«Код да Винчи», краткое содержание читать ~16 мин.
Дэн Браун написал новеллу-триллер «Код да Винчи» в самом начале 2000-х. Роман был впервые издан в 2003, экранизация от Коламбия пикчерс и Сони пикчерс с Томом Хэнксом и Одри Тоту в главных ролях вышла в 2006-м.
Сюжет
В Лувре монах из «Опус Деи» по имени Сайлас задерживает Жака Соньера, хранителя музея, и требует рассказать ему, где находится Святой Грааль. После того как Соньер рассказывает ему об этом, Сайлас стреляет в него и оставляет умирать. Однако Соньер солгал Сайласу о местонахождении Грааля. Понимая, что ему осталось жить всего несколько минут и что он должен передать свой важный секрет, Соньер собственной кровью рисует пентакль на животе, чертит круг своей кровью и втягивает себя в центр круга, воссоздавая позу Витрувианского человека да Винчи. Он также оставляет на земле невидимыми чернилами код, строку цифр и две строки текста.
Полицейский детектив Жером Колле звонит Роберту Лэнгдону, главному герою этой истории и профессору символогии, и просит его приехать в Лувр, чтобы попытаться интерпретировать эту сцену. Лэнгдон ещё не понимает, что его самого подозревают в убийстве.
После убийства Соньера Сайлас звонит «Учителю» и сообщает ему, что, по словам Соньера, ключевой камень находится в церкви Сен-Сюльпис в Париже. Учитель отправляет Сайласа туда. Сайлас следует за подсказками Соньера к месту нахождения камня и обнаруживает, что его обманули. В порыве гнева он убивает сестру Сандрин Бий, смотрительницу церкви и часового Сионского приорства. В Лувре Лэнгдон встречает Жерома Колле и Безу Фаша, капитана полиции, и понимает, что эти двое полицейских подозревают его в убийстве.
Софи Невё, агент департамента криптологии и внучка Соньера, прибывает на место преступления и говорит Лэнгдону, что он должен позвонить в посольство. Когда Лэнгдон звонит по номеру, который дала ему Софи, он попадает на автоответчик. Сообщение предупреждает Лэнгдона, что он в опасности и должен встретиться с Софи в туалете Лувра.
В туалете Софи показывает Лэнгдону, что Фаш следит за его передвижениями с помощью устройства слежения. Она выбрасывает устройство в окно проезжающего мимо грузовика, обманывая полицию и заставляя её думать, что Лэнгдон сбежал из Лувра.
Софи также рассказывает Лэнгдону, что последняя строчка в секретном послании – «P.S. Найди Роберта Лэнгдона» – была способом её деда предупредить её: P.S. – это инициалы дедушкиного прозвища для неё, принцессы Софи. Лэнгдон думает, что P.S. может означать Приорат Сиона, древнее братство, посвятившее себя сохранению языческой традиции поклонения богине и сохранению тайны, которую защищала Соньер.
Лэнгдон расшифровывает вторую и третью строки послания Соньера: «Леонардо да Винчи! Мона Лиза!». Софи возвращается к картинам в поисках ещё одной улики. Полиция тоже вернулась в Лувр и арестовывает Лэнгдона. Софи находит ключ за картиной «Мадонна на скалах». Используя картину в качестве заложника, ей удаётся обезвредить полицейского и вывести себя и Лэнгдона из здания.
Пока Софи и Лэнгдон едут к швейцарскому банку, указанному на обратной стороне ключа, Лэнгдон объясняет историю Приората Сиона и его вооружённых сил – рыцарей-тамплиеров. Он рассказывает, что Приорат охраняет секретные документы, известные как Сангреаль, или Святой Грааль. Последняя рукопись Лэнгдона посвящена именно этому вопросу.
Когда Софи и Лэнгдон входят в банк, безымянный охранник понимает, что они беглецы, и вызывает полицию, но Андре Верне, управляющий банка и друг Соньера, узнает Софи и помогает ей и Лэнгдону бежать. Софи и Лэнгдон догадываются, что номер, оставленный возле тела Соньера, должен быть номером счета, который откроет хранилище. Открыв хранилище, они находят криптекс – устройство для передачи сообщений, разработанное да Винчи и созданное Соньером. Криптекс можно открыть только с помощью пароля.
Верне успешно перевозит Софи и Лэнгдона мимо Колле в запертом бронированном автомобиле. Вернёт находит их, но им удаётся скрыться с криптексом, который, как понимает Лэнгдон, на самом деле является ключом Приората, то есть ключом ко всем секретам, которые хранит Приорат о местонахождении Святого Грааля.
Лэнгдон и Софи отправляются в дом сэра Ли Тибинга, историка, чтобы попросить его помочь открыть шкатулку. Тибинг рассказывает им легенду о Граале, начиная с исторических доказательств того, что Библия не пришла к нам от Бога, а была составлена императором Константином. Он также приводит доказательства того, что вопрос о божественности Иисуса был решён голосованием в Никее, и что Иисус был женат на Марии Магдалине, которая была королевской крови, и имел от неё детей. Тибинг показывает им скрытые символы в «Тайной вечере» и нарисованное изображение Магдалины. Он рассказывает им, что Святой Грааль – это тело Марии Магдалины и документы, доказывающие родство Марии с Иисусом. Он говорит, что считает, что Соньера и остальных могли убить, потому что церковь подозревала, что Приорат вот-вот раскроет этот секрет.
Когда Лэнгдон демонстрирует криптекс, появляется Сайлас и бьёт его по голове. Сайлас держит Софи и Тибинга на мушке и требует ключ-камень, но Тибинг нападает на Сайласа, ударяя его по бедру, где находится его пояс наказания, а Софи добивает его ударом по лицу. Они связывают Сайласа.
В замок прибывает Колле, но Софи, Лэнгдон, связанный Сайлас, Тибинг и его слуга Реми сбегают и садятся на личный самолёт Тибинга в Англию. Софи понимает, что надпись на криптексе можно расшифровать, если посмотреть в зеркало. Они понимают стихотворение, в котором говорится о «надгробии, воспетом тамплиерами», и «шифр Атбаша», который поможет им найти пароль. Лэнгдон вспоминает, что рыцари-тамплиеры якобы поклонялись богу Бафомету, которого иногда изображали в виде большой каменной головы. Слово, расшифрованное с помощью шифра Атбаша, – София. Однако когда они открывают криптекс, то находят ещё один криптекс, в котором содержится подсказка о гробнице, где рыцарь был похоронен Папой Римским. Они должны найти сферу, которая должна была находиться на могиле рыцаря.
Фаш понимает, что Тибинг и остальные находятся в самолёте. Он вызывает британскую полицию и просит их окружить аэродром, но Тибинг обманывает полицейских, заставляя их поверить, что в самолёте нет никого, кроме него самого. Затем он вместе с Софи, Лэнгдоном, Реми и Сайласом отправляется в лондонскую церковь Темпл – место захоронения рыцарей, убитых Папой Римским.
Реми освобождает Сайласа и рассказывает, что он тоже следует за Учителем. Сайлас отправляется в церковь, чтобы забрать ключевой камень, но когда он пытается заставить Лэнгдона отдать его, Лэнгдон угрожает разбить его. Вмешивается Реми, который берет Тибинга в заложники и тем самым заставляет Лэнгдона отдать криптекс.
Тем временем Колле и его люди осматривают дом Тибинга и начинают подозревать его, когда обнаруживают, что он следил за Соньером. По телефону Учитель поручает Сайласу передать криптекс Реми. Учитель встречает Реми в парке и убивает его. Учитель звонит в полицию и сдаёт Сайласа властям. Когда Сайлас пытается бежать, в него стреляют, и он случайно попадает в своего кумира, епископа Арингароса.
Сайлас отвозит епископа Арингаросу в больницу и, шатаясь, идёт в парк, где умирает. На следующий день в больнице Арингароса с горечью вспоминает, что Тибинг обманом заставил его помочь в осуществлении своего убийственного плана, заявив, что если епископ передаст ему Грааль, то он поможет «Опус Деи» вернуть расположение церкви.
Исследования Софи и Лэнгдона приводят их к открытию, что сэр Исаак Ньютон и есть тот рыцарь, которого они ищут, тот, которого похоронил Папа Римский, потому что они узнают, что он был похоронен Александром Поупом. Они отправляются в Вестминстерское аббатство, где похоронен Ньютон. Там Учитель заманивает их в сад запиской, в которой говорится, что у него есть Тибинг. Они отправляются туда, но обнаруживают, что Тибинг и есть Учитель. Тибинг подозревает, что Соньер решил не раскрывать тайну Сионского приорства, потому что церковь угрожала убить Софи, если тайна будет раскрыта. Желая, чтобы тайна стала достоянием общественности, он решил сам найти Грааль.
Тибинг отдаёт Лэнгдону криптекс и просит Лэнгдона и Софи помочь ему открыть его. Лэнгдон догадывается, что пароль – это яблоко – шар, пропавший из гробницы Ньютона. Он открывает криптекс и тайно достаёт папирус. Затем он подбрасывает пустой криптекс в воздух, в результате чего Тибинг роняет пистолет, пытаясь поймать его и предотвратить уничтожение карты, находящейся внутри. Внезапно в комнату врывается Фаш и арестовывает Тибинга.
Папирус внутри второго криптекса направляет Софи и Лэнгдона в Шотландию, где Софи находит своего брата и бабушку. Во время встречи она узнает, что её семья действительно принадлежит к роду Иисуса и Марии Магдалины. Софи и Лэнгдон расстаются, пообещав встретиться во Флоренции через месяц. Вернувшись в Париж, Лэнгдон постигает поэму, которая приводит его к маленькой пирамиде, встроенной в землю в Лувре, где, как он уверен, должен быть спрятан Грааль.
Темы
Ложный конфликт между верой и знанием
Дэн Браун отказывается принять идею о том, что вера в Бога коренится в незнании истины. Невежество, которое иногда пропагандировала церковь, воплощено в характере епископа Арингароса, который не считает, что церковь должна участвовать в научных исследованиях. Согласно «Коду да Винчи», Церковь также насаждала невежество относительно существования потомков Иисуса. Хотя в какой-то момент романа Лэнгдон говорит, что, возможно, тайны Грааля должны быть сохранены для того, чтобы люди могли сохранить свою веру, он также считает, что люди, которые действительно верят в Бога, смогут принять идею о том, что Библия полна метафор, а не буквальных расшифровок истины. Другими словами, вера людей может противостоять истине.
Субъективность истории
Код да Винчи» поднимает вопрос о том, обязательно ли исторические книги говорят только правду. Роман полон переосмысления общеизвестных историй, таких как жизнь Иисуса, пентакль и фреска да Винчи «Тайная вечеря». Браун даёт собственное объяснение тому, как была составлена Библия, и недостающим Евангелиям. Лэнгдон даже интерпретирует диснеевский фильм «Русалочка», переосмысливая его как попытку Диснея показать божественную женственность, которая была утрачена. Все эти пересказы представлены как, по крайней мере, частично правдивые.
Интеллект женщин
Персонажи «Кода да Винчи» на свой страх и риск игнорируют силу женщин. На протяжении всего романа Софи недооценивают. Ей удаётся пробраться в Лувр и передать Лэнгдону секретное сообщение, спасая его от ареста, потому что Фаш не верит, что она способна выполнить свою работу. Фаш специально называет Софи «женщиной-криптологом», когда выражает свои сомнения в способности Софи и Лэнгдона уклониться от Интерпола. При интерпретации одной из подсказок, спрятанных в розовом ящике, Лэнгдон и Тибинг оставляют Софи без внимания, полностью опекая её. Когда ей наконец разрешают увидеть подсказку, она сразу же понимает, как её интерпретировать. Софи бесчисленное количество раз спасает Лэнгдона от ареста.
Других женщин также недооценивают. Сестра Сандрин в церкви Сен-Сюльпис – часовая Братства, но Сайлас, воспитанный в гипермужественных традициях «Опус Деи», не считает её угрозой. А Мари Шовель, бабушке Софи, удаётся без происшествий жить рядом с Росслинской часовней в течение многих лет, сохраняя свою родословную через брата Софи.
Список персонажей
Мануэль Арингароса
Епископ «Опус Деи». Арингароса консервативен в своих религиозных взглядах и жаждет, чтобы церковь вернулась к строгим порядкам. Он привязан к материальным вещам, которые олицетворяют могущество его ордена. Он добр к Сайласу.
Сестра Сандрин Бьейль
Монахиня и хранительница церкви Сен-Сюльпис. Она выступает за ослабление церковных строгостей и модернизацию церкви, возражает против отношения «Опус Деи» к женщинам. Она убита Сайласом, когда служила часовым в Приорате Сиона.
Мари Шовель
Бабушка Софи и жена Соньера. Добрая и умная женщина, Мари Шовель является частью плана Приората по сохранению тайны. Она является потомком Иисуса и Марии Магдалины.
Жером Колле
Агент французской судебной полиции. В некотором роде классический неуклюжий полицейский, Колле совершает множество ошибок во время преследования Софи и Лэнгдона. Его ошибки контрастируют с эффективностью Фаша. Однако он верит в невиновность Софи и в конце концов доказывает свою правоту Фашу.
Саймон Эдвардс
Сотрудник исполнительной службы аэропорта Биггин Хилл к югу от Лондона. Эдвардс привык исполнять любые желания очень богатых людей, поскольку аэропорт обслуживает частный бизнес.
Безу Фаш
Капитан французской судебной полиции. По прозвищу «Бык», Фаш силён, волевой и религиозный. Он очень верит в использование технологий в своей работе, что иногда ведёт его по ложному пути. Методы работы полиции Фаша немного нестандартны, но в душе он добр. Имя Фаш очень похоже на «фаше», что по-французски означает «сердитый».
Джонас Фаукман
Редактор Лэнгдона. Он представляет собой классический тип нью-йоркского издателя. Фаукман стремится делать деньги, но при этом он культурный и стильный человек.
Памела Геттум
Религиозный библиотекарь в Королевском колледже. Добрая душа, Геттум готова помочь Софи и Лэнгдону в их поисках.
Клод Груар
Охранник в Лувре. Груар – хороший человек, который был другом Соньера.
Роберт Лэнгдон
Главный герой романа. Лэнгдон, профессор симбологии в Гарварде, честен и заслуживает доверия. Он также является чрезвычайно успешным учёным и автором нескольких книг. Хотя он изучает религию, Лэнгдон не исповедует никакой конкретной религии и предпочитает оставаться сторонним наблюдателем в вопросах веры. Он, как и Софи, очень любит разного рода головоломки.
Лэнгдон, главный герой романа, является центром повествования. Он симпатичен, способен и добросердечен. Лэнгдон заслуживает доверия, так же как и Софи, его женская пара и любовный интерес. Эта надёжность выделяет его на фоне повествования, в котором автор ставит под сомнение мотивы всех основных персонажей, кроме Лэнгдона и Софи. В многочисленные моменты неопределённости в романе присутствие Лэнгдона неизменно успокаивает.
Хотя Лэнгдон считается секс-символом в академическом мире, он неуклюж и неумело обращается с оружием, ему не хватает решительности, когда дело доходит до планирования и осуществления действий. Он предпочитает думать о кодах и символах, а не о том, как сбежать из Лувра под прицелом полицейских. По этой причине его уравновешивает Софи, которая превращает его интеллектуальные способности в навыки выживания, применимые в реальной жизни.
Реми Легалюдек
Слуга Ли Тибинга и участник заговора по возвращению Грааля. Реми – наёмник, который участвует в заговоре только ради денег.
Софи Невё
Криптолог французской судебной полиции и главная героиня романа. Софи, которой около тридцати лет, привлекательна, одинока, сострадательна и очень умна. После гибели родителей, брата и бабушки в автокатастрофе её воспитывал дед, который привил ей любовь к головоломкам и шифрам. В двадцатилетнем возрасте Софи обучалась в Великобритании криптологии. В романе она – одна из главных действующих лиц, которые пытаются взломать код её деда. Она также является потомком Иисуса и Марии Магдалины.
Присутствие Невё в романе воплощает китайскую идею инь и ян, или двух взаимодополняющих сил, которые работают вместе в гармонии. От Лэнгдона и Тибинга Софи узнает, что в языческих религиях и в Приорате ценилось равновесие между мужским и женским началами. Софи и Лэнгдон представляют собой мужскую и женскую половины одного главного героя, и их цели никогда не расходятся. Таким образом, они повторяют идеи Тибинга и Лэнгдона о партнёрстве Иисуса и Марии Магдалины. По их мнению, мужчина и женщина вместе работали над достижением цели, при этом женщина ни в коей мере не была подчинена мужчине.
И Софи, и Лэнгдон, подобно Моне Лизе, демонстрируют мужские и женские черты: например, легкомыслие Лэнгдона уравновешивается ноу-хау Софи в реальном мире. Софи быстро соображает, ловка, коварна, когда ей это нужно, и физически напориста, как, например, когда она помогает обезвредить Сайласа в замке. Но в то же время она заботлива и сострадательна. Она глубоко переживает потерю своей семьи и оплакивает смерть своего деда. Блестящая и сексуально привлекательная, Софи сочетает в себе мужскую жёсткость с типично женскими качествами.
Жак Соньер
Куратор Лувра и дед Софи. Его убийство запускает цепь событий, происходящих в романе. Учёный Соньер увлекается Леонардо да Винчи, иконографией богинь и головоломками. Он также тайно является главой Приората Сиона, тайного братства, которому поручено охранять Грааль, и потомком Иисуса и Марии Магдалины.
Сайлас
Монах «Опус Деи» и убийца Жака Соньера. Сайлас, альбинос, движим неприятием и ужасом, с которыми он сталкивается с юных лет. Попав в орбиту епископа Арингарозы, он обретает религию и посвящает себя строгим католическим традициям Opus Dei. Он одержим идеей самонаказания и безбрачия, а его цель в жизни – помочь епископу и Opus Dei.
Ли Тибинг
Историк и антагонист романа. Сэр Ли Тибинг – рыцарь, королевский историк и чрезвычайно богатый человек. Он калека после полиомиелита и не женат. Святой Грааль был его единственной страстью на протяжении многих лет, и поиск Истины, которая, по его мнению, присутствует в Граале, одерживает его. В конце концов, потребность в знаниях превращает его в убийцу. Он создаёт себе единомышленника, Учителя, который осуществляет его злодейский замысел.
Поначалу Тибинг – желанный благодетель для Софи и Лэнгдона. Его поместье, замок Виллетт, с великолепной гостиной и огромным кабинетом, уставленным книгами, кажется привлекательным воплощением своего владельца. Тибинг вносит столь необходимую комическую разрядку, он подшучивает над своим слугой и Софи, словно богатый и пунцовый старый дядюшка. Его Land Rover и взятки, которые он даёт своему пилоту на аэродроме во Франции, помогают Софи и Лэнгдону скрыться от полиции.
Однако вскоре Браун обнаруживает, что Тибинг – убийца. После того как становится известно его истинное лицо, Тибинг превращается в живой пример того, как богатство может развратить. Тибинг, который всегда жил в привилегированной жизни, убеждает себя, что его деньги дают ему право знать о местонахождении Грааля. Его бальный зал, превращённый в кабинет, который поначалу кажется очаровательно захламлённым, начинает напоминать безумное логово серийного убийцы. Его шутки из забавных превращаются в манипулятивные. А его привычка разбрасываться деньгами, подкупая людей, чтобы обеспечить группе безопасный выезд из Франции, кажется корыстной.
Тибинг готов пойти на все, чтобы получить желаемое, независимо от того, кому он причинит боль на этом пути. В каком-то смысле его желание раскрыть правду о Граале можно считать благородным. Но к концу романа становится ясно, что на самом деле он стремится удовлетворить собственную извращённую одержимость, а не найти истину.
Андре Верне
Президент парижского отделения Депозитарного банка Цюриха. Верне был другом Жака Соньера и заклятым защитником его тайны. Безупречно ухоженный Верне живёт среди богачей, но желает лишь погрузиться в культуру.
Виттория
Женщина из прошлого Лэнгдона. Она появляется только в его памяти и демонстрирует, как трудно ему поддерживать отношения.
- «Сирано де Бержерак», краткое содержание
- «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Джейн Эйр», краткое содержание
- «Гамлет», краткое содержание
- «Путешествия Гулливера», краткое содержание
- «Унесённые ветром», краткое содержание
- «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?