«Этика для нового тысячелетия» Далай-ламы, краткое содержание читать ~9 мин.
«Этика для нового тысячелетия» – это книга практической светской этики для жизни. Написанная 14-м Далай-ламой, она была опубликована в 2011 году. Эта книга предназначена для того, чтобы быть применимой к любому человеку, который возьмёт её в руки, независимо от того, религиозен он или нет. Чтобы сделать это возможным, мудрость учений Далай-ламы не относится непосредственно к религии, а скорее подходит к определённым проблемам этики, естественным для человеческого состояния, как к проблемам с реальными, применимыми решениями. Эта книга, по сути, определяет серьёзные этические проблемы и предлагает читателю решить их самостоятельно, внеся изменения в способ принятия решений.
14-го Далай-ламу зовут Тензин Гьяцо, и он является нынешним Далай-ламой. Он является главным монахом тибетской школы буддизма Гелуг, что означает, что он является влиятельной религиозной фигурой во всем мире. Из-за политических угроз, возникших после тибетского восстания 1959 года, Далай-лама живёт в Индии как беженец. Заботясь о духовном развитии народа – всех людей, которые его слушают, – он написал огромное количество книг, в которых рассматриваются идеи философии, религии, этики и истории Тибета. Как представитель своей секты буддизма в мире, нынешний Далай-лама известен своим прогрессивным подходом к спорным темам.
Книга открывается объяснением того, что побудило автора к написанию книги. Далай-лама пишет для всех аудиторий, надеясь прояснить путь к этическому успеху, который, в свою очередь, является путём к счастью. Он считает, что подлинное счастье – такое, которое длится долго и не зависит от обстоятельств, – является целью каждого человека, осознанно или нет, и что этика – это путь к обеспечению такого счастья. Он даже делает ещё один шаг вперёд, описывая, что подлинное счастье можно описать как внутренний покой, являющийся результатом развития постоянной, искренней заботы о других людях.
Для принятия этических решений необходимо учитывать влияние решения на других людей, намерения, сам поступок и его мотивацию. Смысл этих этических размышлений заключается в том, чтобы практиковать эмпатию – разделение чужой боли – и внимание к другим, но это практика, то есть она требует постоянного роста.
Далее Далай-лама более конкретно пишет о природе этики, а также о препятствиях, которые мешают людям применять этику в своей жизни сегодня. Он описывает, что негативные или «болезненные» эмоции – это временные помехи, которые искушают человека, испытывающего их, отказаться от контроля, но человек должен оставаться сознательно ответственным за то, как он реагирует на эмоции.
Если человек постоянно поддаётся негативным эмоциям, у него формируются шаблоны негативизма, которые затем влияют на то, как другие люди воспринимают его, тем самым пресекая любой личностный рост стигматизацией и подозрительностью. Вместо этого человек, испытывающий негативные эмоции, должен идентифицировать эти чувства, избегать эмоциональных триггеров, пока не будет готов встретиться с ними лицом к лицу, оспаривать происхождение этих чувств, чтобы получить понимание, и реагировать сдержанно.
То, что чувство существует, не означает, что человек обязан действовать в соответствии с этим чувством. По опыту Далай-ламы, практика этической сдержанности означает выбор в пользу благополучия других людей посреди страданий, а не подавление негативных эмоций. Он высказывает мысль о том, что, возможно, люди, бросающие вызов добродетели и миру, просто учат человека, которому брошен вызов, «со па», тибетскому слову, обозначающему мужество этически реагировать на невзгоды. На каждую болезненную эмоцию существует этическое противодействие, которое может освободить человека от негативного чувства, вернув его внимание к состраданию.
В главе 9 автор обсуждает природу страдания. Естественно, люди избегают страданий, но они являются необходимым и в основном неизбежным компонентом этой жизни; однако некоторые страдания вызваны кармой и являются следствием личных решений или следствием решения, принятого обществом в целом. Далай-лама советует читателю не падать духом перед лицом страданий, как избегаемых, так и неизбежных, а изучить проблему и найти решение, если оно существует, и перестать беспокоиться, если его нет. Не каждая проблема имеет решение, но беспокойство о страданиях только порождает ещё большее беспокойство и страдания. Если же решения нет, то эти страдания представляют собой возможность для духовного роста.
Этические решения основаны на проницательности, которую необходимо развивать с помощью проницательности и мастерства. Постоянно исследуя и оспаривая собственные мотивы, человек может развить интуицию в отношении различения. Какие бы препятствия ни мешали человеку достичь этического успеха раньше, они станут менее сложными по мере того, как человек будет практиковать проницательность. Цель всего этого внутреннего анализа – участие во всеобщей ответственности на благо всего живого.
Этическая жизнь – это жизнь, сосредоточенная на сострадании ко всем людям, которая ведёт себя с хладнокровием и дисциплиной. Благодаря добровольному самопожертвованию и смирению человек увеличивает свой этический потенциал. Завершая разговор о всеобщей этике, Далай-лама объясняет, что никто не должен полностью менять свои жизненные обстоятельства, чтобы встать на путь к подлинному счастью. Напротив, этот путь выглядит как намеренное и последовательное принятие решений, по одному выбору за раз.
Последние главы книги отражают личное понимание автором этических дилемм сегодняшнего дня. Он высказывает своё мнение и предлагает конкретные возможности для изменений в области образования, средств массовой информации, окружающей среды, политики и экономики, насилия и глобализации. Обращаясь к религии, он призывает всех религиозных людей работать над единством человечества. Он верит в возможность мирного сосуществования, казалось бы, противоречащих друг другу верований.
Наконец, в заключение он призывает своих читателей сделать свою жизнь осмысленной, что является результатом участия в пути к этическому совершенству, всегда основанному на сострадании к себе и другим.
Список персонажей
14-й Далай-лама
14-й Далай-лама, урождённый Джецун Джампхел Нгаванг Лобсанг Еше Тензин Гьяцо, был признан реинкарнацией почтенного тибетского религиозного лидера, когда ему было 2 года. Роль Далай-ламы в тибетском буддизме заключается в руководстве школой Гелуг этой религии. Он является почитаемым лидером, который, по мнению буддистов, раз в поколение перевоплощается в новое тело, чтобы служить следующему поколению.
14-й Далай-лама провёл тибетцев через чрезвычайно бурные политические перипетии, особенно после тибетского восстания 1959 года, после которого он был вынужден укрыться в Индии. Что касается его учения, то его жизнь характеризуется прогрессивными ценностями, которые иногда вызывают споры. Он вошёл в историю, заявив, что не верит, что в этот раз он реинкарнирует, избежав тем самым возможного политического насилия со стороны китайского правительства при выборе нового Далай-ламы.
Будучи плодовитым автором, Далай-лама написал эту книгу как один из многочисленных текстов по духовному воспитанию, но эта, в частности, адресована любому человеку, независимо от его религиозных убеждений. Он пытается охватить более широкую аудиторию, представляя систему этического поведения, не зависящую от каких-либо религиозных догматов.
Махатма Ганди
Автор упоминает Ганди, почитаемого индийского народного лидера, который использовал методы гражданского неповиновения в знак протеста против британского правления во время Движения за независимость Индии. Будучи лидером людей, он радикально изменил свою жизнь, чтобы своим примером убедить людей следовать за ним. По словам Далай-ламы, для большинства людей такой экстремальный уровень приверженности не является необходимым. Этичная и осмысленная жизнь может быть достигнута путём постепенных и постоянных небольших изменений.
Шантиведа
Шантиведа был буддийским монахом в 8 веке. Он был индийцем, который много писал и учил о практическом духовном росте. В главе о страданиях Далай-лама ссылается на наставления Шантиведы относительно страданий. “Если есть решение для конкретного страдания, то применяйте его, и не нужно беспокоиться. Если же решения нет, то все равно не тревожьтесь. Беспокойство не помогает, но часто усугубляет страдания”.
Темы
Ненасилие как истинный путь
Далай-лама объясняет, что истина существования заключается не в каком-то одном конкретном мировоззрении или его исполнении, а в том, что высший путь – это тот, который стремится понять, как обстоят дела, не пытаясь их изменить. Это непросто, потому что это не означает пацифизм – свидетельствовать о нападении и не вмешиваться не будет ненасилием. Лучший способ понять это – рассматривать это как реорганизацию добра и зла. Добро – это ненасилие и понимание, а зло начинается с навязывания чьей-то конкретной веры или политической воли.
Сочувствие и понимание
Сама этика, судя по названию, может быть кратко сформулирована как эмпатия. Истинная этика такого глобализованного, разнообразного мира, каким является современная Земля, подразумевает наличие опасного напряжения между конкурирующими мировоззрениями. Далай-лама привносит в этот спор идею о том, что при честном подходе никакие два убеждения не являются взаимоисключающими с практической точки зрения. Каждый человек на земле должен иметь возможность быть в сообществе со всеми остальными людьми на земле.
Но это происходит только через эмпатию и понимание. Через эмпатию мы теоретически практикуем, какой могла бы быть жизнь, если бы мы были не собой, а кем-то другим. Этот процесс показывает, насколько очевидными могут быть мир и сообщество через процесс понимания других.
Религия как стремление к счастью
Основная тема книги и причина, по которой она так любима одними и так отвратительна для других, – это рассказ Далай-ламы об убеждениях. Далай-лама показывает, что убеждения являются следствием логического, эмоционального ума, пытающегося найти путь к счастью.
Под счастьем Далай-лама подразумевает эсхатологическое, а не косвенное счастье. Он утверждает, что истинным стремлением человеческой души является именно счастье, а затем, минуя межрелигиозный диалог, отталкивается от этого исходного положения, утверждая, что счастье лучше всего достигается через сочувствие, служение и сообщество.
Далай-лама – выдающийся буддийский монах школы буддизма Гелуг, чьи взгляды на религию во многом сформированы восточной мыслью, особенно буддизмом Махаяны, который фокусируется на устранении желаний и отвращений в душе.
Привнося это мировоззрение в большой вопрос этики, Далай-лама разделяет разницу между религиозной преданностью и универсализмом своей собственной веры. Он отстаивает религиозные догмы, заглядывая за религиозную веру, чтобы объяснить, как люди формируют религиозные убеждения как каталог знаний, которые кажутся нам священными, потому что мы надеемся, что они принесут нам счастье. Затем Далай-лама объясняет, что независимо от того, какую религию исповедует человек, все мы можем достичь мира и счастья через сочувствие к другим, через жизнь, полную жертвенности и непредубеждённости.
Эти учения в полной мере соответствуют буддийской трактовке человеческих страданий. Буддизм утверждает, что страдания в душе человека являются результатом желания или отвращения, и что истинное счастье доступно только после того, как человек научится преодолевать свои желания. Это привело бы к задумчивому, непредвзятому взгляду, который стремился бы к миру и пониманию выше всех догм любой политической системы или религии.
Эта книга вызывает споры из-за религиозных убеждений консервативных приверженцев религии, которые рассматривают универсализм как удар по исключительности своей религиозной традиции.
- «Мемуары революционера» Петра Кропоткина, краткое содержание
- «Итальянское путешествие» Иоганна Вольфганга фон Гёте, краткое содержание
- «Прометей» Лорда Байрона, краткое содержание
- «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, краткое содержание
- «Непобедимый» Станислава Лема, краткое содержание
- «Американская трагедия» Теодора Драйзера, краткое содержание
- «Путь к богатству» Бенджамина Франклина, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?