«Кэрри» Стивена Кинга, краткое содержание читать ~13 мин.
Опубликованный в 1974 году роман Стивена Кинга «Кэрри» – это эпистолярный роман ужасов, в котором в форме собранных газетных вырезок, писем и дневниковых записей рассказывается о том, как издевающаяся над людьми Кэрри Уайт использует свои телекинетические способности, чтобы отомстить за свои издевательства. Это приводит к уничтожению городка Чемберлен, штат Мэн. Книга сразу же вызвала споры, в основном из-за своего эпистолярного формата, благодаря которому она казалась гораздо более реальной, чем если бы история была рассказана от третьего лица. Роман Кинга был запрещён в средних школах и по сей день остаётся одной из самых запрещённых книг в истории.
Книга стала четвёртым романом Кинга, но первым, который был опубликован. На самом деле роман задумывался как рассказ для журнала Cavalier, но Кинг и не мечтал, что его опубликуют; вскоре после написания романа у него начался писательский блок, и он закончил рукопись с помощью подсказки жены, считая, что написал одну из худших книг всех времён. Всё ещё работая учителем английского языка в Академии Хэмпдена и с трудом сводя концы с концами, он обнаружил, что аванс в 2500 долларов за книгу изменил его жизнь. Он смог оставить свою работу и стать писателем на полную ставку после того, как через год после публикации «Кэрри» разошлась миллионным тиражом.
Кинг задумывал «Кэрри» как аллегорию феминизма, в которой источником силы женщин была их сексуальность, а страх мужчин перед женщинами в значительной степени проистекал из власти, которую сексуальность имела над ними. Он рассматривал этот роман как историю взросления Кэрри Уайт, которая впервые узнала, на что она способна. За основу Кэрри он взял молодую девушку, которая, как он заметил, вела себя довольно необычно. Она явно была аутсайдером, над которой смеялись, что бы она ни говорила, носила или делала.
В 1976 году книга была адаптирована для большого экрана Лоуренсом Д. Коэном. Режиссёром фильма стал Брайан де Пальма, а в главной роли снялась Сисси Спейсек. И Спейсек, и исполнительница главной роли Пайпер Лори получили номинации на премию «Оскар» за свои роли, а сам фильм высоко ценится в жанре ужасов. Королевская шекспировская компания адаптировала книгу для сцены в 1988 году, а в 2012 году она была возрождена в качестве внебродвейского мюзикла, получив неожиданно положительные отзывы.
Сюжет
Маргарет Уайт – странная женщина с деспотичными, фанатичными религиозными убеждениями, которые она прививает своей дочери Кэрри. Сама Кэрри – нескладный подросток, не ладящий ни с матерью, ни с кем-либо ещё; над ней издеваются в школе, она часто становится объектом дразнилок и публичных насмешек в городке Чемберлен, штат Мэн, где она живёт. У Кэрри начались первые месячные во время принятия душа после урока физкультуры, и она в ужасе, потому что не понимает, что с ней происходит. Ее мать не хочет говорить ни о чем, что касается интимных частей человеческого тела, и поэтому Кэрри совершенно не знает о своём меняющемся теле и половом созревании.
Крис Харгенсен, богатая и чрезвычайно популярная девочка в её классе, заставляет своих одноклассников издеваться над Кэрри из-за этого инцидента. Они бросают в неё тампоны и полностью унижают её. Рита Дежардин, её учительница физкультуры, пытается объяснить ей, что происходит, пока она помогает ей убраться.
По дороге домой у Кэрри обнаруживается странная способность: она понимает, что может управлять предметами на расстоянии.
На следующий день в школе мисс Дежардин наказывает девочек, которые издеваются над Кэрри, недельным отлучением от школы. Если они не будут посещать занятия, их исключат из школы и не допустят на предстоящий бал, что и происходит с настырной Крис, когда она уходит. Крис посылает своего отца, одиозного и влиятельного адвоката, в школу, чтобы добиться восстановления её привилегий на выпускной, но ему это не удаётся, и Крис решает отомстить Кэрри, которую она считает виновной в своём наказании.
Сью Снелл также популярна в школе, но, в отличие от Крис, чувствует вину за то, как она обошлась с Кэрри, и уговаривает своего парня пригласить Кэрри на выпускной вместо неё. Кэрри насторожена, но все же принимает предложение и шьёт себе платье для выпускного. Крис тем временем уговаривает своего парня Билли найти два ведра свиной крови, чтобы она могла привести свой план мести в действие.
Поначалу впечатления Кэрри от выпускного вечера очень положительные. Томми ведёт себя очень по-джентльменски, а его друзья очень приветливо относятся к Кэрри. Томми, в свою очередь, искренне увлечён Кэрри. Крис подстраивает выборы короля и королевы бала; Кэрри и Томми побеждают в голосовании, но когда их коронуют, Крис, находясь за пределами бала, выливает им на головы кровь свиней. Она случайно роняет одно из вёдер, которое попадает Томми в голову и убивает его в считанные минуты. Вид Кэрри, облитой кровью, вызывает смех почти у всех присутствующих, но Кэрри настолько унижена, что убегает из здания.
На улице Кэрри вспоминает о своей новой способности и решает использовать её, чтобы отомстить своим обидчикам. Она герметично закрывает спортзал издалека и активирует спринклерную систему. Она также вызывает пожар, который воспламеняет топливные баки спортзала и взрывает школу. Все присутствующие на выпускном балу погибают. Кэрри настолько охвачена гневом, что открывает гидранты, находящиеся рядом со школой, чтобы их нельзя было использовать для тушения пожара. Она также телепатически сообщает всем в Чемберлене, что это она устроила эту бойню.
Дома Маргарет верит, что в Кэрри вселился сам дьявол и что она должна убить её, чтобы спасти. Сначала она говорит Кэрри, что та была зачата в результате изнасилования. Она ударяет Кэрри кухонным ножом в плечо, но Кэрри не нужно оружие, чтобы отомстить; она останавливает сердце Маргарет, используя только свой разум, и убивает её. Затем она бежит к дому у дороги, где, по её мнению, произошло изнасилование её матери, и видит, что Крис и Билли уходят. Один из друзей Билли рассказал им о взрыве в школе, и поэтому, когда Билли видит Кэрри, он пытается сбить её на машине. Кэрри телекинетически завладевает машиной и врезается в стену дорожного дома, мгновенно убивая Крис и Билли.
Сью Снелл получает телепатические сообщения Кэрри и находит Кэрри истекающей кровью на парковке. Кэрри считает, что Сью и Томми подставили её, но потом понимает, что ни тот, ни другой не имеют никакого отношения к розыгрышу. Перед смертью она прощает Сью. Она оплакивает свою мать, когда та умирает.
Город Чемберлен опустел. Выжившие после ночного побоища планируют переехать в другое место, и хотя государство выделяет деньги на проект восстановления, никто не хочет оставаться. Г-жа Дежарден винит себя в случившемся и уходит со своего поста. Комиссия проводит расследование и приходит к выводу, что другой Кэрри Уайт никогда не будет; в это время одна женщина пишет своей сестре о телекинетических способностях своей маленькой дочери и считает, что она унаследовала их от своей бабушки.
Список персонажей
Кэрри Уайт
Кэрри – 16-летний подросток, неудачница, над которой издеваются в школе за её внешность и религиозные убеждения. Известно, что она обладает особыми способностями, в основном телекинезом. Она использует эти новообретённые способности, чтобы отомстить своим одноклассникам.
Рита Дежарден
Школьная учительница физкультуры Кэрри, которая пожалела Кэрри и попыталась защитить её от действий других девочек. Она играет материнскую роль по отношению к Кэрри и пытается заботиться о ней, наказывая других девочек, которые издевались над ней, но это непроизвольно только ухудшает ситуацию для Кэрри.
Маргарет Уайт
Преданно религиозная мать Кэрри, которая верит, что Кэрри обладает своими способностями из-за того, что в неё вселился дьявол. Она считает, что Кэрри – зло и должна быть убита, не считаясь с жизнью собственной дочери из-за своих фанатичных убеждений.
Томми Росс
Томми – парень Сью и любовный интерес Кэрри по мере развития событий в книге. Он влюблён в Сью, но по её настоянию приглашает Кэрри на выпускной бал, чтобы загладить вину за жестокие поступки их сверстников по отношению к ней. Узнав её поближе, он понимает, что она совсем не такая, как он ожидал, и обнаруживает, что испытывает к ней влечение. Однако он умирает от ран, полученных в результате розыгрыша Кэрри на выпускном вечере.
Темы
Месть
Эта тема ярко выражена и повторяется на протяжении всего романа и служит основой для большинства действий Кэрри к концу книги. Вначале месть проявляется через Крис Харгенсен, популярную мучительницу Кэрри, когда Рита, учительница физкультуры, за унижение Кэрри в связи с началом месячных наказывает Крис.
Крис пытается отомстить, наняв своего парня, Билли, чтобы разыграть Кэрри во время выпускного бала. Однако это приводит к тому, что она погибает от руки Кэрри. Здесь передаётся мысль: «око за око, зуб за зуб» – её действия в конечном итоге привели к её собственной гибели. Месть также можно увидеть, когда Кэрри убивает массу своих сверстников, устроив взрыв на выпускном вечере.
Конечно, убийство сотен студентов не может остаться без последствий, и Кэрри в итоге умирает от собственных ран, подтверждая тем самым универсальную концепцию кармы.
Религиозные верования
В романе много аллюзий на строгие христианские убеждения. Эта тема в основном представлена через мать Кэрриер, Маргарет, которая с самого раннего возраста вбивает себе в голову, что Кэрри по своей природе злая и «другая», поскольку у неё есть способности.
Очевидно, что Маргарет находится в глубоком противоречии со своей верой, возмущаясь рождением Кэрри из-за того, что оно было спровоцировано супружеским изнасилованием её покойным мужем, но в то же время наслаждаясь изнасилованием.
Маргарет находится в противоречии со своей личностью и поэтому находит в церкви место утешения, куда она обращается за советом. В конце концов, сильные убеждения Маргарет в том, что Кэрри – зло, приводят к тому, что она пытается убить Кэрри с целью спасти её от греха – ирония здесь в том, что убийство человека само по себе является грехом.
Учитывая миллионы слов, посвящённых анализу романа Стивена Кинга «Кэрри» в свете обилия религиозных образов и, казалось бы, маловероятного совпадения имён главных героев, удивительно, как редко можно встретить интерпретацию, которая практически напрашивается. Довольно большой процент этих миллионов слов анализа посвящён символизму крови на протяжении всего романа и связи между телекинетическими способностями Кэрри Уайт, проявившимися вскоре после первой менструации. Все сходятся на том, что эта история о подавленной девушке, которая расцветает в женское начало с местью.
Однако есть и другая интересная точка зрения. Вместо того чтобы фокусироваться на крови как таковой, подумайте о том, кто всегда присутствует вместе с кровью, используя её, чтобы насмехаться над бедной Кэрри. От дождя тампонов в душевой раздевалки до дождя свиной крови на выпускном вечере, расцвет зрелости Кэрри всегда сопровождается её мучительным заклятием – Кристин Харгенсен. Кристина всегда оказывается рядом, когда с Кэрри случается что-то плохое, когда она вдали от дома.
Мать Кэрри, конечно, тоже рядом, всегда шепчет ей на ухо (или кричит в её испуганное лицо), напоминая, что силы, которые в основном дремлют и в основном не используются, – дело рук её отца: “Ты порождение дьявола”. Это становится мотивом, повторяющимся рефреном, который Кэррис слышит на протяжении всей своей жизни: “Это ты, отродье дьявола, ведьма, порождение дьявола, это ты делаешь это”. И после того, как она слышит одно и то же снова и снова, кто бы не начал в это верить. В конце концов, матери не любят своих дочерей.
Мама Кэрри тоже не раз предупреждала свою дочь. Мама говорила ей, что есть Нечто. Это Нечто было опасным, древним, невероятно злым. Оно может сделать тебя немощной. Смотри, говорила мама. Оно приходит ночью. Оно заставит тебя задуматься о том зле, которое творится на парковках и у дорог.
Единственное, к чему это описание не применимо на протяжении большей части книги – это… Кэрри Уайт. Кэрри не кажется опасной или невероятно злой. Ничто в Кэрри не кричит о махинациях, происходящих на задних сиденьях и в туалетах дорожных домов. Кэрри – невинная. Даже после того, как в раздевалке появляется кровь, Кэрри остаётся невинной. Она добрая, и её доброта становится ещё более яркой благодаря портрету Кэрри, который рисует её мать в своих истерических молитвах:
“Помоги этой грешной женщине, сидящей рядом со мной, увидеть грех её дней и путей. Покажи ей, что если бы она оставалась безгрешной, то Проклятие Крови никогда бы не пришло на неё. Возможно, она совершила грех похотливых мыслей. Возможно, она слушала рок-н-ролл по радио. Она могла быть искушена Антихристом”.
Конечно, само собой разумеется, что, проверяя список грехов, ручка Кэрри могла поставить крестик напротив «Ничего из перечисленного». Кэрри никогда не становилась жертвой даже обычной подростковой похоти. Она никогда не прибавляла громкость, когда Ramones звучали из динамиков радио. Ее даже не искушал Антихрист.
Однако Крис искушает её. Снова и снова. Именно ненавистные издевательства Крис становятся основным фактором, который выводит способности Кэрри на поверхность. Пепельница на столе директора и ребёнок на велосипеде проявляются как объекты этой силы, но не менструация выводит её на поверхность. Крис Харгенсен всегда кажется там; кажется, что она всегда была там. Задолго до появления крови. Кэрри не может повернуться, чтобы не наткнуться на Крис:
“Кошачий призыв сначала исходил от Крис Харгенсен”.
“Крис Харгенсен позвонила после школы из фруктовой компании Келли в центре города и спросила её, знает ли она, что свиные какашки пишутся как C-A-R-R-I-E”.
“Ей это с рук не сойдёт! Я её поймаю! Посмотрим, если не поймаю!”
“Надо было взять эти тряпки и засунуть их ей в глотку”.
Крис Харгенсен плохо относится не только к Кэрри. Кэрри просто оказалась самой слабой, поэтому на её плечи ложится вся тяжесть зла, которое исходит от Крис. Крис настолько не способна искупить свою вину, что считает себя жертвой. Даже после того, как её влиятельный отец пытается использовать своё влияние, чтобы исправить вред, нанесённый Крис, и вернуться на бал, Крис считает себя жертвой Кэрри. Крис – это не просто зло. Крис – та самая грешница, за которую должна молиться мама Кэрри. Крис – это Нечто Непостижимо Злое, от которого воняет автостоянками и дорожными домами, и которое не только обладает силой сделать Кэрри слабой, но и постоянно пытается использовать эту силу. Силы Кэрри выходят на поверхность именно потому, что Крис так чудовищна, и да, эти силы созданы для злых целей. Но Кэрри не является злом в этой истории. Кэрри – не монстр; она – Кэрри, добрая христианская девочка.
- «Сестра Кэрри» Теодора Драйзера, краткое содержание
- Выставка графики художника Юрия Ващенко - иллюстрации к английским сказкам
- «Алису в стране чудес» представили на сцене Рязанского драмтеатра
- Раритетное издание «Алисы» 1865 года можно приобрести за несколько миллионов долларов
- Алиса заговорила на алтайском благодаря Кулеру Тепукову
- В репертуаре Новосибирской Музкомедии появился мюзикл о приключениях Алисы в стране чудес
- «Алиса в Стране чудес» в галерее «Altmans Gallery»
- «Зелёная миля» Стивена Кинга, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?