Эпистолярное наследие Александра Блока без купюр читать ~2 мин.
МОСКВА. Издательство ИМЛИ имени Горького опубликовало переписку Александра Блока и Любови Менделеевой без купюр.
Природа интереса к эпистолярному наследию известного человека может быть разной. Желание сквозь призму сокровенного, глубоко личного ещё лучше понять творчество любимого писателя. Или же праздное обывательское любопытство к подробностям частной жизни и возможным слабостям. Повод для злорадства, пересудов, а порой и создания откровенных пасквилей. Не зря архивы многих известных людей остаются «вне зоны доступа» на протяжении десятилетий по их завещанию или воле наследников. Это касается личных документов Владимира Высоцкого и Николая Харджиева. Лишь в 2000 году были открыты для исследователей архивы Цветаевой, Есенина, Маяковского.
Серьёзной преградой порой нередко становится цензура, идеологические установки, стереотипы. Непериодическое научное издание «Литературное наследство» сталкивалось с этим не раз. Сборники с произведениями отечественных писателей, мемуарами, аналитическими статьями, начали выходить с 1931 года по инициативе искусствоведа и коллекционера Ильи Зильберштейна, вернувшего на Родину тысячи бесценных документов.
Жестокой критике подвергся 65-й том «Новое о Маяковском», 66-й том, посвящённый ему же, оказался под запретом. Вымарывались сомнительные фрагменты из «брюсовских» томов, не увидела свет публикация Марковича о Блоке и Клюеве, не могло быть и речи о публикации произведений Волошина, Гиппиус, Мережковского. Первое знакомство читателей с письмами Блока к Любови Менделеевой состоялось в урезанном варианте в 1978 году. Выход сборника был посвящён предстоящему 100-летнему юбилею Блока.
Было опубликовано 317 писем поэта, свидетельства сомнений, озарений, исканий его мятущейся души. Ни одного ответного послания Любови Дмитриевны в том сборнике не было. Образ писателя, не покинувшего Родину после революции, не должны были омрачать небезупречные, с точки зрения цензоров, моменты его биографии. Психологическое расщепление, комплекс Мадонны-Блудницы. Образ любимой девушки, вдохновившей поэта на цикл стихов о Прекрасной Даме, возвышенный, чистый и непорочный, был несовместим с плотскими желаниями. Отсюда обоюдные измены обоих супругов.
Истоки комплекса — нередко родом из детства, глубокой привязанности к матери. Александра Андреевна Кублицкая-Пиоттух была первым слушателем стихов сына, его главным собеседником и другом. «Я и мама — почти одно и то же…». В зрелом возрасте столь же сильная духовная связь, сочетавшаяся с табуированием мыслей о сексуальной близости, возникла у Блока и в отношении Любови Дмитриевны.
Издательство ИМЛИ РАН опубликовало переписку Блока и Менделеевой в полном объёме, без идеологических изъятий и ханжеских купюр. 700-страничный сборник дополнен редкими фотографиями и рисунками.
Елена Танакова © Gallerix.ru
- Откровенная и беспощадная правда «Блокадного дневника» Ольги Берггольц — долгожданное издание от «Вита Новы»
- Выставка графики ленинградского архитектора Якова Рубанчика «Рисуя блокаду» открылась в Петропавловской крепости
- «Питерские заметки»: свежие происшествия СПБ сегодня
- В сентябре в продажу поступит книга об истории видеоигр
- «Блокада. До и после» - художественная выставка в доме-музее Анны Ахматовой
- Персональная выставка Нади Блок открылась в международной арт-галерее Эритаж
- «Запах яблок» Марка Бера, краткое содержание
- Почему ломается мотоблок?
Комментирование недоступно Почему?