«Сирано де Бержерак», краткое содержание читать ~13 мин.
Написанная в Париже в 1897 году Эдмоном Ростаном, пьеса «Сирано де Бержерак» – это героическая комедия в пяти действиях.
В Париже, в 1640 году, блестящий поэт и фехтовальщик Сирано де Бержерак глубоко влюблён в свою красивую, интеллектуальную кузину Роксану. Несмотря на гениальность и харизму Сирано, его внешность портит шокирующе большой нос, и он считает себя слишком уродливым даже для того, чтобы рискнуть признаться Роксане в своих чувствах.
Однажды вечером Сирано отправляется в театр отеля «Бургундия», чтобы устроить неприятности: он запретил актёру Монфлери выходить на сцену в течение месяца, но Монфлери планирует выступить в вечерней постановке «Клоризы», причём Роксана будет в зале. Также в зале присутствует молодой, красивый дворянин по имени Кристиан, который признается своему другу Линьеру, что любит Роксану.
Когда Монфлери выходит на сцену, Сирано запугивает его. Группа аристократов пытается прогнать Сирано, но он вызывает их всех на дуэль. Он сражается с Валвертом, виконтом, которого граф де Гиш выбрал в мужья Роксане.
Во время поединка Сирано импровизирует поэму о дуэли. Затем, произнеся последнюю фразу, Сирано вонзает шпагу в землю. Его победа вызывает сенсацию, и дуэнья Роксаны приносит ему послание от её хозяйки с просьбой встретиться с ней утром. Согласившись, он узнает, что Линьер своей последней сатирой оскорбил влиятельного вельможу и что сто человек ждут его в засаде по дороге домой. Сирано смело заявляет, что проводит Линьера до дома и, если понадобится, сразится со всеми сотнями мужчин.
На следующее утро Сирано встречает Роксану в кондитерской Рагено. Он едва не рассказывает ей о своих чувствах, но она признается ему, что любит Кристиана, который вскоре присоединится к роте гвардейцев Сирано, кадетов Гаскойна. Она просит Сирано защитить Кристиана, и он соглашается. Снаружи собралась толпа, оживлённая новостями о триумфе Сирано накануне вечером. Сирано сердито игнорирует их, расстроенный встречей с Роксаной. Когда прибывают кадеты, Кристиан пытается доказать свою храбрость, оскорбив Сирано – поступок, который обычно считается смертельным.
Однако вместо того, чтобы убить Кристиана, Сирано обнимает его и рассказывает ему о чувствах Роксаны. Кристиан сначала радуется, но затем приходит в смятение. Он считает Роксану интеллектуалкой, а себя – простым, непоэтичным человеком. И тут Сирано приходит в голову блестящая идея: Сирано может написать Роксане письмо, выдавая себя за Кристиана. Кристиан соглашается, радуясь возможности достучаться до сердца Роксаны. Теперь Сирано может тайно выражать все свои мысли и чувства.
Однажды ночью Роксана признаётся Сирано, что считает Кристиана самым восхитительным поэтом в мире. Замаскированные письма Сирано несказанно тронули её. Кристиан говорит Сирано, что ему больше не нужна его помощь, а затем выставляет себя дураком, пытаясь соблазнительно заговорить с Роксаной. Роксана врывается в дом, растерянная и разгневанная. Быстро сообразив, Сирано заставляет Кристиана встать перед балконом Роксаны и заговорить с ней, в то время как Сирано стоит под балконом и нашёптывает Кристиану, что сказать.
В конце концов Сирано отталкивает Кристиана в сторону и под покровом темноты выдаёт себя за Кристиана и сам сватается к Роксане. В процессе он завоёвывает поцелуй для Кристиана. Роксана и Кристиан тайно венчаются у капуцина, но счастье их недолговечно: де Гиш, разгневанный потерей Роксаны, объявляет, что отправляет кадетов Гаскойна на фронт войны с Испанией.
Во время осады Арраса кадеты томятся и страдают от голода. Сирано пишет Роксане каждый день, используя имя Кристиана. Более того, каждое утро он рискует жизнью, пробираясь через испанские линии к месту, где можно отправить письма. Де Гиш сообщает, что испанцы нападут в течение часа. Вдруг подъезжает карета, из которой вылезает Роксана. Она жаждет снова увидеть Кристиана и устраивает пир для солдат. Но Кристиан догадался о тайных чувствах Сирано к Роксане, и он заставляет Сирано сказать ей правду и заставить её сделать выбор между ними. На пороге раскрытия своих чувств Сирано прерывает внезапный выстрел, который убивает Кристиана. Сирано не может сказать Роксане правду. Она теряет сознание, и де Гиш искупает свою вину, унося её в безопасное место, в то время как Сирано бросается в бой.
Пятнадцать лет спустя Роксана живёт в монастыре, и Сирано навещает её каждую неделю. Его друг Ле Брет сообщает Роксане, что дела Сирано идут очень плохо – у него появилось много влиятельных врагов, и его жизнь постоянно находится в опасности. Затем в дом вбегает Рагуэно и частным образом сообщает Ле Бре, что Сирано попал в засаду и был сбит тяжёлым бревном, высунувшимся из высокого окна. Его здоровье находится под серьёзной угрозой, Сирано может умереть, просто подняв голову с подушки. Ле Брет и Рагуэно спешат на помощь своему другу. Не успели они уйти, как Сирано появляется в монастыре, идёт медленно, с болезненным выражением лица, но голос его бодр, как никогда. Он сообщает Роксане последние новости.
С наступлением ночи Сирано просит прочитать последнее письмо Кристиана к ней. Он читает его, а когда совсем стемнело, продолжает читать, как будто знает письмо наизусть. Роксана понимает, что письма написал Сирано – она нашла ту душу, в которую была влюблена все это время. Расстроенные Рагуэно и Ле Бре вбегают в дом и заявляют, что Сирано покончил с собой, встав с постели. Сирано снимает шляпу, обнажая сильно забинтованную голову. Роксана восклицает, что любит его и что он не может умереть. Но Сирано достаёт шпагу и вступает в последний бой со своими «старыми врагами» – ложью, предрассудками и компромиссом, неощутимо рассекая воздух. Затем он падает и умирает, улыбаясь, когда Роксана склоняется над ним и целует его лицо.
Темы
Ценности и добродетель
В «Сирано де Бержераке» большое внимание уделяется ценностям и идеалам. Сирано – красноречивый и ярый защитник честности, храбрости, славы, любви и женщин. Основной конфликт пьесы – неспособность Сирано сказать Роксане, как сильно он её любит, из уважения к её просьбе защитить Кристиана – проистекает из непоколебимого обещания Сирано держать своё слово. Сирано защищает свой секрет почти до самой смерти; сама его смерть, хотя и трагична, но в то же время трансцендентна. Пьеса предполагает, что, придерживаясь своих ценностей в ущерб личным желаниям, Сирано достигает идеального, незапятнанного морального облика. Сама Роксана во всех отношениях является идеальной женщиной: она умна, тепла, заботлива и красива.
Внутренняя и внешняя красота
Сирано де Бержерак» можно читать как аллегорию внутренней и внешней красоты. Сирано, олицетворяющий внутреннюю красоту, пассивно борется с Кристианом, олицетворяющим внешнюю красоту, за любовь Роксаны. Роксана становится арбитром относительной ценности этих персонажей и, соответственно, ценности внутренней и внешней красоты. В пьесе придаётся большое значение внутренней красоте, честности и уму. Однако развязный, яркий характер Сирано подчёркивает его внешние, а не внутренние черты.
Роксану и других маркизов поражает его умение ловко подбирать слова, отбиваться от невероятного количества людей и совершать блестящие жесты: бросить в театр мешок с золотом, чтобы оплатить ночную выручку и остановить спектакль; отказать себе во всем, кроме самой скудной еды, из уважения к собственной гордости; сочинить поэму под бой на шпагах. Все эти действия производят публичное впечатление и черпают свою силу во внешнем проявлении. Внешняя красота Сирано и Кристиана, конечно, разная: Кристиан наделён красивой внешностью, в то время как напыщенность Сирано – плод изощрённого ума. Тем не менее, когда Роксана утверждает, что выбирает между внешней красотой Кристиана и внутренней красотой Сирано, во многом она просто выбирает между двумя разными версиями показного, видимого шоу.
Опасность в обмане
Сирано в некотором смысле является морально безупречным персонажем, никогда не отступающим от своих строгих моральных норм. В пьесе, однако, моральный кодекс кажется ещё более строгим, чем у самого Сирано. Действительно, его единственный недостаток – готовность обмануть Роксану, чтобы помочь Кристиану и, возможно, даже самому завоевать её любовь – не позволяет ему заполучить её. Поскольку Сирано обманывает Роксану даже после смерти Кристиана, он не может признаться ей в любви. Это было бы проявлением неуважения к памяти Кристиана и насмешкой над её трауром.
После смерти Кристиана пьеса рассматривает последствия двуличия Кристиана и Сирано, демонстрируя суровое существование, которое вынужден вести Сирано: жить в непосредственной близости от своей единственной настоящей любви, но оставаться эмоционально отстранённым от неё. Своим обманом они заставили Роксану влюбиться в того, кого не существует: в идеал. В результате она по-настоящему не любит ни Кристиана, ни Сирано – она любит их великолепное сотрудничество. Сирано и Роксана так и не могут довести до конца свою глубокую любовь, которую они, несомненно, разделяют друг к другу.
Список персонажей
Сирано де Бержерак
Поэт, фехтовальщик, учёный, драматург, музыкант и член кадетов Гаскойна, роты гвардейцев из Южной Франции. При всех своих выдающихся талантах Сирано непривлекателен, он проклят нелепым длинным носом, который делает его неуверенным в себе и мешает ему открыть свою любовь к кузине Роксане.
Сирано мужественен, поэтичен, остроумен и красноречив. Он замечательный боец, поэт, музыкант и философ, а также ценитель красоты, идеалов и ценностей. Сирано никогда не предстаёт в плохом или нелестном свете, его трудно не любить. На протяжении всей пьесы Сирано действует в соответствии со своим бескомпромиссным чувством ценностей и морали. Он остаётся непоколебимым в своём стремлении стать благородным человеком и представляет собой человека, которым хотел бы стать каждый – и даже больше.
Сирано демонстрирует браваду, напоминающую традиции воинов, никогда не отговаривая себя или других от поединка. Своей дерзостью Сирано нажил себе много врагов. Однако недостаток уверенности в себе и низкая самооценка оказываются его самыми сильными противниками. Более сильные, чем простой недостаток, из которого они выросли – его нос, – неуверенность Сирано мешает ему достичь того, чем он дорожит больше всего – любви. Его внутренняя красота покоряет всех, но он, и только он, не может забыть о своём большом носе.
На людях Сирано выглядит героем, обладающим необыкновенным остроумием и головокружительными способностями. Однако наедине с собой он мрачен и подавлен. Немногочисленные недостатки, которыми обладает Сирано, не омрачают его образ, а кажутся настолько фундаментальными для человеческого существования, что вызывают ещё более глубокую оценку его характера.
Сирано никогда не колеблется в своей преданности Роксане, но, возможно, он не влюблён в неё по-настоящему. Возможно, он влюблён в саму идею любви и влюблённости. В конце концов, Сирано поклоняется и повинуется магии, тайне и поэзии любви, а также силе и искусству романтики. Восхищённый романтическим вызовом – умереть за любовь, Сирано позволяет любви убить его в конце концов, даже после того, как Роксана обнаруживает его чувства и отвечает ему взаимностью.
Роксана
Кузина Сирано, красивая и интеллектуальная наследница. Она неравнодушна к романтике, любит поэзию и остроумие.
Сюжет «Сирано» вращается вокруг попыток многих мужчин завоевать любовь Роксаны. Роксана, не имея ни сил, ни любопытства, ни воли в отношении уговоров своих ухажёров, является постоянной звездой в запутанной галактике привязанностей. Почти каждый персонаж либо непосредственно затронут её любовью, либо надеется завоевать её. Но завоевание Роксаны не является целью Сирано или Кристиана: завоевание её любви. Она по-разному изменяет Кристиана и Сирано на протяжении всей пьесы и определяет тон и отношение каждой сцены.
Доброта и искренность Роксаны никогда не колеблются и не подвергаются сомнению. Но во время войны в Аррасе у неё происходит резкий перелом в мыслях, когда она говорит Кристиану, что хотя раньше она любила его за то, что он был красив, теперь она любит его за его внутреннюю красоту. Этот поворот меняет все остальное действие пьесы и разрешает её основное действие и конфликт. Роксана демонстрирует огромную силу любви над влечением, как в Аррасе, так и в финальной сцене пьесы, когда она признается в любви к обезображенному Сирано.
Барон Кристиан де Нейвилетт
Возможно, противоположность Сирано, Кристиан – красивый, но простой молодой дворянин, которому не хватает остроумия и ума. Новичок в Париже и среди кадетов, он влюбляется в Роксану и присоединяется к компании кадетов Сирано в самом начале пьесы. Его внешность сравнима только с внешностью Роксаны.
Граф де Гиш
Влиятельный, женатый дворянин, влюблённый в Роксану и не любящий Сирано. Коварный и вечно злой, он несколько раз пытается убить Сирано, один раз его убили сто человек.
Рагуэно
Друг Сирано, кондитер, любящий поэзию. Рагуэно раздаёт пирожные в обмен на стихи, и поэтому его часто посещают бесчисленные поэты. Он отражает тему того, что поэзия – это пища для души, и подчёркивает разделение между физическим и духовным аспектами мира. После того как его бизнес терпит крах, он становится носильщиком Роксаны.
Ле Брет
Друг и ближайшее доверенное лицо Сирано. Он сослуживец и гвардеец. Ле Брет беспокоится, что принципы Сирано разрушат его карьеру, но Сирано игнорирует его опасения.
Линьер
Друг Кристиана, сатирик и пьяница, у которого много влиятельных врагов. Сирано защищает его от ста человек, нанятых де Гишем, чтобы устроить засаду.
Дуэнья
Компаньонка и сопровождающая Роксаны, которая старается уберечь её от неприятностей. Она напоминает кормилицу Джульетты в «Ромео и Джульетте».
Виконт де Валверт
Наглый молодой дворянин, которого де Гиш превозносит как возможного мужа для Роксаны, что дало бы де Гишу доступ к Роксане. После того как он оскорбляет нос Сирано, его побеждают на дуэли.
Монфлери
Толстый, бездарный актёр, которому Сирано запрещает выходить на сцену.
Карбон де Кастель-Жалу
Друг Сирано и капитан его роты. Он волевой и успешный лидер.
Беллероз
Человек, отвечающий за театр в отеле «Бургундия».
Лиза
Острая на язык жена Рагуэно. Она не одобряет покровительство мужа местным поэтам. Совершенно несчастная женщина, она бросает Рагуано ради мушкетёра после второго акта.
Капуцин
Скромный и благонамеренный монах. Де Гиш нанимает его, чтобы передать послание Роксане. Сначала Сирано отвлекает его, когда они оказываются возле дома Роксаны. Позже он председательствует на поспешной свадьбе Роксаны и Кристиана.
Мать Маргарита де Хесус, сестра Клер, сестра Марта.
Монахини из монастыря Роксаны. Это сострадательные женщины, которые восхищаются и уважают Сирано и поэтому разрешают ему посещать их, когда он пожелает.
Кардинал Ришелье
Не персонаж, а историческая фигура, упоминаемая в пьесе как дядя де Гиша. Возможно, это самый влиятельный человек во Франции, искусный политический манипулятор, чья власть соперничает с властью короля, а возможно, и превосходит её.
- «Сирано де Бержерак» с французским шармом показал зрителям Малый театр
- Впервые в Иркутске премьера пьесы «Сирано де Бержерак» в виде мюзикла
- «Джейн Эйр», краткое содержание
- «Код да Винчи», краткое содержание
- «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Гамлет», краткое содержание
- «Путешествия Гулливера», краткое содержание
- «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?