«Инферно» Данте Алигьери, краткое содержание читать ~14 мин.
«Инферно» – первая книга великой средневековой эпопеи Данте Алигьери «Божественная комедия» – памятника мировой литературы. Написанная между 1308 и 1320 годами, поэма, состоящая из трёх частей, описывает преображающее путешествие Данте через Ад и Чистилище к самому Раю.
В «Инферно», эпической поэме Данте Алигьери, рассказчик оказывается затерянным в тёмном лесу, где встречает дух древнеримского поэта Вергилия, который предлагает провести его через Ад. Вместе они проходят через девять кругов Ада, где встречают различных грешников и становятся свидетелями их наказаний, и в конце концов достигают центра Ада, где сталкиваются с самим Сатаной.
Форма поэмы «terza rima», бесконечно кружащий узор из переплетающихся тройных рифм – отражает её главную тему: мудрость, силу и любовь тринитарного христианского Бога. Как и все книги «Комедии», «Инферно» заканчивается словом «звёзды».
Краткое изложение сюжета
В середине жизни итальянский поэт Данте Алигьери обнаруживает себя заблудившимся и напуганным в тёмном лесу. Он отчаянно хочет подняться на прекрасную гору, но ему преграждают путь три грозных диких зверя. Он уже почти теряет надежду, когда встречает призрак – дух его великого поэтического героя Вергилия. Умершая возлюбленная Данте, Беатриче послала Вергилия спасти Данте, но они не смогут пройти мимо зверей и подняться на гору напрямую. Вместо этого им придётся совершить долгое паломничество через сам Ад.
Вергилий ведёт Данте в Ад, где Данте вынужден столкнуться с собственными грехами в облике проклятых душ. Он узнаёт, что Ад имеет форму воронки – затягивающейся ямы с концентрическими кругами. Находящиеся там души делятся на три ухудшающиеся группы: недержащие, или люди, которые имели неупорядоченные отношения к земным благам, таким как секс, еда и деньги; жестокие; и, что хуже всего, мошенники.
На протяжении «Инферно» Данте посещает все круги Ада и встречает грешников, подвергающихся ироничным наказаниям. Например, похотливые грешники попадают в промозглый вихрь, который не даёт им покоя; еретиков, не веривших в вечные души, заключают в пылающие гробницы; жестокие кипят в реке крови, пока кентавры стреляют в них; а вероломные заперты во льду рядом со своими врагами.
Данте обнаруживает, что Ад так же стар, как и сам мир, и является частью космического узора: Он населён фигурами из классической мифологии, его ландшафт сотрясали землетрясения после Распятия, а Вергилий сообщает, что видел, как Христос спускался в Лимб, чтобы спасти ветхозаветных патриархов и матриархов.
Во время путешествия Данте и Вергилия, Вергилий защищает и воспитывает Данте, в то же время раскрывая свои собственные слабости. Сам Вергилий проклят, хотя его душа пребывает в терпимом Лимбе – похожем на кампус подземном мире, где бродят и беседуют языческие философы и поэты. Справедливость ада оставляет эти добродетельные души в тоске по небесному дому, которого они никогда не достигнут.
Вергилий – заботливый, остроумный и мудрый проводник, но по мере того, как они с Данте спускаются все дальше в Ад, Данте начинает понимать, чего не хватает Вергилию: понимания божественной благодати, того качества Божьей доброты, которое превосходит любой вид индивидуального героизма. Неспособность постичь и подчиниться благодати лежит в основе всех наказаний Ада. Как Данте узнает позже в Чистилище, самые страшные грехи могут быть прощены, если грешник раскается.
В то время как Ад полон великих имён – Клеопатра, Ахилл, Аттила, Дидо – Данте проводит большую часть времени, общаясь со своими умершими соотечественниками-итальянцами. Встречаясь с людьми, которых он знал при жизни – некоторые из них были его друзьями – Данте приходит к глубокому пониманию своих собственных грехов.
Оказывается, ад – это не место садистского наказания, а место справедливости, где люди получают именно то, чего они больше всего желали. Данте в наказание распознаёт в себе многие из этих ошибочных желаний. В «Круге вожделения» он даже падает в обморок от жалости и ужаса перед историей Франчески, которая совершила ошибку, приняв свою грязную, прелюбодейную любовную связь за великую романтику. Точно так же Данте находит упрёки своей жажде земной славы в проклятом бывшем учителе Брунетто Латини, а своё желание выйти за пределы человеческих границ – во встрече с Улиссом, единственным классическим героем, с которым Данте говорит напрямую. Встречи Данте дают как личную, так и политическую критику, посылая предупреждения его врагам на земле и заставляя его бороться с собственными недостатками.
Самые мрачные уголки Ада предназначены для предателей, чьи грехи замораживают их души в вечном льду и делают их скорее животными, чем людьми.
Одна из самых запоминающихся встреч Данте – это встреча со злобным графом Уголино делла Герардеска, который рассказывает историю своей ужасной гибели: дважды обманутый архиепископом Руджери, он был замурован и оставлен голодать вместе со своими малолетними сыновьями, чьи трупы, по его словам, он в конце концов сожрал. Хотя история Уголино действительно плачевна, Уголино ничего не извлекает из неё: охваченный животной жаждой мести, он даже не разговаривает со своими мёртвыми сыновьями, не говоря уже о том, чтобы внушить им утешительные мысли о потустороннем мире. В аду он вечно грызёт череп Руджери, запертый в мстительной и материалистической тюрьме, созданной им самим.
На дне Ада Данте и Вергилий находят самого Сатану. Это гигантское трёхликое чудовище с крыльями летучей мыши, запертое во льду, три его пасти непрерывно грызут трёх печально известных предателей: Брута, Кассия и Иуду. Данте на мгновение впадает в кататонию от ужаса перед этим видением. Хотя Сатана ужасен, его сила не безгранична. На самом деле Вергилий и Данте используют тело Сатаны как лестницу, продвигаясь по его замороженному туловищу через центр земли, а затем поднимаясь вверх к подножию прекрасной горы, которую Данте теперь может назвать Чистилищем.
После томительного путешествия в самые глубины отчаяния, Данте и Вергилий вновь выходят на открытый воздух и видят звёзды.
Анализ
Книга Данте «Инферно» – это история его (воображаемого) путешествия по Аду под руководством поэта Вергилия с целью постичь и отвергнуть человеческие пороки, чтобы приблизиться к Богу. Эта история в высшей степени символична. Наблюдая за телесными наказаниями грешников и сталкиваясь с различными чудовищами, населяющими Ад, Данте узнает о том, как проступок искажает и ставит под угрозу то, кем человек создан быть.
Данте учится медленно: хотя Данте не противостоит традиционный антагонист, его духовному росту мешает как его собственная симпатия к грешникам, которые справедливо заслужили своё место в Аду, так и опасности самого Ада. И все же Данте упорствует; под руководством Вергилия он учится осуждать зло и поступать мужественно. В кульминационный момент повествования он смотрит в лицо самому Люциферу, дьяволу, и проходит мимо, символизируя готовность оставить грех позади. Когда он успешно выходит из ада, Данте готов отказаться от собственных грехов и начать путь к Богу.
Провоцирующий момент, или отправная точка, «Инферно» наступает, когда римский поэт Вергилий прибывает, чтобы спасти Данте из тёмного леса, где он заблудился. Тёмный лес олицетворяет духовное состояние Данте. Отвлечённый своими гражданскими обязательствами, Данте отошёл от своей веры и, хотя он осознает свою духовную опасность, теперь не может вернуться назад. Когда он пытается вернуться, путь ему преграждают лев, леопард и волк, символизирующие то, как обычные человеческие грехи, такие как зависть и гордыня, препятствуют духовному росту. Данте совершенно не в силах помочь себе. Затем появляется Вергилий.
Поскольку римский поэт известен своей добродетелью, он был послан Беатриче провести Данте через Ад. Запланированное путешествие – это не туризм в загробную жизнь, а духовная спасательная операция. Только пройдя через Ад, как объясняет Вергилий, Данте попадёт ко входу в Чистилище. Данте с готовностью принимает предложение Вергилия о руководстве, что приводит сюжет в движение. Путешествуя по Аду, Данте столкнётся с обитающими там чудовищами и тяжестью человеческого греха, чтобы восстановить свою веру.
Данте поначалу растерян и ошеломлён Адом, и его попытки осмыслить увиденное показывают, как мало он понимает в духовных реалиях, равно как и его тревога по поводу опасностей Ада. Несколько раз Данте упускает из виду грехи людей, которых он встречает. Он падает в обморок от сочувствия к трагической истории любви Паоло и Франчески, несмотря на то, что их любовная история включала в себя измену мужу Франчески, и он спорит с Вергилием, что может узнать нескольких грешников, наказанных за их жадность, несмотря на то, что жадность сделала грешников «погаными… до неузнаваемости». Тот факт, что Данте изначально не считает эти грехи серьёзными, с далеко идущими последствиями для человеческой личности и благополучия, напоминает о его духовном смятении в начале «Инферно». Данте явно нуждается в духовной зрелости, и в этот момент он в значительной степени полагается на Вергилия, который исправляет его ошибки и указывает на последствия греха.
Данте также зависит от защиты Вергилия от чудовищ, которые угрожают духовному прогрессу Данте. Данте ясно описывает Ад как страшное место, начиная с надписи над его воротами, призывающей тех, кто входит, «оставить всякую надежду», и заканчивая такими чудовищами, как лодочник-призрак Харон, трёхголовый пёс Цербер, Медуза и группа демонов с крючьями и копьями. Данте явно напуган и в какой-то момент даже говорит о том, чтобы избежать чудовищ, отказавшись от путешествия по Аду, что полностью остановило бы его духовный прогресс.
Однако Вергилий последовательно защищает Данте и даёт ему мужество двигаться вперёд. Один из величайших актов защиты Вергилия происходит, когда он и Данте спускаются в круги, где наказывается мошенничество. Вергилий вызывает чудовище Гериона, огромное крылатое существо с человеческим лицом и хвостом скорпиона, чтобы тот перенёс их через пропасти Ада, на следующий уступ. Данте испуган, но Вергилий ставит себя между Данте и хвостом Гериона и крепко держит Данте. Это придаёт Данте мужество, необходимое ему для того, чтобы пройти через это путешествие и тем самым продвинуться на духовном пути.
Чем дальше Данте спускается, тем больше духовного понимания он обретает; хотя он по-прежнему скорбит о проклятых, он также осуждает их злые дела, демонстрируя осознание греха, которого ему не хватало в начале «Инферно». Данте выражает почтение и благодарность своему заслуженному учителю Брунетто Латини, когда встречает старика в аду, но Данте также признает, что Латини «сделался грязным в мире» из-за своего греха, отказываясь оправдывать его, как он это сделал для Франчески.
Точно так же Данте проявляет проницательность в своём отношении к Уголино и Руджиери. Встретив Уголино и Руджери, вмёрзших в лёд, причём Уголино грызёт шею Руджери, Данте узнает, что оба они были политическими предателями, но Руджери заманил Уголино и его сыновей в башню и оставил их там голодать. Данте признает, что первоначальная политическая измена Уголино была неправильной, но восклицает, что Руджери «не следовало прибивать своих сыновей к такому кресту!». Реакция Данте показывает, что его духовное смятение разрешилось, поскольку он сопереживает реальной трагедии смерти сыновей Уголино, не ставя под сомнение истину, что Уголино сам справедливо наказан в аду за свою измену.
Хотя в «Инферно» нет ни одного кульминационного момента, последняя встреча Данте с Люцифером и выход из Ада символизируют его готовность двигаться дальше по духовному пути. Последний грешник, которого Данте встречает в Аду, – это сам Люцифер, который предательски «поднял чело против Создателя своего». Люцифер является одновременно архетипическим грешником и причиной всех остальных грехов, и экзистенциальный ужас, который Данте испытывает при виде Люцифера, заставляет Данте осознать весь ужас греха как отвержения божественной благости и как действия, которое не создаёт, или разрушает, самость.
Полностью осознав ужас греха, Данте бежит от него. Вергилий помогает ему спуститься по ногам Люцифера в маленькую пещеру, а затем они выходят из пещеры, пока не видят луну и звезды. В средневековом мире луна и звезды олицетворяют божественную истину и благодать. Данте, отрекшись от греха, наконец-то готов воспринимать и приближаться к духовным реалиям.
Вопросы и ответы
Почему Данте написал «Инферно»?
Данте написал «Инферно», чтобы ободрить читателей и научить их религиозным истинам. В «Инферно» Данте представляет себя путешествующим через Ад, чтобы достичь «народа блаженных» (Небес). Затем он пишет об этом путешествии, несмотря на то, каким мрачным и неприятным оно было, «чтобы открыть добро, которое пришло ко мне». Очевидно, что цель Данте в «Инферно» не в том, чтобы рассказать захватывающую историю, а в том, чтобы побудить читателя отправиться в собственное путешествие веры, уповая на божественную помощь. То, что Данте иногда делает паузы в своём повествовании, чтобы указать читателям на его смысл, подчёркивает, что цель «Инферно» – научить духовным реалиям.
Кто такой Вергилий?
Вергилий (70-19 гг. до н.э.) – римский поэт, живший во времена правления Цезаря Августа, и проводник Данте в «Инферно». Поскольку Эней, одноимённый герой «Энеиды», повиновался богам и поступал справедливо, Вергилий приобрёл репутацию мудрого и добродетельного человека; эта репутация побуждает поэта Данте, пишущего о воображаемом путешествии по Аду, выбрать Вергилия в качестве своего нравственного учителя. Данте также выбирает Вергилия из-за любви и уважения, которые он испытывает к римлянину. Видя в Вергилии своего творческого наставника, Данте называет его «честью и светом каждого поэта». Дружба между двумя поэтами даёт Данте мужество встретить ужасы Ада.
Каковы круги Ада в «Инферно» Данте?
Ад в «Преисподней» Данте представляет собой серию концентрических колец – «все меньше и меньше / по мере того, как ты спускаешься вниз» – и грешники помещаются в определённые кольца в зависимости от вида совершенного ими греха. В верхних кольцах находятся грешники, виновные в отсутствии контроля в отношении таких вещей, как секс, еда и деньги. В глубоких кольцах находятся грешники, виновные в намеренной несправедливости. На первом месте стоят жестокие, включая грешников, которые ведут себя жестоко по отношению к ближним, себе или Богу. Далее следуют мошенники; поскольку только люди способны на мошенничество, оно наказывается более сурово. В самом низшем круге находятся грешники, виновные в измене, особенно отвратительном виде мошенничества.
Кто такой Минос в «Преисподней» Данте?
Минос, одно из многочисленных чудовищ Ада, сидит у входа в Ад; там он «взвешивает все грехи и отправляет нечестивцев вниз», на соответствующий уровень. Вначале он определяет место грешника, выслушав его историю жизни, а затем обвивает свой хвост вокруг себя «столько раз, сколько ступеней грешник должен пройти», указывая, на каком уровне Ада находится грешник. Минос сначала пытается отвратить Данте от Ада, потому что Данте ещё жив, но Вергилий настаивает, так как это воля Бога, чтобы Данте прошёл через Ад.
Кто управляет Адом?
Хотя кажется, что Адом правят демоны и чудовища, обитающие в нем, Данте ясно даёт понять, что Небеса имеют окончательное право решать, что происходит в Аду. Люцифер назван «императором царствования страданий», и ветерок от его крыльев замораживает самые нижние уровни Ада. Однако сам Люцифер заморожен, и он не является главным. Другие чудовища, такие как демоны и Минос, определяют местоположение каждого грешника и осуществляют назначенные мучения. Однако и эти чудовищные существа несут наказание в Аду; демоны, например, попадают в ту же кипящую смолу, куда заключены грешники. В конце концов, единственной сущностью, обладающей абсолютной властью, являются сами Небеса.
Данте чётко заявляет, что «божественное всемогущество создало» Ад, и теперь божественная сила проводит Данте через Ад, поскольку даже упоминания о воле Неба достаточно, чтобы заставить замолчать чудовищ, угрожающих Данте. Таким образом, Небеса одерживают окончательную победу над смертью и Адом.
- «Инферно» Дэна Брауна, краткое содержание
- «Путешествие к центру Земли», краткое содержание
- Гомер, «Одиссея», краткое содержание
- «Бедные люди», краткое содержание
- «Записки из подполья» Достоевского, краткое содержание
- «Пнин» Набокова, краткое содержание
- Сунь Цзы, «Искусство войны», кратко
- «Тартюф» Мольера, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?