«Макбет», краткое содержание и анализ читать ~39 мин.
«Трагедия Макбета», пьеса Шекспира о шотландском дворянине и его жене, которые убивают своего короля ради трона, показывает крайности амбиций и чувства вины. Пьеса была впервые поставлена в 1606 году, но три ведьмы и другие мрачные образы из неё вошли в наше коллективное воображение.
Это мрачная и зловещая драма, наводящая на мысль о мире, перевёрнутом нечистыми и противоестественными преступлениями в Средние века, а именно в одиннадцатом веке.
Основные конфликты – это борьба внутри Макбета между его амбициями и чувством добра и зла; борьба между убийственным злом, представленным Макбетом и леди Макбет, и интересами нации, представленными Малькольмом и Макдуфом. Встреча Макбета и Банко с ведьмами инициирует оба конфликта; речи леди Макбет подталкивают Макбета к убийству Дункана и захвату короны.
Убийство Макбетом Дункана во втором акте представляет собой точку невозврата, после которой Макбет вынужден продолжать расправу над своими подданными, чтобы избежать последствий своего преступления. Макбет совершает все более жестокие убийства (слуг Дункана, Банко, леди Макдуф и её сына); вторая встреча Макбета с ведьмами; финальная конфронтация Макбета с Макдуфом и противоборствующими армиями.
Кровавая битва в первом акте предвещает кровавые убийства в дальнейшем; когда Макбету кажется, что он слышит голос во время убийства Дункана, это предвещает бессонницу, которая мучает Макбета и его жену; подозрения Макдуфа в отношении Макбета после убийства Дункана предвещают его последующее противостояние Макбету; все пророчества ведьм предвещают последующие события.
Сюжет
Пьеса начинается с краткого появления трио ведьм, а затем перемещается в военный лагерь, где шотландский король Дункан слышит новость о том, что его генералы, Макбет и Банко, разбили две отдельные армии вторжения – одну из Ирландии, возглавляемую мятежником Макдонвальдом, и одну из Норвегии. После упорной битвы с этими вражескими силами Макбет и Банко встречают ведьм, пересекающих болото. Ведьмы пророчествуют, что Макбет станет таном (звание шотландской знати) Каудора и в конечном итоге королём Шотландии. Они также предсказывают, что спутник Макбета, Банко, породит род шотландских королей, хотя сам Банко никогда не станет королём.
Ведьмы исчезают, а Макбет и Банко относятся к их пророчествам скептически, пока не приходят люди короля Дункана, чтобы поблагодарить двух генералов за их победы в битве и сообщить Макбету, что его действительно назначили таном Каудора.
Предыдущий танец предал Шотландию, сражаясь на стороне норвежцев, и Дункан приговорил его к смерти. Макбет заинтригован возможностью того, что оставшаяся часть пророчества ведьм – что он будет коронован как король – может оказаться правдой, но он не знает, чего ожидать. Он встречается с королём Дунканом, и они планируют вместе поужинать в Инвернессе, замке Макбета, той же ночью. Макбет пишет своей жене леди Макбет, рассказывая ей обо всем, что произошло.
Леди Макбет не терпит неуверенности своего мужа. Она желает для него царской власти и хочет, чтобы он убил Дункана, чтобы получить её. Когда Макбет прибывает в Инвернесс, она преодолевает все возражения мужа и убеждает его убить короля той же ночью. Они с леди Макбет планируют напоить двух камергеров Дункана, чтобы те потеряли сознание; на следующее утро они свалят вину за убийство на камергеров, которые окажутся беззащитными, так как ничего не будут помнить. Пока Дункан спит, Макбет закалывает его, несмотря на свои сомнения и ряд сверхъестественных предчувствий, включая видение окровавленного кинжала.
Когда на следующее утро обнаруживается смерть Дункана, Макбет убивает камергеров – вероятно, в ярости от их преступления – и легко принимает королевскую власть. Сыновья Дункана Малькольм и Дональбейн бегут соответственно в Англию и Ирландию, опасаясь, что тот, кто убил Дункана, желает и их гибели.
Испугавшись пророчества ведьм о том, что наследники Банко захватят трон, Макбет нанимает группу убийц, чтобы убить Банко и его сына Фланса. Они устраивают засаду на Банко по пути на королевский пир, но им не удаётся убить Фланса, и он убегает в ночь. Макбет приходит в ярость: пока Фланс жив, он боится, что его власть остаётся ненадёжной.
В ту ночь на пиру к Макбету приходит призрак Банко. Увидев призрак, Макбет в ужасе бредит, пугая своих гостей, среди которых большинство представителей шотландской знати. Леди Макбет пытается нейтрализовать вред, но королевская власть Макбета вызывает все большее сопротивление со стороны его знати и подданных.
Испугавшись, Макбет отправляется к ведьмам в их пещеру. Там они показывают ему череду демонов и духов, которые дают ему дальнейшие пророчества: он должен остерегаться Макдуфа, шотландского дворянина, который противился восшествию Макбета на престол; ему не может причинить вреда ни один мужчина, рождённый от женщины; и он будет в безопасности, пока Бирнам Вуд не придёт в замок Дансинайн.
Макбет испытывает облегчение и чувствует себя в безопасности, потому что знает, что все мужчины рождаются от женщин и что леса не могут двигаться. Узнав, что Макдуф бежал в Англию к Малькольму, Макбет приказывает захватить замок Макдуфа и, что самое жестокое, убить леди Макдуф и её детей.
Когда весть о казни его семьи достигает Макдуфа в Англии, он поражён горем и клянётся отомстить. Принц Малькольм, сын Дункана, сумел собрать армию в Англии, и Макдуф присоединяется к нему, отправляясь в Шотландию, чтобы бросить вызов войскам Макбета. Вторжение получает поддержку шотландской знати, которая потрясена и напугана тираническим и убийственным поведением Макбета. Леди Макбет, тем временем, страдает от приступов лунатизма, в которых она жалуется на то, что, по её мнению, является пятнами крови на её руках.
Перед тем как прибывают противники Макбета, Макбет получает известие о том, что она покончила с собой, что приводит его в глубокое пессимистическое отчаяние. Тем не менее, он ждёт англичан и укрепляет Дунсинан, в который он, похоже, удалился, чтобы защищаться, уверенный, что пророчества ведьм гарантируют его непобедимость. Однако его охватывает страх, когда он узнает, что английская армия наступает на Дунсинан, прикрываясь ветвями Бирнамского леса. Бирнам Вуд действительно приближается к Дунсинану, исполняя половину пророчества ведьм.
В битве Макбет ожесточённо сражается, но английские войска постепенно одолевают его армию и замок. На поле боя Макбет сталкивается с мстительным Макдуфом, который заявляет, что он не был «рождён женщиной», а был «безвременно вырван» из чрева матери (то, что мы сейчас называем рождением путём кесарева сечения). Понимая, что он обречён, Макбет продолжает бороться, пока Макдуф не убивает и не обезглавливает его. Малькольм, теперь уже король Шотландии, объявляет о своих благодетельных намерениях в отношении страны и приглашает всех посмотреть на его коронацию в Скоуне.
Анализ
«Макбет» – это трагедия, повествующая о солдате, чьи непомерные амбиции и жажда власти заставляют его отказаться от своих моральных принципов и привести к почти полному уничтожению королевства, которым он стремится править. Вначале конфликт происходит между Макбетом и самим собой, когда он обсуждает, будет ли он насильственно захватывать власть, и между Макбетом и его женой, когда леди Макбет подталкивает своего мужа к действиям, которые он не решается предпринять.
Как только Макбет перестаёт бороться со своими амбициями, конфликт смещается. Он возникает между Макбетом и другими персонажами, в частности, Банко и Макдуфом, которые оспаривают его власть. Макбет является главным героем в том смысле, что он находится в центре повествования и что зрители часто имеют доступ к его точке зрения. Однако, поскольку он часто действует вопреки своим интересам, а также интересам других персонажей и своей страны, он также является антагонистом. Персонажи, которые противостоят Макбету и в конечном итоге побеждают его, делают это для того, чтобы восстановить порядок и справедливость.
На самом деле пьеса открывается с последствий чьих-то амбиций. В первой сцене зрители узнают о кровавом конфликте, возникшем в результате восстания, возглавляемого таном Каудора. Это восстание предвещает последствия превышения своей роли.
Конфликт начинается, когда Макбет встречает ведьм, которые пророчествуют, что он станет сначала таном Коудора, а затем королём Шотландии. Как только он узнает, что их первое пророчество сбылось, в нём пробуждается мысль о возможности осуществления и второго. Как удивляется сам Макбет, “две истины сказаны, Как счастливые прологи к размашистой поступи Имперской темы”.
В решающий поворотный момент пьесы Макбет оказывается перед выбором: предпринять решительные действия, чтобы присвоить корону себе, или просто подождать и посмотреть, что произойдёт. Каждый выбор, который он делает, и все, что происходит до конца пьесы, вытекает из его решения здесь. Макбет испытывает двойственное чувство: он хочет быть королём, но в то же время знает, что обязан Дункану верностью и “как родственник, и как подданный”.
Напряжение между долгом и амбициями обостряется, когда леди Макбет узнает о пророчестве, что её муж станет королём, и тут же начинает разрабатывать стратегию, как добиться исполнения пророчества. Теперь Макбет разрывается между верностью Дункану и верностью своей жене, которая, похоже, не испытывает ни стыда, ни сомнений, ни угрызений совести по поводу задуманного ею тёмного дела. Она жаждет «влить духи в ухо Макбета И наказать доблестью языка Все, что мешает ему в золотом круге». У зрителей возникает ощущение, что леди Макбет, возможно, жаждала именно такой возможности, где она сможет применить свой ум и стратегические способности.
Леди Макбет успешно манипулирует своим мужем, заставляя его действовать, говоря ему: “Когда ты осмелился сделать это, значит, ты был мужчиной”. Этот первоначальный конфликт по поводу того, может ли он убить своего короля, который существует как между Макбетом и самим собой, так и между Макбетом и его женой, разрешается, когда Макбет действует, убивает Дункана и затем захватывает власть после того, как более очевидные наследники бегут в страхе быть обвинёнными в преступлении.
После убийства конфликт в основном сводится к противостоянию между Макбетом и людьми, которые не доверяют его власти и тому, как он её получил. Прокляв себя убийством Дункана, Макбет не остановится ни перед чем, чтобы удержать свою власть. В начале третьего акта зрители узнают, что Банко подозревает Макбета в том, что он мог добиться власти нечестным путём. Возможно, потому что он знает, что у Банко есть причины не доверять ему, и, конечно, потому что он боится, что наследники Банко – это вызов его роду, Макбет устраивает убийство Банко и его сына.
И Макбет, и его жена изменились: Макбет, ранее нерешительный, теперь совершенно твёрд и решителен, а леди Макбет, ранее нетерпеливая и кровожадная, теперь считает, что было бы неплохо оставить все как есть. Например, она прямо говорит ему, что он «должен оставить это», в то время как он объясняет, что «плохое начало делает сильным себя плохое». Убийство Банко ещё больше усиливает конфликт. Макбет явно является тиранической фигурой, и сюжет будет вращаться вокруг его отстранения от власти и наказания за его преступления.
Разоблачительная речь Леннокса и лорда в 6-й сцене 3-го акта поясняет, что политическая лояльность изменилась и что Макбет теперь рассматривается как узурпатор, которого необходимо свергнуть. Мы видим, что правление Макбета губительно для всей Шотландии, поскольку Леннокс сетует на судьбу “этой нашей страдающей страны Под рукой проклятой”.
Ужасный приказ Макбета об убийстве жены и детей Макдуфа создаёт более конкретный личный конфликт в рамках более широкого конфликта; у Макдуфа теперь есть повод для личной мести Макбету. Подстёгиваемый яростью и горем, Макдуф клянётся: “Приведи ты этого изверга Шотландии и сам На длину меча его уложи”.
Заявление Макдуфа о личной вражде с Макбетом создаёт основу для финального конфликта между ними и поражения Макбета. Положительный исход становится невозможным для Макбета, поскольку он постепенно теряет свой авторитет, власть и, в конце концов, жену.
В конце концов, чрезмерная вера Макбета в то, что ему суждено стать королём, приводит его к гибели, поскольку он самонадеянно неправильно истолковывает пророчества ведьм, полагая, что они сулят ему славу, тогда как на самом деле пророчества предсказывают, как он будет побеждён. Хотя зрители уже давно поняли, что ведьмы не заслуживают доверия и замышляют недоброе, Макбет осознает этот факт только перед лицом собственной смерти. Он сетует на то, что ведьмы «морочат нам голову в двойном смысле, Что держат слово обетованное на слуху и нарушают его в надежде». Хотя он винит ведьм, его собственные амбиции также виноваты в этом. Он услышал то, что хотел услышать, и поверил в то, во что хотел поверить, с первого момента встречи с ведьмами.
Тем не менее, Макбету нельзя не сочувствовать, так как у него было несколько мощных сил, побуждавших его к действию, и долгое время он искренне верил, что следует своей судьбе. Его смерть разрешает политический и социальный конфликт, поскольку законный король теперь может вернуться к власти и восстановить порядок в Шотландии. Краткий спад действия пьесы позволяет надеяться на светлое будущее при новом правлении Малькольма.
Темы
Развращающая сила бесконтрольных амбиций
Главная тема «Макбета» – разрушение, происходящее, когда амбиции не сдерживаются моральными ограничениями – находит своё наиболее сильное выражение в двух главных героях пьесы. Макбет – храбрый шотландский генерал, который от природы не склонен к совершению злых поступков, однако он сильно желает власти и продвижения по службе. Он убивает Дункана вопреки здравому смыслу и после этого мучается чувством вины и паранойей. К концу пьесы он впадает в неистовое, хвастливое безумие.
Леди Макбет, с другой стороны, преследует свои цели с большей решимостью, но она менее способна противостоять последствиям своих аморальных поступков. Один из самых сильных женских персонажей Шекспира, она безжалостно подстрекает своего мужа убить Дункана и призывает его быть сильным после убийства, но в конце концов её доводит до отчаяния то, что повторное кровопролитие Макбета отражается на её совести.
В каждом случае амбиции – конечно же, подкреплённые злобными пророчествами ведьм – толкают пару на все более ужасные злодеяния. Проблема, по мнению авторов пьесы, заключается в том, что, решив применить насилие для достижения власти, трудно остановиться. Всегда есть потенциальные угрозы трону – Банко, Фланс, Макдуф – и всегда есть соблазн использовать насильственные средства, чтобы избавиться от них.
Взаимосвязь между жестокостью и мужественностью
Персонажи «Макбета» часто останавливаются на вопросах пола. Леди Макбет манипулирует своим мужем, ставя под сомнение его мужественность, желает, чтобы она сама была «бесполой», и не противоречит Макбету, когда он говорит, что такая женщина, как она, должна рожать только мальчиков. Точно так же, как леди Макбет подталкивает своего мужа к убийству, Макбет провоцирует убийц, которых он нанимает для убийства Банко, сомневаясь в их мужественности.
Такие действия показывают, что и Макбет, и леди Макбет приравнивают мужественность к голой агрессии, и всякий раз, когда они говорят о мужественности, вскоре следует насилие. Их понимание мужественности позволяет политическому порядку, изображённому в пьесе, погрузиться в хаос. В то же время, однако, зрители не могут не заметить, что женщины также являются источниками насилия и зла.
Пророчества ведьм подстёгивают амбиции Макбета, а затем поощряют его жестокое поведение; леди Макбет служит мозгом и волей для заговора своего мужа; а единственное божественное существо, которое появляется в пьесе, – это Геката, богиня колдовства. Вероятно, в «Макбете» корень хаоса и зла лежит в женщинах, что заставило некоторых критиков утверждать, что это самая женоненавистническая пьеса Шекспира.
Хотя мужские персонажи так же жестоки и склонны к злу, как и женщины, агрессия женских персонажей поражает больше, потому что она идёт вразрез с преобладающими ожиданиями того, как должны вести себя женщины. Поведение леди Макбет, безусловно, показывает, что женщины могут быть такими же амбициозными и жестокими, как и мужчины. То ли из-за ограничений её общества, то ли потому, что она недостаточно бесстрашна для убийства, леди Макбет для достижения своих целей полагается на обман и манипуляции, а не на насилие.
В конечном счёте, в пьесе даётся пересмотренное и менее разрушительное определение мужественности. В сцене, где Макдуф узнает об убийстве своей жены и ребёнка, Малькольм утешает его, призывая воспринять новость «по-мужски» – отомстить Макбету. Макдуф показывает молодому наследнику, что у него ошибочное понимание мужественности. На предложение Малькольма: «Оспаривай это как мужчина», Макдуф отвечает: «Я так и сделаю. Но я также должен чувствовать это как мужчина». В конце пьесы Сивард принимает известие о смерти сына довольно благодушно. Малькольм отвечает: «Он стоит больше горя И того, что я потрачу ради него».
Комментарий Малькольма показывает, что он усвоил урок, который дал ему Макдуф, о чувственной природе истинной мужественности. Он также предполагает, что с коронацией Малькольма в Шотландском королевстве будет восстановлен порядок.
Разница между королевской властью и тиранией
В пьесе Дункана всегда называют «королём», в то время как Макбет вскоре становится известен как «тиран». Разница между этими двумя типами правителей, кажется, выражена в разговоре, который происходит в Акте 4, сцена 3, когда Макдуф встречает Малькольма в Англии. Чтобы проверить Макдуфа на верность Шотландии, Малькольм притворяется, что он был бы ещё худшим королём, чем Макбет. Он рассказывает Макдуфу о его порицаемых качествах – среди них жажда личной власти и жестокий нрав, которые, казалось бы, как нельзя лучше характеризуют Макбета. С другой стороны, Малькольм говорит: «Благородство, присущее королю, – это справедливость, правдивость, постоянство, стабильность, щедрость, настойчивость, милосердие и смирение».
Образцовый король, таким образом, предлагает королевству воплощение порядка и справедливости, а также комфорт и привязанность. При нём подданные вознаграждаются в соответствии с их заслугами, как, например, когда Дункан делает Макбета таном Каудора после победы Макбета над захватчиками. Самое главное, что король должен быть предан Шотландии превыше собственных интересов.
Макбет, напротив, приносит в Шотландию лишь хаос, символизируемый плохой погодой и странными сверхъестественными событиями, и не предлагает никакой реальной справедливости, а лишь привычку капризно убивать тех, в ком он видит угрозу. Как воплощение тирании, он должен быть побеждён Малькольмом, чтобы в Шотландии снова появился настоящий король.
Честолюбие
Несмотря на то, что ведьмы подбадривают Макбета, истинной гибелью Макбета является его собственное честолюбие. Леди Макбет так же амбициозна, как и её муж, и побуждает его совершить убийство, чтобы достичь своих целей. Оба Макбета не видят, как их амбиции заставляют их переступать моральные границы и ведут к гибели. Как только Макбет убивает Дункана, его амбиции сохранить титул короля переплетаются с паранойей. Вместо того чтобы наслаждаться плодами своих амбиций, он становится одержим идеей сохранения завоёванной власти.
Слепое стремление Макбета к власти можно противопоставить другим амбициозным персонажам пьесы, таким как Банко. Банко тоже слышит пророчества ведьм и тоже имеет амбиции по отношению к своим сыновьям. Но в отличие от Макбета, мораль Банко не позволяет ему добиваться своей цели любой ценой. В конце пьесы Макбет добился всего, чего хотел, но не имеет ничего. После смерти жены и отсутствия надежды на рождение принца Макбет видит, чего стоили ему его бесконтрольные амбиции: потери всего, чем он дорожил.
Чувство вины
Чувство вины Макбета за убийство своего короля Дункана и убийство своего друга Банко вызывает у него галлюцинации вины. Леди Макбет также страдает галлюцинациями и в конце концов сходит с ума от чувства вины за свою роль в смерти Дункана. Тот факт, что оба героя страдают от мучений в результате своих действий, говорит о том, что ни Макбет, ни его жена не являются абсолютно хладнокровными. Хотя они совершают ужасные преступления, на каком-то уровне они знают, что поступили неправильно.
Чувство вины не позволяет им в полной мере насладиться властью, которой они жаждали. Леди Макбет говорит: «Сделанного не воротишь» в первой сцене пятого акта, но чувство вины продолжает мучить её. В то время как чувство вины Макбета заставляет его совершать новые убийства в попытке скрыть свои первые преступления, чувство вины леди Макбет доводит её до безумия и, в конце концов, до самоубийства.
Дети
Потеря детей – сложная и интригующая тема в пьесе. И для Макбета, и для Банко дети олицетворяют идею продолжения рода. Макбет убивает Банко в надежде помешать пророчеству ведьм о том, что Банко станет родоначальником длинной череды королей. Однако Флинсу удаётся избежать убийства, оставляя возможность того, что однажды он займёт трон. У Макбета и его жены нет наследников, хотя леди Макбет упоминает, что когда-то была матерью, говоря: «Я сосала и знаю, как нежно любить младенца, который меня доит». Эта фраза наводит на мысль, что Макбеты могли потерять ребёнка.
Точно так же Макдуф оплакивает детей, которых Макбет приказал убить, и использует память о них, чтобы подстегнуть себя к победе над их убийцей; а Сивард оплакивает потерю своего сына в заключительной битве пьесы, но гордится тем, что стал отцом такого храброго солдата, сражавшегося за благородное дело.
Список персонажей
Макбет
Макбет – шотландский полководец и танец Глэмиса, которого пророчества трёх ведьм наводят на нечестивые мысли, особенно после того, как сбывается их предсказание о том, что он станет таном Каудора. Макбет – храбрый воин и могущественный человек, но его нельзя назвать добродетельным. Его легко склонить к убийству, чтобы удовлетворить свои амбиции на трон, и после того, как он совершает своё первое преступление и коронуется как король Шотландии, он начинает совершать новые злодеяния со все большей лёгкостью.
В конечном итоге Макбет оказывается более подходящим для поля боя, чем для политических интриг, потому что ему не хватает навыков, необходимых для того, чтобы править, не будучи тираном. Его ответ на любую проблему – насилие и убийство. В отличие от великих шекспировских злодеев, таких как Яго в «Отелло» и Ричард III в «Ричарде III», Макбет никогда не чувствует себя комфортно в роли преступника. Он не в состоянии вынести психологические последствия своих злодеяний.
Поскольку мы впервые слышим о Макбете из рассказа раненого капитана о его доблести на поле боя, наше первоначальное впечатление – храбрый и способный воин. Однако эта точка зрения усложняется, когда мы видим, как Макбет общается с тремя ведьмами. Мы понимаем, что к его физической храбрости добавляется всепоглощающее честолюбие и склонность к сомнениям в себе: предсказание о том, что он станет королём, приносит ему радость, но в то же время создаёт внутреннее смятение.
Эти три качества – храбрость, честолюбие и сомнения в себе – борются за власть над Макбетом на протяжении всей пьесы. Шекспир использует Макбета, чтобы показать ужасные последствия, которые амбиции и чувство вины могут оказать на человека, которому не хватает силы характера. Мы можем отнести Макбета к необратимому злу, но его слабый характер отличает его от великих шекспировских злодеев – Яго в «Отелло», Ричарда III в «Ричарде III», Эдмунда в «Короле Лире» – которые все достаточно сильны, чтобы победить чувство вины и неуверенность в себе. Макбет, хоть он и великий воин, плохо подготовлен к психическим последствиям преступления.
Перед тем как убить Дункана, Макбет мучается от беспокойства и почти отказывается от преступления. Только твёрдое чувство цели леди Макбет подталкивает его к совершению преступления. Однако после убийства её сильная личность начинает распадаться, оставляя Макбета все более одиноким. Он колеблется между приступами лихорадочной активности, в которых он замышляет серию убийств, чтобы обеспечить себе трон, и моментами ужасного чувства вины (например, когда появляется призрак Банко) и абсолютного пессимизма (после смерти жены, когда он, кажется, впадает в отчаяние). Эти колебания отражают трагическое напряжение внутри Макбета: он одновременно слишком честолюбив, чтобы совесть помешала ему убить на пути к вершине, и слишком совестлив, чтобы быть довольным собой как убийцей.
Когда в конце пьесы все для него рушится, он, кажется, испытывает почти облегчение – английская армия у его ворот, он наконец-то может вернуться к жизни воина, и он проявляет своего рода безрассудную браваду, когда враги окружают его и тянут вниз.
Отчасти это происходит от его фатальной уверенности в пророчествах ведьм, но, кажется, это также связано с тем, что он вернулся на арену, где он был наиболее успешен и где его внутренние потрясения не должны влиять на него – а именно, на поле боя. В отличие от многих других трагических героев Шекспира, Макбет никогда не задумывается о самоубийстве: «Зачем мне играть римского дурака, – спрашивает он, – и умирать / От собственного меча?» (5.10.1-2). (5.10.1-2). Вместо этого он падает, сражаясь, что делает пьесу полным кругом: она начинается с победы Макбета на поле боя и заканчивается его смертью в бою.
Леди Макбет
Жена Макбета, глубоко честолюбивая женщина, жаждущая власти и положения. В начале пьесы она кажется более сильной и безжалостной из них двоих, поскольку побуждает своего мужа убить Дункана и захватить корону. Однако после начала кровопролития леди Макбет становится жертвой чувства вины и безумия в ещё большей степени, чем её муж. Совесть мучает её до такой степени, что в конце концов она кончает жизнь самоубийством.
Интересно, что они с Макбетом представлены как глубоко влюблённые, и многие речи леди Макбет свидетельствуют о том, что её влияние на мужа в первую очередь сексуальное. Их совместное отчуждение от мира, вызванное их партнёрством в преступлении, кажется, усиливает привязанность, которую они чувствуют друг к другу.
Леди Макбет – один из самых известных и пугающих женских персонажей Шекспира. Когда мы впервые видим её, она уже замышляет убийство Дункана, и она сильнее, безжалостнее и амбициознее своего мужа. Похоже, она полностью осознает это и понимает, что ей придётся подтолкнуть Макбета к совершению убийства. В какой-то момент она жалеет, что она не женщина, чтобы сделать это самой.
Эта тема взаимосвязи между полом и властью является ключевой для характера леди Макбет: её муж подразумевает, что она – мужская душа, обитающая в женском теле, что, по-видимому, связывает мужское начало с амбициями и насилием. Шекспир, однако, использует её и ведьм, чтобы опровергнуть идею Макбета о том, что «неустрашимое мужество не должно составлять ничего, кроме мужчин».
Эти хитрые женщины используют женские методы достижения власти – то есть манипуляции – для реализации своих якобы мужских амбиций. Женщины, говорится в пьесе, могут быть такими же амбициозными и жестокими, как и мужчины, но социальные ограничения не позволяют им самостоятельно реализовать эти амбиции.
Леди Макбет манипулирует своим мужем с поразительной эффективностью, преодолевая все его возражения; когда он не решается на убийство, она неоднократно ставит под сомнение его мужественность, пока он не чувствует, что должен совершить убийство, чтобы доказать свою правоту. Удивительная сила воли леди Макбет сохраняется и во время убийства короля – именно она успокаивает нервы своего мужа сразу после совершения преступления.
Однако после этого леди Макбет начинает медленно сползать в безумие – как амбиции влияют на неё сильнее, чем на Макбета до преступления, так и чувство вины сильнее мучает её после. К концу пьесы она доходит до того, что ходит во сне по замку, отчаянно пытаясь смыть невидимое пятно крови. Когда чувство вины возвращается домой, чувствительность леди Макбет становится слабостью, и она не может справиться с ней. Что очень важно, она (по всей видимости) убивает себя, что свидетельствует о её полной неспособности справиться с наследием их преступлений.
Три ведьмы
Три «чёрные и полуночные ведьмы», которые замышляют зло против Макбета, используя чары, заклинания и пророчества. Их предсказания побуждают его убить Дункана, приказать убить Банко и его сына и слепо верить в собственное бессмертие. В пьесе истинная сущность ведьм остаётся неясной – кроме того, что они слуги Гекаты, мы мало что знаем об их месте в космосе. В чем-то они напоминают мифологические судьбы, которые безлично сплетают нити человеческой судьбы. Они явно испытывают извращённое удовольствие от использования своих знаний о будущем, чтобы играть с людьми и уничтожать их.
На протяжении всей пьесы ведьмы, которых многие персонажи называют «странными сёстрами», таятся как тёмные мысли и неосознанные искушения к злу. Отчасти их злодеяния обусловлены их сверхъестественными способностями, но в основном это результат их понимания слабостей конкретных собеседников – они играют на амбициях Макбета, как кукловоды.
Бороды ведьм, причудливые зелья и рифмованная речь заставляют их выглядеть немного нелепо, как карикатуры на сверхъестественное. Шекспир заставляет их говорить рифмованными двустишиями (самая известная их строка, вероятно, «Double, double, toil and trouble, Fire burn and cauldron bubble»), что отличает их от других персонажей, которые в основном говорят пустым стихом. Слова ведьм выглядят почти комично, как злобные детские стишки. Однако, несмотря на абсурдность их рецептов «глаз тритона и палец лягушки», они явно являются самыми опасными персонажами пьесы, одновременно обладая огромной силой и абсолютной злобой.
Зрителям остаётся задаться вопросом, являются ли ведьмы независимыми агентами, играющими человеческими жизнями, или агентами судьбы, чьи пророчества – лишь сообщения о неизбежном. Ведьмы имеют поразительное и явно намеренное сходство с судьбами, женскими персонажами норвежской и греческой мифологии, которые ткут ткань человеческих жизней, а затем обрезают нити, чтобы положить им конец. Некоторые из их пророчеств кажутся самосбывающимися. Например, вряд ли Макбет убил бы своего короля, если бы не толчок, данный предсказаниями ведьм.
В других случаях, однако, их пророчества просто удивительно точно отражают будущее – трудно представить, чтобы Бирнамский лес пришёл в Дунсинан, как самосбывающийся в любом случае. Пьеса не предлагает лёгких ответов. Вместо этого Шекспир держит ведьм далеко за пределами человеческого понимания. Они олицетворяют беспричинное, инстинктивное зло.
Банко
Храбрый, благородный генерал, чьи дети, согласно пророчеству ведьм, унаследуют шотландский престол. Как и Макбет, Банко думает о честолюбивых замыслах, но не претворяет их в жизнь. В каком-то смысле характер Банко служит упрёком Макбету, поскольку он представляет собой путь, который Макбет не выбрал: путь, на котором честолюбие не обязательно приводит к предательству и убийству. Поэтому уместно, что именно призрак Банко, а не Дункана, преследует Макбета. Помимо того, что призрак олицетворяет вину Макбета за убийство Банко, он также напоминает Макбету, что он не подражал реакции Банко на пророчество ведьм.
Банко – храбрый и благородный лучший друг Макбета, а также его вторая жертва. Банко вступает в пьесу вместе с Макбетом после того, как оба доблестно сражались на стороне Дункана в недавней битве. Дункан признает, что Банко «не менее достоин» похвалы, чем Макбет, но с самого начала пьесы Банко затмевается достижениями и амбициями Макбета. Однако Банко не совсем лишён собственных амбиций. Он тоже просит пророчество у ведьм и с радостью узнает, что его дети будут править Шотландией.
Как и Макбет, Банко, похоже, не понимает, что ценой пророчества ведьм станет его жизнь. В третьем акте убийцы убивают Банко по приказу Макбета и пытаются убить его маленького сына Фланса, которому удаётся спастись. Вскоре после смерти Банко появляется в виде призрака на банкете, который Макбеты устраивают в своём замке.
В конце пьесы за сценой остаётся самое важное для Банко: его сын Флинс, который может вернуться, чтобы отомстить за смерть отца и занять трон Шотландии, исполнив пророчество ведьм о том, что сыновья Банко однажды станут королями.
Король Дункан
Добрый король Шотландии, которого Макбет, стремясь к короне, убивает. Дункан – образец добродетельного, благожелательного и дальновидного правителя. Его смерть символизирует разрушение порядка в Шотландии, который может быть восстановлен только тогда, когда род Дункана в лице Малькольма вновь займёт трон.
Макдафф
Шотландский дворянин, с самого начала враждебно настроенный к королевской власти Макбета. В конце концов он становится лидером крестового похода с целью свержения Макбета. Цель крестового похода – посадить на трон законного короля Малькольма, но Макдуф также желает отомстить за убийство Макбетом жены и маленького сына Макдуфа.
Макдуф выделяется из большого числа второстепенных персонажей тем, что Макбет причиняет ему особый вред, а Макдуф в свою очередь мстит Макбету. В начале пьесы Макдуф – верный и храбрый дворянин, сражающийся на стороне Дункана. Он сразу же не верит утверждению Макбета, что Дункан был убит его слугами, и отказывается идти на коронацию Макбета.
Как только Макбет понимает, что Макдуф не будет ему предан, Макдуф становится особым объектом гнева, вины и неистового желания Макбета защитить свою власть. Макбет подговаривает убийц убить жену и детей Макдуфа, после того как Макдуф уже бежал в Англию, чтобы обратиться к королю за помощью в борьбе с Макбетом.
Решение Макдуфа бросить свою семью никогда не объясняется до конца, и его трудно оправдать, учитывая их жестокие убийства. Однако Макдуф глубоко мотивирован смертью своей жены и сыновей, и он несколько раз в пьесе говорит о том, что должен отомстить за них. Таким образом, его стремление посадить Малькольма на трон Шотландии отражает его желание иметь истинного монарха, но также показывает его желание отомстить за убийство жены и сына.
Малькольм
Сын Дункана, чьё восстановление на троне знаменует возвращение Шотландии к порядку после террористического правления Макбета. Малькольм становится серьёзной проблемой для Макбета с помощью Макдуфа (и при поддержке Англии). До этого он выглядит слабым и неуверенным в своих силах, как, например, когда он и Дональбейн бегут из Шотландии после убийства своего отца.
Геката
Богиня колдовства, которая помогает трём ведьмам околдовать Макбета.
Фланс
Сын Банко, который выживает после попытки Макбета убить его. В конце пьесы местонахождение Флинса неизвестно. Предположительно, он может стать правителем Шотландии, исполнив пророчество ведьм о том, что сыновья Банко сядут на шотландский трон.
Леннокс
Шотландский дворянин.
Росс
Шотландский дворянин.
Убийцы
Группа грубиянов, призванных Макбетом для убийства Банко, Фланса (которого им не удалось убить), а также жены и детей Макдуфа.
Портье
Пьяный швейцар в замке Макбета.
Леди Макдуф
Жена Макдуфа. Сцена в её замке даёт нам единственный взгляд на домашнее царство, кроме Макбета и леди Макбет. Она и её дом служат контрастом леди Макбет и адскому миру Инвернесса.
Дональбейн
Сын Дункана и младший брат Малькольма.
Вопросы и ответы
— Настоящие ли ведьмы в «Макбете»?
Да. Макбет действительно видит трёх ведьм в пьесе. Банко также видит их и разговаривает с ними. Вначале Банко задаёт ведьмам вопросы о том, реальны ли они или это галлюцинация, которую он и Макбет разделяют, но на протяжении всей пьесы оба мужчины принимают ведьм как физических существ. Позже в пьесе ведьмы появляются вместе со своей королевой, Гекатой, в сцене, где нет ни одного человеческого персонажа. Если бы у Макбета были галлюцинации, он должен был бы находиться на сцене, чтобы их увидеть. Его нет, и это ещё одно доказательство того, что в мире этой пьесы они реальны.
Мы также можем сравнить отношение к ведьмам с отношением к призраку Банко. Когда Макбет утверждает, что видит призрак, леди Макбет настаивает, что ничего не видит, говоря Макбету: «When all’s done/ You look but on a stool.» (3.4.) В пьесе и у Макбета, и у его жены бывают галлюцинации, которые видят только они, но ведьмы явно видны не только Макбету.
— Всегда ли Макбет хотел стать королём?
Зрители впервые видят Макбета всего за несколько мгновений до того, как он и Банко встречаются с ведьмами. Таким образом, у зрителей не так много времени, чтобы узнать что-либо о Макбете до пророчества ведьм. Однако, услышав, что он станет королём, Макбет сразу же реагирует бурно, заставляя Банко сказать: «Добрый сэр, почему вы начинаете и, кажется, боитесь / Того, что звучит так справедливо?». (1.3.) Реакция Макбета говорит о том, что он испытывает сильные чувства по поводу перспективы стать королём. Точно так же, когда леди Макбет читает письмо Макбета с предсказаниями о его будущем, она тут же начинает строить заговор, чтобы убить Дункана и занять трон, предполагая, что леди Макбет тоже всегда мечтала стать королевой.
— Почему Макбет считает, что ведьмы хотят ему помочь?
Когда Малком открывает, что он был извлечён из чрева матери – или, другими словами, рождён через кесарево сечение, – Макбет наконец понимает, что пророчества ведьм означали его гибель, а не возвышение. До конца пьесы Макбет путал тот факт, что предсказания ведьм всегда сбывались, с идеей, что их предсказания были полезны для него. Все, что предсказывают ведьмы, сбывается, но все, что происходит, в итоге вредит Макбету. Он становится таном Каудора, но это питает его честолюбие, и он убивает Дункана. Он становится королём, но в результате убивает многих людей, включая своего лучшего друга.
Когда Макбет слышит последнее предсказание ведьм, его мучает видение детей Банко, правящих вместо него, но он все ещё не понимает, что ведьмы не на его стороне. Он воспринимает их предсказания о том, что он не может быть побеждён, пока Бирнамский лес не сдвинется с места, и что его не может убить только мужчина, не рождённый от женщины, как доказательство того, что он защищён. Он сильно ошибается.
— Совершает ли леди Макбет самоубийство?
Шекспир оставляет точный характер смерти леди Макбет неоднозначным. Когда Макбету сообщают, что его жена умерла, никаких подробностей не сообщается, и он не спрашивает о них. Вместо этого он говорит о тщетности и бессмысленности жизни. В конце пьесы Малькольм говорит дворянам, что «’tis thought, by self and violent hands» королева покончила с собой, но включение слова «thought» подразумевает, что её самоубийство – это слух. Самоубийство считается смертным грехом в Римско-католической церкви, и поэтому его не одобряют во всей Англии. Согласно церковным законам, если бы леди Макбет покончила с собой, она была бы вечно проклята. Однако вопрос так и остаётся без ответа.
— Как переместился Бирнам Вуд и почему Макдуф смог убить Макбета?
Когда Малькольм, Макдуф, Сивард и другие дворяне планируют напасть на замок Макбета и свергнуть его, в Акте V, сцена 4, они находятся в Бирнамском лесу, через поле. Малькольм приказывает солдатам отломать сучья от дерева в лесу и держать их перед собой, пока они идут к Макбету. Он говорит, что это позволит скрыть их истинное число от тех, кто следит за Макбетом, и они не смогут доложить королю точный счёт. С точки зрения Макбета, находящегося на расстоянии многих ярдов, кажется, что сам лес движется, когда мужчины делают это.
Хотя ведьмы говорят Макбету, что он не может быть убит человеком, «рождённым женщиной», Макдуф открывает Макбету, что он был рождён путём так называемого кесарева сечения, вырезан из тела матери вместо того, чтобы родиться более обычным способом. Таким образом, Макдуф исполняет предсказание ведьм о том, что мужчина, не рождённый от женщины, – единственный человек, который может убить Макбета.
— Что убеждает Макбета в правдивости пророчества ведьм?
Макбет убеждается в истинности пророчества ведьм, когда Дункан называет его таном Каудора, что, по предсказанию ведьм, и произойдёт. Когда три ведьмы впервые обращаются к Макбету, они признают Макбета как тана Глэмиса (его нынешний титул), так и тана Каудора. Это озадачивает Макбета, поскольку он не может понять, как он может быть и тем, и другим. Вскоре после этого Росс приносит известие о том, что король присвоил Макбету новый титул тана Каудора, поскольку предыдущий тан Каудора был казнён за измену. Это неожиданное событие заставляет Макбета убедиться в том, что ведьмы говорили правду.
— Почему Банко не доверяет ведьмам?
Банко скептически относится к намерениям ведьм и не верит в их пророчество. Банко предупреждает Макбета, что «орудия тьмы» часто говорят полуправду, «чтобы победить нас во вред себе» (1.3.125-126). Хотя ведьмы пророчат великое будущее и Макбету, и Банко, Банко менее вдохновлён и заинтригован, чем Макбет, и предпочитает оставить это дело в покое.
— Почему Макбет считает, что ему нужно убить короля Дункана?
Макбет считает, что ему нужно убить короля Дункана, потому что он видит в сыне короля, Малькольме, угрозу трону. Макбет уже запутался в том, нужно ли ему оставить пророчество ведьм в руках судьбы или же совершить какие-то «тёмные» поступки, чтобы помочь их пророчеству. Однако когда Макбет слышит, как Дункан объявляет о своём намерении сделать Малькольма своим наследником, Макбет убеждается, что ему нужно взять дело в свои руки и самому убить короля Дункана.
— Как леди Макбет убеждает Макбета убить короля Дункана?
Леди Макбет убеждает Макбета убить короля Дункана, используя его чувство мужественности и храбрости. Когда Макбет рассказывает, что изменил своё мнение и больше не хочет убивать короля Дункана, леди Макбет приходит в ярость. Она открыто ставит вопрос о том, является ли он мужчиной, готовым поступиться своими желаниями, спрашивая: «Боишься ли ты / Быть таким же в своём поступке и доблести, / Как и в желании?» (1.7.39-41), и далее ставит под сомнение его мужественность, заявляя: «Когда ты осмелился сделать это, тогда ты был мужчиной» (1.7.49). Тактика леди Макбет срабатывает: Несмотря на то, что Макбет испытывает отвращение к безжалостности своей жены, он решает убить Дункана.
— Почему Макбет убивает двух камергеров короля Дункана?
Хотя мотив Макбета неясен, можно предположить, что Макбет убивает двух камергеров короля Дункана в порыве страха и ужаса. Первоначальный план леди Макбет – напоить камергеров короля Дункана до такой степени, чтобы они потеряли сознание, а затем подставить их под убийство короля Дункана, заставив Макбета оставить в их руках два окровавленных кинжала. План идёт хорошо, пока Макбет не оставляет окровавленные кинжалы у пьяных мужчин. В смятении Макбет говорит леди Макбет, что ему показалось, будто он слышал, как камергеры в пьяном сне сказали: «Благослови нас Бог!», как будто они видели его, но неясно, так ли это. Макбет явно растерян и убил камергеров из страха быть пойманным и в ужасе от того, к чему он решил приобщиться.
— Почему сыновья короля Дункана, Малькольм и Дональбейн, бегут в Англию после убийства отца?
Малькольм и Дональбейн бегут из Шотландии в Англию после убийства своего отца, потому что боятся, что тот, кто убил их отца, убьёт и их. Хотя такой шаг кажется логичным, учитывая обстоятельства, некоторые смотрят на него иначе. Некоторые персонажи считают их побег симптомом вины и задаются вопросом, действительно ли Малькольм и Дональбейн являются убийцами.
— Почему Макбет убивает Банко?
Макбет убивает Банко, потому что видит в нём ещё одну угрозу трону. В первоначальном пророчестве ведьм говорится, что Макбет станет королём, но сын и потомки Банко будут будущими королями, а сам Банко никогда не станет королём. Макбет, так и не поняв до конца, как исполнится пророчество, снова берет дело в свои руки. Несмотря на то, что Банко – его близкий товарищ, Макбет теперь преследует единственную цель – защитить себя и своё положение, и он убивает Банко, чтобы сохранить трон.
— Как смерть леди Макбет влияет на Макбета?
Когда Макбет узнает о смерти леди Макбет, он отвечает, что она в любом случае должна была умереть – «Она должна была умереть здесь и потом» (5.5.17) – как и все остальные. Затем Макбет продолжает рассуждать о краткости жизни: «Жизнь – лишь ходячая тень, бедный игрок, / Что щеголяет и вольничает свой час на сцене» (5.5.24-25). Макбет может быть эмоционально оцепеневшим в этот момент пьесы, за гранью грусти или даже сожаления, особенно по отношению к жене, которая помогла довести его до гибели.
— Что убеждает Макбета в том, что он непобедим над армией Макдуфа?
Макбет верит, что он непобедим над армией Макдуфа, потому что ведьмы и явления предсказали, что «ни одна из рождённых женщинами / Не причинит Макбету вреда» (4.1.82-83) и что «Макбет никогда не будет побеждён, пока / От Великого Бирнамского леса до высокого Дансинанского холма / Не выступит против него» (4.1.96-98). Макбет интерпретирует эти пророчества буквально. Он считает, что раз все мужчины рождаются от женщин, а лес не может двигаться, то он непобедим.
— Как сбывается пророчество ведьм о Банко?
Можно предположить, что сын Банко, Флеанс, в конце концов станет королём. Это предположение частично основано на пророчестве ведьм о том, что, хотя Банко никогда не станет королём, его сын и потомки им станут. Когда Макбет посылает группу убийц, чтобы убить Банко и Флеанса, Флеанс сбегает, и убийцы выполняют только половину своего задания, оставляя открытый путь для линии Банко наследовать трон. Однако единственным королём, коронованным после Макбета в пьесе, является Малькольм, сын Дункана.
- Владимирский драмтеатр представил оригинальную версию спектакля «Леди Макбет Мценского уезда»
- В Иркутской драме им. Охлопкова успешно прошла премьера спектакля «Макбет»
- На Новой сцене Александрийского театра представили спектакль «Макбет» в прочтении польского режиссёра Кшиштофа Гарбачевского
- Премьера «Макбет» в «Балтийском доме» - дебют Люка Персеваля в России
- Прошла премьера новой работы Камы Гинкаса - «Леди Макбет нашего уезда»
- ОПЕРА МАКБЕТ
- «Много шума из ничего», краткое содержание
- «Укрощение строптивой», краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?