«Десять дней, которые потрясли мир» Джона Рида читать ~3 мин.
«Десять дней, которые потрясли мир» – книга 1919 года об Октябрьской революции в России, написанная американским журналистом и социалистическим активистом Джоном Ридом.
Написанная всего за две-три недели, книга основана на свежих, сильных впечатлениях Рида от пребывания в России во время революции, которая произошла в 1917 году. Рид даёт историческую справку о политических лидерах большевиков, которых он внимательно изучал, проживая в России. Он умер менее чем через год после выхода книги и был превознесён российским правительством, которое предоставило ему почётное место захоронения в некрополе Кремлёвской стены. Книга получилась очень эмоциональной и яркой, она почти похожа на фантастику в своём более масштабном, чем жизнь, но скрупулёзно исследованном и исторически верном пересказе Октябрьской революции.
Рид начинает «Десять дней, которые потрясли мир» незадолго до начала революции, которая совпала с государственным переворотом, в результате которого ленинская партия большевиков захватила власть в России. Этот переворот сместил консервативный царский режим и положил начало десятилетиям усугубляющегося хаоса в России. Рид описывает политические и социальные причины этой резкой смены власти и её горькие последствия. Хотя Октябрьская революция длилась менее года, Рид утверждает, что политический крах российского государства стал неизбежен за несколько лет до неё.
Первым мощным сигналом стало растущее недовольство российским царём Николаем II. В Петрограде, который теперь называется Санкт-Петербургом, вспыхнул целый шквал восстаний, вынудивших его отречься от престола, который он занимал с 1894 года. Большая часть власти царя перешла в руки юриста и героя революции Александра Керенского, который помог сформировать Временное правительство. Керенский стал министром юстиции и военным министром, но в конечном итоге не смог установить стабильное управление. Его коалиция вскоре распалась, поскольку она состояла из слишком большого количества социально-экономически разрозненных групп с совершенно разными желаниями относительно будущего России.
В ответ на растущую глобальную нестабильность в мире, было принято несколько регрессивных, даже прото-фашистских законов. Среди них в США был принят Закон о шпионаже, который летом 1917 года сделал незаконным распространение СМИ с антивоенными настроениями. Правительство наделило почту США особыми полномочиями перехватывать почту по своему усмотрению. Основной работодатель Рида в то время, издание The Masses, было обвинено в неповиновении этой политике и закрыто. Вместо него газета The Liberator опубликовала статьи Макса Истмена о революции, но сильно отредактировала его аргументы, чтобы сохранить издание.
Рид покинул Россию в апреле 1918 года через Христианию, Норвегия (город, ныне известный как Осло). Он только что получил запрет на въезд в страну как из России, так и из Соединённых Штатов. Когда он наконец вернулся в США, Государственный департамент конфисковал его чемоданы, в которых находились тысячи материалов российской пропаганды, черновиков речей и газет. Сотрудники таможни подвергли его интенсивному допросу, который длился несколько часов и скрупулёзно изучал последние восемь месяцев его жизни.
Человек по имени Майкл Голд был свидетелем задержания Рида в аэропорту и подтверждает, что с ним обращались плохо. Рид всё ещё болел от отравления алкалоидами и стресс от этого в сочетании с допросами сделал его ещё более больным. Тем летом он требовал от правительства вернуть ему документы, но оно отказалось. Поздней осенью следующего года он наконец получил их, живя на площади Шеридан. После этого он принялся лихорадочно записывать свои впечатления от пребывания в России, опасаясь, что они скоро исчезнут.
Будучи убеждённым социалистом, Рид высоко отзывался как о Троцком, так и о Ленине. Несмотря на его явные политические пристрастия, сама работа воздерживается от пропаганды большевистской повестки дня.
Книга «Десять дней, которые потрясли мир» широко известна как строгий и беспристрастный рассказ об Октябрьской революции и шедевр журналистики. Это одно из первых современных драматических произведений личной журналистики, и сегодня его отмечают за глубину проникновения в суть российских потрясений, несмотря на то, что оно было написано до того, как эти потрясения закончились.
Комментирование недоступно Почему?