«Кэрри» Стивена Кинга, краткое содержание читать ~10 мин.
Роман Стивена Кинга (Stephen King) «Кэрри», опубликованный в 1974 году, — это эпистолярный роман ужасов. В форме газетных вырезок, писем и дневниковых записей он рассказывает о Кэрри Уайт, девушке, подвергающейся травле. Она использует свои телекинетические способности, чтобы отомстить обидчикам, что приводит к разрушению городка Чемберлен в штате Мэн. Книга вызвала споры из-за своего формата, который делал историю более реалистичной, чем повествование от третьего лица. Роман был запрещён в школах и по сей день остаётся одной из самых цензурируемых книг в истории.

«Кэрри» стал четвёртым написанным романом Кинга, но первым опубликованным. Изначально произведение задумывалось как рассказ для журнала «Cavalier». Пережив творческий кризис, Кинг выбросил рукопись, но его жена, Табита, настояла на продолжении работы. Получив аванс в 2500 долларов, Кинг, работавший учителем, смог улучшить финансовое положение. Настоящим прорывом стала продажа прав на издание в мягкой обложке за 400 000 долларов. Через год после публикации было продано более миллиона экземпляров, что позволило Кингу оставить преподавание и полностью посвятить себя писательству.
Кинг видел «Кэрри» как аллегорию феминизма, где женская сексуальность является источником силы, а страх мужчин перед женщинами проистекает из власти, которую эта сексуальность имеет над ними. Он рассматривал роман как историю взросления Кэрри Уайт, впервые осознающей свои возможности. Образ главной героини был вдохновлён двумя девушками, которых Кинг знал в школе. Одна из них была из бедной семьи и подвергалась насмешкам за то, что носила одну и ту же одежду. Другая росла в семье религиозных фанатиков и умерла молодой.
В 1976 году Лоуренс Д. Коэн адаптировал книгу для большого экрана. Режиссёром фильма стал Брайан Де Пальма, а главную роль исполнила Сисси Спейсек. Актриса и Пайпер Лори, сыгравшая её мать, получили номинации на премию «Оскар». Картина считается классикой жанра ужасов. В 1988 году Королевская шекспировская труппа поставила мюзикл по мотивам романа. В 2002 году вышел телевизионный фильм, а в 2013 — ещё одна киноадаптация с Хлоей Грейс Морец и Джулианной Мур в главных ролях.
Сюжет
Маргарет Уайт — женщина с деспотичными и фанатичными религиозными убеждениями, которые она навязывает своей дочери Кэрри. Сама Кэрри — нескладный подросток, не находящий общего языка ни с матерью, ни с окружающими. В школе она становится объектом издевательств и насмешек. Во время принятия душа после урока физкультуры у Кэрри начинается первая менструация, что приводит её в ужас, поскольку она не понимает, что происходит. Мать отказывается обсуждать с ней любые темы, связанные с человеческим телом, оставляя дочь в полном неведении о половом созревании.
Крис Харгенсен, богатая и популярная ученица, подстрекает одноклассниц издеваться над Кэрри. Они бросают в неё гигиенические средства, подвергая полному унижению. Рита Дежарден, учительница физкультуры, пытается объяснить девушке происходящее, помогая ей привести себя в порядок.
По дороге домой Кэрри обнаруживает у себя странную способность: она понимает, что может управлять предметами на расстоянии.
На следующий день мисс Дежарден наказывает девушек, издевавшихся над Кэрри, назначая им дополнительные физические тренировки в течение недели. Отказ от них грозит недопуском на выпускной бал. Упрямая Крис отказывается и лишается права посетить бал. Она посылает в школу своего отца, влиятельного адвоката, чтобы тот добился отмены наказания, но безуспешно. Тогда Крис решает отомстить Кэрри, которую винит в случившемся.
Сью Снелл, другая популярная ученица, чувствует вину за своё участие в травле. Она уговаривает своего парня Томми Росса пригласить на выпускной Кэрри вместо неё. Кэрри с недоверием, но всё же принимает приглашение и шьёт себе платье. Тем временем Крис подговаривает своего парня Билли Нолана достать два ведра свиной крови для осуществления плана мести.
Поначалу выпускной вечер складывается для Кэрри удачно. Томми ведёт себя как джентльмен, а его друзья приветливы. Сам Томми искренне симпатизирует Кэрри. Крис подтасовывает результаты выборов короля и королевы бала; Кэрри и Томми побеждают, но во время коронации Крис выливает на них свиную кровь. Одно из вёдер падает Томми на голову и убивает его. Вид Кэрри, облитой кровью, вызывает смех почти у всех присутствующих. Униженная, она выбегает из зала.
На улице Кэрри вспоминает о своих способностях и решает использовать их для мести. Она силой мысли блокирует все выходы из спортзала и включает систему пожаротушения. Затем она провоцирует пожар, который приводит к взрыву топливных баков школы. Все, кто был на балу, погибают. Охваченная гневом, Кэрри открывает пожарные гидранты, чтобы помешать тушению огня, и телепатически сообщает жителям Чемберлена, что это она устроила бойню.
Дома Маргарет решает, что в Кэрри вселился дьявол и её нужно убить. Она признаётся, что Кэрри была зачата в результате изнасилования, и наносит дочери удар ножом в плечо. Кэрри не нужно оружие для ответа: она останавливает сердце матери силой мысли. Затем она бежит к придорожному заведению, где, как она думала, произошло насилие над её матерью, и видит уезжающих Крис и Билли. Узнав о взрыве, Билли пытается сбить Кэрри машиной, но она перехватывает управление и направляет автомобиль в стену, убивая их обоих.
Сью Снелл, получив телепатические сообщения, находит истекающую кровью Кэрри на парковке. Кэрри сначала думает, что Сью и Томми её подставили, но, прочитав мысли девушки, понимает их невиновность. Перед смертью она прощает Сью. Умирая, Кэрри мысленно зовёт свою мать.
Город Чемберлен опустел. Немногие выжившие покидают его, и, несмотря на выделенные средства на восстановление, никто не хочет оставаться. Мисс Дежарден увольняется, виня себя в трагедии. Специальная комиссия приходит к выводу, что подобное не повторится. Однако в эпилоге одна женщина пишет сестре о своей маленькой дочери, унаследовавшей телекинетические способности от бабушки.
Список персонажей
Кэрри Уайт
Шестнадцатилетний подросток, изгой в школе из-за своей внешности и навязанных матерью религиозных убеждений. Она обнаруживает у себя телекинетические способности и использует их, чтобы отомстить своим обидчикам.
Рита Дежарден
Учительница физкультуры, которая проявляет сочувствие к Кэрри и пытается защитить её от нападок других девушек. Она относится к Кэрри с материнской заботой, но её попытка наказать обидчиц непреднамеренно лишь усугубляет ситуацию.
Маргарет Уайт
Религиозная фанатичка, мать Кэрри. Она верит, что способности дочери — это происки дьявола. Маргарет считает Кэрри воплощением зла и готова убить её, ставя свои убеждения выше жизни собственного ребёнка.
Томми Росс
Парень Сью и объект симпатии Кэрри. Он влюблён в Сью, но по её просьбе приглашает Кэрри на выпускной, чтобы загладить вину за жестокость сверстников. Узнав Кэрри ближе, он обнаруживает, что она не такая, как он думал, и испытывает к ней влечение. Томми погибает во время жестокого розыгрыша на балу.
Темы
Месть
Эта тема является центральной в романе и служит мотивом для большинства поступков Кэрри в финале. Изначально месть проявляется через Крис Харгенсен, которая решает наказать Кэрри после того, как учительница заступилась за неё. Крис организует жестокий розыгрыш на выпускном балу, но в итоге сама становится жертвой мести Кэрри.
Действия Крис приводят к её собственной гибели, иллюстрируя принцип возмездия. Тема мести достигает кульминации, когда Кэрри уничтожает своих одноклассников, устроив взрыв в школе. Однако убийство сотен людей не остаётся безнаказанным: Кэрри умирает от полученных ран, что подчёркивает идею о неизбежности последствий.
Религиозный фанатизм
В романе присутствуют многочисленные отсылки к радикальным христианским верованиям. Эта тема раскрывается через образ матери Кэрри, Маргарет. Она с детства внушает дочери, что та греховна и «другая» из-за своих способностей. Маргарет находится в глубоком внутреннем конфликте: она утверждает, что Кэрри была зачата в результате насилия со стороны мужа, но в то же время получала от этого греховное удовольствие.
Маргарет ищет утешения в церкви, которая становится для неё источником ответов. В конце концов, её убеждённость в греховности Кэрри приводит к попытке убийства дочери ради её «спасения». Ирония заключается в том, что убийство само по себе является тягчайшим грехом.
Существует множество аналитических работ, посвящённых роману Стивена Кинга «Кэрри» в свете религиозных образов и символизма имён героев. Значительная часть этих исследований рассматривает символику крови и связь между телекинетическими способностями Кэрри, проявившимися после первой менструации. Большинство сходится во мнении, что это история о подавленной девушке, чей переход к женственности оборачивается местью.
Однако есть и другая точка зрения. Вместо того чтобы фокусироваться на крови как таковой, стоит обратить внимание на ту, кто всегда оказывается рядом, используя её для насмешек над Кэрри. От дождя из тампонов в душевой до потоков свиной крови на выпускном — взросление Кэрри всегда сопровождает её главная мучительница, Крис Харгенсен. Именно Крис оказывается рядом, когда с Кэрри случается что-то плохое вдали от дома.
Мать Кэрри, конечно, тоже всегда рядом, шепча ей на ухо или крича в испуганное лицо, что её спящие силы — дело рук дьявола: “Ты порождение дьявола”. Это становится рефреном, который Кэрри слышит всю свою жизнь: “Это ты, отродье дьявола, ведьма, это ты делаешь”. Услышав это многократно, кто угодно начнёт в это верить, ведь мать не может желать дочери зла.
Мама не раз предупреждала свою дочь. Она говорила, что существует Нечто. Это Нечто было опасным, древним, невероятно злым. Оно могло лишить сил. “Смотри, — говорила мама. — Оно приходит ночью. Оно заставит тебя задуматься о том зле, которое творится на парковках и у дорог”.
Это описание на протяжении большей части книги не применимо к Кэрри Уайт. Кэрри не кажется опасной или злой. Ничто в ней не говорит о греховных деяниях, происходящих на задних сиденьях автомобилей. Кэрри невинна. Даже после инцидента в душевой она остаётся невинной. Её доброта становится ещё ярче на фоне того портрета, который рисует мать в своих истерических молитвах:
“Помоги этой грешной женщине, сидящей рядом со мной, увидеть грех её дней и путей. Покажи ей, что если бы она оставалась безгрешной, то Проклятие Крови никогда бы не пришло на неё. Возможно, она совершила грех похотливых мыслей. Возможно, она слушала рок-н-ролл по радио. Она могла быть искушена Антихристом”.
Разумеется, Кэрри была далека от тех грехов, в которых её обвиняла мать. Она никогда не была жертвой даже обычной подростковой похоти, не слушала громкую музыку и уж точно не была искушена Антихристом.
Однако её искушает Крис. Снова и снова. Именно ненависть и издевательства Крис становятся катализатором, который пробуждает способности Кэрри. Падение пепельницы и инцидент с ребёнком на велосипеде были лишь первыми проявлениями этой силы, но не менструация пробудила её. Крис Харгенсен, кажется, была рядом всегда, задолго до появления крови. Кэрри не могла и шагу ступить, чтобы не столкнуться с ней:
“Кошачий зов сначала исходил от Крис Харгенсен”.
“Крис Харгенсен позвонила после школы… и спросила её, знает ли она, что свиные какашки пишутся как C-A-R-R-I-E”.
“Ей это с рук не сойдёт! Я её поймаю! Посмотрим, если не поймаю!”
“Надо было взять эти тряпки и засунуть их ей в глотку”.
Крис Харгенсен жестока не только по отношению к Кэрри. Просто Кэрри оказалась самой слабой, и на неё обрушилась вся тяжесть зла, исходящего от Крис. Та настолько неспособна к раскаянию, что считает жертвой себя. Даже после того, как её влиятельный отец не смог вернуть ей право пойти на бал, Крис винит во всём Кэрри. Крис — это та самая грешница, о которой должна молиться мать Кэрри. Крис и есть то самое Нечто, от которого веет злом придорожных заведений. Именно она постоянно пытается сделать Кэрри слабой. Силы Кэрри пробуждаются из-за чудовищности Крис, и да, они используются во зло. Но Кэрри не является злом в этой истории. Она не монстр; она — просто Кэрри, добрая девушка.
- «Сестра Кэрри» Теодора Драйзера, краткое содержание
- Выставка графики художника Юрия Ващенко - иллюстрации к английским сказкам
- «Алису в стране чудес» представили на сцене Рязанского драмтеатра
- Раритетное издание «Алисы» 1865 года можно приобрести за несколько миллионов долларов
- Алиса заговорила на алтайском благодаря Кулеру Тепукову
- В репертуаре Новосибирской Музкомедии появился мюзикл о приключениях Алисы в стране чудес
Комментирование недоступно Почему?