«Путешествие к центру Земли», краткое содержание читать ~8 мин.
Роман «Путешествие к центру Земли» написал французский писатель Жюль Габриэль Верн (фр. Jules Gabriel Verne, 1828–1905). Он наиболее известен благодаря своему знаменитому циклу научно-фантастических и приключенческих романов «Необыкновенные путешествия», в который, помимо «Путешествия к центру Земли» (1864), вошли такие произведения, как «Двадцать тысяч льё под водой» (1870) и «Вокруг света за восемьдесят дней» (1872).
Верн родился во французском портовом городе Нанте, поэтому с юных лет был увлечён идеей морских приключений. Согласно семейной легенде, в детстве будущий писатель пытался сбежать из дома, чтобы наняться юнгой на корабль, идущий в Индию, но был вовремя пойман отцом. Это стремление к приключениям позже нашло яркое отражение в его творчестве. Верна отправили в Париж изучать право, но вскоре он предпочёл учёбе литературные салоны и начал писать рассказы и пьесы. Его талант привлёк внимание таких известных авторов, как Виктор Гюго и Александр Дюма. Несмотря на недовольство отца, Верн продолжал писать и публиковаться, зарабатывая на жизнь низкооплачиваемым трудом, в том числе на должности секретаря в «Лирическом театре», где ему удавалось ставить некоторые из своих пьес.

В 1857 году Верн женился на Онорин де Виан, молодой вдове с двумя дочерьми. Нуждаясь в постоянном доходе для обеспечения семьи, он устроился биржевым маклером, но продолжал писать в свободное время. Поворотным моментом в его карьере стало знакомство в 1862 году с известным редактором и издателем Пьером-Жюлем Этцелем, который заинтересовался работами Верна.
Сотрудничество с Этцелем оказалось для Верна судьбоносным. Издатель не только разглядел в нём уникальный талант, но и помог сформировать тот самый стиль, который принёс писателю мировую славу. Этцель предложил Верну идею создания серии романов, которые бы в увлекательной форме рассказывали читателям о географии, науке и технологических достижениях. Он выступал не просто издателем, а наставником и соавтором идей, направляя фантазию Верна в русло «образовательного романа». Именно благодаря этому партнёрству родилась серия «Необыкновенные путешествия», каждый том которой с нетерпением ждала вся Франция.
Уже в следующем году Этцель опубликовал роман «Пять недель на воздушном шаре», который мгновенно принёс автору литературный успех. Их сотрудничество положило начало долгой и плодотворной работе. Произведения Верна демонстрировали новаторский стиль, сочетающий научные факты и теории с романтическими приключениями. Несмотря на отсутствие формального научного образования, писатель обладал страстью к знаниям и был чрезвычайно начитан. Временами его работы кажутся почти пророческими: так, он с поразительной точностью описал будущие изобретения, например, электрические подводные лодки.
При жизни Верн добился огромного коммерческого успеха во всём мире, но это отчасти помешало ему получить признание литературных критиков. В англоязычных странах его долгое время воспринимали как автора детских книг, поскольку его романы часто выходили в сильно сокращённых и адаптированных переводах. Во Франции же его долго считали писателем «второго сорта», работающим в «несерьёзном» жанре.
Лишь во второй половине XX века критики и учёные переоценили его творчество, и произведения Верна наконец были включены во французский литературный канон. Сегодня Жюль Верн, наряду с Гербертом Уэллсом, по праву считается одним из отцов-основателей современной научной фантастики. По данным ЮНЕСКО, он занимает второе место в списке самых переводимых авторов мира, уступая лишь Агате Кристи и опережая Уильяма Шекспира.
Роман «Путешествие к центру Земли» был написан в эпоху великих географических открытий и бурного развития науки. В середине XIX века геология была одной из самых динамично развивающихся дисциплин. Учёные спорили о внутреннем строении планеты: одни считали, что ядро Земли расплавлено, другие выдвигали гипотезы о его твёрдости или даже о наличии внутри огромных полостей. Идея «полой Земли» была особенно популярна в массовой культуре. Верн, внимательно следивший за научными дебатами, использовал этот интерес как основу для своего сюжета, создав мир, где научная гипотеза превращается в захватывающее приключение.
Роман «Путешествие к центру Земли» оказал огромное влияние на современную западную культуру. Он был многократно экранизирован, начиная с голливудской киноверсии 1959 года. Кроме того, по мотивам книги были созданы многочисленные телевизионные и радиоадаптации, а также видеоигры и аттракционы в тематических парках. Наш рассказ базируется на наиболее точном переводе оригинального текста, но в различных изданиях могут встречаться другие названия глав, иные имена персонажей и даже изменения в сюжете или диалогах.
Краткое описание сюжета
Повествование в романе «Путешествие к центру Земли» ведётся от первого лица в прошедшем времени. В Гамбурге живёт известный немецкий минералог, профессор Отто Лиденброк, вместе со своим осиротевшим племянником Акселем и крестницей Граубен. Аксель и Граубен влюблены друг в друга и тайно помолвлены.
Однажды Отто находит в старинной рукописи зашифрованную записку, оставленную исландским алхимиком XVI века Арне Сакнуссемом. С помощью племянника профессору удаётся её расшифровать. В записке, написанной на латыни руническими символами, содержатся инструкции о том, как достичь центра Земли: перед июльскими календами тень пика Скартарис на исландском вулкане Снайфедльс укажет на нужный кратер, который служит входом в подземелье. Не медля ни минуты, дядя и племянник отправляются в Исландию через Копенгаген.
В Рейкьявике Отто и Аксель нанимают местного проводника, охотника за гагачьим пухом по имени Ханс Бьелке, который и проводит их к горе Снайфедльс. Небольшая группа путешествует по Исландии, наблюдая за её суровыми пейзажами и бытом местных жителей. Спустя неделю пути они поднимаются на вершину горы, которую местные называют Скартарис, и спускаются в её кратер. Там они обнаруживают три жерла. Прождав несколько дней из-за пасмурной погоды, путешественники наконец видят, как тень пика указывает на среднее жерло — вход, описанный Сакнуссемом.
Трое мужчин с помощью верёвки спускаются в пещеру, откуда начинается туннель, ведущий на юго-восток. Через несколько дней группа добирается до развилки. Вопреки сомнениям Акселя, Отто решает идти по восточному туннелю. Однако этот путь оказывается тупиком. Героям приходится возвращаться к развилке, но на обратном пути у них заканчивается вода, и они испытывают страшные мучения.
С трудом добравшись до перекрёстка, измученный Аксель хочет вернуться на поверхность. Однако Отто твёрдо намерен исследовать другой туннель, будучи убеждённым, что они скоро найдут воду. Аксель не решается бросить дядю, и все трое продолжают путь. Вскоре Аксель падает без сил, бредя от жажды, и группа вынуждена остановиться.
В конце концов невозмутимый Ханс в одиночку отправляется на поиски воды и вскоре обнаруживает место, где за стеной туннеля слышен шум потока. С помощью кирки он пробивает скалу, и оттуда вырывается струя кипятка. Путешественникам приходится ждать, пока вода остынет, но в итоге им удаётся утолить жажду. Небольшой ручей, который они назвали ручьём Ханса, продолжает течь по туннелю, обеспечивая группу пресной водой.
Отто, Аксель и Ханс продолжают свой медленный спуск. В какой-то момент Аксель случайно отстаёт от своих спутников и теряется. Он спотыкается, ранит себя и повреждает фонарь, который гаснет, оставляя его в полной темноте и тишине. Проблуждав некоторое время, Аксель благодаря уникальной акустике подземелий слышит голос своего дяди. Они понимают, что находятся в параллельных галереях. Следуя совету профессора, Аксель спускается ниже, чтобы добраться до зала, где сходятся туннели. Он так и делает, но неосторожное движение вызывает обвал, и юноша падает, ударившись головой. Он теряет сознание, но его спасает дядя, который уже ждёт его внизу.
Придя в себя, Аксель обнаруживает, что они попали в огромную пещеру, где раскинулось целое подземное море. Отто решает, что они должны пересечь его, чтобы добраться до другого берега и продолжить спуск к центру Земли.
Ханс строит плот из полуископаемых деревьев, и они отправляются в плавание. Во время путешествия по морю герои встречают гигантских доисторических чудовищ, сражающихся друг с другом, и проплывают мимо вулканического острова с гейзером. В конце концов они попадают в сильнейший шторм, который несколько дней носит их плот по волнам. Когда буря утихает, они пристают к берегу, но, к отчаянию Отто, оказывается, что они вернулись на то же побережье, откуда начали своё плавание.
Пока Ханс чинит плот, профессор и Аксель отправляются на прогулку. Они находят поле, усеянное человеческими останками, и предполагают, что здесь жили люди доисторической эпохи. Дальше на берегу они обнаруживают лес гигантских грибов, где наблюдают за стадом мастодонтов. Акселю кажется, что он видит среди деревьев гигантского пастуха ростом более трёх с половиной метров, но, после того как они с дядей в страхе убегают, он уже не уверен, не привиделось ли ему это.
На обратном пути они обнаруживают на скале инициалы Арне Сакнуссема и находят заваленный проход. Группа решает взорвать препятствие с помощью пороха. Они отплывают на плоту на безопасное расстояние и поджигают фитиль. Взрыв создаёт в скале огромную пропасть, куда устремляется вода из моря, увлекая за собой плот. Путешественники падают в бездну, пока наконец их падение не сменяется стремительным подъёмом на вершине водяного столба.
Вскоре они понимают, что попали в жерло действующего вулкана. Вода вокруг них превращается в кипящую лаву. Поток магмы выносит их на поверхность вместе с извержением.
Трое мужчин оказываются на склоне вулкана на итальянском острове Стромболи. Оттуда они добираются до Гамбурга. Ханс, затосковав по дому, возвращается в Исландию. Профессор Отто Лиденброк становится всемирно известным учёным, а Аксель наконец получает возможность жениться на своей возлюбленной, Граубен.
Комментирование недоступно Почему?