«Кибериада» Станислава Лема, краткое содержание читать ~10 мин.
«Кибериада: басни для кибернетической эпохи» – это сборник научно-фантастических рассказов Станислава Лема, польского автора, который написал их в 60-е годы.
Что касается научно-фантастического аспекта рассказов, то большинство из них – о робототехнике и искусственном интеллекте, что может быть связано с их успехом в этот период времени, особенно в такой стране, как Польша, которая находилась так близко к России во время холодной войны и была захвачена немецкими войсками всего пару десятилетий назад.
Истории в основном вращаются вокруг двух богоподобных инженеров, называемых создателями, по имени Трурль и Клапауциус. В рассказах обсуждаются политические вопросы, философские проблемы, такие как жизнь, смерть и смысл, а также другие косвенные вопросы, такие как романтика и повседневная жизнь. Рассказы ценятся за их проницательные диалоги и чувство юмора.
Этот обзор построен на оригинальном произведении Лема, названия рассказов и локализованные имена персонажей в различных русских переводах могут отличаться.
Сюжеты некоторых рассказов
Как был спасён мир
Трурль, робот-конструктор будущего, создаёт машину, способную создавать все, что начинается на букву «n», при условии, что язык – английский. Его коллега Клапауциус (эти два персонажа повторяются на протяжении всего сборника) испытывает машину, попросив её «ничего не делать», после чего машина начинает создавать ничто, удаляя все, что когда-либо было. Машину удаётся остановить, но только после того, как она удалит многое из того, что никогда не сможет быть заменено.
Машина Трурля
Трурль строит восьмиэтажную мыслительную машину и начинает с вопроса, сколько будет дважды два. Потратив гораздо больше времени, чем ожидалось, машина наконец извергает свой ответ: «СЕМЬ!». Клапауциус утверждает, что Трурль построил не просто глупую машину, а упрямо глупую машину. Разочарованный и нетерпеливый Трурль начинает пинать машину, машина приходит в ярость и начинает бунтовать против своего создателя, в итоге пытаясь убить двух конструкторов.
Хорошая порка
Трурль пытается одурачить Клапауциуса, убедив его, что это «копия Трурля», созданная машиной, способной исполнить любое желание. Другой конструктор запирает «копию» в своём подвале и начинает издеваться над ней, утверждая, что имеет на это право, поскольку это всего лишь копия, а не настоящий Трурль. Наконец ему удаётся сбежать, и он начинает объяснять, как ему пришлось уничтожить «копию», потому что она опорочила Клапауциуса.
Сказка о трёх сказочных машинах короля Гения
Трурль выполняет просьбу короля создать идеального советника, но отвергает его предложение о сотнях тысяч своих подданных в качестве вознаграждения, предпочитая золото, на что король нехотя соглашается.
Когда позже король пытается отказаться от сделки и обмануть Трурля, конструктор пытается преподать ему урок, играя на склонности короля к параноидальной подозрительности, заманивая его в кроличью нору в поисках расшифровки секретного послания, которого не существует. Привлечение известного эксперта по расшифровке секретных записей приводит к пыткам многих граждан в результате совершенно случайного элемента в послании, который король считает закодированным.
Принц Феррикс и принцесса Кристалл
Пародия на эту сказку начинается с тропа: дочь робота-короля – самая прекрасная в стране и, похоже, предназначена для брака с принцем Ферриксом. Разумеется, возникает типичный конфликт: Принцесса Кристал влюбилась в другого. Другая раса, то есть.
Принцесса решила выйти замуж за представителя мифической расы, которую никогда не видели и которая существует только в виде возможности. Роботы называют их «бледнолицыми», но вы можете знать их лучше как человека, который смотрит на вас из зеркала. Чтобы примирить конфликт, Феррикс переодевается в человека, но как раз в момент свадьбы возвращается посланец, отправленный в космос на поиски бледнолицего, и когда человек стоит рядом с неубедительным маскарадом Феррикса, принцессе становится ясно, «насколько отвратителен бледнолицый», и они с Ферриксом живут долго и счастливо.
Как совершенство Трурля привело к беде
Чтобы отвлечь злого короля от его деспотических наклонностей по отношению к своим гражданам, Трурль создаёт микрокосмическое королевство, полностью заключённое в коробке с игрушечными гражданами, которые проявляют его жестокость. Клапауциус открывает философский ужас этого решения своему забывчивому коллеге-конструктору: поскольку творения в коробке являются точными копиями настоящих подданных, они метафизически одинаковы, и поэтому то, что Трурль создал с помощью своей коробки, есть не что иное, как вечное адское существование в страданиях и муках для всех них.
История заканчивается неожиданным поворотом: когда Трурль возвращается, чтобы попытаться исправить свою ошибку, он узнает, что обитатели шкатулки сбежали сами, да ещё и изгнали жестокого короля.
Список персонажей
Трурль
Он – инженер, создающий высокофункциональных роботов-андроидов. Он создаёт так много андроидов, что практически теряет счёт. Один из них называется «Демон второго рода», который может собирать информацию непосредственно из движения частиц газа в воздухе. Он также создаёт Электрибалта, который становится поэтом и позже пишет поэму о женщине по имени Кибериада. Трурль – лучший друг Клапауциуса, и они вместе путешествуют по планетам, помогая людям по своему усмотрению в обмен на вознаграждение. Он человек с коротким нравом. Игра в бога так действует.
Клапауциус
Как и Трурль, Клапауциус – инженер, проектирующий и создающий роботов. Он работает вместе с Трурлем, но также является его соперником. Его собственные изобретения часто подталкивают Трурля к инновациям и большим рискам. Вместе они манипулируют силами времени и пространства в своих изобретениях. В какой-то момент они переставляют звезды, чтобы прорекламировать своё последнее достижение на всю Вселенную.
Электырбалт
Это андроид, который стал прекрасным поэтом. Все его рассказы меланхоличны и описывают его сильное желание быть полностью человеком. Хотя его тело может быть другим, его разум и душа, похоже, мучаются теми же вопросами одиночества, недостаточности и страха, что и все люди.
Принц Феррикс
Этот робот влюбляется в принцессу-робота в своём королевстве. К несчастью для него, она проводит своё время, мечтая о том, как однажды найдёт настоящих людей. Она влюблена в концепцию человеческой расы. Пытаясь обманом заставить её полюбить его, Феррикс покрывает себя бледной грязью, чтобы заставить её поверить, что у него человеческая кожа, о которой она мечтала. Когда в качестве раба к королю прибывает настоящий человек, принцесса быстро понимает, что общая слабость этого человека нежелательна. Она устраивает поединок между Ферриксом и человеком, чтобы определить, за кого она выйдет замуж. Когда Феррикс ранен, его внутренняя механика открывается всей толпе, и это зрелище настолько прекрасно для принцессы, что она соглашается выйти за него замуж прямо там.
Демон Максвелла
Это существо было впервые теоретизировано Джеймсом Клерком Максвеллом в 1867 году. Это существо может управлять движением молекул газа, позволяя только быстрым молекулам проходить во вторую камеру. В результате камера, заполненная медленными молекулами, становится более холодной, а противоположная – более тёплой. В конечном итоге этот процесс приводит к уменьшению энтропии. Вся теория противоречит Второму закону термодинамики. Трурль строит одного из таких роботов и дарит его пирату в одной истории.
Темы
Человеческая жизнь имеет смысл до тех пор, пока она интересна и увлекательна.
В рассказах любая серьёзная попытка создать Утопию или совершенную систему исходит от роботов, что неудивительно, но на самом деле, когда люди проверяют это место, то есть HPLD, они обнаруживают, что в основном это очень убого и скучно. А истребление драконов для получения девиц? Может быть, это и имеет смысл, но, как показывают роботы, это довольно заезженно. Поэтому по сюжету люди решают разделить разницу, извлекая максимум пользы из каждого момента и стараясь не скучать.
Романтика как основа смысла, но только в определённом смысле.
Заставляя роботов разыгрывать наши мифические истории о рыцарях, спасающих девиц от драконов, авторы подтверждают, что смысл жизни, по сути, заключается в том, чтобы побеждать трудные ситуации и наслаждаться добычей. Но это недостаточный ответ или, по крайней мере, лишь частичный ответ. Истинный смысл заключается в мысленных экспериментах и попытках юмора.
Люди и роботы как своего рода мифические отношения
Одна из самых забавных особенностей этой подборки заключается в том, что роботы рассматриваются как нечто меньшее, чем люди. Люди обладают чудесными способностями создавать новые жизни роботов и совершать чудесные исцеления, так что для роботов они, по сути, как боги. Хотя, учитывая нынешнее положение искусственного интеллекта, эти образы могут показаться не совсем точными, но они также не имели особого смысла, когда были написаны, в разгар холодной войны в Польше. Таким образом, тематический смысл заключается в том, что роботы не боги – если уж на то пошло, мы подобны богам, и мы ответственны за то, что происходит.
Ценность неизвестного
Тот факт, что эти истории вообще существуют, свидетельствует о способности автора потакать фантазиям и задавать вопросы «А что если?». Поэтому неудивительно, что эта тема проходит через все рассказы в глубоком смысле. Каждый рассказ представляет читателю тысячу предположений о природе реальности. Это своего рода поп-философия, где на вершину выплывают самые занимательные или самые новые идеи.
Порядок вселенной и цепь бытия
Хотя этот вариант, возможно, не столь очевиден, он все же очень явный. Посмотрите на структуру вселенной роботов. Это феодальная иерархия, как и у людей, с кастами и ролями, как и у людей. Подтверждая эту тенденцию к самоорганизации, автор подтверждает структуру цепи бытия, которая является древней темой и важным аспектом любой мифической литературы. А поскольку роман основан на создании научно-фантастической вселенной, он является мифическим. Это общая черта фантастических миров.
«Кибериада» – это научная фантастика, что означает, что истории будут носить спекулятивный характер. Автор может стать писателем-фантастом, если он задаёт много вопросов «Что если?», поэтому, чтобы раскрыть смысл этого юмористического сборника рассказов, это отличное место для начала. И в данном случае вопрос «Что если?», на котором строится большая часть рассуждений в этом произведении, звучит так: «Что если наука не ответит на наши вопросы о смысле человеческих страданий?». В этом, кстати, нет ничего необычного – большинство легкомысленных научно-фантастических произведений затрагивают широкие философские вопросы.
Это может показаться заезженным, но взгляните внимательнее на центральную иронию сюжетной структуры. Вместо того чтобы преодолеть наши глупые животные повадки, роботы просто выполняют те же ритуалы, что и мы. Они облачаются в доспехи и сражаются с драконами, чтобы спасти девиц от опасности. Это та же смысловая система, которую люди использовали на протяжении веков, поэтому важной особенностью текста является то, что он как бы подтверждает мифологические взгляды Джозефа Кэмпбелла, который утверждал, что мифы следуют одному и тому же основному формату.
Мгновенно роботы перенимают наши представления о значении. Другими словами, фундаментальный ответ на вопрос о смысле жизни и существовании Бога может быть таким: Ну, в принципе, это как если бы мы были роботами, а Бог – всемогущим инженером. Это наглядно показано на примере двух создателей, Трурля и Клапауциуса.
Другим значимым аспектом историй является их отношение к Утопии. Дискуссия о совершенной цивилизации началась с «Республики» Платона и продолжается с тех пор. Это легкомысленная версия той же дискуссии, и комментарий, представленный в рассказах, в основном сводится к тому, что общество идеального порядка было бы отстойным.
- Кому стоит записаться на обучение в Школу Шопинга Татьяны Тимофеевой
- «Побег из библиотеки мистера Лемончелло» Криса Грабенштейна, краткое содержание
- «Пятьдесят слов для дождя» Аши Лемми, краткое содержание
- «Шаровая молния» Яна Флеминга, краткое содержание
- «На секретной службе Её Величества» Яна Флеминга, краткое содержание
- «Доктор Ноу» Яна Флеминга, краткое содержание
- «Из России с любовью» Яна Флеминга, краткое содержание
- Проблема понимания современного творчества
Комментирование недоступно Почему?