и строит планы, что она будет делать со своим возлюбленным, когда он, наконец, прибудет. Однако по мере того, как стихотворение продолжается, и главная героиня приходит к пониманию того, что она может никогда больше не увидеть своего возлюбленного, её надежда сменяется отчаянием.
Христианство
Христианство служит основой для персонажей, морального кодекса, логики и обстановки в стихотворении. Поэма в целом глубоко проникнута христианством, даже включает в себя ссылки на библейские стихи и наиболее известные библейские фигуры (Мария и Иисус Христос). То, как религия изображена в этом произведении, интересно тем, что Дамозель чувствует потребность в романтическом удовлетворении, несмотря на то, что она находится в буквальном раю. В конечном счёте, Россетти – романтик: он пишет о любви, настолько сильной, что Рай кажется недостаточным. Таким образом, чувство любви почти превосходит религиозную веру в этом стихотворении.
Девственность
Скрытая тема «Блаженной девы» – это тема девственности. Сама Дамозель является девственницей – мы знаем это потому, что в поэме она названа «Дамозель», что является архаичным написанием слова «Дамзель» (мадмуазель), которое означает незамужнюю женщину. Мария подарила Дамозель белый цветок, когда та попала на небеса, в память о её девственности и о её продолжающейся вере и преданности Деве Марии: “Ее одеяние, расстёгнутое от застёжки до подола не украшали искусные цветы, но белая роза, подаренная Марией для служения, с радостью носилась”. Чистота и девственность Дамозель роднит её с Марией, которая проводит своё время на небесах, создавая одежду для младенцев, умерших сразу после рождения.
Чистота и девственность Дамозель несколько усложняются, когда мы рассматриваем её отношения с любовником. Во-первых, она предвкушает телесное воссоединение с ним, когда он наконец вознесётся на небеса. Девушку интересует тело её возлюбленного – как он будет одет и как будет выглядеть. Она также с нетерпением ждёт возможности коснуться его руки. Ожидание того, что они будут «лежать» вместе с её возлюбленным, подразумевает, что Дамозель и её возлюбленный будут наслаждаться интимными моментами вместе, когда он сможет подняться.
- «Дженни» Данте Габриэля Россетти, краткое содержание
- «Дом жизни» Данте Габриэля Россетти, краткое содержание
- «Любовь во время холеры» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
- «О любви и других демонах» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
- «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
- «Генерал в своём лабиринте» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
- «Полковнику никто не пишет» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
- Пьеса «Эмилия Галотти» от Габриэллы Туминайте на сцене «Современника»
Комментирование недоступно Почему?