«Гамлет», краткое содержание читать ~30 мин.
Пьеса написана в Лондоне в начале семнадцатого века (вероятно, 1600-1602 г.г.) под названием «Трагедия Гамлета, принца датского». Дата первой публикации – 1603 год, в пиратском издании в формате кварто (размер в четверть страницы) под названием «Трагическая история Гамлета», 1604 год – в улучшенном издании, также в формате кварто.
Сюжет
Тёмной зимней ночью по крепостным стенам замка Эльсинор в Дании бродит призрак. Обнаруженный сначала парой сторожей, а затем учёным Горацио, призрак похож на недавно умершего короля Гамлета, чей брат Клавдий унаследовал трон и женился на вдове короля, королеве Гертруде. Когда Горацио и стражники приводят принца Гамлета, сына Гертруды и умершего короля, к призраку, тот заговаривает с ним, зловеще заявляя, что это действительно дух его отца и что он был убит не кем иным, как Клавдием. Приказав Гамлету отомстить человеку, который узурпировал его трон и женился на его жене, призрак исчезает с рассветом.
Принц Гамлет посвящает себя мести за смерть отца, но, поскольку он по натуре созерцателен и задумчив, он медлит, впадая в глубокую меланхолию и даже явное безумие. Клавдий и Гертруда обеспокоены неустойчивым поведением принца и пытаются выяснить его причину. Они нанимают пару друзей Гамлета, Розенкранца и Гильденстерна, чтобы наблюдать за ним. Когда Полоний, напыщенный лорд-камергер, предполагает, что Гамлет может быть безумен от любви к его дочери Офелии, Клавдий соглашается шпионить за Гамлетом в разговоре с девушкой. Но хотя Гамлет, конечно, кажется безумным, он, похоже, не любит Офелию: он приказывает ей уйти в женский монастырь и объявляет, что хочет запретить браки.
В Эльсинор приезжает группа странствующих актёров, и Гамлету приходит в голову идея проверить вину своего дяди. Он попросит актёров разыграть сцену, очень похожую на ту, в которой Гамлет воображает, что дядя убил его отца, так что если Клавдий виновен, то он обязательно отреагирует. Когда в театре наступает момент убийства, Клавдий вскакивает и выходит из комнаты. Гамлет и Горацио соглашаются, что это доказывает его вину. Гамлет идёт убить Клавдия, но застаёт его молящимся. Поскольку он считает, что убийство Клавдия во время молитвы отправит душу Клавдия на небеса, Гамлет решает, что это будет неадекватная месть, и решает подождать. Клавдий, напуганный безумием Гамлета и опасаясь за свою безопасность, приказывает немедленно отправить Гамлета в Англию.
Гамлет отправляется к матери, в спальне которой Полоний спрятался за гобеленом. Услышав шум из-за гобелена, Гамлет полагает, что там прячется король. Он выхватывает меч и пронзает ткань, убивая Полония. За это преступление его немедленно отправляют в Англию вместе с Розенкранцем и Гильденстерном. Однако план Клавдия в отношении Гамлета включает в себя нечто большее, чем изгнание: он передаёт Розенкранцу и Гильденстерну запечатанный приказ для короля Англии с требованием предать Гамлета смерти.
После смерти отца Офелия сходит с ума от горя и тонет в реке. Сын Полония, Лаэрт, гостивший во Франции, в ярости возвращается в Данию. Клавдий убеждает его, что Гамлет виноват в смерти отца и сестры. Когда Горацио и король получают письма от Гамлета о том, что принц вернулся в Данию после нападения пиратов на его корабль по пути в Англию, Клавдий придумывает план, как использовать желание Лаэрта отомстить, чтобы добиться смерти Гамлета.
Лаэрт будет фехтовать с Гамлетом в невинном поединке, но Клавдий отравит клинок Лаэрта так, что если он прольёт кровь, Гамлет умрёт. В качестве запасного плана король решает отравить кубок, который он даст выпить Гамлету, если Гамлет забьёт первый или второй удар в поединке. Гамлет возвращается в окрестности Эльсинора как раз в то время, когда проходят похороны Офелии. Поражённый горем, он нападает на Лаэрта и заявляет, что на самом деле всегда любил Офелию. Вернувшись в замок, он говорит Горацио, что, по его мнению, человек должен быть готов к смерти, поскольку смерть может настигнуть его в любой момент. По приказу Клавдия прибывает глупый придворный по имени Озрик, чтобы устроить фехтовальный поединок между Гамлетом и Лаэртским.
Начинается бой на шпагах. Гамлет наносит первый удар, но отказывается пить из предложенного королём кубка. Вместо него его пьёт Гертруда, которая быстро погибает от яда. Лаэрту удаётся ранить Гамлета, но Гамлет не сразу умирает от яда. Сначала Лаэрт порезался лезвием собственного меча, а после того, как открыл Гамлету, что Клавдий виновен в смерти королевы, он умирает от яда, содержащегося в лезвии. Тогда Гамлет пронзает Клавдия отравленным мечом и заставляет его выпить остатки отравленного вина. Клавдий умирает, а Гамлет умирает сразу после свершения своей мести.
В этот момент норвежский принц по имени Фортинбрас, который ранее в пьесе повёл войско на Данию и напал на Польшу, входит с послами из Англии, которые сообщают, что Розенкранц и Гильденстерн мертвы. Фортинбрас ошеломлён ужасным зрелищем: вся королевская семья лежит на полу мёртвая. Он решает взять власть над королевством в свои руки. Горацио, выполняя последнюю просьбу Гамлета, рассказывает ему трагическую историю Гамлета. Фортинбрас приказывает унести Гамлета так, как подобает павшему солдату.
Анализ
Рассказывая историю о фатальной нерешительности героя, неспособного выбрать правильный путь, чтобы отомстить за смерть отца, Гамлет исследует вопросы судьбы и свободы воли, лучше ли действовать решительно или позволить природе идти своим чередом, и, в конечном счёте, имеет ли значение все, что мы делаем в наше время на земле. Узнав, что его дядя убил его отца, Гамлет чувствует себя обязанным предпринять решительные действия, но у него так много сомнений в ситуации и даже в собственных чувствах, что он не может решить, как поступить.
Конфликт, который движет сюжетом «Гамлета», почти полностью внутренний: Гамлет борется с собственными сомнениями и неуверенностью в поисках того, во что он верит достаточно сильно, чтобы действовать. События пьесы являются побочными эффектами этой внутренней борьбы. Попытки Гамлета собрать больше доказательств вины Клавдия наталкивают Клавдия на подозрения Гамлета, и по мере углубления внутренней борьбы Гамлет начинает действовать импульсивно от разочарования, в итоге убивая Полония по ошибке. Конфликт Гамлета так и не разрешается: Гамлет не может окончательно решить, во что верить и какие действия предпринимать. Это отсутствие разрешения делает финал «Гамлета» особенно ужасающим: почти все персонажи мертвы, но ничего не решено.
Экспозиция пьесы показывает нам, что Гамлет переживает три кризиса: на его страну напали, его семья распадается, и он чувствует себя глубоко несчастным. Призрак старого короля Дании появляется на стенах замка, и солдаты, увидевшие его, считают, что это дурное предзнаменование для королевства. Они обсуждают приготовления, которые ведутся против угрозы со стороны норвежского принца Фортинбраса.
Следующая сцена углубляет наше ощущение того, что Дания переживает политический кризис, поскольку Клавдий готовит дипломатическую стратегию, чтобы отвести угрозу от Фортинбраса. Мы также узнаем, что, по мнению Гамлета, его семья переживает кризис: его отец умер, а мать вышла замуж за человека, которого Гамлет не одобряет. Гамлет также переживает внутренний кризис. Гертруда и Клавдий беспокоятся о его настроении, а в его первом солилоквиете мы узнаем, что он чувствует себя самоубийцей: «О, чтобы и эта, слишком запятнанная плоть растаяла».
Три кризиса начала пьесы – в королевстве, в семье Гамлета и в сознании Гамлета – закладывают основу для главного события пьесы: требования Призрака, чтобы Гамлет отомстил за смерть отца. Гамлет сразу же принимает, что его долг – отомстить, и зрители также видят, что месть Гамлета в какой-то мере поможет разрешить три кризиса пьесы. Убив Клавдия, Гамлет сможет одним махом устранить слабого и безнравственного короля, избавить свою мать от неудачного, по его мнению, брака и сделать себя королём Дании.
Однако на протяжении всего инцидента есть намёки на то, что месть Гамлета будет сорвана из-за внутренней борьбы. Призрак предупреждает его: «Не омрачай свой разум и не позволяй своей душе замышлять что-либо против твоей матери». Когда Горацио и Марцелл догоняют Гамлета после ухода Призрака, Гамлет уже говорит настолько невнятно, что Горацио описывает его как «дикого и вихрастого», а Гамлет говорит им, что он может притворяться, что у него «античный нрав». Зрители понимают, что предстоящий конфликт будет происходить не между Гамлетом и Клавдием, а между Гамлетом и его собственным разумом.
На протяжении всего второго акта – центрального действия пьесы – Гамлет откладывает свою месть, притворяясь сумасшедшим. От Офелии мы узнаем, что Гамлет ведёт себя так, словно он обезумел от любви к ней. Мы видим, как он смеётся над Полонием, говоря глупости, в которых содержатся полускрытые шутки в адрес Полония. Гамлет говорит Розенкранцу и Гильденстерну, что он «утратил все (своё) веселье». Только в конце второго акта мы узнаем причину тактики промедления Гамлета: он не может разобраться в своих истинных чувствах по отношению к своему долгу отомстить. Во-первых, говорит он нам, он не чувствует себя таким злым и мстительным, как ему кажется: “Я пик, как Джон-мечтатель, не знающий своего дела». Во-вторых, он беспокоится, что Призрак на самом деле был не призраком, а дьяволом, пытавшимся обмануть его. Он решает, что ему нужно больше доказательств преступления Клавдия: «У меня будут основания Более относительные, чем это”.
По мере того как нарастающее действие приближается к кульминации, внутренняя борьба Гамлета углубляется, пока он не начинает проявлять признаки того, что действительно сходит с ума. В то же время Клавдий начинает подозревать Гамлета, что создаёт внешнее давление на Гамлета, заставляя его действовать. В начале третьего акта Гамлет размышляет о том, стоит ли ему покончить с собой: “Быть или не быть – вот в чем вопрос”, а несколько мгновений спустя он бросает женоненавистнические оскорбления в адрес Офелии. Его особенно расстраивает роль женщины в браке и деторождении – “Зачем тебе плодить грешников?” – что напоминает зрителям о прежнем отвращении Гамлета к собственной матери и её второму браку.
Тревожное развитие женоненавистнических чувств Гамлета заставляет нас задуматься, насколько желание Гамлета убить Клавдия вызвано необходимостью отомстить за смерть отца, а насколько его желание вызвано обидой Гамлета на Клавдия за то, что он отнял у него мать. Клавдий, подслушивающий тираду Гамлета, начинает подозревать, что безумие Гамлета представляет «некоторую опасность», и решает отослать Гамлета прочь: У Гамлета остаётся мало времени, чтобы отомстить.
Кульминация пьесы наступает, когда Гамлет устраивает спектакль, чтобы «поймать совесть короля» и получить убедительные доказательства вины Клавдия. Однако к этому моменту Гамлет, похоже, действительно сошёл с ума. Его собственное поведение на спектакле настолько провокационно, что когда Клавдий все-таки плохо реагирует на спектакль, непонятно, чувствует ли он вину за своё преступление или гнев на Гамлета.
Когда Клавдий пытается молиться, у Гамлета появляется ещё один шанс отомстить, и мы узнаем, что явное безумие Гамлета не положило конец его внутренней борьбе за то, что делать: он решает пока не убивать Клавдия, на этот раз из-за риска, что Клавдий попадёт на небеса, если умрёт во время молитвы. Гамлет обвиняет Гертруду в причастности к смерти отца, но он ведёт себя так странно, что Гертруда думает, что её сын просто “безумен, как море и ветер, Когда каждый из них спорит, кто могущественней”.
И снова зрители не могут понять, говорит ли Гертруда эти слова, чтобы скрыть свою вину, или потому, что она действительно не понимает, о чем говорит Гамлет, и думает, что её сын сошёл с ума. Действуя импульсивно или безумно, Гамлет принимает Полония за Клавдия и убивает его.
Падающее действие пьесы посвящено последствиям смерти Полония. Гамлета высылают, Офелия сходит с ума, а Лаэрт возвращается из Франции, чтобы отомстить за смерть отца. Когда Гамлет возвращается в Эльсинор, его больше не беспокоит месть, о которой он почти не упоминает после этого момента пьесы. Однако его внутренняя борьба не окончена.
Теперь Гамлет размышляет о смерти, но не может прийти ни к какому выводу о смысле или цели смерти, ни смириться с собственной смертью. Однако он уже не брезгует убийством невинных людей и рассказывает Горацио, как подписал смертные приговоры Розенкранцу и Гильденстерну, чтобы спасти свою жизнь. Клавдий и Лаэртский замышляют убить Гамлета, но заговор срывается. Гертруда по ошибке отравлена, Лаэрт и Гамлет оба отравлены, и, умирая, Гамлет наконец убивает Клавдия.
Месть не прекращает внутренней борьбы Гамлета. Ему всё ещё есть что сказать: «Будь у меня время, о, я мог бы рассказать тебе – Но пусть будет так», и он просит Горацио рассказать его историю, когда он умрёт. В последние минуты пьесы новый король, Фортинбрас, соглашается с этой просьбой: «Поспешим выслушать его». Жизнь Гамлета закончилась, но борьба за решение правды о Гамлете и его жизни – нет.
Темы
Невозможность определённости
Что отличает «Гамлета» от других пьес о мести (и, возможно, от всех пьес, написанных до него), так это то, что действие, которое мы ожидаем увидеть, особенно от самого Гамлета, постоянно откладывается, пока Гамлет пытается получить более определённые знания о том, что он делает. В этой пьесе ставится множество вопросов, которые в других пьесах были бы просто само собой разумеющимися.
Можем ли мы иметь определённые знания о призраках? Является ли призрак тем, чем он кажется, или это действительно вводящий в заблуждение изверг? Обладает ли призрак достоверным знанием о собственной смерти, или же сам призрак находится в заблуждении?
Переходим к более земным вопросам: Как мы можем точно знать факты о преступлении, у которого нет свидетелей? Может ли Гамлет узнать о состоянии души Клавдия, наблюдая за его поведением? Если да, то может ли он узнать факты о том, что сделал Клавдий, наблюдая за состоянием его души? Может ли Клавдий (или зрители) узнать состояние разума Гамлета, наблюдая за его поведением и слушая его речь? Можем ли мы знать, будут ли наши действия иметь те последствия, которые мы хотим? Можем ли мы знать что-либо о загробной жизни?
Многие воспринимают Гамлета как пьесу о нерешительности, а значит, о неспособности Гамлета действовать должным образом. Возможно, интереснее было бы подумать о том, что пьеса показывает нам, на скольких неопределённостях строится наша жизнь и сколько неизвестных величин принимается как должное, когда люди действуют или оценивают действия друг друга.
Сложность действия
С темой определённости напрямую связана тема действия. Как можно предпринимать разумные, эффективные, целенаправленные действия? В «Гамлете» на вопрос о том, как действовать, влияют не только рациональные соображения, такие как потребность в уверенности, но и эмоциональные, этические и психологические факторы.
Сам Гамлет, похоже, не верит в то, что вообще возможно действовать контролируемо и целенаправленно. Когда он действует, то предпочитает делать это вслепую, безрассудно и жестоко. Другие персонажи, очевидно, гораздо меньше думают о «действии» абстрактно, чем Гамлет, и поэтому меньше беспокоятся о возможности действовать эффективно.
Они просто действуют так, как считают нужным. Но в каком-то смысле они доказывают, что Гамлет прав, потому что все их действия не приносят результата. Клавдий смелыми действиями овладевает королевой и короной, но его мучает совесть, ему угрожает опасность для его власти (и, конечно, он умирает). Лаэрт решает, что ничто не отвлечёт его от свершения мести, но он легко поддаётся влиянию и манипуляциям, чтобы служить целям Клавдия, и его отравленная рапира оборачивается против него самого.
Тайна смерти
После убийства отца Гамлет одержим идеей смерти, и на протяжении пьесы он рассматривает смерть с разных точек зрения. Он размышляет как о духовных последствиях смерти, воплощённых в призраке, так и о физических останках мёртвых, таких как череп Йорика и разлагающиеся трупы на кладбище. Идея смерти тесно связана с темами духовности, истины и неопределённости, поскольку смерть может дать ответы на самые глубокие вопросы Гамлета, раз и навсегда покончив с проблемой определения истины в неоднозначном мире.
И поскольку смерть является одновременно причиной и следствием мести, она тесно связана с темой мести и справедливости – убийство Клавдием короля Гамлета инициирует стремление Гамлета отомстить, а смерть Клавдия является завершением этого стремления. Вопрос о собственной смерти также мучает Гамлета, поскольку он неоднократно размышляет о том, является ли самоубийство морально оправданным действием в невыносимо болезненном мире.
Горе и страдания Гамлета таковы, что он часто жаждет смерти, чтобы прекратить свои страдания, но он боится, что если он совершит самоубийство, то будет обречён на вечные муки в аду, поскольку христианская религия запрещает самоубийство. В своём знаменитом солилоквиете «Быть или не быть» Гамлет философски заключает, что никто не решил бы терпеть боль жизни, если бы не боялся того, что будет после смерти, и что именно этот страх заставляет сложные моральные соображения мешать способности к действию.
Нация как больное тело
В «Гамлете» все взаимосвязано, включая благополучие королевской семьи и здоровье государства в целом. Первые сцены пьесы исследуют чувство тревоги и страха, которое окружает передачу власти от одного правителя к другому. На протяжении всей пьесы персонажи проводят явную связь между моральной легитимностью правителя и здоровьем нации.
Дания часто описывается как физическое тело, заболевшее в результате морального разложения Клавдия и Гертруды, и многие наблюдатели интерпретируют присутствие призрака как сверхъестественное предзнаменование, указывающее на то, что «что-то прогнило в государстве Дания». Умерший король Гамлет изображён как сильный, решительный правитель, под охраной которого государство было в добром здравии, в то время как Клавдий, нечестивый политик, развратил и скомпрометировал Данию ради удовлетворения собственных аппетитов. В конце пьесы приход к власти справедливого Фортинбраса даёт основание полагать, что Дания снова окрепнет.
Представление
В «Гамлете» много отсылок к представлениям всех видов – как к театральным представлениям, так и к тому, как люди выступают в повседневной жизни. В своём первом появлении Гамлет проводит различие между внешним поведением – «действиями, которые человек может сыграть» – и настоящими чувствами: «тем, что внутри, что не видно». Однако чем больше времени мы проводим с Гамлетом, тем труднее становится определить, что он действительно чувствует, а что изображает. В пятой сцене первого акта он объявляет, что собирается притвориться сумасшедшим («напустить на себя античный нрав»).
Во втором акте, сцена первая, Офелия описывает безумное поведение Гамлета как комическое представление. Однако, когда Гамлет говорит Розенкранцу и Гильденстерну, что «я потерял все своё веселье», он выглядит искренне подавленным. Поколения читателей спорили о том, действительно ли Гамлет безумен или просто изображает безумие. Точно сказать невозможно – к концу пьесы даже сам Гамлет, кажется, не знает разницы между спектаклем и реальностью. Гамлет и дальше исследует идею спектакля, регулярно напоминая зрителям, что мы смотрим пьесу.
Когда Полоний говорит, что в университете он «играл Юлия Цезаря», современные зрители подумали бы о шекспировском «Юлии Цезаре», который был написан примерно в то же время, что и «Гамлет». Актёр, игравший Полония, возможно, тоже играл Юлия Цезаря. Приём пьесы внутри пьесы даёт Гамлету дополнительные возможности прокомментировать природу театра. Постоянно напоминая зрителям, что то, что мы смотрим, – это спектакль, Гамлет предлагает нам задуматься о том, что нечто ненастоящее может казаться настоящим, и наоборот.
Сам Гамлет отмечает, что актёрская игра сильна тем, что она неотличима от реальности: «Цель игры – держать, как зеркало, перед природой». Именно поэтому он верит, что игроки могут «уловить совесть короля». Неоднократно показывая нам, что спектакль может казаться реальным, Гамлет заставляет нас задуматься о том, что же такое «реальность» на самом деле.
Безумие
Один из центральных вопросов «Гамлета» – потерял ли главный герой рассудок или только притворяется безумным. Неустойчивое поведение и бессмысленную речь Гамлета можно интерпретировать как уловку, чтобы заставить других персонажей поверить, что он сошёл с ума. С другой стороны, его поведение может быть логичной реакцией на «безумную» ситуацию, в которой он оказался – его отец был убит дядей, который теперь стал его отчимом.
Поначалу сам Гамлет, кажется, считает себя здравомыслящим – он описывает свои планы «придать себе античный вид» и говорит Розенкранцу и Гильденстерну, что безумен только тогда, когда ветер дует «с северо-северо-запада» – другими словами, его безумие – это то, что он может включать и выключать по своему желанию. Однако к концу пьесы Гамлет, похоже, сомневается в собственном здравомыслии. Обращаясь к себе в третьем лице, он говорит: «А когда он не в себе, то вредит Лаэрту», что свидетельствует о том, что Гамлет отдалился от своего прежнего, здравомыслящего «я».
Ссылаясь на своё убийство Полония, он говорит: «Кто же это сделал? Его безумие». В то же время, оправдание Гамлета безумием освобождает его от ответственности за убийство, так что это также может быть прочитано как работа здравого и хитрого ума.
Сомнение
В «Гамлете» сомнения главного героя создают мир, в котором мало что известно наверняка. Гамлет думает, но не уверен полностью, что его дядя убил его отца. Он верит, что видит Призрак своего отца, но не уверен, что ему следует верить в Призрак или прислушиваться к тому, что он ему говорит: «У меня будут основания для более близкого родства, чем это». В своём солилоквике «Быть или не быть» Гамлет подозревает, что ему следует просто убить себя, но сомнения в том, что лежит за могилой, мешают ему действовать.
Гамлет так мучается сомнениями, что даже пытается заразить своей неуверенностью других персонажей, как, например, когда он говорит Офелии: «Ты не должна была мне верить», когда он признался ей в любви. В результате зрители сомневаются в надёжности Гамлета как главного героя. У нас остаётся много сомнений по поводу действия – был ли у Гертруды роман с Клавдием до того, как он убил отца Гамлета; является ли Гамлет вменяемым или сумасшедшим; каковы истинные чувства Гамлета к Офелии.
Список персонажей
Гамлет
Принц Датский, заглавный персонаж и главный герой. В начале пьесы Гамлету около тридцати лет, он сын королевы Гертруды и покойного короля Гамлета и племянник нынешнего короля Клавдия. Гамлет меланхоличен, горек и циничен, он полон ненависти к интригам своего дяди и отвращения к сексуальности своей матери. Размышляющий и вдумчивый молодой человек, учившийся в Виттенбергском университете, Гамлет часто бывает нерешительным и колеблющимся, а в другое время склонен к необдуманным и импульсивным поступкам.
Гамлет очаровывал зрителей и читателей на протяжении веков, и первое, что следует отметить в нем, это то, что он загадочен. В нём всегда есть нечто большее, чем могут понять другие персонажи пьесы; даже самые внимательные и умные читатели уходят с ощущением, что они не знают всего, что можно знать об этом персонаже. Гамлет действительно говорит другим персонажам, что в нём есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд – в частности, его матери, Розенкранцу и Гильденстерну, – но его очарование включает в себя гораздо больше, чем это. Когда он говорит, он говорит так, как будто есть что-то важное, о чем он умалчивает, возможно, что-то, о чем не подозревает даже он сам. Умение писать солилоквизы и диалоги, создающие такой эффект, – одно из самых впечатляющих достижений Шекспира.
Студент университета, учёба которого прервана смертью отца, Гамлет чрезвычайно философичен и созерцателен. Его особенно привлекают сложные вопросы или вопросы, на которые нельзя дать однозначный ответ. Столкнувшись с доказательствами того, что его дядя убил его отца, доказательствами, в которые поверил бы любой другой персонаж пьесы, Гамлет становится одержим идеей доказать вину дяди, прежде чем пытаться действовать. Стандарт «вне разумных сомнений» для него просто неприемлем. Его также мучают вопросы о загробной жизни, о мудрости самоубийства, о том, что происходит с телами после смерти – список обширен.
Но, несмотря на то, что он задумчив до одержимости, Гамлет также ведёт себя необдуманно и импульсивно. Когда он действует, то делает это с удивительной быстротой и почти без преднамеренности, как, например, когда он пронзает Полония через занавеску, даже не проверив, кто это. Кажется, что он очень легко вживается в роль безумца, ведёт себя неадекватно и расстраивает других персонажей своей дикой речью и колкими намёками.
Важно также отметить, что Гамлет крайне меланхоличен и недоволен положением дел в Дании и в своей собственной семье, да и в мире в целом. Он крайне разочарован тем, что его мать так быстро вышла замуж за его дядю, и в самых резких выражениях отвергает Офелию, женщину, которую он когда-то признавался в любви. Его слова часто свидетельствуют о его отвращении и недоверии к женщинам в целом. В ряде моментов пьесы он размышляет о собственной смерти и даже о возможности самоубийства.
Но, несмотря на все то, чем Гамлет недоволен, примечательно, что принц и законный наследник Дании должен думать об этих проблемах только в личном и философском плане. Он тратит относительно мало времени на размышления об угрозах национальной безопасности Дании извне или угрозах стабильности внутри страны (некоторые из которых он помогает создать по собственной неосторожности).
Клавдий
Король Дании, дядя Гамлета и антагонист пьесы. Злодей пьесы, Клавдий – расчётливый, амбициозный политик, движимый сексуальными аппетитами и жаждой власти, но иногда он проявляет признаки вины и человеческих чувств – его любовь к Гертруде, например, кажется искренней.
Главный антагонист Гамлета – проницательный, похотливый, коварный король, который резко контрастирует с другими мужскими персонажами пьесы. В то время как большинство других важных людей в «Гамлете» озабочены идеями справедливости, мести и морального равновесия, Клавдий стремится к сохранению собственной власти. Старый король Гамлет, очевидно, был суровым воином, но Клавдий – продажный политик, чьё главное оружие – способность манипулировать другими с помощью искусного использования языка. Речь Клавдия сравнивают с ядом, вливаемым в ухо, – именно этот способ он использовал для убийства отца Гамлета.
Любовь Клавдия к Гертруде может быть искренней, но также кажется вероятным, что он женился на ней в качестве стратегического хода, чтобы помочь ему отвоевать трон у Гамлета после смерти короля. По ходу пьесы нарастающий страх Клавдия перед безумием Гамлета приводит его ко все большей озабоченности собой; когда Гертруда сообщает ему, что Гамлет убил Полония, Клавдий не замечает, что Гертруда могла быть в опасности, а только то, что он был бы в опасности, если бы находился в комнате. То же самое он говорит Лаэрту, пытаясь успокоить гнев юноши после смерти отца. В конечном итоге Клавдий оказывается слишком хитрым для своего собственного блага.
В акте V, сцена ii, вместо того чтобы разрешить Лаэрту только два способа убить Гамлета – заточенным мечом и ядом на лезвии, Клавдий настаивает на третьем – отравленном кубке. Когда Гертруда по неосторожности выпивает яд и умирает, Гамлет наконец-то может заставить себя убить Клавдия, и король погибает от собственной трусливой махинации.
Гертруда
Королева Дании, мать Гамлета, недавно вышедшая замуж за Клавдия. Гертруда глубоко любит Гамлета, но она неглубокая, слабая женщина, которая ищет привязанности и статуса больше, чем моральной чистоты или правды.
Немногие шекспировские персонажи вызывали столько неопределённости, как Гертруда, прекрасная королева Дании. Кажется, что пьеса ставит больше вопросов о Гертруде, чем даёт ответов, в том числе: Была ли она связана с Клавдием до смерти своего мужа? Любила ли она своего мужа? Знала ли она о плане Клавдия совершить убийство? Любила ли она Клавдия или вышла за него замуж, чтобы сохранить своё высокое положение в Дании? Верит ли она Гамлету, когда он настаивает на том, что не сумасшедший, или притворяется, что верит ему, просто чтобы защитить себя? Намеренно ли она предаёт Гамлета Клавдию или считает, что защищает тайну своего сына?
На эти вопросы можно ответить по-разному, в зависимости от того, как читать пьесу. Гертруда, которая чётко вырисовывается в «Гамлете», – это женщина, определяемая своим стремлением к положению и привязанности, а также склонная использовать мужчин для удовлетворения инстинкта самосохранения, что, конечно, делает её чрезвычайно зависимой от мужчин в её жизни. Самое известное высказывание Гамлета о Гертруде – это его яростное осуждение женщин в целом: «Хрупкость, имя тебе – женщина!».
Это замечание в большей степени свидетельствует о душевной агонии Гамлета, чем о чем-либо другом, но в значительной степени Гертруда действительно кажется морально хрупкой. Она никогда не проявляет способности критически осмыслить ситуацию, а просто инстинктивно выбирает, казалось бы, безопасные решения, как, например, когда она сразу же бежит к Клавдию после конфронтации с Гамлетом. Лучше всего она проявляет себя в социальных ситуациях, когда её природная грация и обаяние свидетельствуют о богатой, развитой личности. Временами кажется, что её грация и обаяние – её единственные качества, а её зависимость от мужчин – единственный способ использовать свои способности.
Полоний
Лорд-камергер при дворе Клавдия, напыщенный, коварный старик. Полоний – отец Лаэрта и Офелии.
Полоний – гордый и озабоченный отец. В своей первой реплике он говорит нам, что не решается отпустить своего сына Лаэрта за границу, и затягивает свою последнюю встречу с Лаэртом, потому что не хочет, чтобы тот уезжал. В той же сцене Полоний советует своей дочери Офелии избегать Гамлета, потому что он беспокоится о ней. Надёжная и счастливая семья Полония, Лаэрта и Офелии представляет собой разительный контраст с неблагополучной семьёй Клавдия, Гертруды и Гамлета.
Счастье семьи Полония отражается в реакции его детей на его убийство. Лаэрт страстно желает отомстить, а Офелия настолько поражена горем, что сходит с ума. В то же время Полоний показывает себя далеко не идеальным отцом. Он посылает Рейнальдо шпионить за своим сыном и использует свою дочь как приманку, чтобы обмануть Гамлета. Действия Полония свидетельствуют о том, что в «Гамлете» даже те отношения, которые кажутся любовными, неоднозначны, что способствует созданию в пьесе атмосферы сомнения и неуверенности.
Полоний также служит для Гамлета главным источником комического облегчения. Как комический персонаж, он постоянно показывает себя менее мудрым, чем думает. Например, во втором акте он ловко заявляет, что «краткость – душа остроумия», но делает это в середине утомительно длинной речи. Тот факт, что Полоний так ошибается, способствует одной из центральных тем «Гамлета» – проблеме уверенности в себе.
Забавное отсутствие самосознания у Полония служит комической фольгой для экзистенциальной борьбы Гамлета с самопознанием. В этом смысле Полоний предлагает альтернативный и гораздо менее экстремальный взгляд на невозможность совершенного самопознания. Это различие между Полонием и Гамлетом приводит к мощному примеру иронии в третьем акте, когда Гамлет по ошибке убивает Полония, думая, что это Клавдий. В то время как отсутствие самосознания у Полония в конечном счёте безвредно, отсутствие уверенности в себе толкает Гамлета на первый акт насилия, который полностью и трагически осекается.
Горацио
Близкий друг Гамлета, учившийся вместе с принцем в Виттенбергском университете. Горацио предан и помогает Гамлету на протяжении всей пьесы. После смерти Гамлета Горацио остаётся в живых, чтобы рассказать историю Гамлета.
Офелия
Дочь Полония, красивая молодая женщина, в которую Гамлет был влюблён. Офелия – милая и невинная девушка, которая слушается своего отца и брата Лаэрта. Зависимая от мужчин, которые подсказывают ей, как себя вести, она поддаётся на уговоры Полония шпионить за Гамлетом. Даже в своём безумии и смерти она остаётся девой, поёт песни о цветах и в конце концов тонет в реке среди собранных ею цветочных гирлянд.
Роль Офелии в пьесе вращается вокруг её отношений с тремя мужчинами. Она дочь Полония, сестра Лаэрта, и до начала событий пьесы у неё были романтические отношения с Гамлетом.
Отношения Офелии с этими мужчинами ограничивают её свободу действий и в конечном итоге приводят к её смерти. С самой первой сцены мужчины говорят Офелии, что ей делать. В третьей сцене первого акта, где мы впервые встречаемся с ней, Лаэрт и Полоний советуют Офелии не доверять признаниям Гамлета в любви. Несмотря на силу своих предостережений, Лаэрт и Полоний оба доверяют Офелии принимать собственные решения. Однако по мере того, как вопрос о душевном состоянии Гамлета становится все более серьёзным, Полоний все сильнее сдерживает свою дочь.
В начале третьего акта Полоний заставляет Офелию вернуть письма Гамлета и отказаться от его привязанности. Офелия подчиняется, но её поступок приводит Гамлета в приступ женоненавистнического гнева. Вскоре после этого Гамлет по ошибке убивает Полония. Сочетание жестокости её бывшего любовника и смерти отца повергает Офелию в приступ горя. В четвёртом акте она впадает в безумие и умирает при неоднозначных обстоятельствах. Трагедия Офелии заключается в том, что она теряет свою невинность не по своей вине.
Лаэрт
Сын Полония и брат Офелии, молодой человек, который большую часть пьесы проводит во Франции. Страстный и стремительный в действиях, Лаэрт явно противопоставляет себя рефлексирующему Гамлету.
Фортинбрас
Молодой принц Норвегии, чей отец-король (также носящий имя Фортинбрас) был убит отцом Гамлета (также носящим имя Гамлет). Теперь Фортинбрас хочет напасть на Данию, чтобы отомстить за честь своего отца, что делает его ещё одной фольгой для принца Гамлета.
Призрак
Призрак недавно умершего отца Гамлета. Призрак, утверждающий, что он был убит Клавдием, призывает Гамлета отомстить за него. Однако не совсем ясно, является ли призрак тем, за кого себя выдаёт, или чем-то другим. Гамлет предполагает, что призрак может быть дьяволом, посланным обмануть его и склонить к убийству, и вопрос о том, что это за призрак и откуда он взялся, так и не решается окончательно.
Розенкранц и Гильденстерн
Два немного неуклюжих придворных, бывшие друзья Гамлета из Виттенберга, которых вызывают Клавдий и Гертруда, чтобы выяснить причину странного поведения Гамлета.
Озрик
Глупый придворный, вызывающий Гамлета на дуэль с Лаэртским.
Вольтиманд и Корнелий
Придворные, которых Клавдий посылает в Норвегию, чтобы убедить короля предотвратить нападение Фортинбраса.
Марцелл и Бернардо
Офицеры, которые впервые видят призрак, идущий по валам Эльсинора, и вызывают Горацио, чтобы тот засвидетельствовал это. Марцелл присутствует при первой встрече Гамлета с призраком.
Франциско
Солдат и гвардеец в Эльсиноре.
Рейнальдо
Слуга Полония, которого Полоний посылает во Францию, чтобы проверить Лаэрта и шпионить за ним.
- Театр Наций начал гастроли в Санкт-Петербурге спектаклем «Гамлет. Коллаж»
- Шекспировский «Глобус» показал москвичам свою версию «Гамлета»
- Марк Розовский представил зрителям премьеру спектакля «Гамлет»
- «Отелло» Вильяма Шекспира, краткое содержание
- «Король Лир», краткое содержание
- «Укрощение строптивой», краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?