«Тартюф, или обманщик» Мольера, краткое содержание читать ~3 мин.
«Тартюф», также известный как «Самозванец» или «Лицемер», – неоклассическая комедия, написанная французским драматургом, актёром, писателем и режиссёром Мольером, урождённым Жаном-Батистом Покленом. Впервые она была поставлена в 1664 году во Франции. Хотя королю Людовику XIV и публике пьеса понравилась, религиозные группы, включая католическую церковь и представителей высшего сословия, осудили её за то, что в ней показан внешне религиозный персонаж, который охотится на окружающих ради своей личной выгоды.
Пьеса открывается перед парижским домом главного героя Оргона. На сцене присутствуют его мать мадам Пернель, его взрослые дети Марианна и Дамис, их мачеха Эльмира, брат Эльмиры Клеант и служанка Дорин. Оргон находится в отъезде и служит королю. В самом начале пьесы мадам Пернель заявляет, что покидает беспорядочный дом, наставляя членов семьи по очереди.
Разговор о Тартюфе, религиозном человеке, якобы бедном, с которым Оргон подружился и которого поселил в их доме, вызывает положительную реакцию у мадам Пернель и неприятные эмоции у остальных членов семьи. Присутствие Тартюфа в доме включает в себя множество правил и показную набожность, которую члены семьи считают неискренней. Когда Оргон возвращается домой, он спрашивает только о благополучии Тартюфа, сразу же демонстрируя свою одержимость главным героем.
Во втором акте в центре внимания оказывается Марианна, обручённая с Валером. Оргон меняет своё мнение и хочет, чтобы Мариан вышла замуж за Тартюфа. Марианна впадает в уныние, потому что знает, что должна повиноваться отцу. Валер получает известие о новой помолвке Марианны и они спорят о том, любили ли они когда-нибудь друг друга. Дорин вмешивается, чтобы примирить двух влюблённых, и подталкивает их к плану остановить помолвку Марианны с Тартюфом.
В III акте план по предотвращению новой помолвки приводится в действие, но он срывается. Антагонист Тартюф впервые появляется в пьесе. Эльмир просит Тартюфа об участии, чтобы тот убедил Оргона расторгнуть помолвку с Марианной. Во время разговора Тартюф думает о вожделении к Эльмире. Дамис, который прятался в шкафу, выскакивает, чтобы объявить Тартюфа предателем. Когда прибывает Оргон, Дамис рассказывает Оргону о случившемся. Тартюф соглашается, что он был грешником, но Оргон не верит Дамису и в гневе велит сыну уйти из дома. В этот напряжённый момент Оргон также заявляет Тартюфу, что его имущество достанется ему, а не семье.
В следующем действии происходят последствия подарка Оргона и разочарование семьи в одержимости Оргона достигает кульминации. Эльмира организует встречу с Тартюфом, пока Оргон прячется под столом. Она выражает свои чувства к Тартюфу, чтобы побудить его к видимой реакции. Когда Оргон вылезает из-под стола и обвиняет Тартюфа в предательстве, Тартюф напоминает ему, что теперь дом Оргона принадлежит ему. Оргон впадает в панику не только из-за дарственной, но и из-за таинственного ящика.
В финале пьесы выясняется, что в таинственном ящике находятся бумаги от друга, которые Оргон просил держать в секрете. По просьбе Тартюфа Оргон отдал ему шкатулку на хранение. Согласно докладу Валера, Тартюф планирует использовать шкатулку против Оргона и арестовать его. Валер пытается помочь Оргону бежать, но тут появляются офицер и Тартюф. В неожиданном повороте офицер арестовывает Тартюфа, утверждая, что принц Франции знает его сомнительное прошлое и смог понять, что он мошенник. Теперь семья может ликовать: Оргон помилован за укрывательство шкатулки, семье не нужно покидать свой дом, а Марианна и Валер могут пожениться. Даже мадам Пернель, оставшаяся в стороне, видит в Тартюфе лицемера.
Комментирование недоступно Почему?