«Возвращение Шерлока Холмса», краткое содержание читать ~18 мин.
«Возвращение Шерлока Холмса» почти в буквальном смысле начинается с того, что на доктора Джона Ватсона практически нападает “пожилой, деформированный человек… с острым, обветренным лицом, выглядывающим из рамы белых волос”. В любой другой истории его постоянный спутник, наставник и корм для его литературных амбиций бросил бы на старика пятисекундный взгляд и продолжил бы излагать почти всю историю своей жизни.
К тому времени, когда происходит эта странная встреча между Ватсоном и старым криворуким библиофилом, описанная в открывающем сборник рассказе «Пустой дом», прошло три года с тех пор, как Шерлок Холмс упал насмерть с высоты Рейхенбахского водопада, запершись в смертельном объятии со своим заклятым врагом профессором Мориарти на протяжении всего пути вниз к своей гибели.
В самом начале «Пустого дома» Джон Ватсон показывает, что он по-прежнему активно вовлечён в мировую криминологию, о чем свидетельствует его глубокое расстройство по поводу улик, связанных с убийством достопочтенного Рональда Адэра; убийство, которое приковало внимание Лондона примерно на том же уровне, на котором Америка была поглощена процессом над О. Джей Симпсоном.
Независимое расследование Ватсоном, как Шерлоком, казалось бы, невозможных обстоятельств убийства со стрельбой, в котором никто из тех, кто должен был слышать выстрелы, не сообщил об этом, и в котором оружие, которое должно было быть обнаружено, не было найдено, приводит к тому, что Ватсон пересекается с надоедливой старухой.
Ватсон – военный врач, имеющий опыт проведения операций на фронте, – в первый и последний раз в своей жизни, когда простое действие – повернуться к старику спиной на несколько мгновений – позволяет старику наконец открыть себя как давно потерянного и предполагаемого соседа Ватсона по комнате на Бейкер-стрит, 221Б. Таким образом, «Пустой дом» начинает серию рассказов, которые в буквальном смысле рассказывают историю возвращения Шерлока Холмса… из могилы. (Ну, последняя часть, возможно, не столь буквальна).
Воскрешение Шерлока Холмса в его маскараде горбатого пенсионера в «Пустом доме» напрямую связано с его переодеванием в рамках плана по заманиванию в ловушку «Чарльза Огастуса Милвертона» в одном из более поздних сборников. Любовь Холмса придать немного театральности своему обычно холодному расчётливому лицу в довольно жестокой манере, в которой он раскрывает свой статус среди живых, будет незабываемо воскрешена в знаменитой сцене, в которой он обманом заставляет убийцу разоблачить себя в «Норвудском строителе».
Что касается «Возвращения Шерлока Холмса» профессора и Мэри Энн («и остальных»…), то этот сборник, по общему мнению, включает в себя одни из лучших рассказов во всём каноне Холмса. В статье под интригующим названием «Статистический анализ рассказов о Шерлоке Холмсе» три рассказа получили пять звёзд, а пять – четыре звезды, но, увы, следует признать, что три рассказа из «Возвращения Шерлока Холмса» заслуживают всего одной звезды. (Что кажется излишне грубым по отношению к «Золотому пенсне», которое, возможно, больше страдает как загадка, но гораздо лучше в плане поддержания интереса, чем 4-звездочное «Приключение в школе Приората». Даже собственный выбор Артура Конан Дойла двенадцати любимых рассказов о его самом знаменитом литературном творении отражает качество этого сборника, поскольку четыре рассказа из этого тома смогли попасть в его любимую дюжину.
Хотя «Возвращение Шерлока Холмса» знаменует собой окончательный момент, когда влияние Шерлока Холмса на читающую публику явно превзошло способность его создателя контролировать его, Дойл, тем не менее, вновь пытается осуществить во «Втором пятне» то, что, как показала публикация «Пустого дома», ему не удалось сделать с «Последним делом». А именно: избавить Шерлока от себя, чтобы у него появилось время для изучения других направлений своего творчества. «Второе пятно» начинается буквально с того, что доктор Ватсон сообщает читателю, что это последнее дело Шерлока, которое он когда-либо опубликует, потому что Холмс теперь живёт на пенсии в Сассекс Даунс, где он занимается пчёлами, а не изучает повадки людей. Учитывая, что за этим последовали ещё два сборника рассказов, снова первоначально опубликованных в журнале «Стрэнд», кажется достаточно очевидным, что Шерлок Холмс продолжит возвращаться, несмотря на все усилия автора удержать его на ферме.
Этот обзор составлен на основе оригинального произведения Конан Дойла, названия рассказов в разных переводах могут отличаться.
Пустой дом
Шерлок Холмс возвращается из мёртвых! Тремя годами ранее доктор Ватсон увидел улики, свидетельствующие о том, что Шерлок и профессор Мориарти разбились насмерть с вершины Рейхенбахского водопада. Однажды в его медицинском кабинете появляется старый торговец книгами, доктор Ватсон на несколько секунд отворачивается, а когда снова оборачивается, там уже стоит его старый друг. Пустой дом через дорогу от дома 221Б на Бейкер-стрит кажется идеальным местом, откуда Мориарти может отомстить за своё настоящее место в могиле. Пока Ватсон и Холмс не остановят его лейтенанта Себастьяна Морана.
Подрядчик из Норвуда
В фантазии о мести старик инсценирует свою смерть, чтобы свалить её на сына женщины, которая отвергла его много десятилетий назад. Немного покопавшись в углях от пожара и финансовых отчётах «мертвеца», Шерлок вскоре начинает кричать о пожаре в переполненном доме.
Пляшущие человечки
Молодая женщина из Чикаго близка к смерти, став жертвой выстрела из пистолета. Ее пожилой муж мёртв. Единственной уликой являются закодированные сообщения в виде необычных рисунков на палочках, которые, похоже, танцуют, оставленные тайком в загородном поместье мужчины. Холмс разгадал код, но сможет ли он помешать жестокому чикагскому преступнику забрать то, что, по его мнению, принадлежит ему по праву?
Одинокая велосипедистка
Почему угрожающая фигура с бородой постоянно прерывает велосипедную прогулку Вайолет Смит? И ещё более странно, почему он отступает, когда она разворачивается и начинает ехать прямо на него? Кто он – посланник дьявола или ангел-хранитель?
Случай в интернате (Школа Приори)
Десятилетний сын очень богатого и влиятельного человека внезапно исчез из своей эксклюзивной подготовительной школы. Учитель немецкого языка мальчика также исчезает, но его быстро находят мёртвым. Было ли это делом рук местных цыган? Или, возможно, кто-то гораздо ближе к семье?
Чёрный Питер
Как часто детективу приходится расследовать смерть от гарпуна, не имея даже воды, не говоря уже о лодке? Явно неприятный человек найден мёртвым с гарпуном, торчащим из его тела, в хижине сухопутчика. Следы улик в конце концов приводят к лодке под названием «Морской единорог», но эта морская драма оказывается сухой, как и кисет с табаком, который является важнейшей уликой.
Конец Чарльза Огастуса Милвертона
Этот заглавный герой – абсолютный шантажист, и, что ещё хуже, он считает, что раз его жертвы сами по себе морально отвратительны, то стандартные нормы морали не распространяются на его преступные посягательства на него. Холмсу настолько противен Милвертон, что, увидев, как того убивает одна из жертв, он ссылается на свою собственную моральную философию, позволяя ей выйти сухой из воды.
Шесть Наполеонов
Титулованные императоры на самом деле всего лишь гипсовые бюсты, и все признаки указывают на то, что их уничтожение – дело рук психически ненормального иммигранта. Холмс подозревает, что за безумием разрушения скрывается нечто гораздо более рациональное и расчётливое. Излишне говорить, что Холмс оказался прав.
Три студента
В сюжете, несколько напоминающем «Морской договор», преподаватель колледжа совершает ошибку, оставив важные бумаги ненадолго без присмотра. Холмс призван определить, кто из заглавных героев является мошенником, воспользовавшимся возможностью, предоставленной отсутствующим профессором.
Золотое пенсне (Пенсне в золотой оправе)
Ещё одна история о мести за старое предательство, в которой второй подозреваемый в сборнике проведёт большую часть истории в тайнике, где Холмс и Ватсон уже допрашивали подозреваемых.
Пропавший регбист
Холмса вызывают для расследования исчезновения Годфри Стонтона. Холмса уже не раз просили найти пропавшие вещи, от которых зависела политическая стабильность Европы, но на этот раз от решения Холмса зависит нечто поистине грандиозное: Кембридж почти наверняка проиграет важный рубиновый матч Оксфорду, если ключевой игрок Стаунтон не будет найден до начала игры.
Аббатство Грейндж (Убийство в Эбби-Грейндж)
Ещё один мёртвый муж. Ещё одна раненая жена. Ещё одна загадочная третья сторона. Но ничто не сравнится с «Танцующими мужчинами». Муж был зверем, а таинственный человек – не американский бандит, а один из самых метких стрелков, с которыми когда-либо сталкивался Холмс.
Второе пятно
Говоря о поисках потерянных вещей, от которых зависит равновесие мира в Европе, Холмс получает задание найти государственный документ повышенной секретности, потерянный очередным нерадивым молодым человеком. Таких, похоже, в британском правительстве больше, чем следует. Хуже того: Холмсу в итоге приходится прибегнуть к помощи собственной жены этого молодого человека, чтобы достать документ. Объяснение местонахождения документа не поддаётся логике, но все слишком благодарны за его возвращение, чтобы беспокоиться об этом.
Список персонажей
Шерлок Холмс
Герой этих рассказов – образец частного детектива; по сути, первый в мире консультирующий детектив. Возвращение в названии сборника означает возвращение из могилы. Или так читатели были убеждены в этом. После трёхлетнего перерыва в написании рассказов о Холмсе, после того как он, по всей видимости, убил своё творение, давление общественности заставило Артура Конан Дойла буквально воскресить Холмса из могилы. В «Пустом доме» рассказывается о том, как Дойлу удалось обойти это, безусловно, значительное творческое препятствие.
Доктор Джон Ватсон
Всегда надёжный хроникёр приключений Холмса и его верного спутника, как всегда, играет большую роль в расследовании этих дел. Действительно, «Пустой дом» примечателен тем, что Ватсон описывает свой собственный явно невоенный обморок при виде возвращения благородного спутника, которого он считал мёртвым последние три года.
Полковник Себастьян Моран
Человек, которого Холмс характеризовал как второго по опасности в Лондоне, пытается завершить дело, которое, по мнению всего мира, выполнил профессор Мориарти, но на самом деле это не так: убить Шерлока Холмса. Оружие: пневматический пистолет, сделанный на заказ. Место действия: пустой дом напротив дома 221Б по Бейкер-стрит. Ватсон выступает в роли героя, сбивая Морана с ног до того, как он выполнит своё подлое задание.
Джонас Олдакр
Один из самых хитрых злодеев, противостоящих Холмсу, Олдакр настолько поглощён жаждой мести, что готов уничтожить бывшую любовь, убить невинных людей, инсценировать собственную смерть и избежать обнаружения, спрятавшись в тесном помещении за стеной. Небольшой обман со стороны Холмса помогает Олдакру разобраться в собственном обмане.
Элси Патрик
Один из многих восхитительно сильных женских персонажей, появляющихся в этой коллекции, – Элси Патрик. (Для справки, экономка Олдакра сама довольно сильная, но не в восхитительном смысле). Элси – американка, пытающаяся вырваться из прошлого, связанного с членами тайного общества, которые общаются с помощью маленьких фигурок, которые, кажется, танцуют.
Вайолет Смит
Велосипедистка мисс Смит – ещё один из запоминающихся женских персонажей Дойла, которым Шерлок помогает после возвращения из могилы. Она готова занять активную позицию, чтобы помочь детективу и Ватсону справиться с её необычным затруднительным положением.
Чарльз Огастус Милвертон
Мастер шантажа, считающий себя выше таких мирских забот, как мораль, вызывает у Холмса такой гнев, какой не удалось даже Мориарти. Милвертон – уникальный идиосинкразический злодей, не в последнюю очередь потому, что он был основан на реальной модели, которая носила его имя и отчество. Он также уникален в каноне тем, что Ватсон и Холмс присутствуют – хотя, что неудивительно, замаскированы за портьерами, – когда он становится жертвой собственных преступлений от рук жертвы, которая отказалась платить за его молчание и чей муж в результате погиб. Не удовлетворившись тем, что просто застрелила Милвертона насмерть, она находит время, чтобы впечатать ботинок в лицо мертвеца.
Не в первый раз Холмс позволяет виновнику преступления остаться безнаказанным благодаря смягчающим обстоятельствам.
Анна Корам
Несомненно, одним из самых очаровательных женских персонажей в этой или любой другой истории Холмса является непреднамеренная преступница Анна Корам, которая большую часть истории проводит, спрятавшись за стенами. Однако на этом её сходство с Джонасом Олдакром заканчивается, поскольку она – нигилистка, проведшая время в сибирском лагере в результате предательства мужа.
Капитан Джек Крокер
Являясь противоположностью Милвертону, Джек Крокер сумел сделать то, что мало кому удавалось сделать в историях о Шерлоке Холмсе: поразить детектива глубиной своего характера. Даже если Холмс готов позволить Крокеру присоединиться к убийце Милвертона как одному из немногих счастливчиков, которых он увидит на свободе за совершение праведных преступных деяний, моряк отказывается. Договорились, что если полиция разберётся и настигнет его в течение года, Холмс даст показания в его защиту. Если же полиция потерпит неудачу, то он должен считать себя свободным, чтобы вернуться и жениться на своей любви.
Леди Хильда Трелони Хоуп
Возможно, остальному Лондону она известна как жена европейского министра, но для Холмса она – настоящий мозг в этом союзе. Леди Хильда – последний из действительно запоминающихся женских персонажей, которые доминируют в делах, для раскрытия которых Шерлок возвращается из могилы. В напряжённой борьбе воли леди Хильда держит себя в руках до последней секунды, прежде чем согласиться с мудростью решения Холмса.
Темы
Обман и маскировка
Хотя «Возвращение Шерлока Холмса» – это антология самостоятельных загадок, существующих отдельно друг от друга, за исключением случайных ссылок или намёков на одну из них, к этому моменту автор Артур Конан Дойл явно приступил к процессу творческого вдохновения, в ходе которого определённые мотивы и темы повторяются в различных рассказах настолько, что их можно с полным основанием считать темами, охватывающими большую часть тома. Одна из наиболее явно повторяющихся тем связана с порочными людьми, создающими публичный фасад, явно противоречащий тьме в их душе.
Мистер Олдкэр из «Норвудского строителя» – прекрасный пример; перед нами человек, который демонстрирует своей жертве общительность, почти властную дружелюбность и доброжелательность. Этот фасад – лишь необходимая маскировка для действительно злобного монстра, настолько поглощённого местью, что он, кажется, даже не помнит, что во исполнение своего плана беспричинно лишил жизни невинного человека.
В сравнении с ним заглавный герой Чарльз Огастус Милвертон производит на Олдакра впечатление доброжелательного старика, которым он притворяется. Милвертону удаётся обмануть мир в подлинной глубине своей способности разрушать жизни до такой степени, что этот успех убеждает его заблуждающийся разум в том, что он действует в совершенно иной сфере, чем большинство; в сфере, где мораль – лишь его игрушка в его шантажных схемах.
Тема обмана и маскировки достигает своей логической физической кульминации в «Золотом пенсне», где подозреваемый убийца в определённой степени, как и Олдакр, прячется на виду за лабиринтом архитектуры дома, в котором было совершено преступление.
В «Шести Наполеонах» тема маскировки и обмана рассматривается совершенно иначе. Инспектор Лестрейд убеждён, что только психически ненормальный человек с нездоровой негативной привязанностью к Наполеону Бонапарту способен уничтожить гипсовые бюсты бывшего императора по очевидной причине. Подобно Гамлету, безумный поступок вандала – это всего лишь поступок, прикрывающий гораздо более зловещее объяснение нападения на статуэтки. Одинокий велосипедист в истории, названной в его честь, – ещё один персонаж, надевший маску, чтобы скрыть свои истинные намерения. Однако, в отличие от Олдакра, он принимает зловещий облик, который внушает молодой героине рассказа страх, что в ход может пойти ещё более зловещий план. В данном случае обман совершается во имя благожелательной защиты. Тем не менее, этот защитный аспект становится ещё одним воплощением тематической связности, из-за которой сборник порой кажется стратегически рассчитанным эпизодическим романом.
В «Аббатстве Грейндж» Конан Дойлу удаётся придумать ещё один способ ввести тему обмана. В данном случае речь идёт о попытке обманом заставить Холмса выяснить точную последовательность событий, приведших к жестокой смерти явно неприятного антагониста рассказа. Холмсу не только удаётся разгадать эту уловку, но и докопаться до истины, что же на самом деле произошло той ночью, несмотря на упорное отрицание единственными свидетелями того, что они не были правдивы.
На протяжении всех историй, описанных в «Возвращении Шерлока Холмса», встречаются персонажи, которые не являются теми, кем кажутся, или пытаются манипулировать действиями и мыслями других людей в целях как добра, так и зла. Как иронично названный Огастус Милвертон отталкивает Холмса больше, чем любой обычный убийца, так и человек, который на самом деле несёт ответственность за убийство в «Аббатстве Грейндж», производит на него впечатление одного из самых благородных людей, которых он когда-либо встречал. На улицах Лондона и в поместьях на границах его границ Ватсон и Холмс постоянно должны ориентироваться в ландшафте моральной двусмысленности, обманчивых намерений и глубины человеческих способностей как к благородству, так и к постыдному презрению.
На протяжении более чем столетия Шерлок Холмс изображался как довольно холодное, машиноподобное человеческое существо, настолько увлечённое сбором улик, необходимых для раскрытия серии преступлений, которые попадаются на его пути, что у него практически не остаётся места для любых других интересов, которым подвержены человеческие существа. При таких рассуждениях было бы слишком легко сделать вывод, что он является воплощением человека науки, который отвергает все тайны и меланхолию, связанные с выбранной им профессией.
На самом деле, внимательное прочтение показывает, что Шерлок Холмс не только стоит на пороге закрытия многих довикторианских представлений о магии и тайнах и открытия судебно-медицинского разрушения мифов XX века, но и одной ногой стоит в светлом мире эмпирического знания, а другой – в теневом подземном мире сверхъестественного.
Как великий актёр, Холмс регулярно принимает обличья других людей, скрываясь за фальшивыми носами, париками и акцентами, которые ему не свойственны. Холмс, похоже, гордится тем, что ему удаётся убедительно играть под прикрытием, и, более того, он не прочь приоткрыть завесу тайны над своей сущностью даже для своего верного спутника доктора Ватсона. Старый торговец книгами, на которого Ватсон натыкается на улице, в конце концов, делает быстрое второе появление в его жизни после Рейхенбах-Фолс, довольно шокирующее явившись без предупреждения в его дом. За то время, которое требуется Ватсону, чтобы пошевелить головой и оглядеться, пожилой старик не только превращается в живую фигуру Шерлока Холмса, но и словно воскресает из мёртвых, заставляя ошеломлённого доктора Ватсона упасть в обморок в первый и последний раз в жизни, если ему можно верить.
В «Пустом доме» Ватсон рассказывает странную историю о том, как Шерлок инсценировал свою смерть в водопаде и решил рассказать о своём возвращении живым, почти напоминая выступление на фальшивом спиритическом сеансе, призванном избавить доверчивых скорбящих членов семьи дорогого покойника от денег, чем наводит на мысли о униформистской науке Дарвина и Хаксли. Какую возможную научную цель мог преследовать Холмс, чтобы в столь мелодраматической манере сообщить доктору Ватсону, после многих лет, когда он считал себя мёртвым, что на самом деле он очень даже жив и здоров?
Воскрешение Шерлока Холмса в «Пустом доме» соединяется в чётко определённую линию через его переодевания и ролевые игры в истории о Чарльзе Огастусе Милвертоне и его тайную работу под прикрытием на болотах, когда Ватсон думал, что он вернулся в Лондон на протяжении всей основной части «Собаки Баскервилей». Эта линия также проходит через различные маскировки и маскарады, которые он использует специально для проведения расследований в различных рассказах – от «Скандала в Богемии» до «Норвудского строителя». Совершенно очевидно, что Холмс демонстрирует энтузиазм к игре, который диаметрально противоположен его общепринятому образу безэмоционального робота-дедуктора, подтверждённому тем самым человеком, который его придумал.
Чем больше человек смотрит на любовь к тайне (которая в нескольких случаях принимает форму магического действия), которую демонстрирует Шерлок Холмс, будь то разгадывание загадки адской гончей или окончательное раскрытие доктором Ватсоном своего исчезновения в Рейхенбахском водопаде, тем труднее становится воспринимать его просто как человека науки, стремящегося развеять необъяснимые аспекты жизни. Хотя методология раскрытия преступлений Шерлока прочно укоренилась в научном методе, путь, которым он следует, применяя этот метод, слишком часто проходит под покровом загадочных, а иногда даже таинственных методов, которые часто соответствуют самим преступлениям, поскольку не поддаются адекватному логическому объяснению.
- «Собака Баскервилей», краткое содержание
- «Долина страха» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- «Этюд в багровых тонах» сэра Артура Конан Дойла, краткое содержание
- «Мемуары Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- Книга «Архив Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла, краткое содержание
- «И восходит солнце» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?