«Страсть Артемизии» Сьюзен Вриланд читать ~4 мин.
«Страсть Артемизии» – исторический фантастический роман, опубликованный в 2002 году американской писательницей Сьюзен Вриланд, основанный на жизни реальной художницы эпохи постренессанса Артемизии Джентилески. Будучи одной из очень немногих женщин-художниц своей эпохи, Джентилески ведёт трудную, но увлекательную жизнь, которую Вриланд выдумала с большими подробностями и мастерством. В результате получился яркий образ необыкновенной женщины и необыкновенного времени для жизни, так как Вриланд предлагает видение Италии XVII века, населённой множеством великих исторических личностей, от Медичи до родственников Микеланджело и Галилея.
Когда история начинается в 1612 году, Артемизия – 18-летняя девушка, которая оказывается в центре внимания местных властей после того, как её изнасиловал Агостино Тасси, художник с хорошей репутацией. Хотя Артемизия не хочет выдвигать обвинения против Тасси, её отец Орацио настаивает на этом, хотя предполагается, что Орацио, тоже художник, не столько возмущён изнасилованием, сколько пропажей картины, в краже которой он подозревает Тасси. Уже пережив ужасное испытание, Артемизия готовится к ещё одному: самому суду по делу об изнасиловании. Из-за того, как итальянское общество того времени относилось к жертвам изнасилования, Артемизия чувствует себя так же, как и Тасси, на скамье подсудимых.
По иронии судьбы, именно благодаря связям Тасси с Орацио инквизитор оправдывает его. Тем временем, Артемизия терпит унижения, оскорбления и разрушенную репутацию от рук патриархального общества и судебной системы. Хотя её изнасилование и последующий суд – это то, за что Артемизию больше всего запомнили в последующие века, Вриланд просто использует это событие в качестве отправной точки для рассказа истории замечательной женщины, которая сегодня считается одной из самых прогрессивных художниц своей эпохи.
Помимо создания великих картин, Артемизия должна была выполнять определённые обязанности жены и матери. В браке по расчёту, который был заключён довольно быстро из-за того, что Артемизия якобы «потеряла добродетель» из-за обвинения в изнасиловании, Артемизия выходит замуж за своего коллегу-художника по имени Пьетро Стиаттези. Пара сближается после рождения дочери по имени Пальмира.
После переезда во Флоренцию, Артемизия становится первой женщиной, выбранной для поступления в Академию художеств, престижную и эксклюзивную академию искусств. К сожалению, успех Джентилески заставляет её мужа Пьетро сильно ревновать, что является лишь одним из многих уникальных вызовов, с которыми сталкивались женщины-художники XVII века. Тем не менее, женственность Артемизии в некотором смысле является и преимуществом. Например, она становится известной как один из самых искусных художников, изображающих женскую фигуру, обнажённую или нет. Одна из самых известных её картин первого десятилетия творчества – «Юдифь, убивающая Олоферна». На этой работе изображена одноимённая израильтянка из ветхозаветной апокрифической Книги Юдифи, обезглавливающая ассирийского полководца по имени Олоферн. Вриланд отмечает, что Юдифь изображена мускулистой и сильной, что противоречит большинству современных представлений о женской фигуре.
После того как брак Артемизии распадается и её заманивает в Геную новый покровитель, художница вынуждена одна воспитывать Пальмиру, и большая часть романа посвящена тому, как материнство служит одновременно отвлечением от работы художника, а также подпиткой для её творчества. Вриланд также рассказывает о взаимодействии Артемизии Джентилески с известными историческими личностями. Например, по прибытии во Флоренцию она завоёвывает внимание и покровительство знаменитой банкирской семьи Медичи, в частности Козимо де Медичи II. Позже она ведёт поучительную беседу о взаимоотношениях искусства и науки со знаменитым астрономом Галилеем, говоря ему: “Там, где соприкасаются искусство и наука, находится царство воображения, место, где рождаются оригинальные идеи, место, где мы оба наиболее живы”.
Автор продолжает следить за карьерой художницы по всей Италии, от Венеции до Рима и Неаполя. Хотя Пальмира не пошла по стопам матери в мире искусства, в конце концов, она выходит замуж и строит свою жизнь. Ближе к концу романа Артемизия, наконец, примиряется со своим умирающим отцом в Англии, несмотря на его предательство, связанное с судебным процессом по делу об изнасиловании, тем самым завершая повествование о её взрослой жизни.
В книге «Страсть Артемизии» Вриланд рассказывает о жизни и карьере художницы, которая из-за своего пола и связи с грязным преступлением не получила того признания, которого, возможно, заслуживала. В процессе работы Вриланд также рисует яркий портрет Италии эпохи пост-ренессанса. Но, возможно, самым впечатляющим является то, что автор описывает художественный процесс таким образом, что он одновременно и уместно возвышен в своём исследовании гения, но и приземлён, поскольку читатели видят, как героиня разрывается между домашними делами и искусством.
Восторженная рецензия Publishers Weekly описывает книгу следующим образом: “Искренняя и образная, ловкая рекреация Вриланд умело демонстрирует искусство и жизнь”.
- Артемизия Джентилески: барокко, караважизм
- АРТЕМИЗИЯ ДЖЕНТИЛЕСКИ И ЕЕ СОВРЕМЕННИКИ
- Обнаруженная 4 года назад картина Джентилески может оказаться современной подделкой
- «Леди Шалотт», Альфред Теннисон
- «Тартюф» Мольера, краткое содержание
- «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд, краткое содержание
- Сунь Цзы, «Искусство войны», кратко
- «Последняя картина Сары де Вос» Доминик Смит
Комментирование недоступно Почему?