«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, краткое содержание читать ~13 мин.
«Маленький принц» (фр. Le Petit Prince) — самое известное произведение французского писателя, поэта и профессионального лётчика Антуана де Сент-Экзюпери (Antoine de Saint-Exupéry). Опубликованная в 1943 году в Нью-Йорке, эта аллегорическая повесть-сказка стала одной из самых переводимых и любимых книг в мире. Автор сам иллюстрировал произведение, и его акварельные рисунки не менее знамениты, чем сам текст.
Рассказчик, пилот самолёта, терпит крушение в пустыне Сахара. Его самолёт сильно повреждён, а запасы еды и воды ограничены. Когда он размышляет о своём бедственном положении, к нему подходит серьёзный белокурый мальчик — Маленький принц, который просит нарисовать ему барашка. Рассказчик выполняет просьбу, и с этого момента начинается их дружба.

Пилот узнаёт, что Маленький принц прибыл с крошечной планеты, которую на Земле называют астероидом B-612. Маленький принц очень заботился о своём доме: он выпалывал ростки баобабов, чтобы они не разрушили планету. Однажды там проросла загадочная Роза, и Маленький принц полюбил её. Но, поймав её на лжи, он решил, что больше не может ей доверять. Одинокий и разочарованный, он покинул свою планету, чтобы исследовать другие миры.
Повесть «Маленький принц» рассказывает о пилоте, который после крушения в пустыне Сахара встречает необычного мальчика. Этот мальчик, Маленький принц, прибыл со своей крошечной планеты. Пока пилот чинит самолёт, его новый друг делится историями о путешествиях и встречах со странными взрослыми, преподавая ценные уроки о жизни, любви и о том, как важно «видеть сердцем».
Во время своих странствий Маленький принц посетил соседние астероиды, где впервые столкнулся с ограниченным миром взрослых. На первых шести планетах он встретил Короля, Честолюбца, Пьяницу, Делового человека, Фонарщика и Географа. Все они жили в одиночестве, поглощённые своими бессмысленными занятиями. Их поведение забавляло и одновременно возмущало Маленького принца, который не мог понять их стремлений.
За исключением Фонарщика, чьей верности своему делу он восхитился, Маленький принц остался невысокого мнения о взрослых, которых повстречал. Однако от Географа он узнал, что цветы не вечны, и начал тосковать по розе, оставленной на своей планете.
По совету Географа Маленький принц отправляется на Землю, но приземляется в пустыне. Там он встречает Змею, говорящую загадками. Она намекает, что её смертельный укус может вернуть принца на небеса, если он того пожелает. Маленький принц продолжает свои поиски и находит розовый сад. Это открытие огорчает его, ведь его Роза уверяла, что она единственная во вселенной.
Затем принц подружился с Лисом, который научил его, что «самого главного глазами не увидишь», что время, проведённое вдали от Розы, делает её ещё дороже, и что любовь налагает ответственность. Маленький принц осознал: хотя в мире много роз, его любовь к своему цветку делает его уникальным. Несмотря на это, он всё равно чувствовал себя одиноким так далеко от дома.
На восьмой день пребывания рассказчика в пустыне они вместе отправляются на поиски колодца. Вода утоляет не только их жажду, но и питает сердца. Они разделяют момент тихого счастья, соглашаясь, что большинство людей не замечают по-настоящему важного в жизни. Мысли Маленького принца всё больше заняты возвращением к Розе, и он договаривается со Змеёй о возвращении домой.
Найденный колодец в пустыне становится важным символом. Это не просто источник воды для утоления физической жажды, но и символ духовного прозрения и надежды, найденной в, казалось бы, безжизненном месте. Этот момент подчёркивает одну из центральных идей повести: истинные ценности скрыты от поверхностного взгляда и открываются лишь тому, кто ищет их сердцем.
Рассказчику удаётся починить самолёт за день до годовщины прибытия принца на Землю. Он с грустью провожает своего друга к месту его приземления. Змея кусает принца, и тот беззвучно падает на песок.
Рассказчика утешает мысль, что на следующий день он не нашёл тела принца, и он верит, что тот вернулся на свой астероид. Теперь, глядя на звёзды, он слышит в них звонкий смех своего друга. Но иногда его охватывает грусть, и он задаётся вопросом: не съел ли нарисованный им барашек розу принца? В финале рассказчик просит читателей, если они окажутся в тех краях, немедленно сообщить ему, если Маленький принц вернётся.
Повесть была переведена на сотни языков и диалектов, став культурным феноменом. Её образы и цитаты, такие как «Мы в ответе за тех, кого приручили», прочно вошли в мировую культуру. «Маленький принц» продолжает вдохновлять читателей всех возрастов на размышления о дружбе, любви, утрате и смысле жизни.
Темы
Опасности узкого мышления
В повести «Маленький принц» раскрывается невежество, порождённое ограниченным взглядом на мир. Например, в главе IV, когда турецкий астроном впервые представляет своё открытие астероида B-612, его игнорируют из-за традиционной одежды. Много лет спустя он делает тот же доклад в европейском костюме и получает всеобщее признание.
Даже главные герои порой демонстрируют ограниченность мышления. В главе XVII рассказчик признаёт, что его описание Земли было слишком сосредоточено на людях. В главе XIX Маленький принц принимает эхо за голоса людей и ошибочно обвиняет их в отсутствии воображения. Такие поспешные суждения, как утверждает автор, ведут к опасным стереотипам и предубеждениям.
В основном, «Маленький принц» представляет узкий кругозор как черту взрослых. В первой же главе рассказчик противопоставляет миры взрослых и детей. Взрослые изображены лишёнными воображения, скучными и уверенными в своей правоте. Дети же, напротив, показаны открытыми, способными воспринимать тайну и красоту мира.
На первых страницах рассказчик объясняет, что взрослые не могут разглядеть в его Рисунке № 1 удава, проглотившего слона, и видят лишь шляпу. По мере развития сюжета шесть взрослых, которых встречает Маленький принц, с гордостью демонстрируют свои черты, чьи противоречия и недостатки тонко подмечает мальчик.
Маленький принц олицетворяет детскую открытость миру. Он — странник, который неустанно задаёт вопросы и готов приобщиться к невидимым тайнам Вселенной. Повесть утверждает, что такая любознательность — ключ к пониманию и счастью. При этом возраст не главный критерий: рассказчик, хоть и взрослый, сохранил в себе достаточно от ребёнка, чтобы понять и подружиться с Маленьким принцем.
Просвещение через исследование
Каждый из главных героев жаждет как приключений, так и самопознания. Именно благодаря встрече с принцем в пустыне рассказчик обретает новое понимание мира. История путешествий Маленького принца показывает, что духовный рост невозможен без активного исследования. Рассказчик и принц, хотя и застряли в пустыне, остаются исследователями, стремящимися познать окружающий мир. Через познание мира и собственных чувств они лучше понимают свою природу.
Отношения учат ответственности
«Маленький принц» учит, что ответственность в отношениях с другими ведёт к более глубокому осознанию своей ответственности перед миром. История принца и его Розы — это притча о природе настоящей любви. Любовь принца к своему цветку является движущей силой повествования. Именно из-за Розы он покидает планету, постоянно вспоминает о ней и в итоге стремится вернуться.
Когда Лис просит приручить его, он объясняет, что, вкладывая душу в другого, человек делает его и всё, что с ним связано, особенным. Повесть показывает, что отдавать в отношениях порой важнее, чем получать взамен. Эта идея выражена в знаменитой фразе: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Мотивы
Тайна
В основе повести лежит смелое утверждение Лиса: «Самого главного глазами не увидишь». Персонажи, которых Маленький принц встречает до Земли, простодушны и открыты. Но на Земле все истинные смыслы оказываются скрыты. Первым его встречает Змей, который говорит загадками. Впоследствии рассказчик и принц часто называют события «таинственными».
Описание тайн жизни как загадок подразумевает, что на них можно найти ответы. То, что события на Земле описываются как тайны, предполагает, что их невозможно разгадать до конца. Однако эта идея не пессимистична. Повесть утверждает, что исследование неизвестного ценно само по себе, даже если не приводит к однозначным ответам.
Рисунки рассказчика
Иллюстрации рассказчика подчёркивают мысль Сент-Экзюпери о том, что слова имеют пределы, а многие истины не поддаются словесному объяснению. Его простые рисунки являются неотъемлемой частью повествования. Включая в текст не только слова, но и изображения, Сент-Экзюпери обогащает своё произведение и нарушает литературные традиции.
Рисунки также позволяют рассказчику вернуться к утраченным перспективам детства. Он использует свой Рисунок № 1 для проверки взрослых. Признает ли человек в рисунке шляпу или удава, говорит о степени его открытости миру. Рассказчик отмечает, что ему трудно рисовать, так как он бросил это занятие в шесть лет. Его решение иллюстрировать историю знаменует возвращение к невинности юности.
Приручение
Сказка Сент-Экзюпери наполнена персонажами, которые либо хотят быть приручёнными, либо уже приручены. Лис объясняет, что приручить — значит «создать узы». Простого контакта недостаточно: Король, Честолюбец и другие взрослые встречают принца, но слишком поглощены своей рутиной, чтобы установить с ним настоящую связь.
Лис объясняет, что для подлинного сближения необходимо соблюдать ритуалы и отдавать друг другу частичку себя. Процесс приручения требует усилий, но и даёт многое. Лис говорит, что мир вокруг него наполнится новым смыслом, потому что Маленький принц приручил его. В отличие от него, Деловой человек даже не может вспомнить названия звёзд, которыми «владеет».
Серьёзные дела
Понятие «серьёзные дела» неоднократно возникает в повести, подчёркивая разницу между приоритетами взрослых и детей. Для взрослых серьёзные дела — это цифры, власть и материальные блага. Например, Деловой человек, «владеющий» звёздами, называет себя «серьёзным человеком», что очевидно нелепо. Даже рассказчик поначалу считает починку двигателя более важной, чем истории принца.
Сент-Экзюпери явно на стороне детей, для которых серьёзные дела — это плод воображения. Для Маленького принца самый серьёзный вопрос — съест ли барашек его любимую Розу. По мере развития сюжета рассказчик осознаёт важность этого беспокойства. В финале он признаётся, что этот вопрос изменил его взгляд на мир, показывая, что он и сам понял, что действительно важно.
Список персонажей
Маленький принц
Один из двух главных героев. Покинув родную планету и любимую Розу, принц путешествует по Вселенной и попадает на Землю. Он символизирует надежду, любовь и невинность детства. Хотя принц встречает много персонажей, он никогда не перестаёт любить и скучать по Розе на своей родной планете.
Главный герой — чистый и невинный путешественник, которого рассказчик встречает в пустыне. На других планетах он знакомится с разными типами взрослых, обнаруживая их слабости. На Земле Маленький принц становится и учеником, и учителем. От Лиса он узнаёт, что такое любовь, и передаёт эти уроки рассказчику.
В отличие от других персонажей, у Маленького принца почти нет недостатков. Он сразу распознаёт на Рисунке № 1 удава, съевшего слона. Его постоянные вопросы показывают, что поиск ответов может быть важнее самих ответов, а его любовь к Розе является главной движущей силой его путешествия.
Рассказчик
Одинокий пилот, который, застряв в пустыне, подружился с Маленьким принцем. Они проводят вместе восемь дней. Хотя в детстве его отговорили от рисования, рассказчик иллюстрирует свою историю. Он взрослый, но его взгляд на мир больше похож на детский. Отъезд Маленького принца оставляет в его душе и свет, и печаль.
Роза
Кокетливый, но ранимый цветок, который не умеет выражать свою любовь к Маленькому принцу и этим отталкивает его. Одновременно тщеславная и наивная, она слишком поздно признаётся в своих чувствах. На протяжении всей истории Роза занимает мысли и сердце принца.
Лис
Мудрый персонаж, который просит Маленького принца приручить его и помогает ему понять, что важно в жизни. В секрете, который Лис открывает принцу, заключены три важных урока: «самого главного глазами не увидишь»; время, проведённое вдали, заставляет ценить близких; и любовь влечёт за собой ответственность.
Змея
Первый персонаж, которого принц встречает на Земле. В конце она помогает ему вернуться домой, укусив его. Змея говорит загадками и напоминает о библейском змее из Эдемского сада.
Баобабы
Безобидные на Земле деревья представляют большую угрозу для маленьких планет. Их корни могут разорвать планету на части. Баобабы символизируют опасность, которая возникает из-за лени и безразличия к окружающему миру.
Король
На первой планете принц встречает Короля, который утверждает, что правит Вселенной. Однако его власть пуста: он может приказывать лишь то, что люди и так бы сделали.
Честолюбец
Единственный житель второй планеты. Он одинок и жаждет восхищения от всех, кто проходит мимо. Он хочет быть самым красивым и известным на своей пустой планете.
Пьяница
Третий персонаж, которого встречает принц. Пьяница проводит дни в оцепенении, создавая порочный круг: он пьёт, чтобы забыть, что ему стыдно пить.
Деловой человек
Карикатура на взрослых. Он настолько занят подсчётом звёзд, которыми «владеет», что даже не приветствует гостя. Он не помнит их названий и ничего им не даёт. Это единственный персонаж, которого принц открыто осуждает.
Фонарщик
Пятый персонаж, с которым принц знакомится до Земли. Сначала Фонарщик кажется нелепым, но его верность приказам вызывает у Маленького принца восхищение. Это единственный взрослый, с которым принц хотел бы подружиться.
Географ
Шестой и последний персонаж перед Землёй. Он хорошо начитан, но отказывается изучать собственную планету, считая это работой для исследователей. Именно он советует принцу посетить Землю, и его слова о недолговечности цветов заставляют принца задуматься о своей Розе.
Железнодорожный стрелочник
Стрелочник работает на узловой станции, переключая пути для поездов, в которых едут недовольные взрослые. Он согласен с принцем, что только дети умеют радоваться путешествию.
Торговец
Продавец пилюль для утоления жажды, которые якобы экономят 53 минуты в день. Он символизирует одержимость современного мира экономией времени и поиском коротких путей.
Розы в саду
Вид сада с тысячами роз сначала заставляет принца думать, что его цветок не уникален. Однако Лис помогает ему понять, что даже множество похожих цветов не умаляет уникальности его собственной Розы.
Трёхлепестковый цветок
Одинокий цветок в пустыне. Он ошибочно сообщает принцу, что на Земле мало людей, и они, не имея корней, постоянно перемещаются.
Эхо Маленького принца
Крича с вершины горы, Маленький принц слышит своё эхо и принимает его за голоса людей. Он решает, что люди на Земле просто повторяют то, что им говорят.
Турецкий астроном
Первооткрыватель астероида B-612. Когда он впервые представляет своё открытие, ему не верят из-за его национального костюма. Годы спустя, в европейской одежде, он получает признание. Эта история иллюстрирует, как предрассудки и невежество мешают видеть истину.
Комментирование недоступно Почему?