«Эмиль, или О воспитании» Жан-Жака Руссо, краткое содержание читать ~8 мин.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) был философом XVIII века. Его доктрины в основном касаются политики и функций правительства, а его наиболее важной работой является «Общественный договор». Он был заинтересован в адаптации общества, чтобы оно было наиболее эффективным для человеческого прогресса. Будучи уроженцем Женевы, Руссо участвовал в эпохе Просвещения в Европе, оказав влияние на многих выдающихся мыслителей своего времени. В конечном итоге его доктрины были приняты французами после их революции.
Эта книга, роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», считается одним из самых значительных вкладов Руссо в развитие человеческого общества. В ней рассматриваются вопросы образования и роли человека в обществе. Цель Руссо – воспитание молодёжи, чтобы она могла противостоять развращённому обществу в свете склонности человечества к коррупции. Для иллюстрации этих идей он использует мальчика Эмиля и его воспитателя.
Первоначально книга была опубликована в Женеве, но получила широкое распространение и во Франции. В том же году, когда она была опубликована, «Воспитание» было запрещено и сожжено в обеих странах. На фоне всеобщего стремления к сохранению традиционного французского языка правительства этих стран сочли неприемлемым раздел Руссо о «савойском викарии». Савояр – это диалект франкского языка, предшествовавший собственно французскому, который правительство пыталось исключить из общественного лексикона по политическим причинам.
Книга 1
Руссо начинает с изложения естественной склонности человечества к разложению общества. Он посвящает эту книгу тому, как воспитать ребёнка, чтобы он был невосприимчив к этому разложению. Независимо от влияния общества, Руссо заинтересован в том, чтобы научить своего гипотетического ребёнка, Эмиля, быть благородным и умным. Он начинает это занятие, комментируя воспитание маленьких детей. Отдавая предпочтение грудному вскармливанию перед другими вариантами, Руссо считает эту практику первым шагом в успешном взрослении ребёнка в обществе.
Книга 2
Маленькие дети должны учиться, взаимодействуя с миром физически, а не по книгам. Руссо выступает за обучение родителей основным представлениям о мире. Один из примеров такого урока – когда воспитатель берет Эмиля запускать воздушных змеев и просит его определить местонахождение воздушного змея в небе по его тени на земле. Теперь Эмиль узнал о тенях, соответствующих объектах и двигательных навыках, связанных с запуском воздушных змеев – очень успешная прогулка. Руссо призывает детей учиться путём умозаключений, а не инструкций. Он выступает за непосредственное, тактильное познание.
Книга 3
Этот раздел посвящён профессии. Когда Эмиль подрастает, его обучают ремеслу ручного труда. Следующие несколько лет его жизни, вплоть до подросткового возраста, посвящены исключительно овладению ремеслом, что воспитывает в Эмиле стойкость и преданность своему делу.
Книга 4
В этом разделе Руссо теоретизирует о подростке. Он считает, что только в подростковом возрасте человек способен впервые постичь эмпатию и религию. До этого момента Эмиль не был знаком с духовными идеями, но теперь он получает наставления от священника. Не желая рисковать развращением души юноши, Руссо до сих пор избегал каких-либо духовных наставлений. Он считает, что ребёнок может научиться произносить правильные ответы, но идеи его только запутают. Теперь Эмиля можно обучать «естественной религии».
Книга 5
Руссо завершает книгу кратким обсуждением образования женщины. Он представляет Софи, невесту Эмиля, чтобы проиллюстрировать свои идеи. Софи тщательно обучают домашним делам, а также наставляют её в методах взаимоотношений с мужчинами, которые в основном характеризуются пассивностью, привлекательностью и преданностью.
Список персонажей
Эмиль
Эмиль – тема книги, гипотетический ребёнок, которого Руссо воспитывает. Он – выдумка Руссо, призванная проиллюстрировать его философию о воспитании детей. В течение книги он взрослеет и становится взрослым.
Репетитор
Репетитор Эмиля иллюстрирует роль учителя в воспитании ребёнка. Он остаётся с Эмилем с детства и до подросткового возраста. Он учит Эмиля формально, представляя собой прямую связь Эмиля с обществом.
Викарий
Викарий появляется в четвёртой книге. Он призван просветить Эмиля в вопросах религии. Его появление в книге в целом является поводом для запрета книги, когда она была опубликована в 1762 году. Викарий говорит на савойском языке, который является диалектом провинциальной Франции. Стремясь сохранить чистый французский язык, Франция систематически запрещала и уничтожала литературу, написанную на таких диалектах.
Софи
Софи – невеста Эмиля. Руссо вводит её в своё повествование в пятой книге, чтобы затронуть тему образования девочек. Вместо того чтобы вовлечь Софи во все начинания Эмиля, Руссо обучает её домашним делам и этикету.
Темы
Потенциал человечества к коррупции
Как политический философ, можно сказать, что все руководящие приоритеты Руссо связаны с успехом общества. Его идеал – эффективная, гармоничная человеческая цивилизация, и он надеется прийти к нему с помощью философии. Книга «О воспитании» посвящена воспитанию молодых людей, чтобы они могли хорошо функционировать в обществе – гражданскому воспитанию, если хотите, – и Руссо охватывает все аспекты воспитания, начиная с раннего детского развития.
Особое внимание он уделяет формированию добродетелей и навыков у ребёнка с раннего возраста, чтобы предотвратить развращение в будущем. Вместо того чтобы полагаться на то, что общество будет идеально взаимодействовать со следующим поколением, Руссо призывает воспитывать детей так, чтобы они улучшали общество, придерживаясь его ценностей, не допуская коррупции. По его мнению, гонка за воспитанием ребёнка мотивируется общей испорченностью человеческой природы, проявляющейся в человеческом обществе. Он хочет создать в социальном порядке защиту от коррупции, оградив детей от коррумпированного общества, чтобы они выросли и реформировали общество.
Женщины как слабый пол
На протяжении всей книги Руссо затрагивает тему образования девочек только в последнем разделе. Его философские доктрины относятся преимущественно к мужчинам. Фактически, все, что он пишет об образовании женщин, – это необходимость обучения их домашнему искусству и этикету для того, чтобы они могли общаться со своими сверстниками-мужчинами. Он явно учит неполноценности женщин, выступая за то, чтобы воспитывать их в духе пассивности и стремления угодить мужчине. Он даже заходит так далеко, что приходит к выводу, что женщины существуют исключительно для удовольствия мужчин.
При столь обширном охвате книги само ограничение Руссо в рассмотрении вопросов воспитания девочек свидетельствует о его мнении об этом поле. Ему есть что сказать о мальчиках, но девочки обсуждаются только в контексте их отношений с мужчинами.
Мастерство
Руссо учит Эмиля мастерству в детстве, непосредственно предшествующем подростковому возрасту. Примерно в этом возрасте Эмиля обучают какому-то ремеслу, возможно, подмастерью. Он должен овладеть этим мастерством и нести его с собой в подростковом возрасте, посвятив себя самому высокому уровню, который только можно себе представить.
Это профессиональное мастерство является зеркальным отражением дедуктивного образования Эмиля в детстве и его духовного и социального воспитания в подростковом возрасте. Каждый этап его образования направлен на то, чтобы научить его в целом владеть своей личностью. Его путь к мужественности – это путь обучения ответственности и управлению (своей личностью и делами).
Несмотря на жёсткую критику после публикации, «Эмиль, или О воспитании» Жан-Жака Руссо остаётся интересным философским исследованием. Руссо заимствует философский метод исследования идей через теоретическое повествование и переносит свои рассуждения о воспитании на вымышленного им субъекта, молодого Эмиля. Он описывает метод воспитания через различные этапы развития, который призван воспитать достойного гражданина с высокими этическими принципами. Однако для Руссо этика относится исключительно к обществу, то есть он пропагандирует этические нормы, которые приносят пользу всему обществу.
Много критики было высказано по поводу того, как Руссо рассматривает воспитание женщин в этой книге. Прежде всего, читатель должен рассмотреть контекст книги. В XVIII веке убеждения Руссо относительно гендерных ролей не были ни радикальными, ни ненавистными, но в XXI веке они кажутся и тем, и другим. Естественно, современные читатели должны считать мнения Руссо о женской неполноценности продуктом невежества. Пятый раздел книги, в котором Руссо обсуждает образование Софи, также является самым бесцеремонным. Не обращая внимания на логику, он описывает образование для девочек, которое позволяет им быть только подходящими домохозяйками, что является высшей ценностью женщины в его культуре.
«Эмиль, или О воспитании» – одна из самых известных книг Руссо, поскольку вокруг её реакционного запрета разгорелись споры. Правительства Франции и Женевы публично сожгли книгу, когда она была впервые опубликована, из-за раздела Руссо о «савойском викарии», который говорит на запрещённом диалекте французского языка.
Правительствам не только не понравилась речь викария, но они не согласились с отношением Руссо к религиозному образованию. Его идеи были названы радикальными и отвергнуты, пока класс пролетариата во Франции не сверг аристократию во время Французской революции. Эти в основном необразованные люди, нуждавшиеся в теории, с помощью которой можно было бы управлять сотрудничеством между массами, обратились к Руссо за его прямыми рассуждениями об эффективном обществе.
- «Жерминаль» Эмиля Золя, краткое содержание
- Пьеса «Эмилия Галотти» от Габриэллы Туминайте на сцене «Современника»
- Sotheby’s предложит портрет Дейзи Феллоуз кисти Жака Эмиля Бланша
- Юбилей выдающегося музыканта и человека Эмиля Гилельса
- «Эмилио Амбас: от архитектуры к природе»
- Лекция Эмиля Мирзоева
- Выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «Как встретить ангела»
- «Эмиль Капелюш. Пространство художника»
Комментирование недоступно Почему?