«Тартюф, или обманщик» Мольера, краткое содержание читать ~4 мин.
«Тартюф, или Обманщик» (фр. Tartuffe, ou l’Imposteur) — классическая комедия в пяти действиях, написанная великим французским драматургом, актёром и театральным деятелем Мольером (настоящее имя — Жан-Батист Поклен, фр. Jean-Baptiste Poquelin). Впервые пьеса была представлена в 1664 году при дворе короля Людовика XIV в Версале. Несмотря на благосклонность монарха, комедия вызвала яростное осуждение со стороны влиятельных религиозных кругов, которые увидели в ней сатиру на духовенство и основы веры. Из-за этого произведение на несколько лет оказалось под запретом.

Судьба «Тартюфа» была непростой. После премьеры 1664 года могущественная религиозная организация «Общество Святых Даров» добилась запрета на публичные показы пьесы. Мольер был вынужден переработать комедию, смягчив некоторые моменты, но и вторая редакция была запрещена. Только в 1669 году, после пяти лет борьбы, драматургу удалось получить разрешение на постановку окончательной, пятиактной версии. Премьера для широкой публики имела оглушительный успех и закрепила за «Тартюфом» статус одного из главных шедевров Мольера и всей французской драматургии.
Действие комедии разворачивается в парижском доме состоятельного буржуа Оргона. В самом начале его мать, госпожа Пернель, собирается покинуть дом, поочерёдно отчитывая всех домочадцев за их, по её мнению, распутный и безнравственный образ жизни. Она ставит всем в пример Тартюфа — скромного, набожного и якобы бедного человека, которого её сын Оргон приютил в своём доме.
Упоминание имени Тартюфа вызывает у госпожи Пернель восторг, а у остальных членов семьи — негодование и неприязнь. Они видят в нём лишь лицемера и обманщика, который, прикрываясь показной святостью, подчинил себе волю хозяина дома. Присутствие Тартюфа установило в семье атмосферу ханжества и тотального контроля. Когда сам Оргон возвращается домой, он игнорирует все семейные дела и первым делом интересуется здоровьем своего кумира, что сразу же демонстрирует его слепую одержимость этим человеком.
Во втором действии конфликт обостряется. Оргон объявляет своей дочери Мариане, обручённой с молодым дворянином Валером, о своём решении: она должна выйти замуж за Тартюфа. Мариана в отчаянии, так как не смеет ослушаться воли отца. Узнав об этом, Валер упрекает девушку в предательстве, и между влюблёнными происходит ссора. Лишь благодаря вмешательству находчивой служанки Дорины им удаётся примириться и разработать план, как расстроить свадьбу Марианы с ненавистным самозванцем.
В третьем акте на сцене наконец появляется сам Тартюф. Пытаясь расстроить помолвку, жена Оргона Эльмира решает поговорить с ним и попросить его отказаться от женитьбы на Мариане. Однако во время их разговора Тартюф, вместо того чтобы проявить благочестие, пытается соблазнить Эльмиру, признаваясь ей в страсти. Свидетелем этой сцены становится Дамис, сын Оргона, который прятался в соседней комнате. Возмущённый, он разоблачает лицемера перед вернувшимся отцом. Тартюф избирает хитрую тактику: он не отрицает обвинений, а смиренно называет себя “великим грешником”. Оргон, ослеплённый своей верой в святость гостя, не верит сыну, в гневе выгоняет его из дома и объявляет Тартюфа своим единственным наследником, переписывая на него всё имущество.
В следующем действии семья сталкивается с катастрофическими последствиями решения Оргона. Понимая, что уговоры бесполезны, Эльмира придумывает рискованный план, чтобы открыть мужу глаза на правду. Она убеждает Оргона спрятаться под столом и подслушать её разговор с Тартюфом. Разыгрывая сцену, в которой она якобы благосклонно принимает ухаживания святоши, Эльмира провоцирует его на откровенные и страстные признания. Услышав всё своими ушами, Оргон наконец прозревает. Он вылезает из своего укрытия и в ярости приказывает Тартюфу убираться. Но обманщик лишь напоминает ему с усмешкой, что теперь дом по закону принадлежит ему. Кроме того, Оргон вспоминает о шкатулке с важными бумагами, которую он в порыве доверия отдал Тартюфу на хранение.
В финале пьесы выясняется, что в шкатулке хранились компрометирующие документы друга Оргона, политического изгнанника. Тартюф, не теряя времени, использует их, чтобы донести на своего благодетеля королю и добиться его ареста. Валер прибегает с новостью, что Тартюф уже получил ордер, и предлагает Оргону немедленно бежать. В этот момент в доме появляются судебный пристав и сам Тартюф, торжествующий победу. Однако происходит неожиданный поворот: офицер арестовывает не Оргона, а самого Тартюфа. Он объявляет, что мудрый король давно знал об этом мошеннике и его преступном прошлом и лишь ждал подходящего момента, чтобы уличить его в очередном злодеянии. Семья спасена: король прощает Оргона, возвращает ему дом и имущество, а Мариана и Валер получают благословение на брак. Даже госпожа Пернель наконец убеждается в лицемерии своего бывшего кумира.
«Тартюф» — это не просто комедия о конкретном обманщике, а глубокое исследование тем лицемерия, ханжества и слепой веры. Мольер противопоставляет истинную, разумную религиозность (которую в пьесе олицетворяет здравомыслящий Клеант) и показное благочестие, служащее прикрытием для низменных страстей и корысти. Пьеса стала настолько знаковой, что имя Тартюфа превратилось в нарицательное для обозначения лицемера и святоши во многих языках мира. Комедия написана в строгом соответствии с канонами классицизма и до сих пор остаётся одной из самых популярных и часто ставящихся пьес мирового театрального репертуара.
Комментирование недоступно Почему?