Ги де Мопассан:
Короткие рассказы читать ~13 мин.
Анри Рене Альбер Ги де Мопассан (Henri René Albert Guy de Maupassant) — один из самых известных французских писателей второй половины XIX века. Он является автором шести романов, более 300 новелл, а также многочисленных эссе, статей, стихов и пьес. В 1880 году с публикацией новеллы «Пышка» Мопассан предстал перед читателями как талантливый и зрелый автор, чьё имя сразу стало известно в литературных кругах. Этот рассказ, вошедший в сборник «Меданские вечера», затмил все остальные произведения.
Успех позволил Мопассану сказать, что он «ворвался в литературу, как метеор». На самом деле за этим стремительным взлётом стояли годы упорного труда. Прежде чем появилась первая публикация, писатель прошёл долгую школу литературного ученичества под руководством Гюстава Флобера. Флобер не только научил Мопассана писательскому мастерству, но и оказал значительное влияние на формирование его эстетических взглядов. В конце 1870-х годов Мопассан также посещал кружок Эмиля Золя в Медане, разделяя некоторые положения натурализма, но никогда не считал себя учеником Золя, сохраняя творческую независимость.
Большое значение для Мопассана имела дружба с Иваном Тургеневым. Влияние Тургенева сказалось прежде всего на глубине психологического анализа и лиризме Мопассана, а главное — на его мастерстве как автора коротких рассказов. Свои первые сборники Мопассан посвящает Флоберу и Тургеневу в знак признательности.
К сожалению, жизнь писателя была омрачена тяжёлой болезнью. Унаследованный от матери сифилис постепенно разрушал его нервную систему, вызывая приступы ипохондрии, страха и галлюцинаций. Это нашло отражение в его позднем творчестве, особенно в таких фантастических рассказах, как «Орля». Болезнь прогрессировала, и после попытки самоубийства в 1892 году Мопассан был помещён в лечебницу для душевнобольных, где и скончался полтора года спустя.
Мопассан придавал большое значение умелому использованию «строительного материала» литературы. Он видел преимущество Флобера перед Стендалем или Бальзаком в том, что Флобер был больше «художником» и постоянно заботился о стиле. По его мнению, для каждой мысли необходимо найти уникальный способ выражения, ведь форма произведения — это не «оболочка», а сама его суть. Следование этому уроку помогло Мопассану сделать язык своих произведений ясным, гибким и выразительным.
Мопассан считал, что реализм и натурализм были необходимыми этапами развития литературы, но верил, что она будет развиваться и дальше. Он видел в литературе великую социальную силу, которая способна раскрывать ростки будущего в настоящем и помогать им прорастать.
Сборники новелл
Всё творчество Мопассана пронизано несколькими основными темами, которые объединяют его малую и большую прозу. С 1881 по 1890 год писатель опубликовал множество сборников новелл, принёсших ему всемирную славу. В 1881 году появился сборник «Заведение Телье», за ним последовали «Мадемуазель Фифи» (1882) и «Рассказы вальдшнепа» (1883). 1884 год был очень плодотворным: вышли сразу четыре сборника: «Мисс Гарриет», «Сёстры Рондоли», «Лунный свет» и «Иветта».
В 1885 году вышел сборник «Сказки дня и ночи», в который вошёл знаменитый рассказ «Ожерелье». В последующие годы были опубликованы «Тойн» (1885), «Господин Паран» (1886), «Маленькая Рок» (1886), «Орля» (1887), «Розарий госпожи Юссон» (1888), «С левой руки» (1889) и «Бесполезная красота» (1890).
Его новеллы, жанр, в котором талант Мопассана раскрылся в полной мере, иногда называют «маленькими романами». В основе многих из них лежит отточенная драматическая композиция, которая может изображать один эпизод или охватывать целую жизнь. Сюжеты обычно просты, что соответствует законам жанра XIX века, когда сложное событие уступает место изображению человека с его мыслями и чувствами.
Психологическое мастерство Мопассана позволяет точно и достоверно показать многогранность человеческой натуры с её неожиданными, но естественными эмоциями и поступками. Он создаёт яркий социальный фон и картины природы, написанные с проникновенным лиризмом. Действие в его произведениях органично связано с философскими размышлениями, а герои говорят живым, красочным языком.
«Ожерелье»
Молодая женщина одалживает у подруги бриллиантовое колье, чтобы блистать на балу. Её муж специально для этого вечера купил ей новое элегантное платье. Во время праздника украшение пропадает. Супруги влезают в огромные долги, чтобы купить точно такое же колье взамен. Спустя десятилетие изнурительной работы и нищеты женщина случайно узнаёт, что потерянное ожерелье было дешёвой подделкой.
«Два друга»
Два приятеля, Мориссо и Соваж, встречаются после долгого перерыва во время осады Парижа. Они решают провести день за выпивкой, воспоминаниями и рыбалкой. Прогулка приводит их в «ничейную зону» между позициями французов и пруссаков. Во время рыбалки их захватывают в плен прусские солдаты. Жестокий офицер требует от них пароль, но друзья отказываются его выдать. Офицер приказывает их расстрелять, а затем с удовольствием съедает пойманную ими рыбу.
«Два солдатика»
Это история своеобразного любовного треугольника с неожиданным финалом. Жан и Люк — два солдата и лучшие друзья. Во время одной из прогулок они знакомятся с девушкой с фермы. Их дружба втроём продолжается некоторое время, но затем Люк начинает таинственно исчезать. Жан узнаёт, что тот тайно встречается с девушкой. Когда они снова собираются все вместе, Жан чувствует себя третьим лишним. Концовка рассказа одновременно иронична, трагична и абсурдна.
«Он?»
Это один из многих рассказов Мопассана о таинственном невидимом посетителе. Невидимое существо определённо даёт о себе знать. Главный герой, терзаемый страхом одиночества, решает жениться лишь для того, чтобы не оставаться одному в доме, где он ощущает чьё-то присутствие. В этом рассказе страх порождает иррациональные решения, ведущие к саморазрушению.
«Пьеро»
У зажиточной вдовы мадам Лефевр украли дюжину луковиц из сада. По совету соседа она решает завести сторожевую собаку, но, желая сэкономить, покупает маленького пса Пьеро. Узнав о налоге на собак, она решает избавиться от животного. Пьеро оказывается на дне заброшенного карьера, куда местные жители сбрасывают ненужных собак. Мучимая совестью, женщина возвращается и бросает Пьеро куски хлеба, пока не замечает внизу другую, более крупную собаку. Кормить двоих она отказывается.
«Заведение Телье»
Проститутки — частые героини рассказов Мопассана. Заглавная героиня этой новеллы, мадам Телье, — хозяйка публичного дома. Она решает поехать в деревню на первое причастие своей племянницы и, не доверяя своим работницам, забирает их с собой. В церкви происходит столкновение двух миров: религиозная служба вызывает у женщин приступ раскаяния, и они начинают рыдать о своей судьбе. Однако по возвращении всё немедленно становится на свои места, хотя между женщинами возникает новое чувство сестринства.
«Рука»
Это не просто сверхъестественная история ужасов об отрубленной руке, а своего рода комментарий к этому жанру. Судья рассказывает историю об англичанине, который держал на стене прикованную цепью человеческую руку. Однажды этого человека находят убитым, а рука исчезает. Позже её обнаруживают на могиле владельца. Судья предлагает рациональное объяснение, но его слушатели предпочитают верить в сверхъестественную версию событий.
«Буатель»
«Буатель» — это короткий рассказ об Антуане Буателе. Он вспоминает, как в молодости влюбился в чернокожую девушку, работавшую в «Кафе колоний». Он считал её идеальной: у неё были манеры француженки, и она была очень умна. После нескольких встреч они решили пожениться. Антуан привёз невесту в родную деревню, чтобы получить благословение родителей. Однако его родителям девушка не понравилась из-за цвета её кожи. Антуан не посмел ослушаться их и отказался от женитьбы.
Список персонажей
Матильда Луазель, «Ожерелье»
После того как муж дарит ей платье для важного бала, она одалживает у богатой подруги бриллиантовое ожерелье. После вечеринки украшение пропадает. Чтобы возместить потерю, супруги тратят все сбережения и влезают в огромные долги. После десяти лет нищеты и тяжёлого труда Матильда узнаёт, что потерянное ожерелье было фальшивым.
Мать Саваж, «Мать-дикарь»
Главная героиня этого рассказа — французская вдова, чей сын ушёл на войну с Пруссией. Её заставляют разместить в своём доме четырёх прусских солдат. Вскоре она получает известие о гибели сына. Охваченная жаждой мести, она запирает солдат в доме и поджигает его. Сама она погибает от пули, но умирает с чувством исполненного долга.
Орля, «Орля»
Орля — это невидимое существо из одноимённого рассказа ужасов. Тема таинственного невидимого преследователя проходит через всё творчество Мопассана, и в этой новелле она находит своё наиболее яркое воплощение. Рассказчик, находящийся на грани безумия, описывает Орля как невидимое присутствие, которое питается его жизненной силой и подчиняет себе его волю.
Мадемуазель Фифи, «Мадемуазель Фифи»
Одно из самых ироничных названий у Мопассана. Заглавный герой с женским французским прозвищем на самом деле является жестоким прусским офицером, маркизом фон Эйриком. Его история — это история о возмездии. Во время попойки с проститутками он оскорбляет Францию, за что его убивает молодая еврейская девушка Рашель. Ей удаётся сбежать, а попытки пруссаков найти её оказываются тщетными.
Судья, «Безумец?»
Он рассказывает свою историю в дневнике. Когда-то он был весьма уважаемым судьёй, а теперь стал убийцей. Его дневник — это попытка интеллектуального анализа причин, толкающих человека на убийство, и философских рассуждений о морали. Записи находят среди его судебных документов уже после его смерти от апоплексического удара.
Графиня де Маскаре, «Бесполезная красота»
Графиня признаётся мужу, что один из их семерых детей на самом деле не от него. Граф становится одержим идеей выяснить, кто из детей — чужой, но графиня упорно отказывается раскрывать тайну. В конце концов она признаётся, что солгала. Она сделала это для того, чтобы муж любил её как личность, а не просто как продолжательницу рода.
Антуан Буатель, «Буатель»
Антуан Буатель — главный герой рассказа, который влюбился в чернокожую девушку. Он считает её идеальной и хочет жениться. Однако его родители выступают против брака из-за расовых предрассудков. Антуан не решается пойти против их воли. Позже он женится на другой, у них рождается четырнадцать детей, но он так и не находит счастья. Этот опыт заставляет его принять решение никогда не идти против воли своих детей.
«Негритянка», «Буатель»
Безымянная чернокожая девушка была найдена капитаном на торговом судне. Её удочерил владелец «Кафе колоний», которое она унаследовала после его смерти. Она влюбляется в Антуана Буателя и принимает его предложение. Однако родители Антуана отказывают в благословении из-за её цвета кожи, и молодым людям приходится расстаться.
Родители Буателя, «Буатель»
Мопассан изобразил родителей Антуана ограниченными и недалёкими людьми. Они отвергли невесту сына исключительно из-за цвета её кожи, продемонстрировав косность и расовые предрассудки, свойственные французскому крестьянству того времени.
Темы
Война
Война — одна из центральных тем в творчестве Мопассана. Писатель был мобилизован во время франко-прусской войны и на всю жизнь сохранил отвращение к ней. Прусские офицеры в его «военных» рассказах — это захватчики: ограниченные, жестокие и высокомерные. Центральными темами многих его военных новелл являются героизм и патриотизм, но он решает их нестандартно.
Его герои редко анализируют свои поступки. Чувства, заставляющие их вступать в бой и жертвовать жизнью, рождаются из врождённых представлений о долге и чести или из инстинктивного желания восстановить справедливость. Таковы рассказы «Пышка», «Два друга», «Дядюшка Милон». Разные стороны войны отражены также в новеллах «Дуэль», «Приключение Вальтера Шнафса» и других.
Отношение Мопассана к войне однозначно: любая война для него неприемлема. Жестокость захватчиков порождает ответную жестокость, и этот страшный порочный круг невозможно разорвать.
Повседневная жизнь
В рассказах Мопассана предстаёт и мирная Франция периода Третьей республики. Писатель относился к своей эпохе с горькой иронией, видя в ней господство корысти и эгоистических интересов, разрушающих естественные человеческие чувства. Изображая жизнь крестьян, Мопассан показывает, как тяжёлый труд и беспросветная нищета искажают человеческие отношения и приводят к нравственной деградации.
Деньги
Тема денег также развивается в рассказах о чиновниках и буржуа. Мопассан хорошо знал эту среду, поскольку сам много лет был чиновником. В рассказе «Ожерелье» жена мелкого служащего губит свою жизнь, чтобы выплатить долг за чужое украшение, которое оказалось поддельным. Её желание выглядеть на балу не хуже других стоило ей десяти лет жизни.
Чаще всего людьми в его произведениях руководит жадность. Жажда денег приводит к потере человеческих качеств: ради наследства женщина идёт на измену мужу («Наследство»); муж, узнавший о неверности покойной жены, утешается, поняв, что подаренные ей любовником драгоценности подлинные («Драгоценности»). В рассказе «Ребёнок» бедная женщина готова калечить своих нерождённых детей, чтобы потом продавать их уродство, а светская львица затягивается в корсет, чтобы не пропустить балы, и калечит своего ребёнка.
Сценаристам и режиссёрам нравятся рассказы Мопассана, потому что они кинематографичны. Их легко представить визуально во время чтения. Часто его новеллы напоминают сценарий, где описание действия сведено к минимуму, оставляя простор для визуального воплощения. Рассмотрим лаконичность этого отрывка из рассказа «Безумец?», предвещающего превращение героя в убийцу:
“И я сделал то, что делают настоящие убийцы. Я вымыл ножницы, вымыл руки. Я сбрызнул пол водой, а тело, труп, унёс в сад, чтобы спрятать его. Я зарыл его под кустом земляники. Его никогда не найдут. Каждый день я буду есть землянику с этого куста”.
Здесь есть вся информация, необходимая для создания сцены. А последнее предложение всего одной короткой фразой раскрывает душевное состояние персонажа. В этом и заключается секрет мастерства Мопассана и его популярности. Он сокращает повествование до самой сути, доверяя читателю самому заполнить пробелы.
Иногда эта информация остаётся на усмотрение воображения читателя. В других случаях любая дополнительная деталь была бы лишней. Отрывок из рассказа «Драгоценности», описывающий поворотный момент сюжета, — поразительный пример этой авторской манеры:
“Однажды зимним вечером она пошла в Оперу и вернулась домой, дрожа от холода. Наутро у неё начался кашель. Через восемь дней она умерла от воспаления лёгких”.
Простота и отказ от информационной перегрузки делают Мопассана мастером именно короткой прозы, а не романа. В романе столь краткое описание смерти одного из главных героев показалось бы обманом. Объём романа позволяет и даже требует от автора включать детали, не являющиеся строго необходимыми. Короткий рассказ же не даёт читателю настолько эмоционально привязаться к персонажам, чтобы их внезапная смерть, описанная в двух предложениях, воспринималась как предательство.
Именно эта привычка добираться до самой сути, доверяя читателю соединять точки, и привлекла к его историям сотни кинематографистов. Ги де Мопассан умер всего через два года после того, как Уильям Диксон изобрёл кинокамеру, но при чтении его рассказов создаётся впечатление, что он предвидел появление кинематографа. Писавший в столетие, известное витиеватым языком и излишними деталями, Мопассан сегодня признан автором, намного опередившим своё время.
Комментирование недоступно Почему?