«Три мушкетёра», краткое содержание читать ~52 мин.
«Три мушкетёра» – это удивительное путешествие, которое следует ценить прежде всего за увлекательный сюжет. Приёмы, которые Дюма с таким успехом использовал в 1840 году, особенно его мастерское владение формой романа, работают и сегодня.
Это история молодого гасконского дворянина д’Артаньяна, который отправляется в Париж, чтобы стать мушкетёром, и в итоге дружит с тремя мушкетёрами короля – Атосом, Портосом и Арамисом. Вместе они участвуют в многочисленных приключениях и в конце концов предотвращают заговор против королевы Франции.
Дюма даёт нам полностью разработанный роман в его исторических рамках. Он начинает с легкомыслия и уверенности, а заканчивает угрюмостью и сомнением. Концовка, действительно, кажется, ставит под сомнение многие из ценностей, которыми дорожили авторы книги. Д’Артаньян становится лейтенантом мушкетёров, но его повышение происходит благодаря кардиналу – кардиналу, против которого он и его четверо друзей так доблестно сражались на протяжении первой половины романа. В эпилоге д’Артаньян дружит с графом де Рошфором, агентом кардинала. Так стоила ли вся эта борьба того? Или все усилия мушкетёров были напрасны? Как возможность тщетности, так и возвращение к нормальной жизни в конце великого похода характеризуют форму романа в той же степени, что и его светлые стороны. Дюма видит эту форму насквозь.
Если учесть исторический контекст Дюма, то меланхолия романса становится ещё более выраженной. Дюма как будто представляет это прекрасное романтическое приключение, дающее людям шанс убежать от повседневных забот и погрузиться в лучшие мысли о своей стране, а затем отвергает его. Он не может заставить себя довести ложь романтизма до конца. Даже если учесть, что такой поворот к двусмысленности характерен для конца романа, трудно не истолковать концовку романа как отказ Дюма от романтических ценностей.
У «Трёх мушкетёров» есть два продолжения, которые Дюма написал, чтобы воспользоваться успехом романа. Они называются «Двадцать лет спустя», опубликованный в 10 томах в 1845 году, и «Десять лет спустя или Виконт де Бражелон», опубликованный в 26 частях в 1848-1850 годах. Действие последней начинается в 1660 году и повествует о возмужавшем, сильном д’Артаньяне, капитане мушкетёров. Она также содержит рассказ о героической смерти Портоса. Но, несмотря на все эти продолжения, Дюма так и не смог полностью восстановить свой успех 1844 года. Его состояние и здоровье ухудшились, и после периода яростных попыток вернуть долги он умер в 1870 году. Роман ушёл и из его жизни.
Но «Три мушкетёра» – это ещё и великий исторический роман, и интересный подход Дюма к истории также способствует успеху его книги. Хотя он не делает своих героев главными действующими лицами национальных событий, он не боится нагло приписывать истории человеческие мотивы.
В версии Дюма, Франция и Англия едва не начинают войну только потому, что герцог Бекингем любит Анну Австрийскую: Джон Фентон убивает Бэкингема по личным причинам, указанным Миледи, и так далее. Развлекательность «Трёх мушкетёров» отчасти заключается в том, что, казалось бы, избегая великих событий и сосредотачиваясь на мелких делах, Дюма объясняет великие события более удовлетворительно и увлекательно, чем это может надеяться сделать любое прямое объяснение государственных дел. У истории нет лица – у д’Артаньяна есть лицо, и притом красивое.
Формула Дюма хорошо служит его истории. Его включение романтизма в исторический роман подняло целый жанр литературы до общественного обожания и дало французскому народу историю, которая успокаивала его в отношении своей страны и отвлекала от её проблем. Популярная литература должна рассматриваться с двух сторон: эстетической и социальной, как литература и как популярный артефакт.
Лучшая популярная литература, такая как произведения Александра Дюма, превосходит последнюю категорию и входит в наше сознание как самостоятельное литературное произведение. Чтобы насладиться «Тремя мушкетёрами», не обязательно знать о жизни Дюма, истории Франции или жанре романа. Великолепная занимательность романа говорит сама за себя – вот почему его изучение остаётся таким важным и интересным.
Роман имеет сложный витиеватый сюжет, описывать который совсем коротко, наверное, не имеет смысла.
Сюжет
Действие романа «Три мушкетёра» начинается с того, что молодой гасконец д’Артаньян покидает свой дом в провинциальной Франции, чтобы сколотить состояние в Париже. На прощание отец дарит ему старого жёлтого коня и рекомендательное письмо к месье де Тревилю, начальнику королевских мушкетёров – элитной группы солдат, составляющих личную гвардию короля и королевы. Отец д’Артаньяна советует ему руководствоваться своей храбростью и умом, не принимать никаких упрёков ни от кого, кроме кардинала и короля, и помнить, что храбростью и решимостью можно добиться всего. Мать д’Артаньяна даёт ему рецепт травяной мази, которая быстро заживит любую рану, полученную в бою, и с этим юноша уходит из дома, чтобы сделать своё состояние.
На первой же остановке, в городе Менг, вспыльчивый д’Артаньян вступает в драку с одним знатным господином, который высмеивает его из-за его лошади. Группа лакеев этого господина избивает д’Артаньяна до потери сознания. Когда он приходит в себя, то видит, что дворянин разговаривает в карете с красивой, светлой женщиной, которую он называет «Миледи», и они уезжают. Он готовится покинуть город, но обнаруживает, что дворянин украл его рекомендательное письмо к месье де Тревилю.
Удручённый потерей письма, но, тем не менее, полный гасконского духа, д’Артаньян едет в Париж и находит дом месье де Тревиля. Здесь его покоряет обилие мушкетёров, которые проводят дни напролёт в доме и во дворе де Тревиля, рассказывая истории о любовных и военных завоеваниях и насмехаясь над кардиналом (к шоку д’Артаньяна). Д’Артаньяна принимают в личных покоях господина де Тревиля. Однако прежде чем они успевают поговорить, де Тревиль вызывает двух своих мушкетёров, Арамиса и Портоса. Арамис – невысокий, несколько франтоватый молодой человек, которого д’Артаньян только что подслушал, рассказывая о своих намерениях покинуть мушкетёров и поступить на службу в церковь. Портос – громкий, гордый, похожий на сенбернара парень, которого д’Артаньян застал за демонстрацией своего нового пояса.
Месье де Тревиль упрекает этих двух мужчин и их спутника, отсутствующего Атоса, за недавнюю стычку с гвардейцами кардинала, в которой они потерпели поражение и были арестованы, называя их трусами. Мужчины защищаются, отмечая, что на самом деле они убили нескольких стражников. Затем Атос – красивый, знатный человек, самый старший из трёх друзей – делает драматический выход, явно ошеломлённый болью от раны. Месье де Тревиль умиротворён всем этим, и его отношение меняется с ругательного на отеческое. Но прежде чем он успевает похвалить мужчин, Атос падает от ран, и все домашние впадают в ярость и ищут врача.
После того как Атосу оказана помощь и все прояснилось, д’Артаньян и мсье де Тревиль возобновляют беседу. Д’Артаньян рассказывает историю о том, как он потерял письмо, что, помимо общего гасконского наследия, вызывает интерес великого человека к молодому д’Артаньяну. Однако де Тревиль подозревает, что д’Артаньян может быть агентом кардинала, и проверяет его, восхваляя кардинала, полагая, что любой агент был бы обучен шутить над идиотизмом «красного герцога». Д’Артаньян удивляет де Тревиля тем, что охотно соглашается и говорит, как он потрясён тем, что мушкетёры оскорбили одного из самых влиятельных людей Франции. Однако прежде чем беседа продолжилась, д’Артаньян замечает Человека из Менга и выбегает из дома, чтобы бросить ему вызов.
Д’Артаньян устремляется за Человеком из Менга, но не успевает далеко уйти, как врезается в Атоса, только что освобождённого от забот доктора. Атос сильно рассердился на д’Артаньяна, и снова нрав молодого гасконца берет верх. Они назначают дуэль на полдень того же дня, чтобы решить этот вопрос. В ещё большей спешке д’Артаньян сталкивается с Портосом. На этот раз д’Артаньян попадает в беду, высмеивая новый поясок Портоса, так как случайно видит, что он позолочен только с одной стороны. Портос разгневан, и они назначают дуэль на час дня.
Д’Артаньян не может найти свою цель на улице, но видит Арамиса, третьего мушкетёра из покоев господина де Тревиля, который идёт по улице, беседуя с двумя другими мушкетёрами. Д’Артаньян подходит к ним, но снова ввязывается в драку, бестактно подобрав с земли платок, который Арамис пытался спрятать, и тем самым разоблачив Арамиса как любовника дамы, которой принадлежит платок. Арамис упрекает д’Артаньяна за грубость, и они назначают дуэль на два часа дня.
Д’Артаньян потрясён, но ему приходится забавляться собственной глупостью, особенно тем, что он высмеивает Портоса за его одежду. Он решает, что, во всяком случае, умереть на дуэли с мушкетёром – хороший выход, так как он чувствует, что непременно умрёт – даже если он сможет победить одного из них, он уверен, что не сможет одолеть троих подряд. Нервничая, но полный духа и бравады, он отправляется на свой первый поединок с Атосом.
Атос и д’Артаньян прибывают примерно в одно и то же время и обмениваются джентльменскими любезностями. В это же время прибывают Арамис и Портос – они должны выступать в качестве секундантов Атоса. Все трое немного смущены тем, что назначили дуэль с одним и тем же молодым человеком, тем более что Портос и Арамис сделали это по причинам, о которых не хотели бы распространяться. Д’Артаньян ведёт себя благородно, извиняясь перед Портосом и Арамисом, поскольку кажется маловероятным, что они действительно смогут вызвать его на дуэль, а затем готовится к поединку.
Однако как раз в тот момент, когда они с Атосом собираются скрестить шпаги, из-за угла появляется отряд гвардейцев кардинала. Дуэль запрещена законом, и они объявляют о своём намерении арестовать мушкетёров. Помня о предыдущей речи де Тревиля, три мушкетёра клянутся, что не допустят этого, и готовятся к бою. Мгновенно приняв решение, д’Артаньян вступает в ряды мушкетёров против гвардейцев кардинала. Завязывается бой, и д’Артаньян становится героем дня: он побеждает командира гвардейцев кардинала и спасает раненого Атоса от нападавшего.
Людовик XIII, узнав об этом позорном для кардинала поражении, просит де Тревиля представить ему четырёх мушкетёров, проявляя особый интерес к д’Артаньяну, чья доблесть кажется ещё более выдающейся из-за его молодости. Однако, когда четверо мушкетёров прибывают на встречу с королём, они обнаруживают, что тот уехал на охоту, поэтому все вместе отправляются играть в теннис (д’Артаньян уже очень понравился трём мушкетёрам). На теннисном корте д’Артаньян снова вступает в поединок, на этот раз с одним из лучших гвардейцев кардинала, и снова одерживает победу. Несмотря на скандал вокруг дуэли, с д’Артаньяна и мушкетёров снимают всю вину. Когда на следующий день они встречаются с королём, он хвалит их за верность, особенно д’Артаньяна, и в знак благодарности дарит молодому гасконцу большую сумму денег.
Четверо друзей решают, что деньги, которые король дал д’Артаньяну, нужно потратить на ужин для всех и на то, чтобы найти д’Артаньяну слугу. Портос находит слугу, человека из Пикардии (другой провинции) по имени Планше, и друзья наслаждаются прекрасным ужином. Далее следует пространное описание слуг и домов трёх мушкетёров. Атос живёт в прекрасно обставленной квартире со своим слугой Гримо, которого он приучил к полному молчанию. Портос живёт в доме с великолепной наружностью со своим слугой Мышетоном, но никто никогда не был внутри его дома. Арамис живёт в простой, но элегантной квартире со своим слугой Базеном, религиозным человеком, единственное желание которого – чтобы его хозяин вошёл в церковь.
Некоторое время жизнь продолжается нормально. Друзья проводят все своё время вместе, и в конце концов, когда их деньги заканчиваются, им приходится добывать себе пропитание бесплатно. Однажды д’Артаньян возвращается домой и обнаруживает в своём доме незнакомца, который умоляет его о помощи. Мужчина объясняет, что пришёл к д’Артаньяну, потому что его жену похитили, и он боится, что это часть какого-то политического заговора с участием королевы. Он объясняет, что его жена – одна из фрейлин королевы, и что её похищение может быть связано с тем, что она знает о романе королевы с герцогом Бекингемом. Как выясняется, этот маленький человек – месье Бонасье, хозяин дома д’Артаньяна, и д’Артаньян с радостью помогает ему в обмен на арендную плату. Когда д’Артаньян просит описать похитителя мадам Бонасье, выясняется, что её похитил заклятый враг д’Артаньяна – Человек из Менга. Как раз в этот момент Д’Артаньян замечает того самого человека и пускается за ним в погоню.
И снова д’Артаньян теряет из виду свою жертву. Он возвращается в свою квартиру и созывает трёх своих друзей, чтобы обсудить услышанные новости. Он рассказывает им о судьбе мадам Бонасье и спрашивает, что, по их мнению, они должны делать. Вмешиваться в это дело рискованно, поскольку это означает принять участие королевы в том, что, несомненно, является кардинальской акцией против неё, так как кардинал и королева – большие враги. Однако четверо мужчин решают, что они должны помочь мадам Бонасье и, следовательно, королеве, так как это означает помешать кардиналу, а для роялистов кардинал – их главный враг.
В это время возвращается месье Бонасье и просит д’Артаньяна спасти его от группы гвардейцев кардинала, которые пришли его арестовать. К всеобщему удивлению, д’Артаньян позволяет гвардейцам арестовать драпировщика – с их новыми планами мушкетёры не могут позволить себе быть арестованными, в то время как арест месье Бонасье довольно несущественен. Атос и Арамис быстро понимают это, хотя Портос недоумевает.
Полицейские устанавливают в квартире Бонасье «мышеловку», где ловят всех, кто приходит в гости, и допрашивают их о мадам Бонасье и её муже. Д’Артаньян слушает все допросы из своей комнаты, через пол. Наконец, в дом возвращается сама мадам Бонасье. Стражники пытаются заткнуть ей рот и удержать её, когда д’Артаньян врывается в дом, отбивается от них и спасает её. Он отводит её в дом Атоса, где она будет в безопасности, и объясняет ситуацию с её мужем. Она, в свою очередь, объясняет д’Артаньяну, что её действительно похитили войска кардинала, но она сбежала и теперь должна оказать очень важные услуги королеве. Она говорит, что должна вернуться в Лувр, где находится королева; д’Артаньян сопровождает мадам Бонасье обратно во дворец.
За время дневных событий д’Артаньян успел сильно полюбить мадам Бонасье, и перед тем, как расстаться с ней, он убеждается, что увидит её снова. Он отправляется к мсье де Тревилю, чтобы получить алиби для своих действий в тот вечер, понимая, что теперь он находится в прямом конфликте с кардиналом. Он переводит часы де Тревиля, чтобы вельможа подумал, что д’Артаньян был с ним именно в тот момент, когда он отбивался от стражников, и его алиби будет надёжным.
Д’Артаньян бродит по улицам Парижа, погруженный в мысли о любви к мадам Бонасье. Он решает навестить Арамиса и с удивлением обнаруживает, что в дверь его друга стучится молодая женщина. Он ещё больше шокирован, когда видит, что на стук отвечает не Арамис, а другая женщина. Две женщины обмениваются платками, и посетительница Арамиса уходит. Д’Артаньян испытывает последний шок, когда видит, что посетительница – мадам Бонасье.
Д’Артаньян следует за мадам Бонасье и спрашивает, что она делала. Оправившись от шока, Бонасье кажется очарованной тем, что д’Артаньян хочет защитить её, и позволяет ему проводить её в следующий дом для выполнения её секретной миссии. Затем она заставляет его пообещать больше не следовать за ней, и он с большой неохотой соглашается.
Д’Артаньян возвращается домой, где его ждёт ещё один сюрприз: Атос арестован, так как полиция приняла его за д’Артаньяна. Д’Артаньян немедленно отправляется в Лувр, чтобы поговорить об этом с мсье де Тревилем. По дороге он снова замечает Бонасье, на этот раз в сопровождении Арамиса. Разгневанный тем, что она солгала ему и что его друг предаёт его, он сталкивается с парой и узнает, что это не Арамис, а сам герцог Бекингемский, отправившийся на тайное свидание с королевой. Д’Артаньян охраняет их проход в Лувр и отправляется разбираться в событиях этого дня.
В Лувре герцог Бекингем и королева проводят очень эмоциональную встречу. Герцог знал, что во Францию его привела ловушка кардиналистов, а не вызов королевы, но он все равно должен был её увидеть. Он признается в своей нерушимой любви, но она осторожна; она явно любит его, но считает своим долгом держаться на расстоянии. Бекингем говорит, что он будет вести войну с Францией, убивая тысячи людей, лишь бы иметь повод быть рядом с ней. В конце концов, он заставляет её отдать ему знак своего уважения: бриллиантовую брошь, которую Людовик XIII подарил ей на день рождения. С этим он с шумом уходит, оставляя королеву в смятении чувств.
Тем временем месье Бонасье был заключён в Бастилию, и его охватил ужас. После допроса двумя мелкими судьями его приводят в присутствие самого кардинала Ришелье. Покорённый великим человеком, месье Бонасье рассказывает кардиналу все о деятельности своей жены и обещает впредь следить за ней. Кардинал убедил мелкого помещика шпионить для него за собственной женой.
На следующий день месье де Тревиль узнает об аресте Атоса и немедленно отправляется к королю, чтобы добиться его освобождения. Однако кардинал прибывает раньше де Тревиля и получает возможность убедить короля в правоте своей версии. Месье де Тревилю удаётся убедить короля, что арестовывать одного из мушкетёров без причины нелепо. Когда кардинал спрашивает месье де Тревиля о д’Артаньяне, де Тревиль честно отвечает, что д’Артаньян был у него дома во время ареста – д’Артаньян перевёл часы, когда посетил де Тревиля накануне вечером, чтобы обеспечить себе надёжное алиби. Кардинал отступает и разрешает королю освободить Атоса. Мсье де Тревиль уходит, довольный, но с подозрением относящийся к внезапной перемене кардинала.
У месье де Тревиля есть все основания для подозрений. Как только он покидает их компанию, кардинал поворачивается к королю и сообщает ему о визите герцога Бекингема к королеве.
Кардинал рассказывает королю о визите герцога Бекингема к королеве. Король в ярости, а кардинал искусно делает вид, что защищает честь королевы, а не пытается её уничтожить. Он не упоминает о бриллиантовой броши, подаренной королевой Бекингему. Вместо этого он подчёркивает тот факт, что королева, похоже, вовлечена в политический заговор с Бекингемом, в котором также участвуют Испания и Австрия. Король в ярости и подозревает королеву как в личном, так и в политическом сговоре.
Он требует, чтобы королеву обыскали. Унизительно, но в покоях королевы и у неё самой проводят обыск в поисках уличающих писем, которые находят, и они действительно свидетельствуют о её участии в политическом заговоре против кардинала, но ничего не говорят о её личных делах. Король успокаивается – в заговоре против кардинала нет ничего необычного и предосудительного – и по предложению кардинала решает устроить большой бал, чтобы загладить свою вину перед королевой. Кардинал также предлагает королю попросить королеву надеть на бал бриллиантовую брошь, которую она подарила Бекингему (король, конечно, не подозревает, что королева отдала брошь). Тем временем кардинал поручил Миледи, своему агенту, украсть часть броши у Бекингема на балу в Британии, и она успешно это сделала.
Король пытается тонко поговорить с королевой о бриллиантовой броши, подозревая что-то, но в итоге просто сообщает ей, что кардинал знает, что она отдала её Бекингему. Королева в отчаянии думает, что ей никак не удастся вернуть брошь до бала. В это время в её покои приходит мадам Бонасье и, подслушав рассказ королевы, предлагает организовать доставку броши от Бекингема в Англию. Королева пишет письмо герцогу Бекингему, объясняя, что ей нужно вернуть брошь. Мадам Бонасье возвращается домой к своему мужу, который вернулся с допроса у кардинала, и пытается убедить его поехать в Англию, чтобы передать письмо герцогу. Однако месье Бонасье с его новыми кардинальскими убеждениями отказывается, и между ними происходит ссора. Месье Бонасье уходит, чтобы рассказать кардиналу о поступке своей жены; в это время д’Артаньян стучится в дверь мадам Бонасье.
Подслушав, он умоляет мадам Бонасье войти к нему в доверие и позволить ему отправиться за ней в Англию, признаваясь в любви как в гарантии своей надёжности. После долгих уговоров она уступает и объясняет ему суть задания. Д’Артаньян радуется возможности послужить королеве и своей возлюбленной мадам Бонасье, да и сама она, очевидно, начинает влюбляться в молодого гасконца.
Д’Артаньян спешит к мсье де Тревилю и, не выдавая никаких секретов, объясняет великому человеку ситуацию. Тревиль соглашается дать д’Артаньяну отпуск от гвардейцев, а Портосу, Арамису и Атосу – от мушкетёров под предлогом того, что Атос может отдохнуть от ран. Д’Артаньян собирает своих друзей, и они вместе покидают Париж.
Путь в Британию труден, но в конце концов д’Артаньян прибывает на место. Портос погибает на дуэли в пивной, Арамис получает ранение в руку во время засады и вынужден отдыхать и восстанавливать силы, а Атос попадает в другую засаду по дороге. Вынужденный покинуть своих друзей, д’Артаньян отправляется в Британию, вступает в дуэль и едва не убивает агента кардиналистов графа де Вардеса, чтобы покинуть Францию, и вовремя успевает передать письмо королевы Букингему.
Д’Артаньян находит герцога Бекингема и отдаёт ему письмо королевы. Когда герцог отдаёт брошь д’Артаньяну, он видит, что часть броши отсутствует – ту часть, которую Миледи, которую он знает как леди де Винтер, отрезала от броши на балу. Герцог объявляет полную блокаду всех кораблей, выходящих из английских портов, чтобы помешать леди де Винтер добраться до кардинала со своей частью броши. Эта блокада представляет собой акт войны против Франции. Герцог ремонтирует брошь, и д’Артаньян мчится обратно во Францию.
Д’Артаньян прибывает в Париж накануне бала. Он встречается с мадам Бонасье, которая забирает у него брошь. На следующий вечер королева надевает брошь на бал. Однако кардинал не может определить, цела ли брошь или в ней не хватает кусочка, который Миледи отрезала от неё – и которому удалось попасть к нему, несмотря на блокаду Бекингема. Он подходит к королеве и в присутствии короля предлагает ей недостающую часть броши. Королева делает вид, что удивлена странным подарком – брошь явно целая, поскольку ювелир Бекингема отлично справился со своей работой. Позже королева вызывает д’Артаньяна в свои покои, тайно позволяет ему поцеловать свою руку и дарит ему в знак благодарности красивое кольцо.
Дома д’Артаньян находит письмо, в котором его ждёт приглашение встретиться с мадам Бонасье для свидания на следующую ночь. Затем д’Артаньян посещает мсье де Тревиля, который догадывается, что д’Артаньян был замешан в странных событиях между королём, королевой и кардиналом на балу, хотя и не знает, каким образом. Он просит д’Артаньяна быть осторожным. Затем он замечает кольцо, и д’Артаньян рассказывает ему, как он «познакомился» с королевой. Тревиль впечатлён, но видит в этом ещё одну причину для осторожности; на самом деле Тревиль считает, что д’Артаньян должен продать кольцо. Д’Артаньян отказывается, но обещает быть осторожным. Затем он встречается с Планше, и они отправляются из города на свидание.
В назначенном месте д’Артаньян отсылает Планше и ждёт мадам Бонасье в одиночестве. Прождав час, он начинает беспокоиться и заглядывает в дом, где они должны были встретиться. Там явно произошла схватка, и её там нет. Обезумев от беспокойства, д’Артаньян узнает от местного крестьянина, что группа мужчин, среди которых был один поменьше остальных, опознавший мадам Бонасье, пришла и похитила любовь д’Артаньяна.
Д’Артаньян возвращается в Париж и рассказывает о своих неприятностях мсье де Тревилю. Тревиль убеждён, что это заговор кардиналистов, и советует д’Артаньяну покинуть Париж и отправиться проведать своих друзей, а Тревиль попытается выяснить все, что сможет. Совет Тревиля оказывается дельным: когда д’Артаньян возвращается домой, Планше сообщает ему, что начальник охраны кардинала приходил его искать под предлогом, что кардинал хочет с ним поговорить. После последней проверки домов своих друзей, во время которой он забирает письмо из дома Арамиса, которое, судя по всему, от какой-то дамы, д’Артаньян и Планше покидают Париж. Перед отъездом д’Артаньян сталкивается с месье Бонасье и догадывается, что это, должно быть, тот самый маленький человек, который опознал мадам Бонасье среди её похитителей.
Сначала д’Артаньян добирается до постоялого двора, где он оставил Портоса на дуэли. Портос жив, но ранен. Д’Артаньяну удаётся выяснить у трактирщика некоторые сведения: во-первых, Портос был ранен агентом кардинала, разыскивающим д’Артаньяна, а во-вторых, любовница Портоса на самом деле жена банкира средних лет, а не герцогиня, как он обычно утверждает. Трактирщица знает об этом, потому что Портосу пришлось попросить у неё денег, чтобы оплатить свой счёт в гостинице, в чем она ему отказала, решив, что он ей изменяет.
Вооружившись этой информацией, д’Артаньян отправляется проведать своего друга. Д’Артаньян не даёт другу соврать: Портос утверждает, что повредил колено, победив противника на дуэли, и что его любовница «герцогиня», должно быть, уехала в какое-то грандиозное приключение, так как он не смог до неё дозвониться. Убедившись, что Портос в безопасности, д’Артаньян отправляется дальше, чтобы проведать Арамиса.
Д’Артаньян прибывает на постоялый двор, где он оставил раненого Арамиса, и застаёт его с двумя церковниками, обсуждающими религиозные тезисы Арамиса: Арамис снова решил присоединиться к церкви. Однако д’Артаньян догадывается о причине обращения Арамиса – Арамис считает, что его таинственная любовница, автор письма, которое подобрал д’Артаньян, бросила его. Д’Артаньян приносит письмо, и, прочитав его, отношение Арамиса меняется – он больше не хочет отрекаться от мира; более того, кажется, что он с большим энтузиазмом относится к жизни, чем когда-либо. К этому времени д’Артаньян догадывается, что мадам де Шеврез, таинственная женщина, встретившаяся мадам Бонасье в квартире Арамиса в начале истории, на самом деле является любовницей Арамиса. Арамису нужно больше времени, чтобы оправиться от раны, поэтому д’Артаньян оставляет его, чтобы отправиться на поиски Атоса.
На постоялом дворе, где они с Атосом попали в засаду, д’Артаньян сурово обращается с трактирщиком, который участвовал в нападении. Однако выясняется, что трактирщик был пешкой в другом заговоре кардинала, целью которого было захватить д’Артаньяна. После ухода д’Артаньяна Атос отбился от нападавших и вместе с Гримо забаррикадировался в подвале трактира, где и остаётся с тех пор. Это приводит трактирщика в замешательство, ведь там хранится все его вино и еда, а он не может попасть внутрь. Д’Артаньян уговаривает Атоса выйти. Он и Гримо выходят оттуда пьяные в стельку; они намеренно пытались выпить все запасы хозяина, чтобы наказать его за нападение. Это очень забавляет всех, кроме хозяина, и Атос с д’Артаньяном занимают обычную комнату на постоялом дворе.
В пьяном оцепенении Атос делает д’Артаньяну необычное признание. Он рассказывает о своём «друге», дворянине, который при нём женился на девушке скромного происхождения, нарушив правила поведения в обществе ради идеалистической любви. Однажды его друг обнаружил, что на левом плече этой женщины было клеймо в виде Флёр-де-Лис – символ, который ставился на самых отвратительных преступников. Молодая женщина была мошенницей; все, чего она хотела, – это деньги и власть в обществе. В безумной печали друг Атоса повесил свою жену. Выслушав эту ужасную и необыкновенную историю, в которой явно речь идёт о самом Атосе (ближе к концу Атос переходит на первое лицо), д’Артаньян притворяется спящим, не в силах больше ничего вынести от своего друга в эту ночь.
На следующий день Атос и д’Артаньян решают считать ночной разговор пьяным бредом Атоса и больше не вспоминать о нём. Затем они отправляются обратно в Париж, по пути забирая своих друзей. По возвращении в Париж каждый из четырёх друзей находит письмо от мсье де Тревиля, в котором мушкетёры сообщают, что кампания против Британии началась, и что они должны вооружиться. Это приводит их в замешательство, поскольку у них просто не хватает денег, чтобы экипироваться соответствующим образом. Д’Артаньян также сразу же интересуется, не было ли в его отсутствие каких-либо известий о мадам Бонасье, но их нет.
Первым из друзей проблему со снаряжением решает Портос. Ему удаётся вернуть расположение своей любовницы (жены адвоката, мадам Кокенар), и она предоставляет средства. Д’Артаньян случайно становится свидетелем начала этой сцены, но, увидев Женщину из Менга, сильно отвлекается. Он чувствует, что эта женщина каким-то образом влияет на его жизнь, и он прав – это Миледи, агент кардинала.
Д’Артаньян становится одержим Миледи, её связью с Человеком из Менга и тем, как все это связано с исчезновением мадам Бонасье. Он случайно сталкивается с ней на улице, когда она спорит с мужчиной, и использует возможность вмешаться. Между д’Артаньяном и лордом де Винтером, оказавшимся братом Миледи, завязывается драка. Они договариваются о дуэли на следующий день.
Д’Артаньян встречается с лордом де Винтером и тремя друзьями для дуэли, а Портос, Арамис и Атос становятся его секундантами. Англичане заставляют мушкетёров открыть свои настоящие имена – мушкетёры делают это тайно, а Атос замечает, что теперь он должен убить своего противника: он хочет, чтобы никто не узнал его настоящего имени. Начинается поединок, и Атос убивает своего противника. Арамис и Портос побеждают своих противников, а д’Артаньян обезоруживает лорда де Винтера, но щадит его, заявляя, что любит его сестру. Лорд де Винтер бесконечно благодарен и обещает познакомить д’Артаньяна с леди де Винтер.
Атос озадачен поведением д’Артаньяна – он говорит о любви к мадам Бонасье, а теперь одержим леди де Винтер. Д’Артаньян пытается оправдать свой интерес тем, что считает её агентом кардинала, но это оправдание верно лишь наполовину: что-то определённо влечёт его к этой странной англичанке.
На следующий день лорд де Винтер знакомит д’Артаньяна с леди де Винтер. Она очаровательна, но д’Артаньян потрясён тем, какие лица она строит, когда думает, что за ней никто не наблюдает; выражение её лица меняется от приятной, красивой хозяйки до зверя-убийцы, но меняется обратно, как только кто-нибудь обращается к ней. Сбитый с толку, но заинтригованный ещё больше, д’Артаньян начинает каждый день обращаться к Миледи. По мере того как д’Артаньян все больше влюбляется в Миледи, её служанка Китти начинает влюбляться в д’Артаньяна.
Однажды Китти отводит д’Артаньяна в сторону и признается ему в любви. Она также говорит ему, что Миледи не любит его, а любит графа де Вардеса. Д’Артаньян уговаривает Китти позволить ему подслушать, как Миледи признается в своей ненависти к д’Артаньяну, ведь если бы он убил лорда де Винтера, она бы унаследовала все деньги лорда. Она говорит, что единственная причина, по которой она не «расправилась с ним», заключается в том, что кардинал хочет, чтобы она обращалась с ним осторожно. Она также упоминает о своём участии в похищении мадам Бонасье.
Теперь все подозрения подтвердились. Миледи – агент кардинала и зловещая злодейка. Д’Артаньян решает отомстить: он использует Китти, чтобы перехватить переписку между Миледи и графом. Он посылает ей фальшивое письмо от имени графа, назначая встречу в её доме. Китти помогает д’Артаньяну, потому что любит его; со своей стороны, д’Артаньян притворяется, что отвечает на её чувства, и даже занимается с ней сексом для пущей убедительности.
План д’Артаньяна состоит в том, чтобы скомпрометировать Миледи, а затем раскрыть ей своё истинное лицо, унизить её и заставить рассказать, где находится мадам Бонасье. Но когда наступает час свидания, д’Артаньян переодевается графом, приходит в дом Миледи и оказывается соблазнённым ею. Они занимаются сексом, и Миледи, всё ещё считая д’Артаньяна графом, дарит д’Артаньяну кольцо в знак своей привязанности.
В трезвом свете следующего утра д’Артаньян понимает, в какую передрягу он попал. Он обращается за советом к Атосу. Атос советует ему держаться подальше от Миледи и, как ни странно, узнает в кольце, которое она ему подарила, своё прежнее. Д’Артаньян пишет Миледи письмо от имени графа, в котором сообщает, что не должен больше с ней видеться.
Разбитая Китти исправно передаёт письмо, а Миледи впадает в дикую ярость. Она хочет отомстить графу за то, что тот отверг её, и посылает д’Артаньяну письмо, приглашая его снова навестить её. Он приходит, и она соблазняет его, обменивая секс на обещание убить графа, который, по её словам, сильно оскорбил её. После ночи любовных утех Миледи требует от д’Артаньяна подробностей: как именно он собирается убить графа? Д’Артаньян решает, что хватит, и говорит ей, что именно с ним она спала, будучи графом, и в доказательство предъявляет кольцо. Миледи приходит в ярость и нападает на д’Артаньяна. Во время потасовки он рвёт на ней рубашку, и на её левом плече оказывается клеймо в виде Флёр-де-Лис. В шоке и ужасе д’Артаньян вырывается от Миледи с кинжалом и выбегает на улицу.
После ужасной встречи с Миледи д’Артаньян бежит в дом Атоса и все ему рассказывает. С учётом улики Флёр-де-Лис оба мужчины считают вероятным, что Миледи – клеймёная жена Атоса.
Д’Артаньян собирает трёх своих друзей и возвращается домой, где его ждёт Китти. Теперь она в ужасе от Миледи и напоминает д’Артаньяну, что он обещал защищать её. Арамис соглашается посмотреть, сможет ли его таинственная хозяйка найти для неё место. Перед уходом Китти говорит д’Артаньяну, что узнала месье Бонасье, который часто посещает дом Миледи, что подтверждает причастность Миледи к похищению мадам Бонасье.
Д’Артаньян и Атос закладывают кольцо Миледи, покупая на вырученные деньги снаряжение. Вернувшись домой, д’Артаньян обнаруживает, что его ждут два письма. Одно – от мадам Бонасье, в котором она просит его встретиться с ней вечером на пустынном мосту в Париже. Другое – от сотрудников кардинала, требующих, чтобы д’Артаньян предстал перед кардиналом в тот же вечер. Д’Артаньян намерен пойти на обе встречи, и мушкетёры настаивают на том, чтобы пойти с ним, чтобы защитить его.
Д’Артаньян ждёт в назначенном месте на мосту, чтобы встретить мадам Бонасье, которая внезапно проносится мимо в карете и целует его, проезжая мимо. Д’Артаньян не может понять, означает ли это, что она в безопасности или всё ещё находится в плену у кардинала. Озадаченные этой загадкой, он и его друзья отправляются на встречу с кардиналом.
Аудиенция Д’Артаньяна с кардиналом также озадачивает. Кардинал показывает, что ему известно об интригах д’Артаньяна, но, тем не менее, кажется, благосклонно относится к д’Артаньяну. Он предлагает д’Артаньяну офицерский пост в своей гвардии. Потрясённый, д’Артаньян вежливо отказывается от предложения. Кардинал предупреждает д’Артаньяна, что, отказавшись от его предложения, он делает себя уязвимым для нападений, от которых его может защитить только кардинал. Д’Артаньян настаивает на своём решении, и они расстаются на напряжённых, но уважительных условиях.
На следующий день рота гвардейцев д’Артаньяна отправляется из Парижа на битву. Мушкетёры не собираются уезжать ещё несколько дней, поэтому д’Артаньян вынужден находиться отдельно от своих друзей.
Д’Артаньян прибывает в Ла-Рошель, город, захваченный англичанами и теперь осаждённый французами. Однажды ночью, когда д’Артаньян бродил в одиночестве, двое мужчин стреляют в него. Потрясённый, он убегает и решает, что Миледи, должно быть, организовала это нападение в качестве мести.
На следующий день д’Артаньян вызвался возглавить опасную разведывательную миссию. Два человека, напавшие на него, тоже вызываются добровольцами и пытаются убить его за стенами города. Д’Артаньян убивает одного из них и захватывает второго, получив письмо от Миледи, которое подтверждает его подозрения: убийц послала она, а мадам Бонасье находится в безопасности где-то во Франции.
Затем Миледи посылает д’Артаньяну отравленное вино, замаскированное под подарок от его друзей. Мушкетёры прибывают как раз вовремя, чтобы не дать д’Артаньяну выпить его. Теперь они понимают всю серьёзность ситуации – Миледи не успокоится, пока не отомстит. Мушкетёры решают, что после осады они должны спасти мадам Бонасье.
Вскоре после этого мушкетёры – без д’Артаньяна, который, будучи гвардейцем, имеет меньше свободы во время службы, – сталкиваются в трактире с самим кардиналом. Он нанимает их в качестве личных телохранителей, и они следуют за ним на тайную встречу. Пока они ждут внизу, Атос понимает, что слышит, как кардинал говорит через трубы печи. Он слышит и голос Миледи. Кардинал поручает Миледи отправиться в Британию с посланием для Бекингема – тот должен либо отказаться от войны с Францией, либо кардинал раскроет его дела с королевой. Если герцог не подчинится, кардинал рассказывает, как Миледи должна организовать его убийство. Миледи умоляет кардинала отомстить ей за д’Артаньяна, бросив его в Бастилию, и узнать, где находится мадам Бонасье. Кардинал неохотно соглашается и оставляет Миледи выполнять его приказ.
Прежде чем кардинал возвращается после встречи с Миледи, Атос отправляется вперёд, якобы для того, чтобы разведать дорогу назад. Кардинал возвращается, и он вместе с двумя другими мушкетёрами едет в сторону военного лагеря.
Атос тем временем прячется в лесу. Он возвращается в трактир, где остановилась Миледи, и сталкивается с ней. Она потрясена его появлением, считая его мёртвым. Атос заявляет о своей убийственной ненависти к ней и предупреждает, что, хотя ему нет дела до Бекингема, если с д’Артаньяном что-нибудь случится, он убьёт её. Чтобы обезопасить д’Артаньяна, Атос крадёт письменный приказ об отпущении грехов, который Миледи попросила передать ей кардинала, – послание, в котором говорится, что все, что бы ни сделал его предъявитель, было сделано от имени кардинала. Атос уходит.
Атос возвращается в лагерь вместе с Арамисом и Портосом. Они сразу же зовут д’Артаньяна к себе и отправляются завтракать в трактир, где можно спокойно поговорить. В трактире, однако, невероятно шумно, он заполнен солдатами. Атос заключает с несколькими из них пари, что если он и трое его друзей смогут в одиночку удержать форт Сен-Жерве в течение целого часа, то остальные солдаты должны угостить их роскошным ужином. Все с большим интересом соглашаются на такое дерзкое пари.
Друзья собирают свой завтрак и отправляются в форт. Атос объясняет, что этот поступок принесёт им славу и обеспечит уединённое место, где они смогут обдумать свои действия, так как в любом другом месте их услышат агенты кардинала. В форте мужчины накрывают завтрак и поднимают салфетку в знак того, что войска Его Величества заняли форт. Затем Атос рассказывает д’Артаньяну и остальным о своей личной встрече с Миледи. Они обсуждают, как лучше обезопасить себя и Бекингема от Миледи и кардинала. Они решают послать два письма, оба написаны Арамисом. Одно будет адресовано лорду де Винтеру, в нём он предупреждает его о планах Миледи на его жизнь и криминальном прошлом, а также призывает его посадить её в тюрьму, когда она прибудет в Британию. Другое письмо будет отправлено таинственной любовнице Арамиса (мадам де Шеврез, близкой подруге королевы), чтобы предупредить королеву о заговоре против Бекингема. Чтобы получить деньги на эти экспедиции, мужчины решают продать кольцо д’Артаньяна, полученное от королевы.
Во время этих размышлений четырём друзьям удаётся отбиться от двух нападающих отрядов рошельских мятежников и продержаться в форте полтора часа. Они возвращаются под бурные аплодисменты и становятся знаменитыми героями лагеря, настолько, что новости об их успехах доходят до ушей кардинала. Убедившись ещё раз, что они должны быть на его стороне, кардинал поздравляет месье де Тревиля с храбростью его солдат и разрешает ему произвести д’Артаньяна в мушкетёры. Тревиль делает это, и д’Артаньян наконец вступает в их ряды.
Друзья отправляют письмо любовнице Арамиса с Базеном, а письмо лорду де Винтеру – с Планше. Д’Артаньян, неравнодушный к Бекингему, просит Планше передать де Винтеру устное предупреждение об убийстве Бекингема. Через две недели оба слуги возвращаются с благодарностями, подтверждая успех своих миссий.
В Англию прибывает Миледи, которую сразу же берут под стражу. Ее отвозят в загородный особняк, где лорд де Винтер рассказывает, что это его рук дело; он следует совету мушкетёров. Он знакомит её с Джоном Фелтоном, солдатом, который будет её тюремщиком, на вид непроницаемо холодным человеком. У Миледи есть две недели на побег, прежде чем лорд де Винтер сошлёт её на далёкий остров. Она начинает строить планы.
Кардинал с нетерпением ждёт вестей от Миледи, а осада продолжается. Кажется, что рошельцы в конце концов сдадутся; их единственная надежда – герцог Бекингем. Все находятся в напряжении, ожидая какого-то развития событий.
Кардинал, чтобы ускорить подчинение Ла-Рошели, приказывает разбрасывать по стенам города листовки, призванные подстрекать население к восстанию против руководства, заставляющего их голодать. Начинается восстание против руководства города, но в этот момент приходит известие от Бекингема, что через неделю он будет здесь с полным флотом кораблей, вместе с войсками из Испании и Австрии. Это известие даёт жителям Ла-Рошели силы идти дальше и разбивает усилия кардинала.
Ожидание продолжается, и кардинал начинает ездить верхом по пляжу, чтобы побыть наедине со своими мыслями. Однажды он натыкается в дюнах на мушкетёров, читающих письмо. Он пытается подкрасться к ним, но Гримо замечает его и призывает мушкетёров к вниманию. Между кардиналом и Атосом завязывается разговор о письме, который начинается достаточно вежливо, но заканчивается тем, что Атос имеет наглость оскорбить кардинала напоминанием о его прошлых похождениях с женщинами и отказывается показать ему письмо. Рассерженный, но ещё более убеждённый в том, что мушкетёры должны работать на него, кардинал уходит.
Затем мушкетёры возвращаются к письму, которое мадам де Шеврез передаёт Арамису. Мадам де Шеврез через королеву узнала, где содержится мадам Бонасье – она в безопасности в монастыре кармелиток в Бетюне, небольшом городке. Д’Артаньян обрадован этой новостью, и мушкетёры решают, что после осады они отправятся в монастырь, чтобы забрать её.
В Англии Миледи судорожно планирует свой побег. Все кажется потерянным для неё, особенно после того, как лорд де Винтер показывает ей приказ о её изгнании, который должен быть приведён в исполнение через три дня. Миледи находит слабость, необходимую ей для побега, но Джон Фелтон, правая рука лорда де Винтера, оказывается протестантом. Миледи сама выдаёт себя за протестантку и своей красотой и притворным религиозным пылом постепенно ослабляет защиту неопытного молодого человека. Она притворяется больной, чтобы завоевать его симпатию, а затем умоляет его позволить ей совершить самоубийство, играя роль мученицы.
Ее переворот происходит на пятую ночь плена. Фельтон проникся к ней симпатией, и она рассказывает ему «истинную» историю ненависти де Винтера к ней. Она говорит, что её захватил и неоднократно насиловал сам герцог Бекингемский, пытаясь сделать её своей любовницей. Когда она, ссылаясь на свои религиозные убеждения, все же отказалась присоединиться к нему, Бекингем приказал заклеймить её Флёр-де-Лис, чтобы никто и никогда не поверил её рассказу. Затем она вышла замуж за брата лорда де Винтера и рассказала ему о преступлениях Бекингема. Однако Бэкингем убил её мужа прежде, чем смог отомстить за неё, и никто больше не знал об этой истории. Тогда она бежала во Францию, но была вынуждена вернуться в Англию, и тогда лорд де Винтер, попав под влияние Бекингема, схватил её.
Теперь Фелтон полностью подвластна Миледи. Кульминационный момент наступает, когда лорд де Винтер подозрительно врывается в их эмоциональную сцену. Чтобы доказать Фелтону свою правоту, Миледи хватает нож и закалывает себя (осторожно, чтобы не причинить слишком много вреда), закрепив веру Фелтона в её верность протестантизму и убеждённость в необходимости сохранить свою честь. Теперь он полностью влюбился в неё.
Лорд де Винтер отсылает Фелтона, подозревая, что Миледи покорила его. Однако за день до того, как Миледи должны были изгнать, Фелтон возвращается, чтобы спасти её. Он вызволяет её из темницы, и они сбегают. Фелтон объясняет, что его план состоит в том, чтобы убить Бекингема, а затем уехать с Миледи во Францию. Миледи в восторге от успеха своих манипуляций.
Фелтон и Миледи садятся на корабль в Портсмуте, где Бекингем готовит британский флот к отплытию в Ла-Рошель. Фелтон отправляется в штаб-квартиру герцога и добивается разрешения войти, утверждая, что у него есть срочное сообщение от лорда де Винтера. Сначала Фелтон пытается убедить Бекингема подписать освобождение Миледи; когда Бекингем отказывается, Фелтон наносит ему смертельный удар ножом. Перед смертью Бекингема прибывает гонец с письмом от королевы, умоляющий Бекингема прекратить войну против Франции, которую, как известно королеве, он ведёт из любви к ней. У гонца также есть устное послание от королевы для Бекингема: она всё ещё любит его. Герцог умирает счастливым человеком.
В Ла-Рошели мушкетёрам не терпится отправиться за мадам Бонасье, поскольку они теперь знают, что её держат в том же монастыре, куда должна была отправиться Миледи, если она вернётся из Англии. Чувствуя их тревогу, месье де Тревиль даёт им пять дней отпуска, чтобы они могли сделать то, что им нужно.
Сразу же четверо друзей отправляются за мадам Бонасье. По дороге они снова случайно встречаются с Человеком из Мёна, который опять убегает от д’Артаньяна. Однако он оставляет записку, на которой нацарапано название города: Арментьер.
Тем временем Миледи опередила мушкетёров в монастыре. Она подружилась с мадам Бонасье, прикрываясь тем, что является хорошим другом д’Артаньяна, которого также преследует кардинал. Невинная мадам Бонасье полностью доверяет Миледи и даже показывает ей письмо от мадам де Шеврез, в котором сообщается, что д’Артаньян едет за ней. Миледи считает все это большой удачей, ведь теперь она может использовать Бонасье, чтобы добраться до д’Артаньяна.
Затем к Миледи приходит человек из Менга. Это граф де Рошфор, личный шпион кардинала. Миледи договаривается с ним, чтобы за ней и мадам Бонасье как можно скорее прислали карету и отвезли их в Арментьер, о чем она пишет ему в записке. Затем Миледи сообщает Бонасье, что за ней придут агенты кардинала, и единственный способ спастись от них – пойти с ней, когда она вскоре сбежит из монастыря. Бонасье, как всегда доверчивый, готовится уйти с Миледи.
Прибывает карета Рошфора, и обе женщины готовятся к отъезду. В это время подъезжает д’Артаньян с мушкетёрами, но Миледи сообщает Бонасье, что за ней пришли агенты кардинала. Бонасье доверяет Миледи настолько, что не решается сам выглянуть в окно. Миледи пытается заторопить мадам Бонасье в её карету, но молодая женщина слишком напугана, чтобы двигаться. Раздосадованная, Миледи отравляет бокал вина, даёт его мадам Бонасье, чтобы «придать ей сил», и убегает одна.
Д’Артаньян врывается в дом как раз в тот момент, когда яд Миледи начинает действовать. Бонасье объясняет, что её «добрая подруга» леди де Винтер только что ушла. Мужчины понимают, что произошло, и в ужасе смотрят, как мадам Бонасье умирает на руках у д’Артаньяна. В это время из Англии прибывает сам лорд де Винтер в погоне за Миледи. Атос раскрывает де Винтеру и его друзьям свою личность первого мужа Миледи, и мужчины соглашаются немного отдохнуть, а затем отправиться на поиски убийцы.
Атос посылает четырёх слуг в Арментье, чтобы разведать точное местонахождение Миледи, а сам с остальными, теперь уже с лордом де Винтером, отправляется на похороны мадам Бонасье. Затем Атос отправляется в небольшое путешествие – он разыскивает таинственного незнакомца, живущего в одиночестве, и убеждает его присоединиться к их компании, хотя повествование не сообщает нам, почему, и что Атос говорит этому человеку.
Затем Планше возвращается – слуги нашли Миледи, а остальные присматривают за ней на постоялом дворе в Арментьере. Получив эту новость, Атос приказывает всем собираться в дорогу и отправляется за последним членом их партии. Он возвращается с таинственным незнакомцем, человеком в красном плаще, которого никто не узнает. Мужчины отправляются вслед за Миледи.
Мушкетёры, лорд де Винтер и таинственный незнакомец находят Миледи, когда она только собирается переправиться через реку из Франции. Она была одна, и они схватили её. Затем её судят. Д’Артаньян выдвигает против Миледи свои обвинения: убийство мадам Бонасье, попытка убийства с помощью ассасинов и отравленного вина, а также подстрекательство к убийству графа де ла Фере. Лорд де Винтер выдвигает свои обвинения: убийство его брата и убийство герцога Бекингема. Мушкетёры потрясены, так как не слышали об убийстве герцога. Наконец, Атос выдвигает свои обвинения, но как только он упоминает о Флёр-де-Лис, Миледи призывает их найти суд, который заклеймил её.
В этот момент таинственный незнакомец выходит вперёд. Миледи с ужасом узнает в нём старосту из Лилля. Он заканчивает рассказ Миледи: она была монахиней и соблазнила молодого священника, брата старосты. Они украли тарелку для причастия, священника схватили, но Миледи удалось бежать. Священника заклеймили; старосте пришлось самому заклеймить своего брата. Но староста выследил Миледи и заклеймил и её. После этого она бежала со священником и попала на территорию Атоса, и тогда начинается история Атоса. Обвинение старосты таково: Миледи ограбила тарелку для причастия, а также в смерти его брата, так как молодой священник сошёл с ума и повесился после того, как Миледи бросила его ради Атоса.
Предъявив обвинение, Портос и Арамис, выступая в роли судей, приговаривают Миледи к смерти за её преступления. Староста тащит её на улицу, чтобы исполнить свой долг. Миледи судорожно пытается отвратить неизбежное – подкупает слуг, напоминает д’Артаньяну об их любви, утверждает, что эти люди не имеют права убивать её. Ничего не помогает. Староста переправляет её через реку, связывает ей руки и ноги и отрубает Миледи голову. Затем он берет её голову и тело и бросает их в реку, на «божий суд».
Теперь мушкетёры должны вернуться на службу в Ла-Рошель. Однако перед возвращением они снова сталкиваются с Рошфором, который арестовывает д’Артаньяна от имени кардинала. Д’Артаньян соглашается на арест, но его друзья остаются с ним, чтобы защитить его, и ждут его у покоев кардинала. Во второй раз д’Артаньян остаётся наедине с великим человеком. Кардинал начинает рассказывать д’Артаньяну о преступлениях, в которых его обвиняют, но д’Артаньян прерывает его, заметив, что женщина, которая выдвинула против него эти обвинения, сама была преступницей и теперь мертва. Затем д’Артаньян рассказывает кардиналу всю историю, начиная с ранней истории Миледи и заканчивая её смертью. Затем д’Артаньян предъявляет кардиналу отпущение грехов, которое Атос украл у Миледи и которое освобождает его от ответственности за убийство Миледи. На мгновение жизнь д’Артаньяна повисает на волоске. Кардинал может легко отменить помилование и казнить д’Артаньяна. Вместо этого он даёт д’Артаньяну повышение до лейтенанта мушкетёров с пустым именем и говорит молодому человеку, чтобы тот считал себя одним из друзей кардинала.
Д’Артаньян пытается убедить трёх своих друзей принять повышение вместо него, поскольку имя пустое. Однако все трое настаивают на том, что д’Артаньян больше всех подходит для этого. Атос слишком устал от мира, Портос женится на жене своего богатого адвоката, так как тот только что умер, а Арамис присоединяется к церкви. Недовольный тем, что теряет всех своих друзей, д’Артаньян принимает благословение на повышение.
Затем в кратком эпилоге рассказывается о последствиях нашей истории. После смерти Бекингема рошельцы капитулировали после примерно годичной осады. Д’Артаньян стал выдающимся лейтенантом мушкетёров; он и Рошфор даже подружились, после того как трижды дуэлировали. Атос оставался мушкетёром под руководством д’Артаньяна в течение нескольких лет, а затем удалился в небольшое поместье в провинции. Портос скрылся в роскоши со своей новой женой, а Арамис, верный своему слову, стал священником.
Как исторический роман, «Три мушкетёра» строит свой сюжет вокруг некоторых основных персонажей и событий французской истории XVII века. Кардинал Ришелье, Анна Австрийская и другие важные персонажи действительно жили и действовали, по крайней мере, примерно так, как они действуют в романе. Фактически, историческая основа романа Дюма восходит к его первоначальному замыслу – даже к самим мушкетёрам и д’Артаньяну.
«Три мушкетёра» вдохновлены работой XVII века под названием «Записки д’Артаньяна» Гатьена де Кортильца де Сандраса, на которую Дюма и Маке наткнулись во время своих исследований. Эта работа, по сути, стала наброском к первой части «Трёх мушкетёров». В то время Дюма не верил, что роман Кортильца был историческим, а считал, что он просто плагиат и развитие произведения предыдущего писателя. Однако в своём первоначальном предисловии к «Трём мушкетёрам» Дюма утверждал, что считал это произведение историческим, не желая показаться плагиатором. По иронии судьбы, оказалось, что «Записки» на самом деле имеют историческую основу.
Д’Артаньян, герой «Трёх мушкетёров», на самом деле был Шарлем де Батц-Кастельмором и происходил из Гаскони, как и пишет Дюма. Имя сьера Артаньяна он получил благодаря поместью, которым владела семья его матери. Он покинул Гасконь не в 1625 году, как в романе, а в 1640 году. Он сделал выдающуюся карьеру не при Людовике XIII и Ришелье, а при их преемниках Мазарине и Людовике XIV, и продвигался по службе с большим успехом, пока не погиб на службе в 1673 году при осаде Маэстрихта.
Атос, Портос и Арамис также основаны на реальных мушкетёрах. Портос – это Исаак де Порто, до 1643 года служивший в роте капитана дез Эссара королевской гвардии, а затем ставший мушкетёром вместе с д’Артаньяном (Чарльзом Кастельмором, то есть). Арамис – Генрих д’Арамиц, родственник месье де Тревиля, мушкетёр с 1640 года – мы мало что знаем о нём после этого. Атос был Армандом де Силлегом, сеньором д’Атоса и д’Автевиля, также родственником Тревиля. Он был королевским мушкетёром и умер в Париже в 1643 году, но об этом мало что известно – в свидетельстве о смерти есть указания на то, что он погиб в результате дуэли.
Все основные исторические фигуры в романе более или менее точны с точки зрения представленных основных фактов. Людовик XIII, Анна Австрийская, кардинал Ришелье и месье де Тревиль представлены без серьёзных исторических неточностей. И действительно, при Людовике XIII существовали королевские мушкетёры – они были своего рода тренировочной базой для элиты французской армии, а в мирное время служили личным эскортом короля. Тревиль и кардинал были большими противниками, как их изображает Дюма – на самом деле Тревиль участвовал в заговоре 1642 года с целью убийства кардинала, и Людовик XIII был вынужден изгнать своего друга. А у Ришелье была своя, столь же элитная, рота гвардейцев, которая, как описывает Дюма, сильно соперничала с мушкетёрами.
В целом, мы видим, что роман Дюма, по крайней мере, основан на истории, хотя он делает большие отступления от неё. Исключением является леди де Винтер. Миледи Куртильца – совершенно частное лицо, одна из изгнанных фрейлин королевы, с которой д’Артаньян действительно заводит беспринципную интрижку. Но она не имеет никакого отношения к кардиналу; в некоторых фальшивых мемуарах, которые использовал Дюма, приводится подробная информация о даме «Кларик», которая связана с кражей бриллиантовой броши из Бекингема, о которой рассказывает Дюма. Дюма соединяет эти элементы и создаёт полностью вымышленный персонаж – свою Миледи. Интересно, что этому вымышленному персонажу позволено так полностью доминировать во второй части романа, и это, безусловно, говорит кое-что о верности Дюма исторической достоверности. Миледи стала увлекательным персонажем, и Дюма был гораздо больше озабочен тем, чтобы создать интересный вымысел и связать его с историей, чем тем, чтобы оставаться слепо верным истории.
Список персонажей
Д’Артаньян
Главный герой романа, д’Артаньян – молодой, обедневший гасконский дворянин, приехавший нажить своё состояние в Париже. Он храбр, благороден, честолюбив, хитёр и умён. Как и любой романтический герой, он движим любовью и руководствуется рыцарскими принципами, но иногда склонен к аморальному поведению.
Атос
Самый важный из трёх мушкетёров, Атос является для д’Артаньяна чем-то вроде отца. Он старше своих товарищей, но всё ещё молодой человек. Атос выделяется во всех отношениях – умом, внешностью, храбростью, мастерством фехтования, – но его мучает глубокая меланхолия, источник которой никто не знает.
Арамис
Молодой мушкетёр, один из великой тройки. Арамис – красивый молодой человек, тихий и немного франтоватый. Он постоянно протестует, что в мушкетёрах он лишь временно, и что со дня на день он вернётся в Церковь, чтобы заняться своим истинным призванием. У Арамиса есть таинственная любовница, мадам де Шеврез, высокородная дворянка, существование и личность которой он старается скрыть от своих друзей.
Портос
Портос, третий из трёх мушкетёров, громкий, наглый и самодовольный. Он чрезвычайно тщеславен и любит красиво одеваться, но при всем этом он доблестный боец и отважный друг. Его любовница – мадам Кокенар, жена богатого адвоката.
Леди Винтер
Таинственная, красивая, опасная и в конечном итоге злая агентша кардинала. Д’Артаньян становится одержим ею, но в конце концов она и мушкетёры превращаются в яростных противников. У Миледи есть секрет, и она убивает любого, кто его узнает. На её левом плече – клеймо Флёр-де-Лис, которое ставят самым страшным преступникам.
Констанция Бонасье
Жена месье Бонасье и фрейлина королевы Анны. Мадам Бонасье предана королеве до конца. Д’Артаньян влюбляется в неё и вовлекается в тайные дела королевы.
Месье Бонасье
Хозяин дома д’Артаньяна и муж Констанции Бонасье. Первоначально он обращается к д’Артаньяну за помощью, когда мадам Бонасье похищают, но после личной аудиенции с кардиналом отворачивается от жены и становится агентом кардинала.
Месье де Тревиль
Глава королевских мушкетёров. Месье де Тревиль – благородный и знатный джентльмен, близкий друг короля. Он относится ко всем своим мушкетёрам как к своим сыновьям и является важной фигурой поддержки для молодого д’Артаньяна. Он соперничает с кардиналом Ришелье за благосклонность и влияние на короля.
Король Людовик XIII
Король Франции. Людовик XIII – не слишком сильный правитель, над ним доминируют его советники, в первую очередь кардинал Ришелье, самый влиятельный человек во Франции. Он мелочный и мелочный человек, и в его окружении наибольшего успеха добиваются те, кто научился манипулировать его мелочностью.
Кардинал Ришелье
Самый влиятельный советник короля, Ришелье – самый могущественный и важный человек во Франции. Он неистово самолюбив, но при этом является чрезвычайно эффективным руководителем государства. Ришелье прилагает все усилия для поддержания репутации и власти короля, поскольку именно на этом зиждется его собственный статус.
Королева Анна
Королева Франции. Анна – испанка, и её лояльность разделена между её испанским наследием, её положением королевы Франции и её любовью к Джорджу Вильерсу, герцогу Бекингемскому. Король не доверяет ей и не особенно любит её, а кардинал ненавидит её. Анна ведёт несчастливую жизнь при дворе.
Джордж Вильерс, герцог Бекингемский
Фаворит и военный министр английского короля Карла I. Бекингем – идеальный английский джентльмен, красивый, остроумный, храбрый, богатый и влиятельный. Он отчаянно влюблён в Анну Австрийскую, которая, будучи более сдержанной, отвечает ему взаимностью. На протяжении всего романа единственной мотивацией Бекингема является желание увидеть Анну и угодить ей.
Лорд Винтер
Шурин леди де Винтер. Лорд де Винтер – франтоватый джентльмен, не склонный к интригам и действиям, но в конце романа, когда от него требуют большего, он берётся за дело.
Граф де Рошфор
Личный шпион кардинала, опасный человек.
Граф де Вардес
Агент кардинала; Миледи влюблена в него.
Китти
Служанка Миледи; она влюбляется в д’Артаньяна.
Джон Фелтон
Офицер британского флота, подопечный лорда де Винтера; протестант.
Планше
Слуга д’Артаньяна. Очень умный, надёжный, немного храбрый человек.
Гримо
Слуга Атоса. Атос обучил его общаться с помощью сигналов, подаваемых руками, чтобы сократить речь.
Мускетон
Слуга Портоса. Как и его хозяин, он любит все самое лучшее в жизни.
Базен
Слуга Арамиса. Он не желает ничего, кроме того, чтобы его хозяин вошёл в церковь.
Мадам де Кокенар
Любовница Портоса, жена богатого адвоката. Она ухаживает за Портосом и живёт ради его ласки. Портос держит её личность в тайне от своих друзей, говоря им, что его любовница – герцогиня.
Мадам де Шеврез
Тайная любовница Арамиса и близкая подруга королевы. Мадам де Шеврез изгнана из Парижа, потому что король, подстрекаемый кардиналом, подозревает её в содействии королеве в её личных и политических интригах.
- «Граф Монте-Кристо», краткое содержание
- «Отелло» Вильяма Шекспира, краткое содержание
- «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, краткое содержание
- «Джейн Эйр», краткое содержание
- «Сирано де Бержерак», краткое содержание
- «Код да Винчи», краткое содержание
- «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Гамлет», краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?