«Ожерелье» Ги де Мопассана, краткое содержание читать ~13 мин.
«Ожерелье» – короткий рассказ Ги де Мопассана, впервые опубликованный в 1884 году.
Сюжет
Матильда Луазель «красива и очаровательна», но чувствует, что родилась в семье с неблагоприятным экономическим положением. Ее выдали замуж за ничтожного клерка из министерства образования, который может позволить себе обеспечить ей лишь скромный, хотя и небедный образ жизни.
Матильда остро ощущает бремя своей бедности. Она сожалеет о своей участи в жизни и проводит бесконечные часы, представляя себе более экстравагантное существование. В то время как её муж выражает удовольствие от скромного ужина, который она для него приготовила, она мечтает об изысканном пире, сервированном на шикарном фарфоре и съеденном в компании богатых друзей. У неё нет ни модных драгоценностей, ни одежды, но это единственное, ради чего она живёт. Без них она чувствует себя нежеланной. У неё есть одна богатая подруга, мадам Форестье, но она отказывается её навещать, потому что это причиняет ей душевную боль.
Однажды вечером её муж возвращается домой, гордо неся приглашение на официальный приём, устроенный Министерством образования. Он надеется, что Матильда будет в восторге от возможности посетить подобное мероприятие, но она мгновенно приходит в ярость и начинает плакать. Сквозь слезы она говорит ему, что ей нечего надеть, и он должен отдать приглашение одному из своих друзей, чья жена может позволить себе лучшую одежду. Муж расстроен её реакцией и спрашивает, сколько будет стоить подходящее платье. Она тщательно обдумывает этот вопрос и отвечает, что 400 франков будет достаточно. Муж спокойно отмахивается от этой суммы, но соглашается, что у неё могут быть деньги.
По мере приближения дня вечеринки Матильда начинает вести себя странно. Она признается, что причина её поведения – отсутствие драгоценностей. Месье Луазель предлагает ей надеть цветы, но она отказывается. Он уговаривает её посетить мадам Форестье и одолжить у неё что-нибудь. Мадам Форестье соглашается одолжить Матильде свои драгоценности, и Матильда выбирает бриллиантовое ожерелье. Ее переполняет благодарность за щедрость мадам Форестье.
На вечеринке Матильда – самая красивая из присутствующих женщин, и все обращают на неё внимание. Она опьянена вниманием и испытывает непреодолимое чувство самоудовлетворения. В 4 часа утра она, наконец, разыскивает месье Луазеля, который уже несколько часов дремлет в пустынной комнате. Он укутывает её голые плечи и предупреждает, чтобы она подождала внутри, подальше от холодного ночного воздуха, пока он вызовет такси. Но ей стыдно за свою ветхость, и она выходит вслед за месье Луазелем на улицу. Некоторое время они идут пешком, прежде чем поймать такси.
Когда они наконец возвращаются домой, Матильда грустит о том, что ночь закончилась. Снимая платье, она обнаруживает, что её ожерелье больше не на шее. В панике месье Луазель выходит на улицу и прослеживает их путь. В ужасе она сидит и ждёт его. Он возвращается домой намного позже в ещё большей панике – ожерелье не найдено. Он поручает ей написать мадам Форестье и сказать, что она сломала застёжку ожерелья и собирается его починить.
Они продолжают поиски ожерелья. Через неделю месье Луазель говорит, что нужно подумать о его замене. Они посещают множество ювелиров в поисках похожего ожерелья и наконец находят его. Оно стоит 40 000 франков, хотя ювелир говорит, что отдаст его за 36 000.
Луазели проводят неделю, выкраивая деньги из всех источников, закладывая остатки своего существования. Через три дня месье Луазель покупает ожерелье. Когда Матильда возвращает ожерелье в футляре мадам Форестье, мадам Форестье раздражена тем, сколько времени прошло с момента возвращения ожерелья, но не открывает футляр, чтобы осмотреть его. Матильда испытывает облегчение.
Луазели начинают жить в ужасающей бедности. Они увольняют слугу и переезжают в ещё более маленькую квартиру. Месье Луазель работает на трёх работах, а Матильда тратит все своё время на тяжёлую работу по дому. Эти страдания длятся десять лет, но в конце концов они возвращают свои финансовые долги. Необыкновенная красота Матильды исчезла: она выглядит так же, как и другие женщины из бедных семей. Они обе устали и безвозвратно испорчены годами лишений.
Однажды в воскресенье, выйдя на прогулку, Матильда замечает мадам Форестье. Чувствуя волнение, она подходит к ней и здоровается. Мадам Форестье не узнает её, а когда Матильда представилась, мадам Форестье не может не воскликнуть, что она выглядит иначе. Матильда говорит, что сдача была за её счёт, и рассказывает ей длинную историю о потере ожерелья, его замене и десятилетней работе по возврату долга. В конце своего рассказа мадам Форестье сжимает руки и говорит Матильде, что оригинальное ожерелье было всего лишь бижутерией и ничего не стоит.
Анализ
Мопассан, как и его наставник Флобер, считал, что художественная литература должна передавать реальность с максимально возможной точностью. Он стремился к объективности, а не к психологическому исследованию или романтическим описаниям, предпочитая строить свои рассказы и романы вокруг чётко определённых сюжетных линий и конкретных, наблюдаемых деталей. Однако он утверждал, что называть художественную литературу «реалистической» неправильно – любое художественное произведение, по его мнению, является иллюзией, миром, созданным писателем, чтобы передать читателям определённый эффект. Он был верен прежде всего фактам и считал, что внимательное, сосредоточенное наблюдение может открыть новые глубины и перспективы даже самых обычных, ничем не примечательных аспектов жизни.
«Ожерелье» наглядно демонстрирует привязанность Мопассана к фактам и наблюдениям. Вместо того чтобы исследовать стремление Матильды к богатству или её несчастье в жизни, Мопассан просто рассказывает нам о её несчастье и обо всем, чего она желает. В конце рассказа он не даёт никаких моральных комментариев или объяснений по поводу реакции Матильды на шокирующее откровение мадам Форестье; он просто сообщает о событиях, как они происходят. В прозе Мопассана и его отношении к персонажам нет ни притворства, ни идеализации, ни артистизма.
Реализм зародился во Франции в середине девятнадцатого века и отверг принципы романтического движения, которое возникло до него, литературного движения, которое подчёркивало идеализацию персонажей, а не их реалистическое изображение.
Реалистическая литература часто фокусировалась на жизни среднего класса – например, на трагической жизни Матильды и её мужа – и была больше всего озабочена изображением действий и их последствий с минимальной субъективностью или вообще без неё. Социальные факторы и культурная среда часто являются мощной силой в реалистической литературе, как и элементы рационализма и научного обоснования. Флобер был одним из самых ранних практиков реализма, о чем свидетельствуют его романы «Мадам Бовари» (1857) и «Сентиментальное воспитание» (1869). Реализм также был влиятельной художественной школой, в которую входили такие французские художники, как Гюстав Курбе, Эдгар Дега и Эдуард Мане.
Роман «Ожерелье» наиболее известен своим «кнутом-трещиной» или концовкой в стиле О. Генри. О. Генри, писавший в конце 1800-х годов, был известен своими закрученными концовками, которые переворачивали сюжеты с ног на голову. В «Ожерелье» неожиданная концовка развязывает руки ранее подразумевавшимся предпосылкам рассказа.
До этого момента читатель мог интерпретировать десять лет нищеты Матильды как наказание за украденную ночь удовольствия на вечеринке и за неосторожную потерю одолженного ожерелья. Финал разрушает эту иллюзию, показывая, что десять лет страданий были ненужными и их можно было бы избежать, если бы Матильда была честна с мадам Форестье.
Потеря ожерелья казалась роковой ошибкой Матильды, но на самом деле именно неспособность Матильды быть честной с мадам Форестье предопределила её судьбу. Это шокирующее осознание проливает новый свет на предыдущие события и позволяет предположить, что будущее Матильды – даже несмотря на то, что её долги теперь возвращены – будет не слишком радужным.
Ужасная ирония того факта, что Луазели потратили годы на оплату замены фактически бесполезного ожерелья, является лишь одним из примеров иронии, очевидной в «Ожерелье». Также ирония заключается в том, что красота Матильды, которая была её единственным ценным достоинством, исчезает в результате её труда за ожерелье. Она одолжила ожерелье, чтобы казаться красивее, а в итоге полностью теряет свою внешность.
Возможно, самая горькая ирония «Ожерелья» заключается в том, что тяжёлая жизнь, которую приходится вести Матильде после потери ожерелья, делает её прежнюю жизнь – ту, которой она так возмущалась, – роскошной. Она одалживает ожерелье мадам Форестье, чтобы создать видимость того, что у неё больше денег, чем есть на самом деле, только для того, чтобы потом потерять то, что у неё есть. Она платит вдвойне, своими деньгами и внешностью, за то, что изначально не имело никакой ценности.
Темы
Обманчивость внешности
Реальное положение Матильды таково, что она не богата и не принадлежит к тому социальному классу, членом которого она себя считает, но Матильда делает все возможное, чтобы её жизнь выглядела иначе, чем она есть на самом деле. Она живёт в иллюзорном мире, где её реальная жизнь не соответствует той идеальной жизни, которая у неё в голове – она верит, что её красота и обаяние делают её достойной большего. Вечеринка – это триумф, потому что впервые её внешность соответствует реальности её жизни. Она красивее других женщин, её добиваются мужчины, и вообще все ею восхищаются и льстят.
За несколько коротких часов вечеринки её жизнь стала такой, какой, по её мнению, она должна быть. Однако за этой правильностью и кажущимся соответствием видимости и реальности скрывается правда о том, что для её появления потребовалось много интриг и работы. Блаженство её вечера было достигнуто не без труда, и реальность её внешности намного отличается от того, что кажется. Ее богатство и класс – всего лишь иллюзия, и других людей легко обмануть.
Обманчивость внешности подчёркивает ожерелье мадам Форестье, которое кажется сделанным из бриллиантов, но на самом деле является не более чем бижутерией. Тот факт, что оно взято из шкатулки мадам Форестье, придаёт ему иллюзию богатства и ценности; если бы месье Луазель предложил Матильде надеть поддельные драгоценности, она, несомненно, посмеялась бы над этой идеей, так же как она посмеялась над его предложением надеть цветы.
Более того, тот факт, что у мадам Форестье – в представлении Матильды, олицетворения класса и богатства – ожерелье из фальшивых драгоценностей, говорит о том, что даже самые богатые члены общества делают вид, что у них больше богатства, чем есть на самом деле. Обе женщины в конечном итоге обмануты внешностью: Мадам Форестье не говорит Матильде, что бриллианты фальшивые, а Матильда не говорит мадам Форестье, что она заменила ожерелье. Тот факт, что ожерелье незаметно превращается из бесполезного в драгоценное, говорит о том, что истинная ценность в конечном счёте зависит от восприятия и что внешность может легко обмануть.
Опасность мученичества
Восприятие Матильдой себя как мученицы приводит её к неразумным, корыстным поступкам. Луазели живут, соответственно, на улице Мучеников, и Матильда чувствует, что должна страдать от жизни, которая намного ниже того, что она заслуживает.
Не умея ценить ни один аспект своей жизни, включая преданного мужа, она мучается от ощущения, что её красота и очарование растрачиваются впустую. Когда Матильда теряет ожерелье и жертвует следующими десятью годами своей жизни, чтобы расплатиться с долгами, которые она понесла, покупая замену, её чувство мученицы усиливается. Она берётся за тяжёлую работу с мрачной решимостью, ведя себя как мученица, как никогда раньше. Ее красота снова растрачивается; эта работа в конечном итоге полностью стирает её. Ее участь в жизни стала ещё хуже, и Матильда продолжает верить, что получила меньше, чем заслуживает, никогда не признавая того факта, что она сама ответственна за свою судьбу. Ее вера в своё мученичество – это, в некотором смысле, единственное, что у неё осталось.
Когда мадам Форестье обнаруживает, что ожерелье ничего не стоит, жертвы Матильды также становятся бесполезными, а её статус мученицы, каким бы сомнительным он ни был, полностью утрачивается. В конце истории Матильда остаётся ни с чем.
Если Матильда считает себя мученицей, но на самом деле очень далека от этого, то месье Луазель действительно мученик, постоянно жертвующий своими желаниями и, в конечном счёте, своим благополучием ради Матильды. Он отказывается от своего желания иметь пистолет, чтобы Матильда могла купить платье, и безропотно закладывает своё будущее, чтобы заменить ожерелье, которое потеряла Матильда. Вынужденный пожертвовать своим счастьем и годами своей жизни ради удовлетворения эгоистичных желаний Матильды, он становится настоящим мучеником.
Воспринимаемая сила предметов
Матильда верит, что предметы способны изменить её жизнь, но когда она наконец получает два самых желанных предмета – платье и ожерелье, – её счастье оказывается в лучшем случае мимолётным.
В начале «Ожерелья» мы получаем список всех предметов, которых у неё нет, но которые, по её мнению, она заслуживает. Красивые предметы в домах других женщин и отсутствие таких предметов в её собственном доме заставляют её чувствовать себя аутсайдером, которому суждено завидовать другим женщинам. То, что у неё есть – уютный дом, горячий суп, любящий муж, – она презирает.
Матильда фактически отдаёт контроль над своим счастьем предметам, которыми она даже не обладает, и её одержимость атрибутами богатых людей приводит к вечному недовольству. Когда она наконец приобретает платье и ожерелье, эти предметы, кажется, обладают преображающей силой. Она наконец-то становится той женщиной, которой, по её мнению, должна была быть – счастливой, восхищённой и завистливой. Она получила то, что хотела, и её жизнь изменилась соответствующим образом. Однако, когда она теряет ожерелье, мечта мгновенно растворяется, и её жизнь становится ещё хуже, чем прежде. В действительности, сила заключается не в предметах, а в ней самой.
В отличие от Матильды, мадам Форестье наделяет предметы незначительной силой. Ее богатство позволяет ей покупать то, что ей нравится, но, что более важно, оно также даёт ей возможность понять, что эти предметы – не самые важные вещи в мире. Она кажется непринуждённой и даже небрежной по отношению к своему имуществу: когда Матильда нагло просит одолжить её поразительное бриллиантовое колье, она соглашается.
А позже, когда Матильда сообщает ей, что ожерелье, находящееся у неё, на самом деле очень ценное, она, кажется, ещё больше расстроена мыслью о том, что Матильда без необходимости пожертвовала своей жизнью. Тот факт, что мадам Форестье владела фальшивыми драгоценностями, говорит о том, что она понимает, что предметы обладают такой силой, какой их воспринимают люди. Для неё поддельные драгоценности могут быть такими же красивыми и поразительными, как и настоящие бриллианты, если воспринимать их именно так.
- Ожерелье Бройтера
- «Буль де Суиф» Ги де Мопассана, краткое содержание
- Ги де Мопассан: Короткие рассказы
- «Король Лир», краткое содержание
- «Жизнь Пи», краткое содержание
- «Отверженные» Виктора Гюго, краткое содержание
- «Белый клык» Джека Лондона, краткое содержание
- «Зов предков» Джека Лондона, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?