«Четыре квартета» Томаса Стернза Элиота, краткое содержание читать ~4 мин.
«Четыре квартета» – это сборник из четырёх стихотворений Томаса Стернза Элиота. Первоначально эти четыре произведения были опубликованы в период с 1934 по 1942 год, когда жизнь Элиота была нарушена событиями Второй мировой войны. Затем они были собраны в один том в 1943 году.
Стихи связаны между собой по тематике; все они посвящены отношениям между людьми и божественным. Во время публикации некоторые современники Элиота критиковали «Четыре квартета» за слишком явную религиозность. Однако современные учёные склонны считать его последним великим поэтическим произведением Элиота.
Первое стихотворение называется «Сожжённый Нортон», это медитативная поэма о природе времени. Элиот представляет себе конструкцию, в которой все моменты прошлого и настоящего существуют одновременно в каком-то будущем. Автор стихотворения прогуливается по саду и пытается полностью сосредоточиться на настоящем. Он настраивает свои органы чувств на звуки птиц, запах цветов и движение облаков, пытаясь полностью существовать в настоящем.
По мере того как медитация оратора продолжается, он чувствует, что стал существовать вне места и времени. Он больше не чувствует, что ему нужно куда-то идти, и достигает состояния неподвижности. Однако оратор знает, что только благодаря конструкции времени достигнутое им состояние просветления приобретает какой-либо смысл. Он знает, что оглянется на этот момент и запомнит его, но сделать это он сможет, только вернувшись в поток времени.
Оратор доводит свою мысль до логического завершения: смерть. Он определяет, что смерть придаёт жизни смысл, потому что то, что началось, должно закончиться. Затем оратор слышит детский смех в другом месте сада и понимает, что все его размышления глупы и ведут лишь к печали.
Второе стихотворение – «Восточный Кокер», которое подражает стилю и темам «Сожжённого Нортона», хотя и было написано несколькими годами позже. В начале стихотворения он рассматривает историю в перспективе. Он видит, как здания строятся, потом разрушаются, потом отстраиваются заново. Аспекты природы более постоянны и долговечны.
Говорящий размышляет о своей собственной смерти, но утешается тем, что все умирают. Он не верит в то, что наука спасёт их от смерти, потому что, по его опыту, наука приводит только к войне. Вместо этого людям нужно уповать на Христа и верить в то, что смерть – это не конец. Оратор говорит своей душе быть терпеливой и ждать, и они все вместе узнают, что ждёт их после смерти. Он повторяет рефрен «мой конец – моё начало», чтобы подчеркнуть, что смерть – это всего лишь переход в другое состояние.
Третье стихотворение, «Сухое спасение», было написано во время воздушных налётов на Британию. Автор размышляет о реке, которая является непреодолимым препятствием, пока через неё не построен мост. Река ждёт того дня, когда моста не станет, чтобы снова господствовать над землёй. Люди и вода действуют аналогичным образом. Океанские приливы и отливы происходят по определённому расписанию, подобно колоколу, созывающему людей на молитву.
Люди тонут в глубокой воде, и они также могут утонуть под натиском научных идей, которые отвлекают их от веры и интуитивного знания. Когда люди сводят прошлое к ряду эволюционных фактов, они не понимают истинного смысла истории. Говорящий возносит молитву Деве Марии за души моряков, рыбаков и утопающих.
Стихотворение заканчивается перечислением способов, с помощью которых различные суеверия и верования пытаются заглянуть в будущее. Все они невозможны, потому что будущее – это то, что должно быть пережито. Смирение с будущим и неизбежной смертью можно рассматривать как способ продвинуться вперёд, чтобы достичь рая.
Последнее стихотворение – «Литтл Гиддинг». В отличие от многочисленных образов воды в «Сухих спасениях», «Литтл Гиддинг» полон образов огня. В поэме огонь рассматривается как очищающий и очищающий, как и в теологии пятидесятников.
Ряд образов зимы сменяется образами лета, когда выходит солнце и сжигает снег. Оратор говорит, что огонь – главная из четырёх стихий, потому что он может преобразовать три другие. Внезапный пожар может наполнить людей сожалением о том, что они потеряли или что оставили несделанным.
Далее оратор описывает битву за Британию, противопоставляя её образам пятидесятнического огня и духовного очищения. Схема войны и разрушения повторяется, и поэтому время существует в вечном настоящем. Оратор заканчивает стихотворение утверждением, что для достижения просветления и спасения всегда необходима жертва.
- «Девушка в голубом пальто» Моники Хессе, краткое содержание
- «Девочка» Джамайки Кинкейд, краткое содержание
- «Возвращение в Оксфорд» Дороти Ли Сэйерс, краткое содержание
- «Весёлый дом: Семейная трагикомедия» Элисон Бехдель, краткое содержание
- «Месяц в деревне» Джозефа Ллойда Карра, краткое содержание
- «Тайна героизма» Стивена Крейна, краткое содержание
- «Футбольный гений» Тима Грина, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?