«Письмо» Сомерсета Моэма, краткое содержание читать ~6 мин.
«Письмо» – это короткий рассказ, опубликованный в 1926 году в составе сборника Сомерсета Моэма «Дерево Казуарина». Как и многие другие рассказы Моэма, эта вымышленная история была навеяна событием из жизни. Моэм узнал подробности убийства, ставшего основой для «Письма», из статьи в сингапурской газете, опубликованной в апреле 1911 года. Позволив реальности расти в своём воображении в течение следующих пятнадцати лет или около того, Моэм создал одно из своих самых часто адаптируемых литературных произведений.
В 1925 году в лондонском театре «Плейхаус» состоялась премьера драматической пьесы, основанной на этом рассказе, которая шла 338 представлений. Первая киноверсия по рассказу Моэма появилась в 1929 году. Самая известная экранизация появилась одиннадцать лет спустя и получила семь номинаций на премию «Оскар», включая одну для Бетт Дэвис как лучшей актрисы. Высоко оценённый телевизионный фильм 1982 года получил три премии «Эмми».
Сюжет
В рассказе «Письмо» речь идёт о паре: Лесли и Роберте. Пока Роберт был в командировке, Лесли убила мужчину, утверждая, что это была самооборона, так как мужчина пытался её изнасиловать. Роберт нанимает адвоката, чтобы доказать невиновность своей жены.
Тем временем они натыкаются на инкриминирующее письмо, в честь которого и был назван рассказ. Из-за этого письма супруги оказываются вовлечены в схему шантажа, организованную клерком и вдовой погибшего мужчины.
Список персонажей
Лесли Кросби
Жена владельца каучуковой плантации Роберта Кросби. Лесли находится под судом за то, что всадила шесть пуль в хорошо сложенное тело красавца Джеффри Хэммонда, управляющего соседней плантацией и дружеского знакомого Кросби. Лесли утверждает, что защищалась от изнасилования. У её адвоката есть определённые вопросы.
Роберт Кросби
По словам Лесли, Хаммонд был у неё дома в ту роковую ночь только для того, чтобы обсудить пистолет, который она хотела приобрести к предстоящему дню рождения Роберта. По словам его жены, Роберт знал все о романе между ней и Хаммондом.
Джеффри Хэммонд
Высокий, симпатичный, спортивный, у него роман с Лесли. Он доводит дело до конца, за что Лесли делает шесть выстрелов в его тело. Ее адвоката особенно беспокоит тот факт, что если два выстрела указывают на расстояние, то остальные четыре были сделаны с близкого расстояния. Как будто последние мгновения жизни Хэммонда прошли, когда Лесли стояла над ним и злобно разряжала свой пистолет. Или, возможно, как будто Хэммонд был уже мёртв, а она только разрядила пистолет.
Мистер Джойс
Близкий друг Кросби и адвокат Лесли. Хотя он считает свою клиентку невиновной, поскольку она оправдывается тем, что стреляла в потенциального насильника, его беспокоит способ, которым Хэммонд был застрелен. Это беспокойство ещё больше усиливается, когда его секретарь сообщает ему о существовании инкриминирующего письма.
Онг Чи Сенг
Китайский клерк Джойса сообщает своему начальнику, что у некой китаянки хранится письмо, написанное в день стрельбы Лесли Хэммонду, в котором она сообщает, что её мужа не будет дома, и он должен зайти к ней вечером. Женщина, у которой находится письмо, также оказывается любовницей Хэммонда, ради которой он сильно перекинулся на колониальную Лесли.
Темы
Потеря контроля под воздействием стресса
Сомерсет Моэм был мастером показать, как сильный стресс может заставить даже самого жёсткого британца дрожать, как Сан-Франциско после землетрясения. Лесли Кросби пользуется репутацией непоколебимого человека или его видимости. Ее лицо напряжено, чтобы показать как можно меньше эмоциональной неуверенности, но стресс, вызванный обстоятельствами убийства и супружеской измены, оказывается слишком сильным. С одной стороны, «Письмом» можно наслаждаться просто как мастерским портретом контроля, расходящегося по швам и разрывающегося сверх всяких ожиданий в вулканическую ярость.
Губительная стойкость колониализма
Письмо, которое даёт название рассказу, является важным сюжетным моментом именно потому, что оно раскрывает всю степень унижения Лесли Кросби от рук её мужа. Как и любая жена, она опустошена предательством мужа, нашедшего утешение в объятиях другой женщины. Однако то, что заставляет её переступить через край кипящего агента и оказаться в тисках убийственного безумия, – это открытие, что другая женщина – китаянка.
Стресс от жизни в британском колониальном Сингапуре в качестве настоящей британской женщины начинает рушиться под невыносимым весом того, что её муж фактически выбрал одну из местных жительниц в качестве своей любовницы. Почему это должно быть хуже, чем то, что её муж спит с белой женщиной? Потому что сама система британского империализма по определению сумела убедить поколения таких граждан, как миссис Кросби, в неотъемлемом превосходстве, которое должно существовать между теми, кто завоёвывает, и теми, кого завоевывают.
Основано на правдивой истории
Сомерсет Моэм сделал карьеру на том, что распознал хорошую историю, когда услышал её. Как и многие другие рассказы, которыми он прославился, «Письмо» едва ли можно назвать вымыслом. Моэм – безоговорочный мастер тонко замаскированной беллетризации подлинных событий. Читая сингапурскую газету, вышедшую 23 апреля 1911 года, он увлёкся историей о том, как жена директора школы в Куала-Лумпуре застрелила на крыльце своего дома управляющего шахтой, утверждая, что тот пытался напасть на неё, пока мужа не было дома.
Это неполное и недостоверное повествование, оказывается, имеет очень много общего с историей, которую Моэм рассказывает в «Письме». На самом деле, лишь с небольшими изменениями, перенесёнными на каучуковую плантацию в Сингапуре, детали факта и вымысла удаётся соединить почти без труда. И все же нельзя отрицать, что в характеристиках и в элегантном использовании прозы для того, чтобы избавить грязную историю от её бульварного налёта, «Письмо» также, несомненно, больше Сомерсет Моэм, чем Singapore Daily News.
История Моэма начинается с того, что Лесли убивает Хэммонда, а заканчивается тем, что она уничтожает своего мужа Роберта. Характер Лесли противоречив. Она плетёт кружева и держит при себе пистолет для защиты. Она может очаровать почти любого, кроме Джойс, которая, кажется, представляет собой мост между ней и её судьбой. Из этого путешествия мы узнаем, что Лесли способна манипулировать всеми, чтобы обрести свободу. Джойс сам манипулирует ею, чтобы помочь ей скрыть письмо, из-за которого её могут посадить или даже повесить.
Джойс считает, что защищает своего друга, но на самом деле он его убивает, не говоря ему всей правды. Тем самым разрушается фантастический брак Роберта, а вместе с ним и сбережения всей его жизни и возможность иметь работу мечты, работая на себя. Прекрасная тропическая жизнь, в которой живут эти герои, теперь превращается в преследующую их тюрьму. Роберт и Лесли будут продолжать жить в бунгало, где Лесли убила своего любовника и разрушила их будущее.
Моэм создаёт мир, который мы можем представить себе на долгие годы вперёд, поскольку счастье этой пары было разрушено. Мы понимаем, что настоящая дружба – это не утаивание правды от кого-то, чтобы защитить своё сердце или потому, что это «мудрое» решение для всех. Мудрость Джойса превращается в холодную сталь, когда он узнает, что его 10 000 долларов рискуют быть выброшенными на ветер за покупку письма. Он немедленно рассказывает Роберту о случившемся. Таким образом, нет такой цены, которая могла бы затмить правду, а настоящая любовь – это не отсутствие боли, а наличие доверия.
- «Письмо моей дочери» Майи Анжелоу, краткое содержание
- «Письмо великой княгине Кристине» Галилео Галилея, краткое содержание
- «Такое длинное письмо» Мариамы Ба, краткое содержание
- «Письма» художников советского андеграунда к современности
- В Театре на Литейном спектаклем «Роман в письмах» открывают Камерную сцену
- Премьера спектакля «Письма из пепла», поставленного Андреем Смолко в Большом театре кукол
- Обнаружен тайник с письмами Марка Твена
- В сети появились письма братьев Гримм
Комментирование недоступно Почему?