Кельтское искусство обработки металлов читать ~5 мин.
Историческая традиция ирландской обработки металлов начинается ещё в ирландском бронзовом веке (ок. 3500-1100 гг. до н.э.). Ирландские ремесленники изготавливали из бронзы, меди и золота изделия простых форм, а также более сложные изделия в форме торка. После вторжения кельтов из Европы (ок. 500 г. Кельтское искусство в Ирландии приобрело новый латенский стиль (после раскопок в La Tène недалеко от озера Невшатель в Швейцарии), который, кстати, во многом обязан более ранней Халльштатской кельтской культуре, а также греческой и этрусской цивилизации.
В любом случае, эти ирландские и кельтские традиции обработки металла слились воедино в конце ирландского железного века (400 г. до н.э. – 100 г. н.э.), создав ряд выдающихся произведений художественной обработки металла, из которых сохранилось лишь несколько. Главными из них являются ожерелье Бройтера, лодка Бройтера, бронзовая труба из Лафнашейда, графство Армаг, котёл Гундеструпа и корона Петри.
Кельтское ремесло по обработке металлов продолжало развиваться в период раннехристианского искусства (ок. 500-900 гг. Брошь Тары, Чаша Ардага, Чаша Дерринафлана, Поясная святыня Мойлау, и процессионные кресты, такие как крест Талли Лаф 8/9 века и великий крест Конга 12 века, заказанный Турлоу О’Коннором. Все эти языческие и христианские произведения искусства можно увидеть в Национальном музее Ирландии (NMI) в Дублине.
Кельтское мастерство обработки металлов
Благодаря своему господству на торговых путях через Рейн и Дунай кельты стали первым центральноевропейским племенем, которое испытало на себе и получило выгоду от железного века, и они перенесли свой опыт обработки металлов в Ирландию и другие страны Северной и Западной Европы.
Центром всей металлообработки была кузница. Именно в кельтской кузнице производились сельскохозяйственные инструменты, конская упряжь и мечи, в ней же были разработаны все секреты и навыки смешивания сплавов. Из этих мастерских вышел целый поток металлических предметов, повлиявших на ход истории: первые цепные доспехи, первые конские башмаки, железные обода для колёс, ранние железные лемехи и многое другое.
Металлические изделия в кельтской цивилизации
Остаётся неясным, как кельтская культура появилась в Ирландии. Некоторые историки и археологи считают, что она появлялась постепенно в течение нескольких тысяч лет; другие, признавая некоторую постепенность, полагают, что она возникла в основном в результате кельтских вторжений, начиная с 500 г. до н.э. и далее.
Однако мало кто из специалистов оспаривает идею о том, что металлообработка – в частности, работа с железом – была неотъемлемым элементом кельтской цивилизации, без которого они не смогли бы оказать того влияния, которое оказали. Кельтское мастерство кузнечного дела, дополненное исконно ирландскими навыками металлообработки бронзового века, стало одним из фундаментов культуры ирландских кельтов в период с 400 г. до н.э. по 900 г. н.э.
Кельтская металлообработка в христианскую эпоху
Когда христианство распространилось в Ирландии во время распада Римской империи (ок. 300 г. н.э. и далее), географическая изоляция страны и свобода от колонизации Римом дали возможность для культурного и духовного развития. По всей стране возникли монастыри, многие из которых стали центрами как религиозной, так и светской учёности, привлекая мужчин и женщин из высших классов, которые в течение нескольких поколений сформировали сплочённый корпус монахов, писцов и учёных.
Бок о бок с этим подъёмом монашеского искусства, латинской учёности и изучения Священного Писания, наступил ренессанс искусства каллиграфии и книжной иллюстрации, который привёл к Золотому веку ирландских иллюминированных евангельских рукописей. К наиболее известным из них относятся: Катах святого Колумбы (начало VII века), Книга Дарроу (ок. 670 г.), Линдисфарнские Евангелия (ок. 698-700), Эхтернахские Евангелия (ок. 700), Личфилдские Евангелия (ок. 730) и Келлская книга (ок. 800).
Этот ранний ренессанс в истории ирландского искусства под покровительством церкви в Риме и под руководством епископов и аббатов в крупных монастырях был тесно связан с подъёмом кельтского мастерства обработки металлов. Действительно, рядом с монастырями и аббатствами Ирландии до сих пор можно увидеть следы кузниц металла (например, Moynagh Lough Crannog и Lagore Crannog в графстве Мит) и остатки шлаковых отвалов и гипсовых форм из мастерских ирландских металлургов. Великие иллюминированные рукописи Ирландии, часто украшенные застёжками и переплётами из драгоценных металлов, таких как золото и серебро, и инкрустированные драгоценными камнями, свидетельствуют о мастерстве обработки металла этих ремесленников, золотых дел мастеров и других анонимных средневековых художников.
Более того, металлургическое мастерство ирландских ремесленников не ограничивалось украшением рукописей Священного Писания. Повседневные материальные нужды монастырей ставили перед мастерами по металлу новые задачи. Требовались религиозные и светские артефакты всех видов, такие как: блюдца, потиры, кресты, книжные святыни – даже дверные ручки.
Улучшение техники литья металлов и увеличение запасов полезных ископаемых
К 600 году н.э. искусство обработки металлов в Ирландии стало частью великой гиберно-саксонской школы, которая расцвела в монастырских заведениях Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии. Ирландская торговля с германскими народами, проникавшими в Западную Европу, и расширение контактов с местными ремесленниками и рудокопами в Шотландии и Корнуолле привели к совершенствованию ирландской техники литья металлов и увеличению поставок олова.
К счастью, таких металлов, как медь, железо и серебро, в Ирландии в этот период было относительно много. Золота было мало, так как его месторождения были переработаны в бронзовом и раннем железном веках, и использовалось оно редко. Единственным дефицитным металлом была ртуть, которую традиционно получали от средиземноморских торговцев.
Металлургическая техника
Процесс изготовления металлических изделий, использовавшийся ирландскими ремесленниками, включал в себя сборку множества различных деталей. Это требовало владения такими техниками, как пайка и клёпка, а также механическими соединениями. Ирландские мастера по металлу обычно использовали клёпку для сборки своих изделий (хотя пайка использовалась для соединения золотой проволоки, например, на патене из Дерринафлана), примеры чего можно увидеть в сложной конструкции чаш из Ардага и из Дерринафлана. Брошь Тары – ещё одно такое сокровище. Археологические свидетельства диаграмм из кости и шифера указывают на то, что дизайн и соединения этих ценных произведений искусства были тщательно продуманы заранее.
В дополнение к своим святым и учёным, раннехристианский художественный ренессанс монастырской Ирландии нуждался в квалифицированной армии мастеров по обработке металла для производства великолепно украшенных произведений искусства, на которых была основана его репутация.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?