«Как создаются эмоции:
Тайная жизнь мозга» Лизы Фельдман Барретт, краткое содержание читать ~6 мин.
«Как создаются эмоции: Тайная жизнь мозга» – книга 2017 года Лизы Фельдман Барретт, американского нейробиолога и профессора. Основываясь на своих десятилетних исследованиях функций мозга и эмоций, Барретт утверждает, что эмоции не являются универсально ощущаемыми или воспринимаемыми, а создаются предиктивными мыслительными процессами мозга и основываются на предыдущем опыте, внешних стимулах, телесных функциях и заученных концепциях.
Ее аргумент, который она называет «теорией сконструированных эмоций», опровергает классический взгляд на эмоции, который утверждает, что определённые области мозга поддерживают специфические эмоциональные реакции, которые запускаются автоматически при определённых событиях и являются общими для всех культур. Барретт утверждает, что наше понимание эмоций может иметь далеко идущие моральные и правовые последствия, и поэтому она считает, что теория сконструированных эмоций заслуживает внимания учёных, законодателей, родителей, учителей и простых людей, которые, как она надеется, примут и внедрят её на благо общества.
Книга начинается с введения, в котором даётся краткая история науки об эмоциях. Барретт подчёркивает, что за 2000-летний период интерпретация эмоций в западной культуре оставалась относительно неизменной. Она сокрушается по поводу распространённых заблуждений об эмоциях, включая идею о том, что разные области мозга предназначены для рационального мышления и эмоциональных реакций, что они «встроены с рождения» и запускаются внешними событиями.
В первой главе рассказывается о многолетних исследованиях Барретт по выявлению «отпечатков пальцев» эмоций у людей путём изучения мимики, телесных сигналов и визуализации мозга. Эти исследования не выявили чётких, универсальных «отпечатков пальцев» на лице, в мозге или теле, которые соответствовали бы определённым эмоциям. Автор подчёркивает, что эти исследования продемонстрировали широкое разнообразие выражений и физических реакций, которые могут сочетаться для создания одного и того же эмоционального чувства у человека.
В главе 2 Барретт утверждает, что мозг конструирует эмоции, которые она называет «концепциями эмоций», на основе прошлого опыта и нынешних обстоятельств. Она рассматривает людей как активных конструкторов собственных эмоций, а не пассивных реакторов, чьи эмоции «случаются» с ними. Она утверждает, что хотя все люди обладают способностью создавать концепции эмоций, то, как они переживают и воспринимают эмоции, сильно варьируется в зависимости от генетики, личного опыта и культурной социализации.
В главе 3 критически рассматриваются психологические исследования, которые пытались продемонстрировать доказательства универсального опыта и понимания эмоций. Барретт утверждает, что многие из этих исследований были предвзяты по отношению к классической точке зрения, поскольку они предоставляли участникам ответы с несколькими вариантами ответов или не учитывали множество способов перевода слов об эмоциях с одного языка на другой. Она иллюстрирует свою точку зрения, предлагая рассмотреть фотографию, на которой женщина, казалось бы, кричит от ужаса, но позже выясняется, что на самом деле она радостно праздновала. Таким образом, Барретт показывает, что восприятие эмоций других людей в значительной степени зависит от контекста, и нет достоверных доказательств того, что люди могут универсально и точно определять чувства других людей.
В главе 4 автор исследует, как возникают чувства, и рассказывает об интероцепции – способности мозга обрабатывать внешние и внутренние стимулы. Интероцепция способствует выживанию, поскольку она помогает нам генерировать прогностическое мышление о нашем опыте, чтобы мы понимали значение каждого события и могли решить, как реагировать. Кроме того, интероцепция управляет «бюджетом тела», то есть способностью мозга направлять питательные вещества и гормоны в организм по мере необходимости.
Барретт утверждает, что наша интероцептивная сеть имеет решающее значение для создания концепций эмоций, которые конструирует прогностическое мышление. Она утверждает, что концепции эмоций не всегда являются результатом внешних стимулов, поскольку наша интероцептивная сеть также может придавать эмоциональное значение телесным функциям.
Барретт использует главу 5 для обсуждения того, как человеческий мозг настроен на категоризацию информации и как он использует этот инстинкт для формирования концепций эмоций. Этот процесс начинается в младенчестве и продолжается в детстве, когда мозг ребёнка каталогизирует различные ощущения и опыт в категории эмоций с помощью слов, которые он усваивает из своей культуры. Барретт утверждает, что эти концепции эмоций значительно варьируются и зависят от контекста.
В главе 6 автор расширяет своё обсуждение происхождения эмоций, объясняя, как управляющие сети мозга функционируют в тандеме с нашими интероцептивными сетями, генерируя сотни предсказательных мыслей в секунду. Эти «каскады концепций» включают эмоции, которые кажутся нам автоматически вызванными, поскольку люди не осознают прогностическую работу мозга.
В главе 7 Барретт связывает эмоции с социальной реальностью, переключая своё внимание на влияние культуры и языка на развитие концепций эмоций. Она утверждает, что человеческий мозг приспособлен к социальной культуре, которая, в свою очередь, влияет на развитие мозга, помогая нам изобретать и применять концепции эмоций.
Ассоциирование определённых слов с ощущениями и поведением порождает такие понятия, как «печаль» и «радость». Культуры всего мира учат разнообразным концепциям эмоций, и Барретт утверждает, что без изучения словесных обозначений и ассоциаций трудно чувствовать и воспринимать особые концепции эмоций другой культуры, не существующие в собственном обществе.
В главе 8 рассматриваются традиционные взгляды на природу человека и критикуется эссенциалистский взгляд на человеческие эмоции, который поощрялся классическим взглядом. Она утверждает, что многие исследования ошибочно связывали области мозга с определёнными функциями и вводили людей в заблуждение, заставляя их верить, что их мозг просто реагирует, а не действует конструктивно. Она вновь подчёркивает огромное влияние общества на развитие мозга и восприятие мира и самого себя, отмечая: «Для создания разума нужен не один мозг».
В главах 9 и 10 Барретт представляет свои исследования и рекомендации по управлению эмоциональными реакциями и психическим здоровьем. Она подчёркивает связь между эмоциональными переживаниями и телесным здоровьем, даже утверждая, что хроническая боль и психические заболевания могут быть вызваны дисбалансом бюджета организма, который провоцирует расстройства настроения. Чтобы укрепить психическое здоровье и наслаждаться положительными эмоциями, Барретт рекомендует здоровое питание, частые физические упражнения, медитацию, йогу, а также повышение эмоциональной осведомлённости и гранулярности.
В главе 11 Барретт переходит к анализу того, как её исследования в области нейронаук могут быть применены в правовой системе, которая, по её мнению, испорчена устаревшим, эссенциалистским представлением о мозге. Она опровергает мнение о том, что люди не в состоянии контролировать свои эмоциональные реакции, и утверждает, что такие средства защиты, как «преступления на почве страсти» и законы «stand your ground», не должны допускаться.
Главу 12 автор посвящает рассмотрению вопроса о том, испытывают ли животные эмоции. Она приходит к выводу, что, хотя все животные должны испытывать аффект, или способность регистрировать приятные и неприятные ощущения, она не считает, что они могут формировать понятия эмоций из-за отсутствия у них языка.
Книга завершается главой 13, в которой Барретт суммирует ингредиенты, необходимые для создания эмоций, и повторяет, что «человеческий мозг эволюционировал, в концепции человеческих культур, для создания более чем одного вида разума». Она делится своей надеждой на то, что конструктивистские взгляды на функции мозга и эмоции будут продолжать становиться более понятными и общепринятыми, и призывает с опаской относиться к научным исследованиям, которые опираются на то, что она считает ошибочными эссенциалистскими исследованиями.
- «Рабы на сорок миллионов долларов» Уильяма Родена, краткое содержание
- «Элегии родины» Аяда Ахтара, краткое содержание
- «Вдребезги» Кэтлин Глазго, краткое содержание
- «Просто дети» Патти Смит, краткое содержание
- «Неудержимые» Адама Альтера, краткое содержание
- «Аврора Ли» Элизабет Барретт-Браунинг, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?