Ги де Мопассан: Короткие рассказы читать ~15 мин.
Ги де Мопассан – один из самых популярных писателей второй половины XIX века. Он является автором шести романов, 260 рассказов, эссе, статей, стихов и пьес. В 1880 году с публикацией «Буль де Суиф» Мопассан предстал перед читателем как талантливый и зрелый автор, чьё имя сразу стало известно в литературных кругах. Этот рассказ затмил все остальные рассказы сборника.
Это позволило самому Мопассану сказать, что он «ворвался в литературу, как метеор». На самом деле никакого чуда не было. Прежде чем появилась первая публикация, писатель прошёл долгую школу литературного ученичества. Так, Флобер не только научил Мопассана умению писать, он оказал значительное влияние на формирование его эстетической системы. В конце 1870-х годов Мопассан начинает посещать кружок Золя в Медане (кружок авторов-натуралистов), разделяя многие положения позитивизма и некоторые идеи натуралистической эстетики. Но он не считал себя учеником Золя.
Большое значение для Мопассана имела дружба с Тургеневым. Влияние Тургенева сказалось прежде всего на глубине психологического анализа и лиризме Мопассана, а главное – на его мастерстве как писателя коротких рассказов. Свои первые сборники Мопассан посвящает Флоберу и Тургеневу.
Мопассан придавал большое значение умению использовать «строительный материал» литературы. Он видел преимущество Флобера перед Стендалем или Бальзаком в том, что Флобер был больше «художником» и постоянно заботился о стиле. Для каждой мысли необходимо найти уникальный и адекватный способ выражения, ведь форма произведения – это не «оболочка», а сама его суть. Следование этому уроку Флобера помогло ему сделать язык своих произведений ясным, прозрачным, очень гибким и выразительным.
Мопассан считал, что реализм и натурализм конца XIX века были великолепными и необходимыми этапами развития литературы, но она будет развиваться и дальше, освобождаясь от предвзятости и условностей и становясь все более богатым, глубоким и верным отражением жизни. Он видел в литературе великую социальную силу, которая раскрывает семена будущего в настоящем и помогает им расти.
Все творчество Мопассана посвящено нескольким основным темам, которые объединяют малую и большую прозу писателя. С 1881 по 1890 год Мопассан публикует один за другим сборники рассказов. В 1881 году появляется «Дом Телье», в 1883 году «Мадемуазель Фифи» и «Сочинения Бекасса». 1884 год был очень плодотворным в творчестве Мопассана, он публикует четыре сборника рассказов: «Мисс Гарриет», «Сёстры Рондоли», «Лунный свет» и «Иветта». В 1885 году вышел сборник «Сказки дня и ночи», в который вошёл рассказ «Ожерелье», принёсший автору ещё большую популярность.
Ещё три сборника рассказов появились в 1886 году: «Господин Родитель», «Маленькая Рока» и «Тойне». С 1887 по 1890 год ежегодно появлялись ещё четыре сборника соответственно: «Хорла», «Куст роз миссис Хассон», «Левая рука» и «Бесполезная красота».
Его рассказы, жанр, в котором талант Мопассана раскрылся в полной мере, иногда называют «маленькими романами». В основе многих из них лежит отточенная драматическая композиция, которая может изобразить один эпизод, но может охватить всю жизнь. Сюжет обычно очень прост, что соответствует законам развития этого жанра в 19 веке, когда сложное событие уступает место изображению человека с его мыслями и чувствами.
Психологическое мастерство Мопассана позволяет точно и достоверно изобразить многогранность и противоречивость человеческой натуры, с её часто неожиданными, но по сути естественными эмоциями и поступками, создать социальный фон и картины природы, написанные с проникновенным лиризмом. Действие в них органично связано с философскими размышлениями и лирическими отступлениями, герои говорят живым, красочным языком.
«Ожерелье»
Женщина одалживает дорогое бриллиантовое колье, чтобы надеть его на важный бал после того, как муж преподносит ей сюрприз в виде нового элегантного платья. Во время бала колье пропадает. Впоследствии супруги влезают в долги, чтобы позволить себе замену. Спустя десятилетие жена узнаёт, что ожерелье было дешёвой имитацией.
«Два друга»
Главные герои – двое мужчин, которые встречаются друг с другом после долгого перерыва. Они проводят день за выпивкой, воспоминаниями и случайными прогулками. Эта прогулка приводит их в ничейную зону, существующую между сражающимися силами французов и пруссаков. Во время рыбалки они попадают в плен к прусским солдатам и допрашиваются жестоким офицером, который требует пароль, необходимый для того, чтобы они добрались до места, где их обнаружили. Они отказываются, офицер приказывает их казнить, а затем садится и с удовольствием ест пойманную ими рыбу.
«Два маленьких солдата»
Причудливый любовный треугольник с совершенно неожиданным поворотом в конце. Жан и Люк – лучшие друзья, которые однажды во время прогулки случайно встречают девушку с фермы. Со временем они становятся лучшими друзьями, и все идёт хорошо. Затем Люк начинает таинственно уезжать, и Жан узнает, что он тайно встречался с девушкой, а когда они снова собираются все трое вместе, все уже не так, как раньше: он стал третьим лишним. Концовка, возможно, ироничная, возможно, трагичная, возможно, даже абсурдная, но это определённо что-то.
«Он?»
Это один из многих примеров рассказов Мопассана о странном невидимом посетителе. Невидимый, он определённо даёт о себе знать. Общая тема принимает интересное расхождение в его конкретном рассказе, в результате чего проявление возникает как прямой результат страха.
«Пьеро»
У богатой женщины украли дюжину луковиц из её деревенского сада. Она следует совету соседнего фермера купить сторожевую собаку и решает сэкономить деньги, купив собаку поменьше. Узнав о налоге на собак, которым облагаются владельцы, она решает избавиться от собаки, и в итоге Пьеро оказывается на дне мелового карьера, который часто используют владельцы, чтобы избавиться от налогового бремени. Не желая платить кому-то, женщина делает это сама, но её так мучают угрызения совести по поводу судьбы собаки, что она возвращается и бросает Пьеро крошки. Пока внизу не появляется более крупная собака, и она отказывается платить за кормление другой собаки.
«Заведение мадам Телье»
Подобно прусским солдатам и невидимым посетителям, множество проституток населяют рассказы Мопассана. Заглавный герой этого рассказа, который часто считают его шедевром короткой прозы, – госпожа борделя, которая сама не запятнана услугами девушек, находящихся в её подчинении.
Поскольку она не может доверить проституткам жизнь без её присмотра, она вынуждена взять их с собой в поездку в маленький городок, чтобы присутствовать на первом причастии своей племянницы. Именно в церкви происходит столкновение одержимости Мопассана проститутками и невидимыми силами, когда религиозное безумие охватывает проституток, и они рыдают об условиях своего существования. Однако вместо того, чтобы отказаться от этого состояния, все сразу же возвращаются к работе, но возникает новое чувство сестринства и взаимопонимания, а напряжение и драматизм, царившие прежде, рассеиваются.
«Рука»
Не просто ещё одна сверхъестественная история ужасов о развоплощённой руке, а комментарий к сверхъестественным историям ужасов о развоплощённой руке. В этом случае полицейский рассказывает слушателям о странных событиях, связанных с человеком, который держал на стене человеческую руку, прикреплённую цепью, и был найден убитым с пальцем во рту и без руки.
Позже рука обнаруживается на могиле мужчины, а палец, как выясняется, отсутствует. Полицейский предлагает разумное объяснение, которое отвергается слушателями в пользу сверхъестественной возможности.
«Буатель»
«Буатель» – это короткий рассказ об Антуане Буателе, который вспоминает своё прошлое, где он встретил негритянку (как она названа в тексте), работавшую в кафе в доках (Café des Colonies), и влюбился в неё. Он описывает её как идеальную, с манерами француженки, а также очень умную.
После нескольких совместных встреч они хотят пожениться, поэтому Антуан и «негритянка» отправляются в его родной город, чтобы спросить разрешения у родителей. Однако его родителям не понравилась эта женщина, хотя она была вежливой и услужливой из-за своей чёрной кожи. Поэтому Антуану пришлось отказаться от женитьбы на ней.
Список персонажей
Мадам Луазель, «Ожерелье»
После того как муж покупает ей новое дорогое платье для посещения важного бала, она следует его совету одолжить у подруги дорогое бриллиантовое ожерелье. После вечеринки супруги обнаруживают, что колье пропало, и, чтобы его заменить, они спускают все свои сбережения и влезают в долгосрочные долги. После десяти лет нищеты они узнают, что потерянное ожерелье было дешёвой имитацией.
«Мать-дикарь»
Главная героиня этого рассказа – французская вдова, оставшаяся одна после того, как её сын отправился на войну против Пруссии. Во время его отсутствия она вынуждена приютить четырёх прусских солдат и впоследствии узнает, что её сын убит. Хотя в конце концов её застреливает другой солдат, она умирает с чувством мести, убив солдат в своём доме после того, как подожгла его.
«Хорла»
Хорла – звезда рассказа ужасов, но это нечто большее. Через всю прозу Мопассана проходит тема таинственного неизвестного посетителя, и эта тема наиболее физически проявляется в существе, описанном в этом рассказе сильно взволнованным рассказчиком. Хорла – это буквально невидимое присутствие, которое берёт своё начало не извне, а изнутри.
«Мадемуазель Фифи»
Одно из самых ироничных названий в каноне Мопассана включает в себя заглавного героя с французским женским именем, который на самом деле является жестоким прусским офицером. Его история – это история возвышенного возмездия, в результате которого он оказывается с горлом, перерезанным проституткой. Хотя «Фифи» – главный герой, на самом деле это история о его убийце, молодой еврейской девушке по имени Рахель, и о попытке пруссаков найти её убежище, которая стоит им жизни ещё двух человек и так и не увенчалась успехом.
Безумец, «Дневник безумца»
Он рассказывает свою историю в дневнике, и он не просто психопат. Когда-то он был весьма уважаемым мировым судьёй. Его дневник якобы предназначен для интеллектуального анализа того, почему люди убивают, а также для философских дебатов об аморальности этого поступка. Его дневник читают задним числом после его собственной смерти, найдя его среди официальных судебных документов.
Графиня де Маскаре, «Бесполезная красота»
В рассказе под названием «Бесполезная красота» представлен один из странных персонажей автора. Графиня признается своему мужу, графу, в страшной тайне, которую она от него скрывала: один из семи детей, которых они родили вместе, на самом деле не его. Он становится одержим идеей выяснить, кто из детей не его, но графиня упрямо и категорически отказывается разглашать эту информацию.
В конце концов, она раскрывает правду, что солгала в первую очередь для того, чтобы быть любимой за себя, а не как производительница потомства.
Антуан Буатель, «Буатель»
Антуан Буатель – главный герой романа «Буатель», который влюбился в негритянку (если использовать довольно устаревший термин текста), работающую в кафе. Он считает негритянку идеальной для себя и поэтому хочет жениться на ней. Они отправились в его родной город, чтобы получить согласие его родителей, но впоследствии получили отказ. Антуан не хотел идти против своих родителей, поэтому они не поженились. Он женился на другой женщине, у них родилось 14 детей, но он не был счастлив. Поэтому он принял решение не идти против желания своих детей и всячески поддерживать их.
Негресс, «Буатель»
Так называемая Негресс – это чернокожая женщина, которую нашёл на дне торгового судна капитан. Затем она была усыновлена владельцем кафе «Колония», который позже умер и унаследовал кафе. Позже она влюбилась в Антуана Буателя и приняла его предложение руки и сердца. Позже она отправилась с Антуаном на встречу с его родителями, но получила отказ. Антуан не мог пойти против воли родителей, поэтому им пришлось расстаться.
Мере и Пере Буатель, «Буатель»
Ги де Мопассан изобразил родителей Буателя узколобыми и наивными. Они отвергли негритянку из-за её чёрной кожи и не позволили Антуану Буателю жениться на ней.
Темы
Война
Война – очень важная тема для Мопассана. Сам писатель был мобилизован с первого курса университета, который он впоследствии не смог закончить, и участвовал во франко-прусской войне. Из этой кампании он вынес отвращение к любой войне. Прусские офицеры, появляющиеся в «военных» рассказах, это захватчики – ограниченные, жестокие, высокомерные, отвратительные в своём высокомерии.
Центральными темами многих его военных рассказов являются темы героизма и патриотизма, но решает он их нестандартно. Его герои не умеют анализировать свои поступки. Чувства, заставляющие их вступать в бой и даже жертвовать жизнью, чаще всего рождаются из врождённых представлений о долге и чести, оскорблённых захватчиками, или из инстинктивного желания восстановить справедливость. Таковы рассказы «Буль де Суиф», «Два друга», «Дядя Милон». Разные стороны войны и разные человеческие характеры отражены также в рассказах «Дуэль», «Приключение Вальтера Шнуффса», «Ужас» и других.
Отношение Мопассана к войне однозначно: любая война для него неприемлема. Жестокость захватчиков порождает ответную жестокость, и этот страшный порочный круг невозможно разорвать.
Повседневная жизнь
В рассказах Мопассана перед читателем предстаёт и мирная Франция периода Третьей республики. Как и многие современники, Мопассан относился к своей действительности с отвращением, порой горьким, ироничным, потому что видел в ней господство чистого разума и эгоистического интереса, разрушающего естественные человеческие чувства. Изображая повседневную жизнь крестьян, писатель показывает, как тяжёлый труд и беспросветная нищета искажают человеческие отношения (рассказы «Дьявол», «Хорла»).
Деньги
Тема денег также развивается в рассказах о бюрократии. Мопассан хорошо знал эту среду, поскольку сам много лет был чиновником. Иногда его герои вызывают глубокую жалость В рассказе «Ожерелье» жена мелкого чиновника губит свою жизнь, чтобы заплатить деньги за чужое ожерелье, которое она потеряла, и только через много лет узнает, что оно было поддельным. Ей хотелось выглядеть на балу не хуже других, и ради этого она пожертвовала и собой, и мужем.
Но чаще людьми руководит жадность. Жажда денег приводит к потере человеческих качеств: ради наследства женщина решается на измену мужу («Наследство»); муж, узнавший после смерти жены о её любовных похождениях, утешается, когда понимает, что драгоценности, подаренные ей любовником, подлинные и стоят немалую сумму («Драгоценности»); бедная женщина калечит в утробе своих ещё не родившихся детей, чтобы потом продать этих уродцев, но не лучше и светская львица, которая, будучи беременной, затягивается в корсет, чтобы веселиться на балах, а потом отправляет искалеченного ребёнка с глаз долой («Мать-дикарь»). Тема денег определяет сюжет многих других его рассказов.
Сценаристам и режиссёрам нравятся его рассказы, потому что они кинематографичны. Это значит, что их легко представить при чтении. Очень часто чтение рассказов де Мопассана похоже на чтение сценария, где описание действия ограничено самым необходимым, чтобы визуально расширить его во время съёмок. Рассмотрим экономичность этого отрывка из «Дневника сумасшедшего», который предвещает его превращение в убийцу людей, а не птиц в клетке:
“И тогда я поступил так, как поступают настоящие убийцы. Я вымыл ножницы, я вымыл руки. Я побрызгал водой и отнёс тело, труп, в сад, чтобы спрятать его. Я закопал его под клубникой. Его никогда не найдут. Каждый день я буду есть клубнику с этого растения”.
Вся информация, необходимая читателю для создания сцены, уже есть. Затем, с последним утверждением, сделанным в конце, вся информация, необходимая для отражения душевного состояния персонажа, суммируется всего в одном коротком предложении. Это и есть секретный соус творчества де Мопассана и секрет его популярности.
Хотя он может писать длинные рассказы (так же как и романы), его лучшие произведения сокращены до деталей с тем, чтобы дать читателю возможность самому заполнить определённые части информации. Иногда эта информация зависит от воображения читателя. В других случаях любая дополнительная деталь будет совершенно лишней. Отрывок из рассказа, широко известного под названием «Драгоценности», в котором описывается то, что можно назвать главным поворотным моментом сюжета, представляет собой поразительный пример стремления автора упростить ситуацию для читателей:
“Однажды вечером, зимой, она была в опере и вернулась домой, озябшая насквозь. На следующее утро она кашляла, а через восемь дней умерла от воспаления лёгких”.
Простота, сведение сюжета к главному и отказ от информационной перегрузки – вот что делает де Мопассана более подходящим для короткой формы беллетристики, нежели для романа. Описать смерть одного из двух главных героев рассказа так кратко в романе было бы похоже на обман. Длина и объём романа не только позволяют автору вставлять то, что не является прямо необходимым, но почти требует этого. Кто захочет платить дополнительную сумму за объёмный роман только для того, чтобы получить два предложения о смерти персонажа. Где детали? Где отдача от эмоциональных вложений? Эта разница – один из аспектов короткого рассказа, который привлекает определённых писателей и определённых читателей. Логика длины приводит к тому, что просто не хватает времени, чтобы настолько эмоционально погрузиться в персонажей, что два предложения, описывающие их смерть, кажутся обманом.
Именно эта привычка доходить до самой сути, упуская определённую информацию и доверяя читателю соединить некоторые необходимые точки, привлекла сотни кинематографистов к его историям. Гораздо легче включить что-то в экранизацию и угодить читателю, чем убрать что-то и угодить читателю. Ги де Мопассан умер всего через два года после того, как Уильям Диксон изобрёл кинокамеру (и не прошло и двух лет, как Томас Эдисон присвоил себе заслугу в её изобретении), но при чтении его рассказов создаётся впечатление, что он знал, что будет дальше. Де Мопассан, писавший в течение столетия, которое было печально известно набиванием рассказов витиеватым языком и излишними деталями, сегодня может быть признан автором коротких рассказов, намного опередившим своё время.
Комментирование недоступно Почему?