«Искусство слышать стук сердца» Яна-Филиппа Зендкера, краткое содержание читать ~8 мин.
Дебютный роман Яна-Филиппа Зендкера «Искусство слышать стук сердца», написанный на немецком языке и опубликованный в 2002 году стал международным бестселлером, получил награду Indies Choice Honor Award за лучший фантастический роман в 2013 году. В ответ на такое признание Зендкер в 2012 году написал продолжение, «Сердце, живущее в согласии».
Роман имеет международный масштаб – он написан немецким журналистом, живущим на севере штата Нью-Йорк, и рассказывает о событиях в горной деревне в Бирме (современная Мьянма). История повествует о Джулии Вин, молодом адвокате, которая пытается разыскать своего отца, известного нью-йоркского адвоката и гражданина Бирмы, который внезапно исчезает. Катализатором её поисков становится обнаружение старого любовного письма от отца к неизвестной женщине из Бирмы.
Прибыв на родину отца, Джулия с удивлением обнаруживает странного человека, который ждал четыре года, чтобы поделиться полной интригующей историей её отца. Запутанные темы романа затрудняют его характеристику, хотя большинство рецензентов описывают его как роман общей фантастики. Сендкер смешивает темы, включая потерю близких, определение своей судьбы и неизменность настоящей любви, через серию интригующих виньеток, которые бросают вызов читателю с непривычным восприятием.
В первой части Джулия Вин, адвокат из Нью-Йорка, отправляется в Калав, Бирма (современная Мьянма), чтобы разыскать своего отца, Тин Вина. Тин – известный адвокат, который внезапно улетел в Гонконг и Бангкок, а затем исчез четыре года назад. Джулия решает разыскать Тина после того, как находит в личных вещах отца страстное письмо 40-летней давности к женщине по имени Ми Ми. Она заходит в одну из многочисленных чайных в Калау, но к ней обращается дряхлый пожилой мужчина У Ба, который называет её по имени и сообщает, что ждал её. Он говорит, что будет ждать её в кабачке на следующий день, чтобы начать рассказывать ей историю её отца.
Джулия, повествующая во многих главах от первого лица, настроена весьма скептически. Она описывает своего отца как блестящую, затворническую личность, обладающую почти сверхчеловеческими качествами, такими как безупречный характер и фотографическая память. Она указывает, что между её родителями не было никакой близости. Мать Джулии не хочет знать, принесли ли её поиски какие-либо плоды.
На следующий день после приезда Джулия встречает У Ба в чайной, где он начинает серию рассказов. Он рассказывает о Мья Мья, которая в итоге оказывается матерью Тин. Мья Мья – боязливая, суеверная особа, которая не может заставить себя полюбить Тина, потому что он родился в несчастливый день (в субботу в декабре). Череда негативных событий подтверждает её страх, что Тин всегда будет источником страданий. Когда её муж, отец Тина, погибает в результате несчастного случая, она внезапно покидает Калау, велев Тину сидеть на сосновом пне до её возвращения. Су Кий, любящая, бездетная вдова, приходит в жизнь Тина, чтобы заботиться о нем.
Тин – беспризорный, замкнутый ребёнок, который проводит время в лесу, наслаждаясь природой. Постепенно он теряет зрение, пока полностью не слепнет. Су Кий отводит Тина в буддийский монастырь в деревне. У Май, монах, возглавляющий монастырь, – доброжелательный человек, который, по мнению Су Кий, может помочь Тину справиться с его отчаянием и слепотой.
Проговорив несколько часов, У Ба говорит, что идёт домой отдохнуть и позвонит Джулии на следующее утро. Джулия начинает понимать, что мальчик из этой истории – её отец. Она вспоминает, как отец рассказывал ей бирманскую сказку «Сказка о принце, принцессе и крокодиле» и пытался определить, счастливым или несчастливым будет конец.
Часть 2 начинается с того, что Джулия чувствует себя посвежевшей после пробуждения. У Ба встречает Джулию у её гостиницы, и они идут по деревне, которая, по её наблюдениям, более оживлённая, чем ей показалось на первый взгляд. Они приходят в деревенский дом У Ба. Пока он готовит чай, Джулия замечает, что в комнате стоит огромный пчелиный улей. У Ба говорит ей, что это к удаче, и что он научился жить с пчёлами.
У Ба возобновляет рассказ о Тине. Су Ки берет Тина в монастырь, чтобы попросить помощи у У Мая. Как Су Чжи и Тин, У Май пережил потерю любимого человека. Он предлагает сделать Тина послушником в монастыре и научить его справляться со слепотой со смирением и благодарностью.
По дороге в монастырь на следующее утро Тин слышит пение детей. Он переживает откровение, внезапно осознавая, что может различать звуки так же, как зрячий человек различает листья и травинки. Он устанавливает связь с У Маем, который объясняет ему разъедающую, обманчивую силу страха и гнева. Монах говорит Тину, что только одна сила в мире может победить страх, но он должен позволить ей найти его, а не искать. Развивая свои способности, Тин учится в монастыре в течение четырёх лет. Он изучает философию и читает книги со шрифтом Брайля, превосходя других послушников.
Однажды утром, прогуливаясь по монастырю, Тин слышит интригующий ритм. Он направляется на звук, останавливается неподалёку и спрашивает, есть ли там кто-нибудь. Ему отвечает молодая девушка его возраста Ми Ми. Он спрашивает о звуке, о котором она не знает. Тин понимает, что слышит биение её сердца. Когда семья Ми Ми приходит за ней, она уползает от Тина на четвереньках.
У Тина развивается способность слышать самые слабые звуки, хотя он часто не знает их источника. Желая использовать свой слух, чтобы заново открыть для себя окружающий мир, Тин ходит по деревне, расстроенный своей неспособностью уловить источники звуков. Ми Ми зовёт его по имени, и он садится с ней на обочине дороги. Он описывает слабый, ритмичный звук, который они в конце концов связывают с невылупившимся птенцом в гнезде над ними. Тин спрашивает Ми Ми, почему ей пришлось забраться к нему на спину, чтобы увидеть гнездо, и она кладёт его руки на свои булавовидные ноги. У Ба рассказывает историю Ми Ми, представляя её как красивого, милостивого ребёнка, чей певческий голос, по преданию, приносит исцеление.
В поисках Ми Ми на многолюдной деревенской площади на следующий базарный день Тин находит её, уловив биение её сердца. Тин несёт Ми Ми на спине, а она ведёт его по деревне, рассказывая по пути о том, что слышит. Они быстро становятся друзьями. Однажды Ми Ми и её семья словно исчезают. Тин уходит из мира, ложится на свой спальный коврик, не ест и не пьёт. Ми Ми возвращается со своей семьёй с похорон. Она приходит к Тину и поёт для него. Они выражают свою взаимную привязанность, обещая всегда быть рядом друг с другом. Следующие четыре года они неразлучны.
В 18 лет Тин и Ми Ми выражают своё физическое влечение друг к другу, хотя первый не завершает свои отношения из уважения. Они обсуждают вопрос о браке и решают обсудить эту возможность с родителями Ми Ми.
Однажды вечером Тин возвращается домой и застаёт там двух незнакомцев, посланных его двоюродным дядей У Со, чтобы отвезти его в Рангун, где его глаза осмотрит врач. Не зная, вернётся ли он и когда, Тин бежит в дом Ми Ми и переносит её в тайное место, где они прощаются и впервые занимаются любовью.
Джулия переживает разлуку Тина и Ми Ми и безудержно плачет. Измученная, она засыпает на диване У Ба и спит всю ночь. На следующее утро она слышит пение детей из горного монастыря. Красота музыки заставляет её почувствовать связь с отцом.
Часть 3 начинается с того, что У Ба ведёт Джулию к дому, где вырос её отец. Она узнает многие достопримечательности из рассказа, в частности, сосновый пень, на котором Тин просидел семь дней, ожидая возвращения матери.
У Ба объясняет, что У Со вызвал Тина в Бангкок по совету астролога. В Бангкоке Тин чувствует себя несчастным, несмотря на роскошное окружение. Глазной врач ставит ему диагноз «детская катаракта», которую удаляют в ходе архаичной операции. После нескольких дней ношения бинтов повязку Тину снимают. Он находит свет подавляющим.
Тин демонстрирует свои способности к учёбе, догоняя других учеников интерната за два года. У Со признает способности Тина и решает отправить его на юридический факультет в США, чтобы он стал его помощником. Он тайно скрывает письма Ми Ми к Тину и конфискует письма Тина, так что каждый из них считает, что другой не вступал в контакт. В последующие годы многие женихи добиваются Ми Ми, но она так и не выходит замуж.
Вспоминая время, проведённое с отцом в Нью-Йорке, Джулия понимает, что никогда не чувствовала себя там как дома. Теперь она понимает, почему он вернулся в Калау. У Ба рассказывает о возвращении Тина и о том, как они разговаривали в чайной, чтобы он знал, что сказать Джулии по её приезде. Тин подошёл к дому Ми Ми и нашёл её близкой к смерти. На следующее утро они лежали мёртвые, бок о бок. Община кремировала их на разных погребальных кострах, дым от которых вился по небу.
На следующее утро Джулия находит фотографии, оставленные ей в гостинице У Ба; она наконец-то видит Ми Ми воочию. На каждой фотографии в хронологическом порядке появляется один и тот же молодой человек. На последней фотографии выясняется, что этот человек – У Ба. Джулия понимает, что У Ба – ребёнок Тина и Ми Ми, её сводный брат. Она находит его в доме Ми Ми на ежемесячном общественном празднике, посвящённом жизни неразлучных влюблённых.
- «Мастер ивентов» Прии Паркер, краткое содержание
- «Штамм Андромеда» Майкла Крайтона, краткое содержание
- «Искусство вымысла» Джона Гарднера, краткое содержание
- «Искусство изысканной любви» Андреаса Капеллануса, краткое содержание
- «Девушка из искусственного шёлка» Ирмгард Кеун, краткое содержание
- «Игра ангела» Карлоса Руиса Сафона, краткое содержание
- «Сибилла» Флоры Реты Шрайбер, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?