«Отелло» Вильяма Шекспира, краткое содержание читать ~25 мин.
Поэма «Трагедия Отелло, венецианского мавра» была написана в Лондоне, между 1601 и 1604 годами и впервые опубликована в 1622-м.
Это история африканского генерала венецианской армии, которого обманом заставляют заподозрить свою жену в супружеской измене, «Отелло» – это трагедия сексуальной ревности. Впервые поставленная около 1604 года, пьеса также является новаторским исследованием расовых предрассудков.
Отелло и Дездемона женятся и пытаются построить совместную жизнь, несмотря на разницу в возрасте, расе и опыте. Их брак саботируется завистливым Яго, который убеждает Отелло в неверности Дездемоны.
Сюжет
Действие «Отелло» начинается на одной из улиц Венеции, в разгар спора между богачом Родериго и Яго. Родериго платил Яго, чтобы тот помог ему добиться руки Дездемоны. Но Родериго только что узнал, что Дездемона вышла замуж за Отелло, генерала, у которого Яго безропотно служит прапорщиком. Яго говорит, что ненавидит Отелло, который недавно обошёл его в должности лейтенанта в пользу неопытного солдата Майкла Кассио.
Невидимые Яго и Родериго кричат Брабанцио, что его дочь Дездемону украли и выдали замуж за мавра Отелло. Брабанцио обнаруживает, что его дочь действительно пропала, и собирает офицеров, чтобы найти Отелло. Не желая, чтобы о его ненависти к Отелло стало известно, Яго оставляет Родериго и спешит вернуться к Отелло, пока Брабанцио не увидел его. В жилище Отелло прибывает Кассио со срочным посланием от герцога: Помощь Отелло необходима в деле о предстоящем вторжении турок на Кипр. Вскоре после этого прибывает Брабанцио с Родериго и другими людьми и обвиняет Отелло в краже его дочери с помощью колдовства. Узнав, что Отелло направляется на разговор с герцогом, Брабанцио решает пойти с ним и обвинить Отелло перед собравшимся сенатом.
План Брабанцио проваливается. Герцог и сенат относятся к Отелло с большой симпатией. Получив возможность говорить за себя, Отелло объясняет, что добивался и завоевал Дездемону не колдовством, а рассказами о своих приключениях в путешествиях и на войне. Герцог находит объяснения Отелло убедительными, и в этот момент входит сама Дездемона, чтобы защитить свой выбор в пользу брака и объявить отцу, что теперь она верна своему мужу. Брабанцио расстроен, но соглашается и разрешает возобновить заседание сената. Герцог говорит, что Отелло должен отправиться на Кипр, чтобы помочь в обороне от турок, которые движутся на остров. Дездемона настаивает на том, чтобы сопровождать мужа в его поездке, и в ту же ночь начинаются приготовления к отъезду.
На следующий день на Кипре два джентльмена стоят на берегу вместе с Монтано, губернатором Кипра. Прибывает третий джентльмен и сообщает, что турецкий флот потерпел крушение во время шторма на море. Вскоре прибывает Кассио, чей корабль не постигла та же участь, за ним следует второй корабль с Яго, Родериго, Дездемоной и Эмилией, женой Яго. Как только они высадились на берег, корабль Отелло был замечен, и группа отправляется в гавань. Пока они ждут Отелло, Кассио приветствует Дездемону, сжимая её руку. Наблюдая за ними, Яго говорит зрителям, что он использует «такую же паутину, как эта», чтобы заманить Кассио в ловушку.
Прибывает Отелло, приветствует жену и объявляет, что вечером будет пиршество в честь спасения Кипра от турок. Когда все ушли, Родериго жалуется Яго, что у него нет шансов разрушить брак Отелло. Яго уверяет Родериго, что как только у Дездемоны «кровь забурлит от спортивной игры», она потеряет интерес к Отелло и будет искать сексуального удовлетворения в другом месте. Однако Яго предупреждает, что это «другое место», скорее всего, будет с Кассио. Яго советует Родериго прогнать Кассио, начав с ним драку на вечернем пиру. В своей речи Яго объясняет зрителям, что устранение Кассио – это первый важный шаг в его плане погубить Отелло. В тот вечер Яго спаивает Кассио, а затем посылает Родериго, чтобы тот начал с ним драку. Явно спровоцированный Родериго, Кассио гонится за Родериго по сцене. Губернатор Монтано пытается удержать Кассио, и Кассио ударяет его ножом. Яго посылает Родериго поднять тревогу в городе.
Тревога поднята, и вскоре на шум прибывает Отелло, ушедший ранее с планами совершить свой брак. Когда Отелло спрашивает, кто начал драку, Яго притворяется, что не хочет обвинять своего «друга» Кассио, но тот в конце концов рассказывает всю историю. Тогда Отелло лишает Кассио звания лейтенанта. Кассио крайне расстроен и жалуется Яго, когда все ушли, что его репутация разрушена навсегда. Яго уверяет Кассио, что тот может вернуться в расположение Отелло, используя Дездемону в качестве посредника. В своём паясничанье Яго говорит нам, что он подставит Кассио и Дездемону как любовников, чтобы заставить Отелло ревновать.
В попытке примирения Кассио посылает музыкантов играть под окном Отелло. Однако Отелло посылает своего клоуна сказать музыкантам, чтобы они уходили. Надеясь устроить встречу с Дездемоной, Кассио просит клоуна, крестьянина, прислуживающего Отелло, прислать к нему Эмилию. После ухода клоуна мимо проходит Яго и говорит Кассио, что он уберёт Отелло с дороги, чтобы Кассио мог поговорить с Дездемоной наедине. Отелло, Яго и джентльмен отправляются осмотреть некоторые городские укрепления.
Дездемона с пониманием относится к просьбе Кассио и обещает, что сделает все возможное, чтобы Отелло простил своего бывшего лейтенанта. Когда Кассио собирается уходить, возвращаются Отелло и Яго. Чувствуя неловкость, Кассио уходит, не поговорив с Отелло. Отелло спрашивает, не Кассио ли это только что расстался со своей женой, и Яго, разжигая огонь ревности Отелло, отвечает: «Нет, конечно, я не могу думать, Что он так виновато уйдёт, Увидев твой приход».
Отелло становится расстроенным и угрюмым, а Яго продолжает свою цель – устранить Кассио и Отелло, предположив, что Кассио и Дездемона состоят в любовной связи. Уговоры Дездемоны к Отелло восстановить Кассио в должности лейтенанта усиливают почти мгновенное убеждение Отелло в неверности его жены. После разговора Отелло с Яго Дездемона приходит позвать Отелло к ужину и застаёт его в плохом самочувствии. Она предлагает ему свой платок, чтобы он обмотал им голову, но он находит его «слишком маленьким» и бросает его на пол. Дездемона и Отелло идут ужинать, и Эмилия подбирает платок, упоминая зрителям, что Яго всегда хотел, чтобы она украла его для него.
Яго приходит в восторг, когда Эмилия отдаёт ему платок, который он подбрасывает в комнату Кассио в качестве «доказательства» его романа с Дездемоной. Когда Отелло требует «наглядного доказательства» неверности своей жены, Яго говорит, что видел, как Кассио «вытирал бороду» платком Дездемоны – первым подарком Отелло. Отелло клянётся отомстить жене и Кассио, а Яго клянётся, что поможет ему. Когда вечером Отелло видит Дездемону, он требует у неё платок, но она говорит ему, что у неё его нет с собой, и пытается сменить тему, продолжая вести иск от имени Кассио. Это приводит Отелло в ещё большую ярость, и он вырывается. Позже Кассио выходит на сцену, удивляясь платку, который он только что нашёл в своих покоях. Его встречает проститутка Бьянка, которую он просит взять платок и переписать для него его вышивку.
Благодаря махинациям Яго Отелло настолько поглощён ревностью, что впадает в транс и с ним случается приступ эпилепсии. Пока он корчится на земле, мимо проходит Кассио, и Яго говорит ему, чтобы он вернулся через несколько минут для разговора. Когда Отелло приходит в себя, Яго рассказывает ему о встрече, которую он запланировал с Кассио. Он поручает Отелло спрятаться неподалёку и наблюдать, как Яго выпытывает у Кассио историю его романа с Дездемоной. Пока Отелло стоит в стороне, Яго выпытывает у Кассио информацию о Бьянке, в результате чего Кассио смеётся и подтверждает подозрения Отелло. Затем входит сама Бьянка с платком Дездемоны, отчитывая Кассио за то, что он заставил её переписать вышивку любовного жетона, подаренного ему другой женщиной. Когда Дездемона входит вместе с Лодовико, а Лодовико впоследствии передаёт Отелло письмо из Венеции, в котором его зовут домой и назначают Кассио вместо него, Отелло выходит из себя, ударяет Дездемону и уходит.
В ту ночь Отелло обвиняет Дездемону в том, что она шлюха. Он игнорирует её протесты, поддержанные Эмилией, о том, что она невиновна. Яго уверяет Дездемону, что Отелло просто расстроен из-за государственных дел. Однако позже вечером Отелло зловеще говорит Дездемоне, чтобы она ждала его в постели и отослала Эмилию. Тем временем Яго уверяет всё ещё жалующегося Родериго, что все идёт по плану: чтобы предотвратить отъезд Дездемоны и Отелло, Родериго должен убить Кассио. Тогда у него будет свободный путь к своей любви.
Яго поручает Родериго устроить засаду на Кассио, но Родериго промахивается, и Кассио ранит его. Яго ранит Кассио и убегает. Услышав крик Кассио, Отелло решает, что Яго убил Кассио, как и обещал. Входят Лодовико и Грациано, чтобы посмотреть, что за переполох. Вскоре входит Яго и в притворной ярости «обнаруживает» напавшего на Кассио Родериго, которого он убивает. Кассио уводят, чтобы перевязать его рану.
Тем временем Отелло стоит над своей спящей женой в их спальне, готовясь убить её. Дездемона просыпается и пытается умолять Отелло. Она доказывает свою невиновность, но Отелло душит её. Входит Эмилия с известием, что Родериго мёртв. Отелло спрашивает, мёртв ли Кассио, и с ужасом понимает, что Эмилия говорит, что нет. После криков о том, что её убили, Дездемона перед смертью меняет свою версию, заявляя, что покончила жизнь самоубийством. Эмилия спрашивает Отелло, что случилось, и Отелло говорит ей, что убил Дездемону за её неверность, о которой ему рассказал Яго.
В комнату входят Монтано, Грациано и Яго. Яго пытается заставить замолчать Эмилию, которая понимает, что сделал Яго. Сначала Отелло настаивает на том, что Яго сказал правду, приводя в качестве доказательства платок. Когда Эмилия рассказывает ему, как она нашла платок и отдала его Яго, Отелло сокрушается и начинает рыдать. Он пытается убить Яго, но его обезоруживают. Яго убивает Эмилию и убегает, но его ловят Лодовико и Монтано, которые возвращаются, держа Яго в плену. Они также приводят Кассио, который из-за раны теперь сидит в кресле. Отелло ранит Яго и обезоруживает его. Лодовико говорит Отелло, что он должен вернуться с ними в Венецию, чтобы предстать перед судом. Отелло произносит речь о том, как бы он хотел, чтобы его помнили, а затем убивает себя мечом, который он спрятал при себе. Пьеса завершается речью Лодовико. Он отдаёт дом и имущество Отелло Грациано и приказывает казнить Яго.
Анализ книги
Отелло – это история благородного полководца, который добился многих успехов на поле боя, но из-за ошибок в суждениях и своего статуса аутсайдера в обществе портит свои самые близкие отношения и самого себя. Пьеса начинается с грандиозного военного романа, разворачивающегося на Средиземном море. Однако действие драмы сжимается до клаустрофобического финала в тесной спальне, где Отелло убивает себя, задушив свою невинную жену. Пьеса переходит от огромных внешних пространств, которые служат фоном для героизма Отелло, к внутренним помещениям, в которых – как в прямом, так и в переносном смысле – нет места для дыхания. Сужающаяся траектория пьесы наводит на мысль, что негативные эмоции, такие как ревность, эмоционально душат человека, подавляя его способность ясно мыслить и тем самым мешая ему действовать разумно. Он также противопоставляет арены, на которых Отелло уверен и силён, такие как внешний мир битвы, домашнему пространству, где он менее защищён и может легко манипулировать.
Инцидент, который ставит протагониста и антагониста на путь столкновения, происходит ещё до начала пьесы, когда Отелло выбирает Кассио в качестве лейтенанта. Получив отказ в продвижении по службе, Яго чувствует себя отвергнутым и оставленным на роль «древнего» (т.е. прапорщика), военной должности, занимающей самое низшее положение среди всех офицеров. Будучи разгневанным выбором Отелло, Яго не менее расстроен тем, что желанная должность досталась Кассио, которого Яго считает менее квалифицированным, чем он. Позже он также рассказывает, что считает, что Кассио мог переспать с его женой (помимо того, что подозревает Отелло в том, что он спал с ней): «Ведь я боюсь Кассио и с моим ночным колпаком». Яго чувствует себя вдвойне униженным: повышение, которое, по его мнению, принадлежало ему по праву, досталось другому человеку, и оба виновника этого – Отелло и Кассио – могут спать с его женой. В этот момент симпатии зрителей на стороне Яго, поскольку мы ещё не видели Отелло, и у Яго есть справедливые причины для недовольства.
Напряжение пьесы возрастает, когда зрители встречают Отелло и понимают, насколько катастрофическим будет план Яго. Признания Отелло и Дездемоны в любви друг к другу и готовность Дездемоны отречься от отца, чтобы быть с Отелло, повышают ставки для пары и переключают зрителей на сторону Отелло. Противопоставляя добродетельные натуры Отелло, Дездемоны и Кассио лжи Яго, пьеса усиливает напряжение между правдой и обманом. Поскольку все в пьесе подвержены интригам Яго, зрители становятся его молчаливыми соучастниками, когда он раскрывает свои планы в ряде отступлений. Когда Яго с лёгкостью удаётся подпоить Кассио, подстрекать его к драке с Родериго и убедить Отелло уволить его – при этом он делает вид, что любит Кассио, – мы видим, какой он искусный манипулятор. Интриганская, циничная натура Яго резко контрастирует с остальными персонажами пьесы, которых губит их собственная доверчивая, честная натура и неспособность разглядеть обман Яго.
Противоборствующие силы добра, представленные Отелло, и зла, представленные Яго, вступают в прямой контакт в конце III акта, сцена iii, когда Отелло преклоняет колено перед Яго и обещает отомстить тем, кто его обманул. В отличие от многих шекспировских трагедий, где главный герой сталкивается с антагонистом в кульминационный момент пьесы, Отелло выражает своё абсолютное доверие Яго, назначая его своим новым лейтенантом. Ошибочное доверие Отелло и его слепота к истинным мотивам Яго ещё больше усиливают напряжение, поскольку зрители задаются вопросом, когда, если вообще когда-нибудь, Отелло узнает правду о своём предполагаемом друге. Поскольку Отелло все больше сходит с ума от ревности и отказывается слушать протесты Дездемоны о её невиновности, он становится все менее протагонистом и начинает выступать в роли второго антагониста, действующего в союзе с Яго. С этого момента, что бы ни делала Дездемона, это только доказывает её вину в глазах Отелло.
В оставшихся двух действиях пьесы коварный замысел Яго разворачивается с жестокой неизбежностью. Отелло переходит от убеждения, что Дездемона никогда не могла предать его, к требованию доказательств её неверности, чтобы он мог чувствовать себя оправданным, убивая её. Когда Яго предлагает Отелло задушить Дездемону в постели, в которой она якобы была неверна, Отелло говорит: «Хорошо, хорошо, справедливость этого радует!». (IV.i). Отелло по-прежнему страстно любит свою жену, но вместо того, чтобы рассматривать её достоинства как аргументы против обвинений Яго, он видит в них причины для того, чтобы ещё больше расстроиться из-за её предполагаемой неверности: «О Яго, как жаль, Яго!». Обезумев от ревности, Отелло вступает в сговор с Яго, чтобы убить Кассио, и разрабатывает план убийства Дездемоны. Либо его жена была неверна и обманывает его, либо его любимый, «честный» друг Яго обманывает его. Только после убийства Дездемоны Отелло понимает, что верил не тому человеку. Когда он, наконец, осознает свою ошибку, он убивает себя, чтобы не жить в мире, где честь и честность не имеют никакой ценности.
Список персонажей
Отелло
Главный герой и протагонист пьесы. Христианский мавр и генерал армии Венеции, Отелло – красноречивый и физически сильный человек, которого уважают все окружающие. Несмотря на свой возвышенный статус, он, тем не менее, легко становится жертвой неуверенности в себе из-за своего возраста, солдатской жизни и своей расы. Он обладает «свободной и открытой натурой», которую использует его прапорщик Яго, чтобы превратить его любовь к жене, Дездемоне, в сильную и разрушительную ревность.
Дездемона
Дочь венецианского сенатора Брабанцио. Дездемона и Отелло тайно обвенчались до начала пьесы. Хотя Дездемона во многом стереотипно чиста и кротка, она также решительна и самодостаточна. Она в равной степени способна защитить свой брак, подшутить над Яго и достойно ответить на непонятную ревность Отелло.
Яго
Прапорщик Отелло (должность, известная также как древний или знаменосец) и злодей пьесы. Яго двадцать восемь лет. Хотя предполагаемая причина, по которой он желает гибели Отелло, заключается в том, что его не допустили к повышению в звании лейтенанта, мотивы Яго никогда не выражены очень чётко и, похоже, берут начало в навязчивом, почти эстетическом удовольствии от манипуляций и разрушения.
Майкл Кассио
Лейтенант Отелло. Кассио – молодой и неопытный солдат, высокое положение которого вызывает недовольство Яго. Искренне преданный Отелло, Кассио очень стыдится того, что оказался замешан в пьяной драке на Кипре и потерял место лейтенанта. Яго использует молодость, внешность и дружбу Кассио с Дездемоной, чтобы сыграть на неуверенности Отелло в верности Дездемоны.
Эмилия
Жена Яго и прислуга Дездемоны. Циничная, мирская женщина, она глубоко привязана к своей любовнице и не доверяет своему мужу.
Родериго
Ревнивый поклонник Дездемоны. Молодой, богатый и глупый, Родериго убеждён, что если он отдаст Яго все свои деньги, то Яго поможет ему добиться руки Дездемоны. Неоднократно разочаровываясь, когда Отелло женится на Дездемоне, а затем увозит её на Кипр, Родериго в конце концов отчаивается настолько, что соглашается помочь Яго убить Кассио после того, как Яго указывает на то, что Кассио – ещё один потенциальный соперник Дездемоны.
Бьянка
Куртизанка, или проститутка, на Кипре. Любимый клиент Бьянки – Кассио, который дразнит её обещаниями жениться.
Брабанцио
Отец Дездемоны, несколько грубоватый и самовлюблённый венецианский сенатор. Будучи другом Отелло, Брабанцио чувствует себя преданным, когда генерал тайно женится на его дочери.
Герцог Венеции
Официальный представитель власти в Венеции, герцог пользуется большим уважением Отелло как государственный и военный служащий. Его главная роль в пьесе – примирение Отелло и Брабанцио в акте I, сцена iii, а затем отправка Отелло на Кипр.
Монтано
Губернатор Кипра до Отелло. Впервые мы видим его во втором акте, когда он рассказывает о ходе войны и ожидает венецианские корабли.
Лодовико
Один из родственников Брабанцио, Лодовико выступает в роли гонца из Венеции на Кипр. Он прибывает на Кипр в IV акте с письмами, в которых сообщается, что Отелло сменил Кассио на посту губернатора.
Грациано
Родственник Брабанцио, который сопровождает Лодовико на Кипр. Среди хаоса финальной сцены Грациано упоминает, что отец Дездемоны умер.
Клоун
Слуга Отелло. Хотя клоун появляется только в двух коротких сценах, его появление отражает и искажает действия и слова основных сюжетов: например, его каламбуры на слове «ложь» предвосхищают путаницу Отелло в двух значениях этого слова.
Вопросы и ответы
— Почему Яго ненавидит Отелло?
Главная причина, по которой Яго замышляет уничтожить Отелло, – это подозрение, что у Отелло могла быть связь с Эмилией. Однако сам Яго признается, что не знает, правдивы эти слухи или нет, объясняя это тем, что «не знаю, правда ли это, но я за одно лишь подозрение в этом роде поступлю как за уверенность». Яго также упоминает, что и сам неравнодушен к Дездемоне: «Я тоже люблю её». Ни одна из этих причин не кажется достаточной для того, чтобы понять, насколько сильно Яго ненавидит Отелло, и, что примечательно, он отказывается отвечать на вопрос Отелло о его мотивах в конце пьесы, говоря лишь: «Не требуй от меня ничего. То, что ты знаешь, ты знаешь». Отсутствие ясной причины для разрушительной ненависти Яго – это часть того, что делает его таким леденящим душу и эффективным злодеем, поскольку отчасти он, кажется, получает удовольствие от разрушения ради разрушения.
— Как Эмилия помогает Яго?
Эмилия отдаёт платок Дездемоны Яго, объясняя, что после того, как Дездемона уронила его, она, «будучи здесь, взяла его» (3.3.). Поскольку Эмилия крадёт платок, Дездемона не может предъявить его, когда Отелло просит её показать его ему, что приводит к тому, что он ещё больше убеждается в её виновности в измене. Поскольку это убеждение и вызванная им ревнивая ярость заставляют его убить Дездемону, Эмилия действительно имеет какое-то отношение к убийству. Однако, узнав о смерти своей любовницы, Эмилия испытывает явный ужас и смятение: «Ты убила милейшую невинность, Что прежде взор поднимала». Она также настаивает на раскрытии истории о том, что произошло на самом деле, и на доказательстве вины Яго, даже если это угрожает ей самой, объясняя: «Пусть небо, и люди, и черти, пусть все они, все позорят меня, все равно я буду говорить».
— Почему Отелло беспокоится о платке Дездемоны?
Отелло сначала объясняет, что у него сентиментальная привязанность к платку Дездемоны, потому что это был первый подарок, который он сделал Дездемоне: «Я подарил ей такой; это был мой первый подарок». Позже он подробно рассказывает о семейной истории платка, говоря Дездемоне, что это был подарок его матери, которая использовала его как талисман, чтобы сохранить любовь отца. Он объясняет: «В его паутине есть магия», оставляя Дездемону в сомнении, верить ему или нет. Поскольку Отелло сильно привязан к платку, он особенно расстроен тем, что Дездемона не может его найти, и ужасается, что она могла отдать его другому мужчине. Схема Яго, направленная на то, чтобы создать впечатление, будто Кассио отдал платок Бьянке, ещё больше унижает семейную реликвию, превращая её в вещь, которую можно просто передавать по кругу в рамках сексуального обмена.
— Как Яго манипулирует Дездемоной?
После того как Кассио теряет расположение Отелло, Яго использует стремление Дездемоны вновь свести этих двух мужчин вместе: «Так я превращу её добродетель в смолу И из её же доброты сделаю сеть». Яго подбрасывает Отелло мысль о том, что между Кассио и Дездемоной может происходить что-то неподобающее, и побуждает Отелло обратить внимание на то, не напрягает ли «твоя дама его развлечения каким-нибудь сильным или пылким принуждением». В результате, когда Дездемона все-таки вступается за Кассио, Отелло становится очень ревнивым и подозрительным. Ее невинные надежды на то, что «пусть Кассио снова будет принят», в сочетании с другими страхами, посеянными Яго, сводят Отелло почти с ума от ревности.
— Как Яго использует Бьянку, чтобы обмануть Отелло?
Яго обманывает Кассио, заставляя его говорить о Бьянке, женщине, с которой у него роман, а Отелло убеждает Кассио, что тот описывает Дездемону. В результате комментарии Кассио, такие как «Она убеждена, что я женюсь на ней из любви и лести, а не по моему обещанию», звучат для Отелло как признание Кассио в том, что он спит с Дездемоной. Путаница между Дездемоной и Бьянкой очень важна, потому что статус Бьянки как проститутки означает, что Кассио не уважает её. Яго замечает, что «он, услышав о ней, не может сдержать смеха». Отелло разгневан, потому что считает, что слышит, как над его женой подшучивают и описывают её как проститутку, но он также не может не видеть её в таком свете. В дальнейшем Отелло ещё несколько раз называет Дездемону шлюхой, предположительно из-за того, как, по его мнению, с ней обращались другие мужчины.
— Почему Яго ненавидит Кассио?
Яго обижен на Кассио за то, что Отелло повысил его в звании до лейтенанта – должность, которую Яго хотел получить сам. Обиду усугубляет тот факт, что Яго считает Кассио не подходящим для этой должности – он указывает Родериго на то, что Кассио знает о командовании людьми в бою столько же, сколько «дева». Яго считает, что он доказал свои боевые навыки на Родосе и Кипре, и все же его променяли на Кассио, человека «простого болтуна без практики».
— Почему Родериго будит Брабанцио?
Под влиянием Яго Родериго будит Брабанцио, чтобы сообщить ему, что его дочь, Дездемона, сбежала ночью с Отелло. Родериго безумно влюблён в Дездемону и готов на все ради шанса сделать её своей, даже манипулировать её отцом в ярости, которая может разрушить их с Отелло брак. Брабанцио ведёт себя так, как надеялись Родериго и Яго: Он впадает в панику, поднимает свою свиту и немедленно отправляется на поиски Отелло.
— Почему Отелло отправляется на Кипр?
Отелло отправляется на Кипр по приказу герцога Венеции. Турки собираются напасть на Кипр, и поскольку Отелло известен как превосходный полководец, герцог отправляет его на Кипр, чтобы он принял командование над солдатами и защитил остров. Отелло с гордостью принимает должность, но выдвигает одну просьбу: Поскольку Дездемоне больше не рады в доме её отца, он просит разрешить ей присоединиться к нему на Кипре.
— Как Кассио падает от милости Отелло и получает увольнение?
Решив отомстить и саботировать, Яго специально спаивает Кассио в надежде, что ему удастся заставить Кассио сделать что-то, «что может оскорбить остров». Как только Кассио напивается, Яго предпринимает ещё два шага, которые приводят к гибели Кассио: Сначала он рассказывает Монтано, что Кассио каждый вечер сильно напивается, а затем, по предварительной договорённости с Родериго, заставляет Родериго подраться с Кассио, зная, что Кассио будет бурно реагировать. В результате драки несколько человек поднимают тревогу, и когда Отелло приезжает и узнает о поведении Кассио, он говорит: «Кассио, я люблю тебя, но никогда больше не будь моим офицером».
— Почему Родериго соглашается убить Кассио?
Яго убеждает Родериго, что Кассио получил повышение и стал новым губернатором Кипра, а это значит, что Отелло и Дездемона скоро покинут остров. Он говорит Родериго, что, если он убьёт Кассио, Отелло и Дездемоне придётся задержаться на Кипре, что даст Родериго время, чтобы сделать свои шаги к Дездемоне. Яго заходит так далеко, что говорит: «Если в следующую ночь ты не насладишься Дездемоной, выведи меня из мира вероломством и придумай моторы для моей жизни».
— Умирает ли Кассио?
Когда Родериго нападает на Кассио, Кассио быстро реагирует, достаёт меч и ранит Родериго в целях самозащиты. В тот момент, когда Яго замечает, что Родериго не удалось убить Кассио, он подкрадывается к Кассио сзади и режет ему ноги, надеясь сам убить соперника. Но Кассио получает медицинскую помощь и выживает после обоих нападений.
— Как умирает Родериго?
После того, как Родериго не удаётся убить Кассио, на место преступления прибывает Яго, который делает вид, что переживает за Кассио. Яго так хорошо играет роль преданного товарища, что гневно проклинает человека, ранившего Кассио, и зовёт на помощь других. Когда Кассио называет Родериго напавшим на него, Яго, притворяясь благородным, называет Родериго «убийственным рабом» и закалывает его до смерти.
— Убивает ли Отелло Дездемону?
Акт 5, сцена 2 открывается тем, что Отелло входит в свою спальню, чтобы разбудить спящую Дездемону. Он велит ей молиться, чтобы она не оставила после себя «преступления, не примирившегося пока с небом и милостью», а затем спрашивает её о том, что она отдала свой платок Кассио, обвиняя её в любовной связи с Кассио. Несмотря на её страстные отрицания и признания в любви и верности ему, Отелло душит её в их постели.
— Почему Эмилия умирает?
Когда Эмилия узнает, что Отелло убил Дездемону, потому что считал, что она была неверна ему с Кассио, и это утверждение он подкрепляет тем, что Яго рассказал ему об этой интрижке и что у Кассио был платок Дездемоны, Эмилия приходит в ярость. Она смело бросается на Отелло и сообщает ему, что Дездемона не отдавала платок Кассио, но что Яго приказал ей украсть его, и что Дездемона была верна Отелло до самого конца. Пока Эмилия рассказывает правду, Яго неоднократно приказывает ей молчать, но она отказывается. В порыве вины и ярости Яго закалывает Эмилию и убивает её.
— Умирает ли Отелло?
Осознав, что убил невинную Дездемону, Отелло признает, что убил самое дорогое в своей жизни. Он просит своих людей запомнить его как «ничем не оправданного, ничем не прогневанного». И как «того, кто любил не мудро, но слишком хорошо. Не просто ревновал, а был ревнив, недоумевая до крайности». Затем он использует оружие, которое ранее спрятал в своей спальне, чтобы заколоть себя.
- Над спектаклем «Отелло» в Омском ТЮЗе, работали столичные постановщики
- Спектаклем Юрия Бутусова «Отелло» в «Сатириконе» открылся новый сезон
- «Гамлет», краткое содержание
- «Король Лир», краткое содержание
- «Укрощение строптивой», краткое содержание
- «Ромео и Джульетта», краткое содержание и анализ
- «Много шума из ничего», краткое содержание
- «Макбет», краткое содержание и анализ
Комментирование недоступно Почему?