«Будденброки» Томаса Манна, краткое содержание читать ~16 мин.
Опубликованный в 1901 году роман «Будденброки. История гибели одного семейства» стал первым романом 26-летнего Томаса Манна и тем произведением, которое положило начало его карьере на неумолимо неизбежном пути к получению Нобелевской премии двадцать восемь лет спустя.
История охватывает четыре поколения титулованной семьи на пути к упадку на протяжении 19 века. Роман содержит одну из самых захватывающих центральных метафор первопричины несчастья и окончательного падения семьи на протяжении последующих поколений: гниющие зубы патриарха Томаса Будденброкса.
Эта скрытая слабость, которая проявляется рано, но приобретает полную значимость только после визита к дантисту, становится символом того, что в конечном итоге сводит на нет успех, над которым он так упорно работал, чтобы построить семью. Генетическое напряжение слабости и плохого здоровья будет опустошать Будденброков до тех пор, пока они не перестанут быть способными противостоять конкурентам, выросшим в мире, более приспособленном для выживания на пороге 20-го века.
На сайте thegreatestbooks.org, который использует алгоритм для составления рейтинга лучших романов всех времён на основе книг, которые были отобраны для представления в более чем 100 таких независимых списках, «Будденброкс» занял 96-е место среди величайших романов всех времён по состоянию на лето 2017 года.
Сюжет
В 1835 году семья Будденброков, весьма почитаемая в небольшом немецком торговом городе Мариенкирхе, переезжает в новый дом на Менгштрассе, недавно приобретённый главой фирмы «Иоганн Будденброк». Семья состоит из старого Иоганна Будденброка, его жены, их сына Иоганна, невестки Элизабет и внуков: десятилетнего Томаса, восьмилетнего Антония – Тони – и семилетнего Кристиана. С ними ещё живут сверстница Тони – Клотильда, отпрыск бедного рода, и гувернантка Ида Юнгман, которая служила им так долго, что считается почти членом семьи.
А вот о первенце Иоганна Будденброка-старшего, Готхольде, живущем на Брайтенштрассе, семья старается не упоминать: он совершил неверный поступок, женившись на лавочнице. Однако сам Готтхольд не забыл о своих родственниках и требует часть покупной цены дома. Иоганна Будденброка-младшего гнетёт вражда с братом, но, как бизнесмен, он понимает, что если Хортходду выплатят требуемое, фирма потеряет сотни тысяч марок, а потому советует отцу не давать денег. Тот охотно соглашается.
Через два с половиной года в дом Будденброков приходит радость: Элизабет рожает дочь Клару. Счастливый отец торжественно записывает это событие в тетрадь с золотым обрезом, начатую его дедом и содержащую длинную генеалогию семьи Будденброк и личные записи следующего главы семьи.
А через три с половиной года старая мадам Будденброк умирает. После этого её муж отходит от дел, передавая управление компанией своему сыну. Вскоре умирает и он. Встретив Гортхольма на могиле отца, Иоганн решительно отказывает ему в наследстве: перед долгом, который накладывает на главу фирмы все остальные чувства должны затихнуть. Но когда Готхольд ликвидирует свою лавку и удаляется на покой, его и трёх его дочерей с радостью принимают в лоно семьи.
В том же году Том вступает в дело своего отца. Тони, уверенная в могуществе Будденброков и, соответственно, в отсутствии самостоятельности, часто расстраивает родителей своими шалостями, поэтому её отправляют в пансион Заземи Вайхбродта.
Тони уже исполнилось восемнадцать лет, когда мистер Грюнлих, бизнесмен из Гамбурга, совершенно очаровав её родителей, делает ей предложение. Тони он не нравится, но ни родители, ни он сам не принимают её отказ и настаивают на браке. В итоге девушку отправляют в Травемюнде к морю: пусть придёт в себя, поразмыслит и примет оптимальное решение. Она поселяется в доме старого лётчика Шварцкопфа.
Сын лётчика Морген часто проводит время с Тони. Между ними возникает доверительная близость, и вскоре молодые люди признаются друг другу в любви. Однако после возвращения домой Тони случайно натыкается на семейную тетрадь с золотой каймой, читает… и вдруг понимает, что она, Антония Будденброк, – звено единой цепи и от рождения призвана способствовать возвышению своего рода. Она с силой схватила ручку и вписала в тетрадь ещё одну строчку – о собственной помолвке с господином Грюнлихом.
Тони – не единственный, кто идёт против велений сердца: Том также вынужден оставить свою возлюбленную, продавщицу цветочного магазина. Семейная жизнь Грюнлиха складывается не очень удачно: Грюнлих не уделяет жене много внимания, старается ограничить её расходы. А через четыре года выясняется, что он банкрот: это могло случиться и раньше, не случайно он получает Тони с её приданым и создаёт впечатление, что работает вместе с фирмой тестя. Иоганн Будденброк отказывается помочь зятю; он расторгает брак Тони и забирает её вместе с дочерью Эрикой.
В 1855 году Иоганн Будденброк умирает. Главенство в фирме фактически переходит к Томасу, хотя по его предложению его дядя Гортхолд занимает фиктивную должность. Том – серьёзный молодой человек, умеющий поддерживать видимость и обладающий деловым чутьём. Кристиан же, хотя и провёл восемь лет в чужих краях, обучаясь бизнесу, не проявляет трудового рвения и вместо обязательного сидения в офисе семейной фирмы проводит время в клубе и театре.
Между тем Кларе девятнадцать лет; она настолько серьёзна и богобоязненна, что трудно выдать её замуж иначе, как за человека духовного звания, поэтому Элизабет Будденброк соглашается, не задумываясь, на брак дочери с пастором Тибурцием. Том, к которому после смерти Готхольда переходит титул главы семьи и должность руководителя фирмы, тоже соглашается, но с одним условием: если мать позволит ему жениться на Герде Арнольдсен, подруге Тони по пансиону, он любит её, и, его будущий тесть – миллионер.
Обе помолвки празднуются в тесном семейном кругу: кроме родственников Будденброков, включая дочерей Готхольда – трёх старых дев с Брайтенштрассе и Клотильду, присутствуют только Тибуртиус, семья Арнольдсен и старый друг дома Заземи Вайхбродт. Тони знакомит с историей семьи Будденброк, зачитывая семейную тетрадь. Вскоре состоятся две свадьбы.
После этого в доме на Менгстрзассе воцаряется тишина: Клара с мужем теперь будет жить на его родине, в Риге; Тони, поручив Эрику заботу о Заземи Вайхбродт, уезжает к своей подруге в Мюнхен. Клотильда решает устроиться сама и переезжает в дешёвый пансион. Том и Герда живут отдельно. Кристиан, который все больше бездельничает и поэтому все чаще ссорится с братом, в конце концов уходит из компании и становится партнёром в одной фирме в Гамбурге.
Тони возвращается, но вскоре за ней приезжает Алоис Перманедер, с которым она познакомилась в Мюнхене. Его манеры оставляют желать лучшего, но, как говорит Тони своему вечному адвокату Иде Юнгману, сердце у него доброе, а главное – только второй брак может загладить неудачу с первым и снять позорное пятно с истории семьи.
Но второй брак не делает Тони счастливым. Перманедер живёт скромно, а в Мюнхене рождение Будденброков не пользуется уважением. Ее второй ребёнок рождается мёртвым, и даже горе не может сблизить супругов. А однажды Тони застаёт мужа, когда он, пьяный, пытается поцеловать служанку! На следующий день Антония возвращается к матери и начинает хлопотать о разводе. После этого ей остаётся только влачить безрадостное существование разведённой жены.
Однако в семью приходит радость – рождается сын Томас, будущий наследник компании, названный в честь своего деда Иоганном, сокращённо – Ганно. Ида Юнгман начинает заботиться о нём. А через некоторое время Том становится сенатором, победив на выборах своего давнего конкурента по торговле Германа Хагенстрпма. Новоиспечённый сенатор строит новый великолепный дом – настоящий символ могущества Будденброков.
А затем Клара умирает от туберкулёза мозга. Выполняя её последнюю просьбу, Елизавета отдаёт Тибуртию наследственную долю своей дочери. Когда Том узнает, что такая большая сумма денег ушла из капитала фирмы без его согласия, он приходит в ярость.
В 1867 году двадцатилетняя Эрика Грюнлих выходит замуж за господина Хуго Вайншенка, директора страховой компании. Тони счастлив. Хотя в семейной тетради рядом с именем директора записано имя дочери, а не её собственное, можно подумать, что Тони невеста – с таким удовольствием она занимается обустройством квартиры для молодых и принимает гостей.
Тем временем Том пребывает в глубоком унынии. То, что все успехи прошли, что он в сорок два года человек совестливый, опирающийся больше на внутренние убеждения, чем на внешние факты, совершенно лишает его энергии. Том пытается снова поймать удачу и затевает рискованное мошенничество, но это, увы, не удаётся. Фирма «Иоганн Будденброк» постепенно сходит на грошовый оборот, и надежды на перемены к лучшему нет.
Долгожданный наследник Ханно, несмотря на все усилия отца, не проявляет никакого интереса к торговому делу; этот болезненный мальчик, как и его мать, увлекается музыкой. Однажды в руки Ханно попадает семейная тетрадь. Мальчик находит там генеалогическое древо и почти машинально проводит линию через всю страницу под своим именем. А когда отец спрашивает его, что это значит, Ханно лепечет: «Я подумал, что потом ничего не случится».
Рождается дочь Эрика – Элизабет. Но семейной жизни Вайншенков не суждено продлиться долго: режиссёра, не сделавшего ничего такого, чего не делают большинство его коллег, обвиняют в нарушении закона, приговаривают к тюремному заключению и тут же берут под стражу.
Через год старая Элизабет Будденброк умирает. Сразу после её смерти Кристиан, так и не сумевший привыкнуть ни к какой компании, праздный и постоянно жалующийся на здоровье, заявляет о своём намерении жениться на Алине Пуфогель, особе лёгкого поведения из Гамбурга. Том решительно запрещает ему это.
Большой дом на Менгштрассе больше никому не нужен, и его продают. И дом покупает Герман Хагенстрем, чьи торговые дела, в противовес делам фирмы «Иоганн Будденброк», идут все лучше и лучше. Томас чувствует, что ему, с его постоянными сомнениями и усталостью, не под силу вернуть семейной фирме былой блеск, и надеется, что это сделает его сын. Но увы! Ханно по-прежнему проявляет лишь покорность и безразличие. Разногласия с сыном, ухудшающееся здоровье, подозрения в неверности жены – все это приводит к упадку сил, как моральных, так и физических. Томас предвидит свою смерть.
В начале 1873 года Вайншенк был досрочно освобождён. Даже не появляясь на глаза родственникам жены, он уезжает, сообщив Эрике о своём решении не соединяться с семьёй, пока он не сможет обеспечить ей достойную жизнь. О нём никто ничего не услышит.
А в январе 1875 года Томас Будденброк умирает. Его последняя воля – фирма «Иоганн Будденброк», имеющая столетнюю историю, должна быть закончена в течение одного года. Ликвидация идёт так поспешно и неумело, что от состояния Будденброков вскоре остаются лишь крохи. Герда вынуждена продать роскошный дом сенатора и переехать на загородную виллу. Кроме того, она устраивает ярмарку Иды Юнгман, и та уезжает к родственникам. Вскоре уезжает и Кристиан – наконец-то он может жениться на Алине Пуфогель. И хотя Тони Будденброк не признает Алину своей родственницей, ничто не может помешать последней поместить мужа в закрытую клинику и, пользуясь всеми преимуществами законного брака, вести прежний образ жизни.
Теперь первое место в обществе Мариенкирхе занимают Хагенштремы, и Тони Будденброк глубоко уязвлена этим. Однако она верит, что со временем Ханно вернёт им былое величие. Ханно всего пятнадцать лет, когда он умирает от тифа.
Через полгода после его смерти Герда отправляется в Амстердам к отцу, и вместе с ней остатки капитала Будденброков и их престиж окончательно покидают город. Но Тони и его дочь Клотильда, три дамы Будденброк с Брайтенштрассе и Заземи Вайхбродт по-прежнему будут собираться вместе, чтобы читать семейную тетрадь и надеяться на лучшее.
Список персонажей
Энтони Будденброк
Тони, как её называют, побуждается членами семьи заключить не один, а два брака по расчёту. Таким образом, она становится символическим жертвенным агнцем, который должен отказаться от собственного эмоционального удовлетворения ради сохранения предполагаемого величия рода Будденброков.
Кристиан Будденброк
Брат Томаса и, возможно, не что иное, как настоящий психопат; безусловно, он невротик, что приводит к чрезмерным проявлениям ипохондрии. Угрюмый и со вкусом к британской роскоши, в конце концов он попадает в психиатрическую лечебницу и становится символом разрушения семьи Будденброк как в физическом, так и в психическом плане.
Йохан Будденброк
Суровый патриарх клана. Завещал контроль над зерновым бизнесом Жану, а также идею о том, что успех возможен только при совместной работе нескольких поколений.
Томас Будденброк
Успешно управляет семейным бизнесом, представляет собой изменение направления, интересуясь сознанием моды, общественными делами и высокой культурой. Он также не прочь действовать без этики и морали, однако смотрит на своего брата Кристиана со все большим отвращением. Удаление гнилого зуба запускает серию событий, которые в конечном итоге приводят к его преждевременной смерти.
Маленький Иоганн «Ханно» Будденброк
После этой преждевременной смерти сын Томаса Ханно слишком рано унаследовал контроль над семейным бизнесом. Тиф уносит жизнь Ханно, когда ему было всего 15 лет, а поскольку его дядя Кристиан был психически больным, его смерть приводит к внезапной остановке семейной линии Будденброков.
Иоганн «Жан» Будденброк
Прозванный Консулом, он является отпрыском второго брака патриарха и проявляет своеобразное понимание глубоко укоренившихся религиозных ценностей, к которым другие члены клана Будденброк относятся с неким ошарашенным подозрением.
Темы
Отцы и сыновья
Безусловно, в романе присутствуют женские персонажи. Ещё более определённо можно сказать, что в большинстве своём они являются пешками, которыми манипулируют мужчины Будденброк. Это история упадка поколений, в которой каждый последующий сын умудряется увести семейный бизнес чуть дальше вниз, чем его отец. От последнего по-настоящему успешного патриарха Будденброков, Йохана, до болезненного подростка Ханно, который навсегда прекращает род своей преждевременной смертью от тифа, история семьи Будденброков сосредоточена на отношениях между отцами и сыновьями. Основная идея заключается в том, что зависимость от такой замкнутости является фактором, способствующим упадку благосостояния семьи.
Кумулятивный кариес
Кариозный зуб, который в конечном итоге приводит к внезапной смерти главного героя в относительно молодом возрасте, становится центральной метафорой краха Будденброков. Семейное состояние рушится не в результате какого-то великого экономического поворота или трагически неразумного делового решения. Скорее, спираль падения является результатом совокупного воздействия мелких препятствий и помех, которые сами по себе имели бы незначительное влияние. Занудство, отвлечения, не связанные с бизнесом, нарциссизм низкого уровня, невротическая ипохондрия, невнимание к здоровью зубов и слабый иммунитет – все это играет свою маленькую роль в производстве упадка и падения некогда могущественного семейного предприятия.
Жертва ради семьи
Когда дело доходит до дочерей этих отцов, от них в равной степени ожидается, что они внесут свою лепту в сохранение семейного бизнеса. Поскольку в 1800-х годах женщинам не было места в бизнесе, они должны вносить свой вклад другими способами. Эта тема сосредоточена в характере Тони и в том, как её личная жизнь манипулируется и оркеструется мужчинами, чтобы соответствовать желаниям семьи, а не её личным желаниям. Жертвование личными желаниями распространяется, конечно, и на сыновей. От них ожидают, что они пойдут в семейный бизнес, и каждое успешное поколение несёт бремя все более тяжёлого давления, чтобы сохранить бизнес в меняющихся условиях экономической сложности.
Роман Томаса Манна написан в манере широкого, неторопливого повествования с упоминанием множества деталей, с детальным изображением отдельных эпизодов, с множеством диалогов и внутренних монологов. Судьба семьи Будденброк – это история постепенного упадка и разложения. «Упадок одной семьи» – таков подзаголовок романа. Правда, упадок семьи Будденброк не является непрерывным процессом. Периоды застоя сменяются периодами нового подъёма, но все же семья в целом постепенно слабеет и умирает.
В тесной и неразрывной связи с историей семьи, как важнейшая неотъемлемая её часть, показана история фирмы Будденброксов. Вначале она сильна и прочна, затем приходит в несколько застойное состояние, потом поднимается и расцветает, великолепно отгремел столетний юбилей фирмы, но затем выясняется, что расцвет был не совсем здоровым, появляются признаки упадка, заключаются неудачные сделки. Более успешные и заносчивые купцы Хагенстреми и Кистенмакери все больше оттесняют фирму Будденброка на второй план. Наконец, после смерти Томаса она ликвидируется.
Процветание семьи и процветание фирмы – две стороны одного и того же процесса. Фирма, как и весь образ жизни Будденброков, до тех пор, пока Будденброки остаются настоящими Будденброками, является непременным условием их жизни, формой их существования, а борьба за интересы фирмы – это борьба за семью.
Роман организован как бы внутри самого себя, очень прочно и тщательно, а не по внешним данным. Его широкое течение, внешне безудержное, напоминает течение жизни, и это было одним из важнейших моментов художественного замысла Томаса Манна. В целом роман построен на постоянно меняющемся выдвижении отдельных персонажей на передний план. Это ни в коей мере не ведёт к фрагментарности, к распаду романа на отдельные части, не зависящие друг от друга. Глубокая внутренняя связь между всеми членами семьи Будденброк, обусловленная близостью их внутренних предрасположенностей, единством их судьбы, крепчайшим образом скрепляет эти различные эпизоды, придавая им единство.
Само движение времени, столь значимое для романа, действие которого длится сорок лет, во многом основано на этих «общих» эпизодах, являющихся важными вехами в истории семьи. Что касается более «личных» эпизодов, то они, как правило, не совпадают друг с другом по времени. То, что освещается в данный момент, как бы заслоняет все остальное, что происходит в это же время с другими героями романа – их существование в это время, как молчаливо предполагается, не отмечено никакими особо важными событиями и длится в тех же формах, что и раньше. А затем судьба очередного персонажа выходит из тени, и начинается отсчёт движения времени всего романа, а другие судьбы отступают на второй план.
Такие черты более характерны для хроники, чем для психологического романа. А «Будденброк» действительно сочетает в себе эти элементы – это и психологический роман, и роман-хроника, что является одним из главных отличий «Будденброка» не только от немецкого, но и общеевропейского романа конца века.
- «Доктор Фаустус» Томаса Манна, краткое содержание
- «Тонио Крёгер» Томаса Манна, краткое содержание
- «Смерть в Венеции» Томаса Манна, краткое содержание
- «Тристан» Томаса Манна, краткое содержание
- «Волшебная гора» Томаса Манна, краткое содержание
- «Наполовину сломанные лошади» Жаннетт Уоллс, краткое содержание
- «Сломанные копья: Рассказ ацтеков о завоевании Мексики» Мигеля Леона-Портильи, краткое содержание
- Театр «На Басманной» вновь привёз во Владимир новые спектакли
Комментирование недоступно Почему?