«Москва 2042» Войновича, краткое содержание читать ~4 мин.
«Москва 2042» (1986) – антиутопический сатирический роман русского писателя Владимира Войновича, повествующий о путешествии изгнанного русского писателя Виталия Никитича Карцева в СССР будущего, где он находит его более заблуждающимся и менее функциональным, чем когда-либо.
Являясь сатирой на советский коммунизм 1980-х годов, роман также содержит упоминание советского писателя-эмигранта Александра Солженицына. Войнович, наиболее известный по роману «Жизнь и необычайные приключения рядового Ивана Чонкина» (1969), считается одним из самых значительных ныне живущих российских писателей, а роман «Москва 2042» – одним из его главных достижений. Некоторые критики назвали роман «пророческим» из-за сходства между режимом, описанным в романе, и современной Россией.
Действие романа начинается в 1982 году в пивной в Мюнхене, где изгнанный русский писатель Виталий Карцев выпивает со своим немецким другом Руди Миттельбрехенмахером. Руди упрекает Карцева в том, что он не интересуется научной фантастикой. Карцев объясняет, что предпочитает писать на основе непосредственного опыта. Руди уверяет его, что путешествия во времени возможны.
Карцев посещает туристическое агентство, обнаруживает, что он действительно может заказать трёхчасовую поездку в Москву в 2042 году и делает заказ.
Вскоре о предстоящей поездке Карцева становится известно и к писателю обращаются люди с различными предложениями: человек, представившийся журналистом журнала New Times предлагает финансирование поездки, а агенты с Ближнего Востока предлагают Карцеву деньги, если он привезёт планы футуристического ядерного оружия.
Карцев обнаруживает, что за ним следит старший офицер КГБ: это его бывший друг и одноклассник по фамилии Букашин.
Как раз в тот момент, когда он собирается отправиться в будущее, Карцева вызывают в Канаду для встречи с другим русским писателем, Сим Симычем Карнаваловым.
Симыч живёт в сельском уединении. Карцев высмеивает моральные претензии и слабую бороду Симыча. Симыч – убеждённый славянофил, столь же решительно настроенный против западного либерализма, как и против советского коммунизма. Он хочет, чтобы Карцев переправил в будущее копии его нового 860-страничного романа, «первого из шестидесяти запланированных». Симыч мечтает вернуться в Россию как спаситель на белом коне, чтобы захватить страну и установить свой собственный политический режим.
Карцев возвращается в Германию и садится на машину времени. Она почти неотличима от самолёта и даже принадлежит авиакомпании Lufthansa.
Москва 2042 года оказывается городом-государством, названным Московской коммунистической республикой, или «Москорепом». После «Великой августовской революции» Коммунистическая партия и КГБ объединились в единую государственную структуру под названием «Коммунистическая партия государственной безопасности», возглавляемую человеком, известным как «Гениалиссимус». Гениалиссимус реабилитировал православную церковь (с собой в качестве патриарха): Иисуса ставят в один ряд со Сталиным и Лениным как одного из великих предшественников Гениалиссимуса. Сообщается, что сам Гениалиссимус вращается по орбите Земли на космическом корабле.
Партия утверждает, что в стенах города установила «бесклассовое и бессистемное коммунистическое общество». За пределами города находятся три «кольца вражды». Внутреннее кольцо включает в себя «сыновние республики», второе кольцо – «братские социалистические» режимы, а внешнее кольцо – капиталистические враги. На практике сыновние республики и братские режимы – это остатки бывшего СССР, брошенные на произвол судьбы, но всё ещё контролируемые Москвой. Смертная казнь в Москве отменена: вместо этого диссидентов ссылают во внешние кольца, где смертная казнь всё ещё в силе.
Не все так утопично и в стенах. Каждому жителю Москвы выделяются ресурсы «по потребностям», но индивидуальные потребности определяются Гениалиссимусом, который постановляет, что его избранные сторонники имеют «чрезвычайные потребности». Все остальные влачат жалкое существование, терпя дефицит, принудительный конформизм и двуличие.
Карцеву сообщают, что он может свободно фотографировать – при условии, что в его фотоаппарате нет плёнки. Ложные доносы были сокращены – потому что никто не может найти бумагу, чтобы написать их. В государственном борделе «Дворец любви» клиентам предлагается удовлетворить себя «на основе самообслуживания».
Карцев с удивлением и радостью обнаруживает, что его собственная работа всё ещё ценится. Власти показывают ему копию ещё не написанной им книги «Москва 2042» и просят убрать из неё все упоминания о Симыче.
Карцев узнаёт, что упоминать Симыча запрещено: однако он является героем подпольной диссидентской фракции, почти культа. «Симиты» верят, что Симыч вернётся и спасёт Россию. Их вера более практична, чем они думают: Тело Симыча заморожено в хранилище в Швейцарии.
Исследование Карцевым Москвы прерывается появлением размороженного Симыча на белом коне. Режим Гениалиссимуса свергнут, а сам Гениалиссимус оказался не кем иным, как Букашиным. Симыч назначает себя «царём Серафимом Первым» и Россия возвращается к феодальному самодержавию.
- Владимир Войнович на встрече в Доме актёра представил новую пьесу
- «Алиса в Стране чудес», краткое содержание
- «Три сестры», краткое содержание
- «Идиот» Достоевского, краткое содержание
- «Вишнёвый сад», краткое содержание
- «Братья Карамазовы», краткое содержание
- «Дядя Ваня», краткое содержание
- «Казаки» Льва Толстого, краткое содержание
КОММЕНТАРИИ: 4 Ответы
Сам автор (Войнович) специально прокомментировал бытовавшее в те времена мнение о "развёрнутое высмеивание советского писателя-эмигранта Александра Солженицына". Однозначное НЕТ. Солженицын
даже упоминается в "2042" как предшественник Карнавалова, будучи другим человеком. В одной из частей авторского прочтения, не помню в какой, но послушать рекомендую все, здесь – https://www.svoboda.org/a/394905.html
А это еще откуда?
"агент ЦРУ соглашается финансировать поездку в обмен на разведданные".
По тексту, поездку финансирует журнал "Нью Таймс", а переговоры вел корреспондент "Джон" с ирландской фамилией. Цель – репортаж о России будущего. Про разведданные и речи не шло. Личность этого Джона может быть и не прозрачная, но диалог с Карцевым был такой:
- Вы из ЦРУ? – спросил я.
- Нет, что вы! Я из "Нью Таймс", как и сказал.
Кстати сказать, разведданными интересовался чекист Букашев (возможно сын того самого Букашева из "Ченкина").
PS: Как поклонник творчества Карцева (sorry, Войновича) рекомендую самое толковое и полное аудио прочтение в исполнении Александра Клюквина.
Нужно исправить неточность. Не «Мосрепом», а "Москорепом".
Спасибо огромное! Уточним, исправим неточности.
Комментирование недоступно Почему?