«Искусство вымысла» Джона Гарднера, краткое содержание читать ~4 мин.
Книга Джона Гарднера «Искусство вымысла» (1983) – это руководство, помогающее начинающим писателям достичь своих литературных целей. Известный писатель сам по себе, Гарднер также очень хорошо известен в качестве профессора творческого письма, помогающего начинающим писателям превратиться в мастеров своего дела. Книга «Искусство художественной литературы» предназначена для использования в качестве практического руководства, которое эффективно объясняет технику хорошего письма. Написанная с очевидной страстью и глубоким уважением к искусству письма, книга считается обязательным чтением для всех, кто хочет совершить скачок от читателя к писателю.
На протяжении всей книги Гарднер отмечает распространённые проблемы с письмом и ошибки, которые обычно допускают начинающие. Он даёт собственные советы по этим вопросам, приводя примеры и упражнения, иллюстрирующие его точку зрения по самым разным темам, от структуры предложений до пополнения словарного запаса и построения убедительного сюжета. Гарднер прилагает все усилия, чтобы текст был не только информативным, но и ободряющим для молодых писателей, что иногда приводит к тому, что советы могут показаться слишком упрощёнными для более опытных словесников.
Гарднер пишет, что характер – это основа всей великой литературы. Он определяет великие литературные произведения как настоящее искусство, такое, которое создаёт в сознании читателя непрерывное состояние, похожее на сон, которое действует не просто как отвлечение или развлечение, но как способ для читателя лучше понять свой собственный разум. Это высокое искусство укрепляет лучшие качества человека и ставит под сомнение все то, что заставляет читателя чувствовать беспокойство по поводу собственных моральных недостатков.
Задача великой литературы – раскрыть некую вечную истину, над которой читатель должен задуматься. Некоторые тексты неподвластны времени, поскольку их темы, глубоко укоренившиеся в человеческой природе, повторяются на протяжении всей истории, никогда не теряя своей актуальности. Сам процесс написания, и особенно пересмотра, побуждает писателя задуматься о собственном процессе мышления и о том, какую истину он пытается раскрыть через повествование.
Гарднер утверждает, что принцип неопределённости Вернера Гейзенберга так же применим к художественной литературе, как и к физике. Этот принцип гласит, что сам факт того, что физик наблюдает за поведением определённых частиц, по своей сути влияет на это поведение. Кроме того, Гарднер считает, что личный стиль писателя влияет на то, о чем он хочет написать, влияет на истину, которую он стремится раскрыть.
По словам Гарднера, роман подобен симфонии, поскольку в его последних главах пересматривается все, что было до этого, вспоминаются предыдущие персонажи и происшествия, а также повторяются темы, которые звучали на протяжении всей книги. Умелый писатель создаёт концовку, которая вносит порядок и смысл в хаотичный мир, и на мгновение все приобретает смысл. В отличие от реальной жизни, высокая литература демонстрирует причину и следствие каждого события, приводя к некой окончательной истине, которую читатель может вынести, чувствуя удовлетворение от того, что все было аккуратно завёрнуто для него. Это побуждает читателя поверить во вселенную, которая хотя бы на мгновение является морально здоровой, где хорошие вознаграждаются, а плохие наказываются.
Этот принцип лежит в основе большинства работ самого Гарднера. Он утверждает, что в роман встроена метафизика, что структура морального романа показывает мир не таким, какой он есть, а таким, каким писатель хотел бы его видеть. Это очень оптимистичный взгляд на литературу, который кажется анахронизмом по сравнению с более современной абстрактной литературой, которая не обязательно предлагает читателю лёгкий выход в конце или удовлетворительное заключение, а скорее решает все неоднозначно, оставляя читателю самому решать моральные последствия всего этого.
Гарднер определяет серьёзного писателя как человека, который может найти баланс между этой метафизикой и тьмой, которая угрожает её преодолеть. Лучшие писатели сочетают интуицию и интеллект, работая с вдохновенным безумием неистового художника в приступах творческого вдохновения, но при этом сдерживая его дисциплиной и упорством ремесленника.
Истинный художник, по мнению Гарднера, – это глубоко разделённое человеческое существо, что приводит к бесконечным раздорам в личной жизни, но делает его великим в том, что он делает. Писатель должен уметь наблюдать за жизнью с разных сторон, никогда не позволяя собственным предубеждениям помешать истине, которую он пытается донести. На протяжении всей книги «Искусство художественной литературы» Гарднер постоянно подчёркивает ответственность писателя перед читателями, одновременно описывая конкретные приёмы, которыми необходимо овладеть, чтобы создавать произведения высокого качества и считаться искусным знатоком таинственного искусства художественной литературы.
- «Изобретая Эллиота» Грэма Гарднера, краткое содержание
- «Грендель» Джона Гарднера, краткое содержание
- Выставка «Картинки народной жизни. Завод Гарднера. XIX век»
- «Мастер ивентов» Прии Паркер, краткое содержание
- «Девушка из искусственного шёлка» Ирмгард Кеун, краткое содержание
- «Сибилла» Флоры Реты Шрайбер, краткое содержание
- «Искусство слышать стук сердца» Яна-Филиппа Зендкера, краткое содержание
- «Афёра» Гордона Кормана, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?