«Эмиль, или О воспитании» Жан-Жака Руссо, краткое содержание читать ~7 мин.
Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau; 1712–1778) — философ, писатель и мыслитель XVIII века. Его труды посвящены преимущественно политике и устройству общества, а наиболее важной работой считается трактат «Об общественном договоре». Руссо рассматривал пути преобразования социума для наиболее полного раскрытия человеческого потенциала. Будучи уроженцем Женевы, он стал одной из ключевых фигур эпохи Просвещения в Европе и оказал влияние на многих выдающихся деятелей своего времени. Впоследствии его идеи были восприняты участниками Французской революции.

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» считается одним из самых значительных вкладов Руссо в философию образования. В нём рассматриваются вопросы воспитания и роли человека в обществе. Цель Руссо — вырастить юношу, способного противостоять развращающему влиянию социума. Для иллюстрации своих идей автор использует вымышленных персонажей: мальчика Эмиля и его наставника.
Изначально книга была опубликована в Голландии и получила широкое распространение во Франции. В год публикации, в 1762 году, «Эмиль» был запрещён и публично сожжён в Париже и Женеве. Причиной стал раздел «Исповедь савойского викария», где Руссо излагал принципы «естественной религии», или деизма. Эти идеи вступали в прямое противоречие с догматами официальной церкви и государственной идеологией.
В «Исповеди» Руссо утверждает, что вера в Бога должна основываться на разуме и наблюдении за природой, а не на догмах и священных писаниях. Савойский викарий, от лица которого ведётся повествование, призывает прислушиваться к голосу совести как к главному нравственному ориентиру. Подобный подход подрывал авторитет церкви и был сочтён еретическим, что и привело к преследованию книги и самого автора.
Этапы воспитания по Руссо
Трактат состоит из пяти книг, каждая из которых описывает определённый этап в воспитании Эмиля, соответствующий его возрасту и психологическому развитию.
Книга 1. Младенчество (до 2 лет)
Руссо начинает с изложения своей центральной идеи: человек по природе добр, но общество его портит. Он посвящает эту книгу тому, как воспитать ребёнка, чтобы он остался невосприимчив к разложению. Руссо настаивает на важности естественного развития, комментируя уход за младенцами. Отдавая предпочтение грудному вскармливанию матерью, он считает эту практику первым шагом к формированию здоровой и гармоничной личности.
Книга 2. Детство (от 2 до 12 лет)
Маленькие дети должны познавать мир через физическое взаимодействие с ним, а не по книгам. Руссо выступает за обучение через собственный опыт. Один из примеров такого урока — когда воспитатель берёт Эмиля запускать воздушного змея и просит его определить местонахождение змея в небе по его тени на земле. Так Эмиль узнаёт о связи объекта и тени, развивая при этом наблюдательность и двигательные навыки. Руссо призывает детей учиться путём умозаключений, а не заучивания инструкций.
Книга 3. Отрочество (от 12 до 15 лет)
Этот раздел посвящён выбору ремесла. Когда Эмиль подрастает, его обучают ручному труду, например, столярному делу. Следующие несколько лет его жизни посвящены овладению ремеслом, что развивает в Эмиле трудолюбие, настойчивость и уважение к физическому труду. Это позволяет ему стать независимым и самодостаточным человеком, не зависящим от своего социального статуса.
Книга 4. Юность (от 15 до 20 лет)
В этом разделе Руссо рассуждает о подростковом возрасте. Он считает, что только в этот период человек становится способен постичь сочувствие, любовь и религию. До этого момента Эмиль не был знаком с религиозными догмами, но теперь получает наставления от савойского викария. Руссо полагал, что до этого возраста ребёнок может лишь выучить правильные ответы, но сами идеи только запутают его. Теперь же Эмиля можно обучать «естественной религии».
Книга 5. Взросление и женитьба
Руссо завершает книгу кратким обсуждением воспитания женщины. Он представляет Софи, будущую жену Эмиля, чтобы проиллюстрировать свои идеи. Софи тщательно обучают ведению домашнего хозяйства и наставляют в искусстве взаимоотношений с мужчинами. Её воспитание направлено на развитие таких качеств, как покорность, привлекательность и преданность мужу.
Список персонажей
Эмиль
Эмиль — главный герой книги, гипотетический ребёнок, которого Руссо воспитывает согласно своим философским принципам. Он является моделью для иллюстрации идей об идеальном воспитании. На протяжении книги он проходит путь от младенчества до взрослой жизни.
Наставник
Наставник Эмиля иллюстрирует роль идеального учителя. Он остаётся с Эмилем с самого рождения до юности, оберегая его от пагубного влияния общества и направляя его естественное развитие. Он представляет собой единственную прямую связь Эмиля с социумом.
Савойский викарий
Викарий появляется в четвёртой книге, чтобы просветить Эмиля в вопросах религии. Его речь, изложенная в разделе «Исповедь савойского викария», стала основной причиной запрета книги в 1762 году. Проповедь викария излагала принципы деизма, что противоречило догматам официальной церкви и было воспринято как ересь.
Софи
Софи — будущая жена Эмиля. Руссо вводит её в повествование в пятой книге, чтобы затронуть тему воспитания девочек. В отличие от Эмиля, получающего всестороннее образование, Софи обучают исключительно ведению домашнего хозяйства и этикету, готовя к роли жены и матери.
Темы
Человек и общество
Как политический философ, Руссо ставит во главу угла успех общества. Его идеал — гармоничная человеческая цивилизация, и он надеется достичь его с помощью правильного воспитания. «Эмиль» посвящён формированию достойных граждан, способных улучшить общество. Руссо стремится с раннего возраста заложить в ребёнке добродетели, чтобы предотвратить его порчу в будущем.
В основе этой идеи лежит концепция «естественного человека». Руссо верит, что человек рождается добрым и неиспорченным, но общество развращает его. Поэтому воспитание Эмиля происходит в изоляции от социума. Его задача — сохранить врождённую чистоту, чтобы, повзрослев, он смог реформировать общество, а не поддаться его порокам.
Положение женщины
На протяжении всей книги Руссо затрагивает тему женского образования лишь в последнем разделе. Его философские доктрины относятся преимущественно к мужчинам. Фактически всё, что он пишет о воспитании женщин, сводится к необходимости обучать их домоводству и этикету для взаимодействия с мужчинами. Он открыто отстаивает подчинённое положение женщины, призывая воспитывать их в духе покорности и стремления угодить мужу.
Уже тот факт, что воспитание девочек обсуждается лишь в контексте их будущих отношений с мужчинами, свидетельствует о взглядах Руссо на их роль. Мальчикам он предлагает путь к всестороннему развитию личности, тогда как удел девочек — служение семье и мужу.
Овладение мастерством
Руссо обучает Эмиля ремеслу в возрасте от 12 до 15 лет. Мальчика отдают в подмастерья, чтобы он овладел практическими навыками. Он должен достичь в своём деле мастерства и пронести это умение через всю жизнь, посвятив себя достижению наивысшего уровня профессионализма. Это профессиональное мастерство дополняет его интеллектуальное, духовное и социальное воспитание, формируя целостную и ответственную личность.
Несмотря на резкую критику после публикации, «Эмиль, или О воспитании» остаётся одним из важнейших философских трудов. Руссо использует метод теоретического повествования, чтобы исследовать свои идеи. Он описывает этапы воспитания, призванные сформировать достойного гражданина с высокими этическими принципами, которые, по его мнению, должны приносить пользу всему обществу.
Особую полемику вызывают взгляды Руссо на воспитание женщин. Разумеется, читатель должен учитывать исторический контекст. В XVIII веке убеждения Руссо относительно гендерных ролей не были радикальными. Однако сегодня его рассуждения о неполноценности женщин воспринимаются как продукт своего времени. Пятый раздел книги, где Руссо описывает воспитание Софи, сводит её предназначение к роли идеальной домохозяйки, что считалось высшей ценностью для женщины в его культуре.
«Эмиль» стал одной из самых известных книг Руссо во многом из-за скандала, разгоревшегося вокруг её запрета. Правительства Франции и Женевы не только не согласились с отношением Руссо к религиозному образованию, но и увидели в его идеях угрозу существующему порядку. Его философия была названа радикальной и отвергнута, пока деятели Французской революции, искавшие теоретическую основу для нового общества, не обратились к трудам Руссо за его рассуждениями об эффективном общественном устройстве.
- «Жерминаль» Эмиля Золя, краткое содержание
- Пьеса «Эмилия Галотти» от Габриэллы Туминайте на сцене «Современника»
- Sotheby’s предложит портрет Дейзи Феллоуз кисти Жака Эмиля Бланша
- Юбилей выдающегося музыканта и человека Эмиля Гилельса
- «Эмилио Амбас: от архитектуры к природе»
- Эмиль Нольде, немецкий экспрессионист
Комментирование недоступно Почему?