«Волшебная гора» Томаса Манна, краткое содержание читать ~20 мин.
«Волшебная гора» – философский роман немецкого писателя Томаса Манна, опубликованный издательством Fischer в 1924 году. По своим многочисленным мотивам имеет много общего с более ранним рассказом Манна «Тристан» (1903), в котором главный герой везёт свою возлюбленную больную туберкулёзом на горный курорт.
Поводом для написания романа послужил визит Томаса Манна к своей жене Кате, которая в то время находилась на одном из курортов Давоса. Во время своего трёхнедельного пребывания в санатории Томас Манн лично познакомился с повседневной жизнью «там, наверху», о которой он уже знал некоторые подробности из многочисленных писем своей жены. Поначалу он намеревался писать о людях, которые упиваются собственной болезнью и «обхаживают» её, чтобы избежать реальных жизненных испытаний.
Работу над «Волшебной горой» Томас Манн начал в 1912 году, прервав написание романа «Исповедь Феликса Круля». Первая мировая война заставила его прекратить работу. Он вновь взялся за роман только в 1920 году. Заранее задуманный короткий рассказ вырос до двухтомного романа. В 1924 году книга была опубликована.
В 1929 году, через пять лет после написания романа, Томас Манн получил Нобелевскую премию по литературе за роман «Будденброки».
Сюжет
Действие происходит в начале XX века (в годы, непосредственно предшествующие Первой мировой войне) в Швейцарии, в расположенном неподалёку от Давоса туберкулёзном санатории.
Главный герой, молодой немец Ганс Касторп, приезжает из Гамбурга в санаторий «Берггоф», чтобы навестить своего двоюродного брата Иоахима Зимсема. Ганс Касторп намерен провести в санатории не более трёх недель, но к концу запланированного срока чувствует себя не очень хорошо. В результате медицинского обследования были выявлены признаки туберкулёза, и по настоянию главного врача Беренса Ганс Касторп остаётся в санатории на более длительный срок. С момента приезда Ганс Касторп обнаруживает, что время в горах течёт не так, как на равнине, и поэтому практически невозможно определить, сколько дней, недель, месяцев, лет прошло между описанными событиями и временем, охватывающим действие романа. В самом конце романа, правда, говорится, что Ганс Касторп провёл в санатории семь лет, но даже эту цифру можно рассматривать как некую художественную условность.
Строго говоря, сюжет и события, происходящие в романе, не важны для понимания его смысла. Они лишь повод противопоставить различные жизненные позиции персонажей и дать автору возможность высказаться по многим волнующим проблемам: жизнь, смерть и любовь, болезнь и здоровье, прогресс и консерватизм, судьба человеческой цивилизации на пороге XX века. В романе несколько десятков персонажей – в основном это пациенты, врачи и обслуживающий персонал санатория: кто-то выздоравливает и покидает «Берггоф», кто-то умирает, но на их место постоянно приходят новые.
Среди тех, с кем Ганс Касторп знакомится в первые дни своего пребывания в санатории, особое место занимает господин Людовико Сеттембрини – потомок Карбонари, масон, гуманист и убеждённый сторонник прогресса. В то же время, как истинный итальянец, он страстно ненавидит Австро-Венгрию. Его необычные, порой парадоксальные идеи, выраженные к тому же в яркой, часто саркастической форме, оказывают огромное влияние на ум молодого человека, который начинает считать господина Сеттембрини своим наставником.
Важную роль в истории жизни Ганса Касторпа играет его любовь к русской пациентке мадам Клавдии Шоша – любовь, которой он всеми силами противится из-за добродетели, полученной им в результате воспитания в строгой кальвинистской семье. Проходит много месяцев, прежде чем Ганс Касторп разговаривает со своей возлюбленной – это происходит во время карнавала перед Великим постом и отъезда Клавдии из санатория.
За время, проведённое в санатории, Ганс Касторп серьёзно заинтересовался разнообразными философскими и естественнонаучными идеями. Он посещает лекции по психоанализу, серьёзно изучает медицинскую литературу, интересуется вопросами жизни и смерти, изучает современную музыку, используя в своих целях последние достижения техники – граммофонную запись. По сути, он уже не думает о своей жизни на равнине, забывает, что его ждёт работа, почти порвал связи со своими немногочисленными родственниками и начинает рассматривать жизнь в санатории как единственно возможную форму существования.
С его двоюродным братом Иоахимом ситуация прямо противоположная. Он упорно готовит себя к карьере военного, а потому рассматривает каждый лишний месяц, проведённый в горах, как досадную помеху на пути к своей мечте. В какой-то момент он не выдерживает и, игнорируя предупреждения врачей, покидает санаторий, поступает на военную службу и получает комиссование. Однако проходит совсем немного времени, болезнь обостряется, и он вынужден вернуться в горы, но на этот раз лечение ему не помогает, и он вскоре умирает.
Незадолго до этого в кругу друзей Ганса Касторпа появляется новый персонаж – иезуит Лео Нафта, вечный и неизменный оппонент господина Сеттембрини. Нафта идеализирует средневековое прошлое Европы, осуждает само понятие прогресса и всю воплощённую в этом понятии современную буржуазную цивилизацию. Ганс Касторп находится в некотором замешательстве – слушая многочисленные споры Сеттембрини и Нафты, он соглашается то с одним, то с другим, то находит противоречия, так что уже не знает, кто прав. Однако влияние Сеттембрини на Ганса Касторпа столь велико, а врождённое недоверие к иезуитам столь велико, что он целиком на стороне первого.
Тем временем на курорт ненадолго возвращается мадам Шоша, да не одна, а в сопровождении своего нового друга – богатого голландца Пеперкорна. Почти все обитатели «Берггофа» попадают под влияние этого магнетического, определённо сильного, загадочного, хотя и несколько языкастого человека, Ганс Касторп чувствует с ним некое родство, ведь их объединяет любовь к одной и той же женщине.
Однажды неизлечимо больной Пеперкорн устраивает прогулку к водопаду, всячески развлекает своих спутников, вечером они с Гансом Касторпом пьют брагу и переходят на «ты», несмотря на разницу в возрасте, а ночью Пеперкорн принимает яд и умирает. Вскоре мадам Шоша покидает курорт – и на этот раз, возможно, навсегда.
С определённого момента в душах обитателей «Берггофа» начинает расти тревога. Это совпадает с приездом нового пациента – датчанина Элли Бранда, который обладает некоторыми сверхъестественными способностями, в частности, умеет читать мысли на расстоянии и вызывать духов. Пациенты увлекаются спиритизмом, устраивают сеансы. К этому приобщается и Ганс Касторп, несмотря на язвительные насмешки и предостережения своего наставника Сеттембрини. Именно после этих сеансов, а возможно, и в результате их, нарушается прежний размеренный ход времени в санатории. Пациенты ссорятся, а потом возникают конфликты по самому пустяковому поводу.
Во время одного из споров Сеттембрини заявляет Нафте, что последний своими идеями развращает молодёжь. Словесная перепалка приводит к взаимным оскорблениям, а затем и к дуэли. Сеттембрини отказывается стреляться, и тогда Нафта выстрелил себе в голову.
И тут грянул гром мировой войны. Жители начинают расходиться по домам. Ганс Касторп тоже уходит на равнину, к нему обращается господин Сеттембрини со словами ободрения сражаться там, где находятся близкие ему по крови люди, хотя сам господин Сеттембрини в этой войне собирается поддержать другую сторону.
В финальной сцене Ганс Касторп изображён бегущим, ползущим, падающим вместе с такими же, как он, молодыми людьми в солдатской форме, зажатыми в мясорубке Первой мировой войны. Автор намеренно ничего не говорит о дальнейшей судьбе своего героя – рассказ о нём закончен, и его жизнь интересует лишь как фон для повествования. Однако, как отмечается в последнем абзаце, надежды Ганса Касторпа выжить не слишком многообещающи.
Список персонажей
Ганс Касторп
Ганс Касторп – главный герой «Волшебной горы». 23-летний немец, Ганс только что закончил инженерную школу, когда он отправляется навестить своего больного кузена Иоахима Зимсена в санаторий в швейцарских Альпах. Изначально Ганс планирует пробыть там всего 21 день, но в итоге остаётся в санатории на 7 лет. Его пребывание заканчивается, когда он уходит воевать в Первую мировую войну.
Ганс, описанный как удивительно «обычный» человек и «один из проблемных детей жизни», получает в санатории обильную опеку. Развитие Ганса во время его семилетнего пребывания в санатории является главной движущей силой сюжета, и он мечется между учениями Сеттембрини, Нафта, Пиперкорна, Беренса и других. Интеллектуальные вызовы и рост, которые дают Гансу эти педагоги, являются основным источником напряжения и действия в романе. Ганс также наслаждается страстной интрижкой с Клавдией Шоше, русской пациенткой санатория.
Иоахим Зимсен
Солдат, Иоахим – двоюродный брат Ганса и пациент санатория в Давосе. Иоахим проклинает свою судьбу и мечтает вернуться в свой военный полк на «равнине». Иоахим – строгий, формальный человек с тёмными, добрыми глазами. Он обладает сильной преданностью тому, что считает своим «долгом». В конце концов, Иоахим разочаровывается в бессмысленности санатория и уходит, чтобы вернуться в свои ряды на равнине. Это в конечном итоге приводит к его гибели, поскольку время, проведённое вдали от санатория, приводит к обострению туберкулёза, и он возвращается в санаторий, где в конце концов умирает.
Директор Беренс
Директор и главный врач санатория «Давос». Меркантильный, угрюмый человек, который постоянно приговаривает пациентов к длительному пребыванию в санатории. Он живёт в санатории один, и потеря жены от туберкулёза, кажется, преследует его и способствует перепадам настроения.
Лодовико Сеттембрини
Итальянец и убеждённый гуманист, Сеттембрини любит восхвалять ценности образования, чтения, письма и скептицизма. Он один из первых, кого Ганс встречает в санатории, и выступает в роли постоянного наставника Ганса. Сеттембрини беден и в конце концов переезжает из дорогого санатория в соседний город, чтобы жить с Нафтой. На протяжении всей второй половины романа Сеттембрини и Нафта соперничают за интеллектуальное внимание Ганса и в конце концов так злятся друг на друга, что устраивают дуэль, из которой живым выходит только Сеттембрини. Он постоянно присутствует рядом с Гансом на протяжении всего романа и неустанно объясняет ему гуманистические ценности свободы личности и просвещения. Сеттембрини также является членом иллюминатов, тайного общества, которое утверждает, что стремится к прогрессу человечества, но корни его уходят в оккультные восточные традиции и ритуалы, против которых Сеттембрини выступает.
Профессор Нафта
Нафта – едкий, маленький человек, который живёт с Сеттембрини во второй половине романа. Нафта – член ордена иезуитов и профессор иезуитского университета. Хотя внешне он превозносит иезуитские ценности, его язвительные беседы с Сеттембрини показывают, что в философском плане он причисляет себя к нигилистам. Нафта часто изображается как противоречивый человек. Он утверждает, что является иезуитом, но при этом нигилистом, он ведёт аскетический образ жизни, но его жилище и имущество довольно роскошны. Эти противоречия часто проявляются во время его дебатов с Сеттембрини. В конце концов, их интеллектуальные разногласия становятся настолько острыми, что возникает предложение о дуэли. Во время дуэли Нафта намеренно позволяет Сеттембрини одержать над ним верх, но когда Сеттембрини отказывается стрелять в Нафту, Нафта убивает себя, демонстрируя свою противоречивую натуру и нигилистические манеры.
Клавдия Шоша
Клавдия Шоша – загадочная русская пациентка санатория. Длинная, стройная и очень красивая, её имя в переводе с французского означает «горячая кошка». Шоша вполне соответствует этому слову, ведь она грациозно порхает по санаторию и даже мурлычет на нежном французском языке во время ночи страсти с Гансом Касторпом. Несмотря на то, что она замужем, на протяжении всего романа она является для Ганса песней сирены, и он одержим не только её внешностью, но и необузданной свободой, которую даёт ей её болезнь, что проявляется в плохих манерах, например, в постоянном хлопанье дверью столовой. Шоша покидает санаторий после ночи страсти с Гансом, но позже возвращается и вступает в отношения с Минхером Пеперкорном.
Майнхир Пеперкорн
Голландский бизнес-магнат, Пеперкорн появляется лишь в конце книги, но его сильная личность притягивает к себе. Пеперкорн не умеет сказать почти ничего по существу, но он очаровывает всех персонажей книги своей властной жестикуляцией и убедительной личностью. Когда он приезжает в санаторий, он состоит в отношениях с Шоша, но ухудшающееся здоровье, похоже, сделало его сексуальным импотентом. Это расстраивает Пеперкорна, так как он высоко ценит физические удовольствия и переживания. Пеперкорн очаровывает Ганса своим внушительным физическим присутствием так, как это не может сделать интеллект Сеттембрини и Нафты. Примером тому служит склонность Пеперкорна устраивать дикие вакханалии до поздней ночи в санатории, которые Ганс не может заставить себя покинуть. В конце концов, ухудшающееся здоровье Пеперкорна побуждает его уйти из жизни на собственных условиях, и он убивает себя с помощью шприца, смоделированного как клыки змеи.
Доктор Кроковски
Доктор Кроковски – тяжелобольной лейтенант доктора Беренса в санатории Давоса. В то время как Беренс постоянно имеет дело с физической стороной болезни, Кроковски рассматривает болезнь как проявление нездорового подавления. Кроковски кажется почти фрейдистом, он читает по вторникам цикл лекций, посвящённых подавлению и болезни, анализирует сны своих пациентов и занимается оккультизмом, устраивая сеанс в конце романа. Кроковски всегда кажется окутанным саваном тайны и часто ассоциируется с чёрным цветом. Его оккультные манеры и фрейдистский анализ часто делают его объектом гуманистического неприятия Сеттембрини.
Наследник Альбин
Бесцеремонный молодой человек, который часто размахивает пистолетом и угрожает самоубийством. Альбин служит примером того, что болезнь приносит определённую свободу от социальных ограничений.
Эллен Бранд
Скандинавская девушка, демонстрирующая сверхъестественный талант – способность разговаривать с умершими. Кроковски использует Бранд в качестве медиума во время сеанса.
Наследник Ферге
Простой русский парень, который не понимает интеллектуальных дискуссий в романе, но часто сопровождает Ганса, Сеттембрини и Нафту во время их экскурсий.
Джеймс Тиенаппель
Дядя Ганса Касторпа. На короткое время посещает санаторий, чтобы попытаться убедить Ганса уехать. Он замечает странный эффект, который санаторий оказывает на людей: его влечёт к красивой даме, и он начинает болезненно интересоваться тем, как разлагаются тела. Он спешит сбежать от смертельной тяги санатория, оставив Ганса в покое и довольстве.
Фройляйн Энгельхарт
Она сидит за столом Ганса в первые годы его пребывания в санатории. Она – остроумная бывшая школьная учительница, которая сплетничает с Гансом и допытывается у него о его привязанности к Шоша.
Прибислав Гиппе
Одноклассник Ганса. Ганс часто любовался им издалека и, возможно, даже испытывал к нему сильные романтические чувства. У Гиппе были раскосые глаза и азиатские черты лица, которые почти идеально повторяли черты Шоша. Он также обладал тем же голосом, что и Клавдия Шоша. Вскоре после посещения санатория Гансу снится сон о Гиппе. Влечение Ганса к Хиппе и Шоша показывает, насколько сильное влияние оказывает азиатское мировоззрение на характер Ганса.
Карен Карстедт
Ганс, испытывая отвращение к тому, как обращаются с умирающими в санатории, и желая произвести впечатление на Шоша, решает совершать акты доброты по отношению к морибундам (пациентам, близким к смерти). Ганс проводит много времени с Карен, возит её в город и приносит ей цветы. Самое примечательное, что Ганс случайно приводит её к месту её будущего захоронения. Карен заставляет Ганса задуматься о физической болезни и о том, является ли она благородной или просто телесной недостаточностью.
Гермина Клифельд
Пузатая пациентка санатория, которая на второй день пугает Ганса своей способностью свистеть через пневмоторакс – отверстие в лёгких, образовавшееся после обычной операции.
Маруся
Хихикающая, круглолицая русская женщина с большой грудью, которая сидит за одним столом с Гансом и Иоахимом. Очевидно, что она привлекает Иоахима, но из-за своего высшего призвания – исполнять свой долг – он не реагирует на это влечение.
Фрау Шторр
Грубая, необразованная старуха, которая сидит за одним столом с Гансом и Иоахимом. У неё есть талант к юмористическим малапропизмам.
Вехсаль
Австрийский парень, который также любит Клавдию Шоша и одновременно ревнует и трепетно относится к ночи страсти Ганса с ней. Вехсаль – мазохист, который наслаждается мыслью о том, что он измученный, отвергнутый любовник. Имя Вехсаль (Wehsal) в переводе с немецкого означает «печальный» или «скорбный».
Темы
Любовь
Эта тема в основном раскрывается в отношениях Ганса и фрау Шоша. Сначала эти отношения можно назвать «взаимными взглядами». Потом они мало меняются: Ганс решается сказать своей любви всего несколько слов, прежде чем она покинет больницу. Хотя внешняя «протяжённость» их любви невелика, чувства Ганса по этому поводу очень глубоки и ярки. Автор описывает каждое движение его сердца, каждую эмоцию и мысль, связанную с фрау Шоша.
Эта любовь не обычна и не проста: она скорее поэтична и возвышенна, чем материальна. Эта любовь заставляет читателя задуматься, в чем же на самом деле суть этого чувства: в физической близости, во времени, проведённом вместе и т.д., или в подсознательной связи? И в рассказе автор показывает, что первое не является обязательным и жизненно необходимым для «появления» любви между двумя людьми.
Время
Эта тема – одна из центральных в рассказе. Время и его интерпретации показаны через призму взглядов персонажей. Но хотя все эти интерпретации в чем-то различны, на самом деле их можно объединить в одну общую концепцию: если жизнь яркая, насыщенная событиями, то кажется, что она очень длинная; если же “один день похож на все остальные, то все они похожи один на другой; из-за полного однообразия самая длинная жизнь покажется короткой и как будто украденной у нас незаметно”. «Ярким» подтверждением этой концепции является жизнь Ганса в горах, «здесь наверху», и там – «на равнине, внизу». Что касается «здесь», читатель видит, что Ганс не замечает этих 7 лет жизни в горах, да и читатель, собственно, тоже их не замечает.
Болезнь
Тема болезни очень интересно раскрывается в рассказе. Хотя Давос санаторий, своего рода больница, где люди должны лечиться, здесь они болеют ещё больше, чем раньше. Даже Ганс, который приехал просто навестить своего кузена, будучи абсолютно здоровым, оказывается больным после трёхнедельного пребывания в санатории. Этот парадокс наталкивает на мысль, что автор хочет показать что-то более глубокое и важное под «маской» этого санатория. Если принять во внимание жизнь автора, его окружение, то читатель догадывается, что это здание представляет собой всю Европу: больное тело, с её идеями, политикой, партиями, видными деятелями.
Роман «Волшебная гора» вырос из сатирической повести, которую Томас Манн решил написать после посещения одного из курортов Давоса, где в то время лечилась его жена Катя. Основной идеей произведения было высмеивание неприспособленности человека к реальной жизни и, как следствие, бегство личности в болезнь. Работа над «Волшебной горой» была начата в 1912 году, прервана Первой мировой войной и вновь возобновлена в 1920 году. Двухтомный роман был опубликован в 1924 году издательством С. Фишера.
Первоначальная идея в «Волшебной горе» сохранилась в образе главного героя – двадцатидвухлетнего инженера Ганса Касторпа, который приехал в санаторий «Бергхоф» навестить своего кузена Иоахима – больного туберкулёзом. Неведомо как, трёхнедельный отпуск молодого человека превращается в семилетний период лечения от маленьких «мокрых ожогов». Воспитанный двоюродным дедом, Ганс Касторп изображён автором как «простак», склонный скорее к безделью, чем к труду. Приличная рента, оставшаяся после смерти родителей, и «уважительная причина» в виде болезни, открывают перед главным героем уникальную возможность быть тем, кто он есть – никем: человеком, который живёт в строгом порядке, вкусно ест, влюбляется и учится.
По жанру «Волшебная гора» относится не только к сатирическому началу, но и сочетает в себе психологические черты (размышления о влечении человека к смерти, подробные описания любовных переживаний главного героя и т.д.), бытовые будничные, исторические (рассуждения героев о политике, судьбе Европы в начале 20 века, упоминание о Первой мировой войне), философские (проблема времени, жизни и смерти, здоровья и болезни, добра и зла) и роман воспитания.
Сам автор называет своё произведение «романом о времени». Время в «Волшебной горе» рассматривается Томасом Манном со всех возможных точек зрения:
— время романа: по мнению автора, это и реальное время, для которого читается текст, и художественное время, которое имеет практически неограниченные возможности (останавливаться, растягиваться, сжиматься, прерываться и т.д.);
— историческое время (для передачи возьмём эпоху, упоминание определённых исторических событий);
— время как физическая субстанция и характеристика объективного мира.
Томас Манн исследует время через внутреннее восприятие человека. В романе время соотносится с пространством: как большое расстояние, причём надолго, позволяет Гансу Касторпу отказаться от привычных связей и погрузиться в новое для него место, общество и государство. «Санаторное» («больничное») время противопоставляется в «Волшебной горе» «ровному» (жизненному) времени здорового человека: по словам Иоахима Цимсена, время в «Бергхофе» «летит и тянется», но в основном «стоит на месте». Это связано с тем, что жизнь в горах застывает в своих постоянно повторяющихся событиях (еда, лежание на воздухе, осмотр врачей и т.д.), в то время как «внизу жизнь приносит столько изменений за год» (мнение фрау Штер). Для пьяного Ганса Касторпа время вообще не существует, в трезвом состоянии он измеряет его теми радостями, которые дарит ему жизнь в течение дня – например, курением любимой сигары.
Попытка осмыслить время (например, при измерении температуры) замедляет течение минут, тогда как время, проведённое без раздумий, «проносится просто мгновенно» (семь дней в Бергхофе). Рассуждая о времени, Ганс Касторп, во-первых, отрицает определение «сущности», а во-вторых, возводит его в ранг субъективных ценностей: “Если оно кажется человеку длинным, то оно длинное, а если коротким, то короткое, и насколько оно действительно длинное или короткое, никто не знает”. Измерение времени через пространство (движение стрелки по циферблату), по мнению главного героя, не имеет смысла, так как все равно пространство нельзя измерить во времени: например, реальный путь из Гамбурга в Давос занимает двадцать часов на поезде, гораздо больше времени – пешком и меньше секунды в мыслях.
Наполненность или пустота времени, только на первый взгляд, влияет на его восприятие человеком: распространённое мнение, что интересные события ускоряют время, а скучные – затягивают, имеет лишь малые значения; большое количество пустого времени имеет обыкновение проноситься быстро, а заполненное впечатлениями – тянуться невероятно медленно. Ускорение времени может быть связано с ожиданием чего-то важного для человека: например, Ганс Касторп, ожидая очередной воскресной встречи со своей возлюбленной в месте распространения почты, «проглатывает» неделю подобно обжоре, который ест, не замечая ценности пищи.
Тема любви в романе связана с образом молодой русской пациентки Клавдии, которая влюбляется не только в главного героя, но и в других пациентов. Сама же девушка выбирает в свои временные спутники богатого кофейного плантатора – голландца Питера Пеперкорна. Последний воплощает в своём образе идею гедонизма: страдающий тропической лихорадкой Пеперкорн даже в болезни строит свою жизнь так, чтобы получать от неё удовольствие – он вкусно ест, много пьёт, радуется всем без исключения и любит всем своим существом.
Итальянский писатель Людовико Сеттимбрини соотносит в «Волшебной горе» со свободой, революцией, стремлением к обновлению мирового порядка. Его идейный противник, напротив, стоит на позициях незыблемости традиционных ценностей. Вместе они представляют Разум и являются антагонистами Петера Пеперкорна и Клаудии Шош, которые являются выражением чувственного начала жизни.
Ганс Касторп не принадлежит ни к одной из сторон: он стремится к знаниям, но ни одна из услышанных им идей не захватывает его слишком глубоко; он влюбляется в прекрасную женщину, но она почти не отвечает ему взаимностью. Со временем главным героем, как и большинством пациентов санатория, овладевает «демон глупости», справиться с которым может только война, которая вырывает его на равнину и бросает в гущу жизни и смерти.
- «Тристан» Томаса Манна, краткое содержание
- «Смерть в Венеции» Томаса Манна, краткое содержание
- «Тонио Крёгер» Томаса Манна, краткое содержание
- «Будденброки» Томаса Манна, краткое содержание
- «Доктор Фаустус» Томаса Манна, краткое содержание
- «Наполовину сломанные лошади» Жаннетт Уоллс, краткое содержание
- «Сломанные копья: Рассказ ацтеков о завоевании Мексики» Мигеля Леона-Портильи, краткое содержание
- Театр «На Басманной» вновь привёз во Владимир новые спектакли
Комментирование недоступно Почему?