«Долина страха» Артура Конан Дойла, краткое содержание читать ~18 мин.
Артур Конан Дойл опубликовал «Долину страха» в журнале «Стрэнд» в серийной форме с сентября 1914 года по май 1915 года. В 1915 году после британской сериализации последовала книжная форма. Рукопись, 176 страниц фолианта с вычерками и правками Дойла, показывает, что Ватсон не был первоначальным рассказчиком. Это единственный рассказ о Холмсе, в котором напрямую затрагиваются ирландские проблемы.
Как и в рассказе «Этюд в багровых тонах» (он же «Красным по белому», в оригинале «A Study in Scarlet»), одном из самых известных рассказов о Холмсе, в «The Valley of Fear» есть флэшбэк, вставленный после того, как Холмс применил свои дедуктивные способности для решения загадки. Это переносит читателя за Атлантический океан и ставит его на твёрдую почву реальной американской истории. Историческим толчком к созданию сюжета «Долины страха» послужило реальное противостояние между детективным агентством Пинкертона и эмигрировавшими в Пенсильванию членами ирландского тайного общества, известного под названием «Молли Магуайерс». В зависимости от точки зрения, Молли Магуайерс были либо просто сборищем бездумных жестоких мстителей, которые случайно стали мишенью для владельцев угольных шахт, выступающих против профсоюзов, либо партизанами в борьбе за справедливое и честное отношение к шахтёрам со стороны класса собственников, который не гнушался привлекать детективов Пинкертона для применения своей не менее жестокой тактики, чтобы держать профсоюзы под контролем.
В 1890-х годах Конан Дойл посетил Америку с лекционным туром, получившим большое признание, и вернулся в Нью-Йорк в мае 1914 года. Вполне вероятно, что он обсуждал «Долину страха» со своим американским редактором. Также вероятно, что редактор рекомендовал американскому изданию исключить три слова из второй части повести: «уголь и железо» из предложения “Капитан Марвин – так меня зовут в полиции угля и железа”. Вместо них было использовано более нейтральное слово «шахта».
Подобно «Знаку четырёх», «Собаке Баскервилей» и рождению Шерлока Холмса (A Study in Scarlet), «Долина страха» – это не просто рассказ, а скорее полноценный роман о самом знаменитом жителе Бейкер-стрит. Такое описание произведения гораздо более уместно, чем, скажем, «роман о Шерлоке Холмсе», поскольку это произведение разделяет с «Этюдом в багровых тонах» и «Знаком четырёх» один из менее популярных аспектов всего канона Холмса: пояснительную часть во флэшбэке. Эта книга, возможно, продолжается дольше, чем нужно, хотя, к её достоинствам, это действительно увлекательное чтение. Некоторым читателям она может показаться излишне затянутой (она состоит из большего количества слов, чем вступительная часть), но на самом деле это довольно ослепительный пример того, насколько изобретательным писателем мог быть Конан Дойл, когда его сердце действительно было занято этим.
То, насколько понравится «Долина страха», скорее всего, зависит от того, нравятся ли вам остальные три романа с участием Шерлока больше, чем многочисленные рассказы. Даже, пожалуй, самая известная загадка Холмса – «Собака Баскервилей» – содержит так же мало сцен, связанных с Шерлоком, как и романы, в которых много флэшбэков без Холмса (в «Собаке Баскервилей», однако, время заполняется общением Ватсона с другими персонажами).
Дойл начал работу над «Долиной страха» в очень продуманной манере, с двумя частями и дополнительной кодой; это литературные условности, тонко использованные автором как средство манипулирования очень ощутимым напряжением в рассказе. Читатели, которым нравится исторический контекст в художественной литературе как средство расширения понимания центрального повествования, должны найти «Долину страха» одним из самых приятных сюрпризов в своём путешествии по канону Шерлока Холмса.
Самой большой загадкой здесь может быть то, почему «Долина страха» менее признана, антологизирована и экранизирована, чем «Собака Баскервилей». В конечном счёте, когда пояснительный раздел с флэшбэками будет введён в контекст, а «Долина страха» будет рассматриваться в соответствии с замыслом Конан Дойла, а не просто как очередной эпизод в каталоге Холмса, станет ясно, что этот роман больше похож на эдвардианский психологический триллер, чем на детективную историю о Шерлоке Холмсе.
Сюжет
Роман «Долина страха» начинается с того, что Шерлок Холмс, знаменитый сыщик, и доктор Ватсон, его товарищ и сосед по комнате на Бейкер-стрит, 221Б, ведут беседу. Холмс ломает голову над зашифрованным сообщением, которое он получил от Порлока, сообщника заклятого врага Холмса, профессора Мориарти. Вскоре приходит второе сообщение от Порлока, которое должно было содержать ключ к зашифрованному посланию, в котором говорится, что он (Порлок) боится гнева Мориарти и не хочет раскрывать цель своей переписки. Холмс все же расшифровывает послание и обнаруживает, что оно предупреждает, что Дугласу из Бирлстона грозит неминуемая опасность. Вскоре их навещает Макдональд, полицейский, знакомый Холмса, который сообщает им, что этот самый Дуглас был убит.
При осмотре трупа выясняется, что он был убит из американского ружья с отпиленным стволом. Рядом с изуродованным телом лежит карточка с надписью «V.V. 341». Среди других улик в комнате – кровавый след на подоконнике, пропавшая гантель и отсутствие обручального кольца. Вскоре обнаруживается ещё одна улика – велосипед, спрятанный за территорией дома. Допрос прислуги ничего не даёт, а после допроса миссис Дуглас, жены убитого, и Сесила Баркера, друга семьи, Холмс сообщает Ватсону, что, по его мнению, они вместе участвуют в заговоре.
Хотя другие детективы, прибывшие на место происшествия, делятся своими теориями, Холмс сообщает Ватсону, что, по его мнению, дело полностью зависит от пропавшей гантели – единственной улики, которую полиция считает пустяковой. Холмс объявляет, что собирается провести ночь один в комнате, где был убит Дуглас, не взяв с собой ничего, кроме зонтика Ватсона. На следующий день после бдения Холмс сообщает полицейским, расследующим убийство Дугласа, что раскрыл дело, и просит их присоединиться к нему в слежке этой ночью.
Во время слежки, которая проходит в кустах возле комнаты, где было совершено преступление, Холмс, Ватсон и другие детективы становятся свидетелями того, как мужчина высовывается из окна и что-то вылавливает из рва, окружающего дом. Когда группа сталкивается с этим человеком, они обнаруживают, что это Сесил Баркер, а предмет, который он достал из рва, – это сумка, утяжелённая пропавшей гантелью. В сумке находится одежда, сапоги и нож. Во время своего пребывания в комнате Холмс обнаружил этот же мешок с помощью зонтика Ватсона и положил его на место, чтобы подождать, пока Баркер его достанет. К удивлению остальных, Холмс сообщает, что Дуглас ещё жив. При этих словах в комнате открывается потайной отсек, и оттуда выходит сам Дуглас.
Дуглас рассказывает, что некоторое время за ним охотился человек по имени Болдуин, который затем попытался его убить. Они боролись, и Болдуин умер, когда ружье выстрелило ему в лицо. С помощью своей жены и Баркера Дуглас придумал план инсценировки собственной смерти, воспользовавшись тем, что обезображенное лицо Болдуина не позволит провести точную идентификацию. Дуглас объясняет, что есть люди, которые будут искать его жизнь, а его мнимая смерть позволит ему навсегда избавиться от них. Дуглас даёт Ватсону рукопись, в которой, по его словам, подробно описывается его прошлая жизнь и рассказывается о людях, желающих его смерти. После этого роман переходит ко второй части, в которой рассказывается о жизни Дугласа в Америке.
Часть II начинается с человека по имени Джек Макмердо (который, как мы позже узнаем, и есть Дуглас). Макмердо отправляется в Вермисс Вэлли, угледобывающий район на западе США. Макмердо выражает крайнюю ненависть к полицейским, что привлекает внимание человека по имени Скэнлан. Сканлан оказывается членом ордена Вольных, общества, в котором состоит и Макмердо. Вскоре Макмердо вступает в местную ложу вольных, которую возглавляет жестокий и свирепый человек по имени Босс Макгинти. Выясняется, что вольноотпущенники в этом районе носят другое имя – Скоуреры, мафиозное общество, угнетающее жителей Вермисской долины. Макмердо оказывается таким же жестоким, как и остальные, и вскоре он становится видным членом «Скорняков».
Банда продолжает наводить ужас, пока не узнает, что по их следу идёт Бёрди Эдвардс, детектив Пинкертона. Макмердо сообщает в домик, что знает, кто такой Бёрди Эдвардс, и разрабатывает план его поимки. Макмердо заманивает Эдвардса в свою квартиру, где скрываются босс Макгинти и несколько других видных членов банды. Макмердо неожиданно переводит стрелки на Скоуреров, рассказывая, что он сам и есть Бёрди Эдвардс и что он присоединился к ложе только для того, чтобы получить информацию, которую можно использовать против них.
Макгинти и нескольких других преступников вешают на основании показаний Макмердо, а остальных отправляют в тюрьму. Эдвардс, зная о мстительном характере банды, исчезает и в конце концов оказывается в Англии, где события развиваются так, как описано в первой части.
После замечательного рассказа Дугласа Холмс предупреждает его, чтобы тот был начеку, так как Мориарти, с которым Болдуин связался, чтобы выяснить местонахождение Дугласа, несомненно, попытается убить самого Дугласа. Дуглас соглашается и снова скрывается.
Через некоторое время после бегства Дугласа из Англии Холмс получает загадочное сообщение, в котором говорится только: “Дорогой я, мистер Холмс, дорогой я!”. Из этого Холмс делает вывод, что Мориарти, отправителю записки, удалось убить Дугласа. Ватсон и Макдональд рассуждают о том, удастся ли когда-нибудь привлечь Мориарти к ответственности. Холмс заверяет их, что он поймает профессора, но для этого ему нужно время.
Список персонажей
Шерлок Холмс
Шерлок Холмс, пожалуй, самый известный вымышленный персонаж в истории, является синонимом слова «великий детектив». Его место как самого блестящего сыщика во всей литературе оспаривает, пожалуй, только Пуаро Агаты Кристи.
Шерлок Холмс описывается как высокий, худой и сдержанный человек с аквильным носом и проницательными глазами. Он невероятно гениален, в меру тщеславен и часто нетерпим к тем, кто не в состоянии угнаться за его быстрыми умозаключениями. В этом романе, как это ни парадоксально, Холмса, пожалуй, меньше, чем в других, поскольку великий сыщик в основном представлен в первой части. В «Долине страха» мы не так часто видим «ищейку» Холмса; скорее, кажется, что он довольно быстро проникает в тайну, а истинное сердце истории лежит во второй части. Тем не менее, даже в окружении других успешных детективов, он, несомненно, остаётся интеллектуальным лидером.
Доктор Джон Ватсон
Доктор Ватсон, пожалуй, не менее известный, чем его блестящий партнёр, – верный помощник Шерлока Холмса, появляющийся почти в каждом рассказе Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Почти во всем каноне мы видим все глазами Ватсона: история подаётся так, будто написана из первых уст самим добрым доктором. Так происходит и в большей части «Долины страха», хотя Конан Дойл отходит от этой точки зрения на большую часть второй части.
Ватсон, сам по себе довольно умный человек, кажется, пребывает в постоянном оцепенении от гениальности Холмса и часто озвучивает собственные недоумения читателя по поводу быстрых умозаключений сыщика. В данном романе присутствие Ватсона довольно незначительно, он появляется лишь в нескольких сценах, в которых Холмс также не присутствовал. Ватсона часто описывают как дородного и несколько замкнутого человека, а также как человека с очень покладистым характером.
Профессор Джеймс Мориарти
У каждого великого вымышленного героя есть не менее великий заклятый враг. Шерлок Холмс не является исключением. Один из самых печально известных персонажей в литературе, Мориарти, по иронии судьбы, появляется только в двух рассказах о Шерлоке Холмсе. Действительно, в «Долине страха» он вообще не появляется: он лишь упоминается, а в конце книги Холмс получает от него короткую записку. Тем не менее, Мориарти остаётся одним из центральных персонажей этого романа, и именно он оказывается организатором гибели Дугласа.
Джон Дуглас / Джек Макмердо / Бёрди Эдвардс
Этот важнейший и многомерный персонаж (которого мы для ясности будем называть Дугласом) на самом деле может считаться тремя разными характерами, заключёнными в одном человеке.
Представленный в начале истории как Джон Дуглас, этот человек кажется безликой жертвой, просто объектом расследования Холмса. Однако к концу первой части выясняется, что Дуглас вполне жив, и он начинает рассказывать свою историю, которая занимает почти всю вторую часть. В ходе этой «истории в истории» мы узнаем, что Дуглас когда-то носил имя «Джек Макмердо» и что он был членом печально известной в США банды, не похожей на мафию. В конце второй части, однако, мы узнаем, что «Макмердо» на самом деле детектив Пинкертона по имени «Бёрди Эдвардс». На протяжении всех трёх своих «личностей» Дуглас описывается как бесстрашный, умный и добродушный человек. Дуглас – пример писательского мастерства Конан Дойля, когда читатель без особого труда принимает состав персонажа «три в одном».
Босс (Бодимастер) Макгинти
Упомянутый в первой части, но не представленный полностью до второй части, Босс Макгинти является одним из главных злодеев этого романа. Жестокий и грубый лидер «Скоуреров», общества убийц, не похожего на мафию, МакГинти – грозный лидер, по описанию похожий на льва, со свирепыми глазами и бородой, напоминающей гриву. МакГинти – бесспорный властелин долины Вермисса, которую многие называют «Долиной страха».
Бодимастер (титул главы Скоуров) правит долиной железным кулаком, сокрушая всех, кто встаёт у него на пути, через подчинённых ему агентов. Макгинти можно рассматривать как американского Мориарти, хотя он не так умён и не так могущественен.
Инспектор Макдональд
Главный сотрудник Скотланд-Ярда по делу Дугласа и друг Холмса. Макдональд умён, работоспособен, молод, угрюм и стоически держится на ногах.
Уайт Мейсон
Сотрудник местных правоохранительных органов, занимающийся делом Дугласа. Дружелюбный и отзывчивый, он, тем не менее, чувствует, что ему не по зубам.
Миссис Дуглас
Вторая жена Джона Дугласа, миссис Дуглас (Айви), молода и красива. Она подозревает, что с её мужем что-то не так в отношении его прошлого, но он держит её в неведении. Она и Сесил решают сфабриковать место преступления, но затем признаются Холмсу и остальным.
Сесил Баркер
Богатый и красивый американский друг Дугласов, который помогает организовать место преступления, чтобы защитить Дугласа. Поначалу он ведёт себя высокомерно и отстранённо, но в конце концов соглашается помочь детективам.
Эймс
Престарелый и преданный дворецкий в Мэнор-Хаусе.
Миссис Аллен
Пожилая и глухая экономка в доме Manor House.
Скэнлан
Это Скоурер, которого Макмердо встречает в поезде в угольную страну. Сканлан приветлив, услужлив и является верным членом банды E.O.F., но он не любит насилие, как некоторые другие.
Этти Шафтер
Прекрасная дочь Джейкоба Шафтера, человека, с которым Макмердо вступил в брак. Она и Макмердо влюбляются друг в друга, но их отношения осложняются из-за притязаний Болдуина на неё, а также из-за опасных ситуаций, в которые попадает Макмердо из-за своего статуса брата. Когда МакМердо раскрывает себя как Бёрди Эдвардс, она бежит с ним из долины. Позже она умирает в Калифорнии.
Джейкоб Шафтер
Отец Этти и ярый противник банды
Тедди Болдуин
Молодой и вспыльчивый брат, который хочет жениться на Этти и обижается, что Макмердо встал у него на пути. Он постоянно сталкивается с Макмердо, но потихоньку принимает его, пока не раскрывается его истинная сущность. Он выслеживает МакМердо в Англии и пытается убить его; вместо этого МакМердо/Дуглас убивает Болдуина в целях самообороны.
Моррис
Пожилой брат, который не одобряет жестокую тактику Скоуреров и предупреждает, что они должны быть осторожны в выборе целей. Он ищет в Макмердо союзника и позже предоставляет Макмердо информацию о шпионе Пинкертона, тем самым невольно предоставляя её самому шпиону.
Эванс Потт
Грозный делегат округа и лидер банды E.O.F., к которому даже МакГинти относится с опаской.
Лоулер и Эндрюс
Убийцы, посланные Эвансом Поттом для совершения убийств на шахте.
Честер Уилкокс
Владелец местной шахты, на которого нацелились Скоулеры.
Джеймс Стэнджер
Редактор газеты, критикующий Скоуреров; МакГинти приказывает избить его.
Капитан Марвин
Новый сотрудник угольной полиции, который поначалу кажется врагом МакМердо; позже выясняется, что он осведомлён об истинной сущности МакМердо как агента Пинкертона под прикрытием.
Темы
Обман
В этом произведении очень много обмана, начиная с Порлока и Мориарти. В центре обмана, конечно же, Джон Дуглас, который на самом деле Макмердо, а на самом деле Бёрди Эдвардс. Вначале Эдвардс обманывает всех Скоуров, а также Этти; затем в Англии он обманывает Сесила и его жену. Обман углубляется после его инсценированной смерти, но даже тогда этого недостаточно, чтобы обмануть Мориарти (или Холмса, конечно).
Обман используется как по моральным, так и по аморальным причинам. Мориарти обманывает, чтобы получить власть; Эдвардс обманывает, чтобы получить доступ к обществу убийц, которых он стремится уничтожить. Дойл говорит о том, что обман может быть полезен, но нужно быть очень осторожным, чтобы не потерять себя в маскировке.
Авторитет
Шерлок Холмс обладает большим авторитетом благодаря интеллекту, способностям и эффективности. Другие персонажи этого произведения, в первую очередь Скоулеры, обладают авторитетом более пагубными средствами: они угрожают, терроризируют, ранят, убивают и стремятся утвердить свой авторитет на основе возможности делать все это без возмездия. Авторитет в организации не основан на здравых идеях или интеллекте; скорее, он устанавливается и поддерживается силой. Дойл считает, что такая власть обречена на провал, потому что она недолговечна.
Власть
Власть в тексте проявляется по-разному, но Дойл явно намекает на то, что власть, которой обладает Шерлок Холмс, идеальна. Эта сила коренится в интеллекте, логических и дедуктивных рассуждениях, вдумчивости и внимательности, проницательности, непредубеждённости, ясности мысли и выражения. Благодаря всем этим качествам Холмс способен раскрыть дело, вернуть Дугласа жене, оправдать его от наказания и, хотя в конечном итоге это не удаётся, в какой-то степени защитить его от угрозы Мориарти.
Дойл исследует и другие формы власти, такие как традиционная правоохранительная власть, которую он изображает полезной, но ограниченной, и власть, основанная на насилии и терроре, которую он изображает как якобы абсолютную, но в конечном итоге обречённую на провал.
Наблюдение
Одной из важнейших тем романа является наблюдательность, и читателям предлагается поупражняться в этом вместе с Холмсом. Дойл излагает детали дела, не жалея подробностей, чтобы побудить читателя задуматься над увиденным и попытаться установить связи. Холмс невероятно умён, но все улики, которыми он располагает, – это те же самые улики, которые читатели имеют в самом начале.
Дойл учит своих читателей учитывать каждую деталь, какой бы незначительной она ни была, не позволять своим предубеждениям брать верх и быть непредвзятыми.
Вера
Одна из самых захватывающих частей рассказов о Холмсе – это отношения между Холмсом и Ватсоном. Если это единственный рассказ о Холмсе, который читатели когда-либо читали, то он все равно отлично передаёт эти отношения и показывает, какую пользу они приносят обоим мужчинам. Вера Ватсона в способности Холмса здесь, как и в других рассказах, постоянно проявляется. Идеи Холмса иногда кажутся дикими или невозможными, но Холмс всегда отдаёт должное своему другу. Вера Ватсона может подвергаться испытаниям, но она никогда не ослабевает; это рецепт не только хорошей дружбы, но и динамичного детективного дуэта.
Страх
Название романа говорит о том, какую роль играет страх в происходящих в нём событиях. Долина страха» – это и физическое место – долина Вермисса, сердце угольных шахт Пенсильвании, и символическое место. В последнем смысле это психологическая долина, в которой Дуглас застрял, не имея возможности выбраться. Страх угрожает ему и тяготит его, и он знает, что никогда не сможет от него избавиться. Он пронизывает все аспекты его жизни. В конечном счёте, страх помогает Дугласу оставаться на ногах и жить гораздо дольше, чем если бы он был благодушен, но он не может полностью спасти его.
Мораль
С одной стороны, Дойл чётко определяет мораль в этой истории. Скоулеры практически неисправимы, для них характерна почти бесчувственная жестокость. Они не терпят никакой угрозы своей власти и угрожают ни в чем не повинным людям. Однако Макмердо ставит перед читателями более интересную моральную проблему. Находясь под прикрытием у Скоуреров, он бьёт, угрожает, лжёт и, скорее всего, убивает людей. Он также наблюдает и ничего не говорит во многих из этих ситуаций, хотя он предупреждает Уилкокса и спасает Стенджера от избиения до смерти. Возникает вопрос, не является ли он таким же злодеем, как и Скоуэрс, хотя в конце концов он сажает их за решётку. Возможно, проще сказать, что он делает доброе дело, но, не зная, насколько полно он участвовал в их кровавых делах, невозможно сказать об этом определённо.
- «Собака Баскервилей», краткое содержание
- «Возвращение Шерлока Холмса», краткое содержание
- «Этюд в багровых тонах» сэра Артура Конан Дойла, краткое содержание
- «Мемуары Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- Книга «Архив Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- «Его прощальный поклон» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- «Приключения Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- Большой сюрприз ожидает поклонников творчества Артура Конан Дойла
Комментирование недоступно Почему?